События

«ЛЕСДРЕВМАШ-2020»

Приехали только целевые клиенты

В московском «Экспоцентре» 19–22 октября в рамках «Российской промышленной недели-2020» прошла XVIII Международная выставка «Лесдревмаш-2020». Ее площадь и аудитория заметно сократились ввиду пандемии, зато увеличилась доля целевых посетителей, которые смогли добраться и до небольших стендов.

Выставка прошла при поддержке Минпромторга России, Европейской федерации производителей деревообрабатывающего оборудования EUMABOIS, Ассоциации деревянного домостроения, Ассоциации организаций и предприятий деревообрабатывающего машиностроения «Древмаш», Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России и под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ. Генеральным информационным партнером мероприятия выступил журнал «ЛесПромИнформ».

В павильонах №2 и 8, а также на открытой площадке выставочного комплекса более 120 компаний из России, Германии, Австрии, Швеции, Финляндии, Словении, Дании, Италии, Испании, Китая и Тайваня представили новейшие образцы выпускаемого оборудования и технологий для лесозаготовительной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Часть компаний из Германии объединились в национальной экспозиции.

Увы, не выставлялась «большая тройка» производителей мебельного оборудования: Homag, SCM и Biesse (впрочем, последние сохранили статус спонсора «Партнер выставки»). Также отсутствовали стенды крупнейших компаний – разработчиков оборудования для фанерной и плитной отрасли: Dieffenbacher, Siempelkamp, Raute.

Но традиционно с большой экспозицией в зале 1 павильона 2 разместились крупнейшие поставщики оборудования: КАМИ, «МДМ-Техно» и растущая с каждой выставкой Liga Machinery (партнер ряда китайских производственных компаний), а также Felder, Leitz, Festool и др.

В зале 2 павильона №2 свои экспозиции представили европейские лидеры отрасли: Weinig, Ledinek, Polytechnik, Biele, Fagus-Grecon, Amandus Kahl, H.I.T., FinScan, Vollmer, Muhlbock, Kvarnstrands, Kohlbach, Koimpex, Moldow, российские компании «Опти-Софт», «Теплоресурс», «Автоматика-Вектор» и ряд других.

Павильон №8 выбрали для демонстрации в основном производители оборудования для заготовки и производства биотоплива: финская Ponsse, австрийская Prinz, российские производители «АЛБ Групп», «Завод котельного оборудования», «Дозагран», «Амкодор-Онего», «Ковровские котлы», «Пролетарская свобода», «Экстру-Тех» и несколько десятков других компаний.

Экспоненты отметили, что при заметном сокращении потока посетителей число целевых контактов резко выросло: в «Экспоцентр» для переговоров со всей России приехали специалисты и руководители лесопромышленных компаний, действительно заинтересованные в переговорах и готовые преодолевать сложности деловых поездок в 2020 году.

В рамках мероприятия прошли отборочные соревнования молодых профессионалов за право включения в расширенный состав национальной сборной WorldSkills по двум компетенциям: «Производство мебели» и «Столярное дело». В конкурсное задание входило изготовление винного шкафчика и оконной рамы.

Слово участникам

Мария Королева, исполнительный директор Polytechnik Biomass Energy: «Начиная с 2002 года компания Polytechnik не пропустила ни одной выставки “Лесдревмаш”, однако в связи с пандемией COVID-19 решение об участии в выставке 2020 года принималось буквально в последний момент. В итоге мы решили не отказываться от участия, но ограничились небольшим стендом. К счастью, несмотря на достаточно скептическое настроение вначале, прогноз не оправдался. Конечно, выставка не была такой активной и большой, как всегда, но приятно было иметь возможность поприветствовать знакомые лица, а также пообщаться с новыми потенциальными клиентами. Стоит отметить, что в этом году ЛДМ посетили исключительно профессионалы лесопромышленного комплекса, что может быть и сказалось на количестве посетителей, но определенно не на качестве. Интерес у посетителей стенда Polytechnik традиционно вызывали утилизационные энергетические установки, работающие на кородревесных отходах, а также достаточно новое направление для компании – установки по карбонизации древесных отходов в биоуголь».

Тоне Рошкар, руководитель проектов Ledinek Engineering d.o.o. в России: «Выставка потеряла по площади и посетителям процентов на пятьдесят, это факт. Но мы приезжаем сюда каждый раз, потому что это крупнейшая в России отраслевая выставка, и в этом году тоже откликнулись на приглашение наших клиентов. Со всеми из них встретились, было несколько новых. Однако мы и не ждали, что их будет много, ведь деловые поездки сейчас осложнены. Первым впечатлением мы довольны. На нашем оборудовании недавно запущен первый в России завод CLT».

