Партнеры журнала:

Лесопиление

Не покупайте кота в мешке

Решение проблем, возникающих в процессе эксплуатации лесопильных линий и деревообрабатывающих комплексов

Правильный выбор и эксплуатация лесопильного, деревообрабатывающего оборудования и режущего инструмента - залог эффективной работы предприятий лесопромышленного комплекса.

Основными условиями успешной работы лесопильных линий и деревообрабатывающих комплексов являются: оптимальный подбор технологического оборудования; устройство стабильных фундаментов и несущих полов под оборудование; качественный монтаж и юстировка оборудования; профессиональная техническая команда для его обслуживания; своевременные и качественные ремонт и техническое обслуживание оборудования; закупка оригинальных запчастей для ремонта; приобретение качественного режущего инструмента и его эксплуатация.

Есть три класса технологического оборудования: легкий, средний и тяжелый. Подбирать оборудование надо исходя из условий эксплуатации, сменности работы, квалификации обслуживающего персонала, а не ориентироваться только на цену или производительность. Оборудование должно отвечать необходимым требованиям к производительности, качеству выпускаемой продукции, стабильности работы, длительности сроков эксплуатации. Конечно же, следует внимательно изучить инструкцию по обслуживанию оборудования, предписания завода-производителя по ремонту и обслуживанию и только после этого принять решение: подходит вам это оборудование или стоит поискать другое.

Как правило, тяжелые лесопильно-деревообрабатывающие станки и комплексы без поломок работают весь гарантийный срок службы, с этим оборудованием почти нет серьезных проблем, как, например, с оборудованием легкого класса, которое эксплуатируют в две-три смены. Но и тогда инженерно-техническим службам предприятия надо следить за тем, чтобы после окончания срока гарантии на оборудование плановый осмотр и своевременная замена узлов (ППР), а также режущего инструмента выполнялись регулярно. Если оборудование обслуживается без какого-либо плана, нерегулярно, от случая к случаю, то есть большой риск внезапного его отказа.

Необходимо помнить, что аварийный (внеплановый) ремонт надолго нарушает ритм работы производства, поставка оригинальных запасных частей (для замены вышедших из строя деталей) занимает много времени, а применение неоригинальных или самодельных деталей может повлечь выход из строя соседних или взаимодействующих механизмов оборудования, что в конечном счете отразится на качестве работы всей линии или комплекса, а также объемах выпуска продукции.

Зачастую получить оригинальные запчасти, особенно импортные, со склада завода-изготовителя или его дилера в короткие сроки невозможно. Дорогостоящие импортные высокопроизводительные лесопильные линии и комплексы, установленные на крупных деревообрабатывающих предприятиях в России, нуждаются в своевременном обслуживании и замене износившихся узлов или деталей оригинальными. Стоимость последних довольно высока и, как правило, этих запчастей на складах заводов-изготовителей нет. Поэтому необходимо заблаговременно, до проведения планово-предупредительного ремонта составлять дефектную ведомость, чтобы успеть выделить необходимые средства на приобретение запчастей и располагать запасом времени на их производство на заводе-изготовителе и доставку. В связи с этим целесообразно приобретать запчасти и расходные материалы для наиболее изнашиваемых деталей и узлов оборудования либо одновременно с закупкой оборудования, либо заключать договоры с заводами-поставщиками на долговременное обслуживание и сопровождение этого оборудования. В этом случае завод-изготовитель будет вынужден держать у себя на складах определенный объем запчастей для сокращения сроков ремонтных работ у заказчика.

Иногда заводу-изготовителю требуется несколько месяцев для производства необходимых деталей, запчастей и режущего инструмента, например, для фрезерно-брусующих и фрезерно-пильных линий. Режущий инструмент часто уникальной конструкции и производится по запатентованной технологии, в связи с чем срок поставки такого инструмента может быть три месяца и более.

Если вы купили оборудование б/у...

Приобретая оборудование, бывшее в употреблении, необходимо учитывать, что часто у линий лесопиления и других технологических линий для деревообработки устаревшая система управления (иногда даже аналоговая). Поинтересуйтесь у продавца, не утрачена ли документация на технику, а также проверьте, не обрублены ли кабели подключения и системы управления, о чем покупателя часто даже не предупреждают. Восстановить работоспособность подобной техники очень непросто, на это понадобятся серьезные вложения, сопоставимые со стоимостью нового оборудования. Не покупайте кота в мешке, иначе придется отправлять груду ненужного металла на лом. Очень полезно заключать договор с поставщиком б/у оборудования с гарантийными обязательствами, которые, как правило, не превышают шести месяцев. Для качественного обслуживания бывшего в эксплуатации оборудования нужны паспорт или дубликат паспорта завода-изготовителя, в котором содержится перечень всех наиболее изнашиваемых деталей и расход­ных материалов. В некоторых случаях достаточно знать наименование модели станка (оборудования), год выпуска, его заводской номер, которые указаны на табличке (шильде), прикрепленной к станине. Тогда наладку и обслуживание оборудования сможет выполнять завод-изготовитель или авторизованный дилер, у которых сохранилась в заводском архиве документация на это оборудование. Покупать оборудование без паспорта не рекомендуется, так как в дальнейшем вы столкнетесь с проблемой технического обслуживания и ремонта этой техники.

Поэтому целесообразно покупать подобное оборудование в рабочем состоянии после тщательного осмотра техническими специалистами и тестирования на месте. После чего это оборудование должно быть аккуратно демонтировано и со всеми необходимыми документами доставлено и смонтировано на вашем предприятии теми же специалистами или фирмой, которые выполняли демонтаж. Окончательный расчет с продавцом оборудования следует выполнить лишь после ввода в эксплуатацию купленного оборудования.

О пользе ППР

Система планово-предупре­дительного ремонта (ППР) оборудования - это система технических и организационных мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление эксплуатационных характеристик технологического оборудования и устройств в целом и (или) отдельных единиц оборудования, конструктивных узлов и элементов. На лесопильно-деревообрабатывающих предприятиях используются разные системы планово-предупредительных ремонтов. Общее у них то, что регламентирование ремонтных работ, их периодичность, продолжительность, затраты на эти работы носят плановый характер.

Можно выделить две разновидности системы планово-предупредительных ремонтов.

Регламентированный ППР: по календарным периодам; по календарным периодам с корректированием объема работ; по наработке; с регламентированным контролем; по режимам работы.

ППР по состоянию: по допустимому уровню параметра; по допустимому уровню параметра с корректировкой плана диагностики; по допустимому уровню параметра с его прогнозированием; с контролем уровня надежности; с прогнозом уровня надежности.

На предприятиях ЛПК широко распространена система регламентированного планово-предупредительного ремонта, что можно объяснить простотой по сравнению с системой ППР по состоянию. В регламентированном ППР мероприятия привязаны к календарным датам и по умолчанию принимается факт, что оборудование работает в течение всей смены без остановок. В таком случае структура ремонтного цикла проста и понятна и нет риска фазовых сдвигов. В случае организации системы ППР по допустимому параметру-индикатору приходится учитывать большое число этих индикаторов, специфичных для каждого класса и типа оборудования.

Как правило, на предприятиях выполняются ежемесячные (продолжительностью один день) и годовые (продолжительностью две-четыре недели) планово-предупредительные ремонты. В России структура ремонтных работ в системе ППР оборудования обуславливается требованиями ГОСТ 18322-78 и ГОСТ 28.001-78.

Владимир ПАДЕРИН