Дмитрий Загородный, директор по маркетингу ООО «Понссе»: «Конечно, в этом году любое мероприятие особенное: необходимо соблюдать меры предосторожности. Все это осложняло работу на стенде, но, судя по фидбеку, который мы получили при общении с посетителями, можно сказать, что отрасль все-таки работает, она жива. Потребность в технике есть, наши клиенты, в том числе потенциальные, ставят определенные задачи, что внушает оптимизм. Мы привезли на выставку три тренажера, различающиеся по техническому оснащению: один полностью воспроизводит трехмерную реальность и позволяет ощутить себя в кабине харвестера, другие – более мобильные симуляторы, которые можно использовать в учебных классах и компаниях клиентов для отработки навыков и умений».

Алексей Васичев, руководитель российского филиала Fagus-GreCon Greten GmbH & Co. KG: «Мы ожидали худшего, но первый и второй день оказались весьма насыщенными, в том числе было несколько новых контактов. Может быть, дело в том, что из-за уменьшенной экспозиции потенциальные клиенты не задерживались на стендах крупных производителей и доходили до нас. Я оцениваю загрузку как треть стандартного объема работы. В нынешних условиях это положительный результат. Ведь все приехали с определенными задачами. Я ожидал, что география посетителей ограничится европейской частью России, но на стенд дошли клиенты из Сибири и даже из Южно-Сахалинска. Если люди преодолели такое расстояние, можно быть уверенным, что их действительно беспокоят проблемы, которые мы можем помочь решить».

Андрей Самсонов, генеральный директор Felder Group Россия: «Выставка – прежде всего площадка для роста продаж и заключения контрактов, поэтому ее успех зависит от настроя команды, демонстрируемого оборудования и подготовки самого мероприятия. Размер самой выставки или внешняя ситуация на рынке при этом не так важны. Судя по заключенным контрактам, я оцениваю результаты положительно, хотя посещаемость, конечно, существенно ниже, чем прежде. Еще в марте стало понятно, что требуется применять новые инструменты в продажах, и сегодня мы провели онлайн-презентацию станков прямо с выставки для 15 клиентов. Конечно, встает вопрос, каково будущее выставок в таком формате? Другие крупные игроки предпочли домашние мероприятия, но, с моей точки зрения, нужно умело комбинировать эти два формата. Стоит с эмпатией относиться к потребностям клиентов: ведь им комфортнее приехать на одну площадку и иметь возможность пообщаться с разными поставщиками. Возможно, такие совместные мероприятия несут и определенные риски для станкоторгующих компаний, но это абсолютно нормальная ситуация открытого рынка. Вместе с тем, практика домашних мероприятий несомненно идет на пользу индустрии и улучшает клиентский сервис в целом. Уверен, что в 2021 году мы нарастим количество домашних мероприятий, но также останемся и в формате выставок».

Ирина Мартынова, генеральный директор ООО «Вайниг Рус»: «Мы довольны подходом организаторов и условиями на выставке, учитывая сложившуюся обстановку в мире. Мы были готовы к тому, что поток посетителей будет не такой, как нам бы хотелось. Но большинство наших клиентов и потенциальных покупателей смогли прибыть на выставку. Тем, кто все же не смог посетить выставку, наши специалисты помогают онлайн, консультируют в выборе оборудования и запчастей. Мы не жалеем, что принимали участие в выставке. Благодарим организаторов и надеемся на дальнейшее сотрудничество!»

Игорь Лапченко, начальник отдела продаж Kvarnstrands Verktyg AB в России и Восточной Европе: «Посетителей, конечно, было меньше, чем два года назад, и выставочные площади сократились, но сегодня, в особой ситуации, мы довольны, что смогли встретиться с клиентами, которые хотели нас увидеть. Были и новые контакты. Я считаю, мы доказали, что мы серьезная компания, готовая рисковать, приехав на выставку, и рады, что наши риски оправдались».

Максим Савченко, специалист по реализации оборудования и поддержке клиентов Kohlbach Energieanlagen GmbH: «Формат выставки поменялся очень сильно, и объем контактов, к которым мы привыкли, снизился колоссально. Многие не смогли приехать. Тем приятнее было встретить наших партнеров и тех, с кем мы активно прорабатываем проекты. Было несколько новых предприятий, заинтересованных в реализации проектов, несмотря на сложную ситуацию. Возможно, с уменьшением общего числа посетителей уменьшилось и число тех, кто не имеет прямого отношения к отрасли. Эта выставка показала, что постоянное присутствие поставщика необходимо даже в сложные времена. Любому заказчику нужна поддержка, часто личная, и выставка как раз та платформа, на которой многие могут эту поддержку получить, а также почерпнуть новые идеи, обрести новый взгляд на привычные вещи в ходе общения. Для этого визуализируем на стенде строительство наших объектов, и многие заказчики, которые не знали, что какие-то технологии вообще возможны, получают дополнительный стимул в выборе оборудования».

Сергей Арефьев, руководитель проекта завода «Ковровские котлы»: «Выставка для нас никогда не была площадкой моментальной продажи. Это всегда работа на будущее, на имидж. Наши договоры заключаются на суммы до десятков миллионов рублей, и поэтому решения заказчиками принимаются спустя месяцы и годы после ознакомления с оборудованием на выставке или в интернете, но почти всегда после посещения подобного объекта у коллег, уже эксплуатирующих наше оборудование. Конечно, чем больше людей на выставке, тем больше возможностей продемонстрировать свои новинки, но в силу развития информационных технологий в любом случае после выставки тянется шлейф и в печатных изданиях, и на интернет-ресурсах: что же там было представлено на выставке, кто продолжает активно присутствовать на рынке и как развивается, а кто вдруг в этот раз и не появился!

И первый день даже превзошел наши ожидания, да и последующие дни не были бесполезными. На стенде мы смогли представить современнейший котел серии Гейзер-ENERGY, который будет работать у нашего клиента в тысячах километров от Москвы. А в центре Москвы этот красавец, отполированный и подсвеченный, стоял в своем настоящем блеске! Абсолютно уверены, что наши усилия останутся в хорошей памяти у посетителей и партнеров, а нам помогут получить новые контракты. Спасибо "Лесдревмашу" и всем его посетителям!»

Андрей Федоров, менеджер ООО «Фолльмер Рус»: «Традиционный немецкий павильон в этот раз был застроен всего на четверть, немецкие компании можно было пересчитать по пальцам. Организаторы выставки провели одновременно с “Лесдревмаш“ “Технофорум” и Rusweld, чтобы привлечь больше посетителей, и, кажется, это им удалось. Учитывая обстоятельства, мы провели презентацию станка Vollmer CHX840 в YouTube. Этот автоматический станок позволяет обрабатывать инструмент без участия оператора, мы второй раз выставляем его в России, предыдущий экземпляр в конце прошлого года поехал прямо с выставки на крупнейшую российскую мебельную фабрику. Нынешний станет основным инструментом одного из сервисных центров в России. Мы наблюдаем растущий спрос на такое оборудование в связи с автоматизацией производств и стремлением снизить влияние человеческого фактора».

Сергей Кирилин, директор ООО «Финскан Рус»: «Безусловно, компаний-участников было мало, из финских производителей практически только мы, и это не могло не сказаться на количестве посетителей, если сравнивать с прошлыми выставками. Тем не менее их было больше, чем мы ожидали, и почти не было “случайных” посетителей. С большей частью тех специалистов, кто посетил наш стенд, мы договаривались о встрече заранее. Некоторые целенаправленно приезжали на выставку для переговоров с нами. С учетом ситуации мы в целом удовлетворены итогами выставки».

Денис Приезжев, начальник департамента продаж мебельного оборудования «МДМ-Техно»: «Посетителей на выставке стало меньше, но все они с бюджетами и конкретными запросами. Интересуются оборудованием с ЧПУ – здесь мы как раз показываем в работе сверлильно-присадочный станок с ЧПУ модели NCB612D крупного производителя Nanxing из Китая. Станок предназначен для высокоточного, скоростного сверления сквозных и глухих отверстий с шести сторон. Появился интерес к робототехнике: в этот раз мы демонстрируем небольшой покрасочный робот Fanuc с функцией шлифования. В этом году уже продали пятнадцать таких роботов. С поставками у нас проблем нет ни из Европы, ни из Азии. Есть проблемы в России: сейчас на таможне очереди, после пандемии пришло много грузов. Есть подозрения, что перед Новым годом эта ситуация повторится».

Иван Петров, руководитель отдела рекламы и маркетинга направления лесной техники ГК «ЭкоНиваТехника-Холдинг»: «Участие в выставке компания “Амбитех” оценивает положительно. Нас порадовала высокая активность гостей, клиентов и партнеров компании. К бренду Tigercat мы наблюдаем повышенный интерес даже на фоне всевозможных ограничений и нестабильной обстановки на рынке. На выставке основной упор мы делали на сортиментную лесозаготовительную технику. Мы анонсировали принципиально новый колесный харвестер Tigercat 1165 – в декабре в Вологде на выставке "Российский лес" будет его официальная презентация. В пару к харвестеру предлагаются уже хорошо зарекомендовавшие себя в России форвардеры Tigercat 1055 и Tigercat 1075 грузоподъемностью 14 и 20 тонн. Не секрет, что лесная отрасль переживает не самое простое время и лесозаготовители находятся в активном поиске новых, надежных комплексных решений – компания "Амбитех" готова такие решения предложить».

Генеральный директор компании Liga Machinery Виталий Кривошеев в интервью FSC Project отметил, что был обеспокоен сокращением экспозиции, особенно отсутствием «большой тройки», но в первый день увидел большой поток целевых посетителей. По итогам выставки у команды менеджеров оказалось 85 индивидуальных контактов по всей России, заинтересованных автоматизацией, станками с ЧПУ, производственными решениями, снижающими влияние человеческого фактора. На выставке компания демонстрировала на площади 522 м2 19 единиц оборудования, в том числе роботов для упаковки, пакетирования, штабелирования. Большой интерес посетителей вызвал стенд проектного отдела. Из-за задержки с растаможиванием не удалось представить главную новинку года – высокоскоростной сверлильно-присадочный центр KDT KD 808, но компания намерена провести ее презентацию в ближайшее время.

У производителей мебели сейчас много заказов, по мнению представимтелей компании «КАМИ»: возник большой отложенный спрос после карантина. Производители располагают свободными деньгами и предпочитают покупать станки впрок. Сделки совершались прямо на выставке, например, один из клиентов приобрел нестинговый центр. Заказчики стали чаще покупать дорогое и тяжелое оборудование, большой спрос наблюдается на сверлильно-присадочные станки с ЧПУ. Это связано с тем, что уменьшились размеры партий, и рост выпуска нестандартной продукции повышает риск ошибок.

Деловая программа

Важной составляющей выставки традиционно стала деловая программа. В частности, «ЛесПром­Информ» организовал и провел конференцию «Плитпром-2020: рынки в эпоху COVID-19». В этом году «Плитпром» переключился с технологий на рынки и логистику. Пандемия коронавируса, торговые войны и другие факторы сделали 2020 год сложным и для производственников, и для покупателей. Бизнес живет в условиях неопределенности и падения выручки, поменялись цепочки продаж, еще важнее стали вопросы экспорта, онлайн-маркетинга, поиск новых рынков.

Редакция журнала решила собрать мировых экспертов и зарубежных покупателей фанеры и древесных плит, чтобы определить новые перспективы и найти взаимовыгодные решения. Конференция прошла в гибридном формате: большая часть докладчиков и зрителей участвовали в ней по видеосвязи.

Старший консультант StepChange Consulting Алексей Бесчастнов подвел итоги работы ЛПК в первом полугодии 2020 года и рассказал о новых тенденциях, оказывающих влияние на отрасль. Наибольший рост выручки и EBITDA из мировых производителей древесной продукции показывают пеллетные гиганты Enviva и Pinnacle, а также российская Segezha Group.

«В новом жилищном строительстве в России отмечается небольшое падение. Текущий уровень удовлетворительный, но значительного роста ожидать не приходится – он возможен при годовом росте доходов населения и ВВП не менее 5%», – считает Алексей Бесчастнов.

В Европе начинается эпидемия короеда, поэтому на рынке появится много дешевого сырья и объем переработки сначала вырастет, а затем упадет из-за поражения древесины. Это скажется не только на лесопильной, но и на плитной отрасли. В последние 15–20 лет инвестиции направлялись из Западной Европы на восток, но теперь вероятно обратное движение. Для переработки дополнительных объемов компании будут удлинять прессы, устанавливать предварительный нагрев, использовать в производстве быстродействующие химикаты. В Европе уже стали появляться новые плитные проекты. Сначала это ударит по российским предприятиям ужесточением конкуренции, а затем по европейским, так как часть предприятий со временем потеряет конкурентное преимущество в сырье.

По информации StepChange, вспышка короеда началась и в Сибири,что вызывает опасения.

Потребление OSB растет во всех регионах мира, в том числе и в России – за счет вытеснения фанеры, а отчасти и пиломатериалов. Стагнирует только американский рынок, сформировавшийся раньше и завязанный на динамику жилищного строительства, в котором превалирует малоэтажное и деревянное (80% стеновых материалов для индивидуальных домов – OSB).

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики РЭЦ Алевтина Кириллова представила разработанные центром инструменты повышения эффективности поставок плитной и фанерной продукции. Среди них проект «Логистика международной торговли», который предусматривает модернизацию узких мест на экспортных маршрутах, а также электронная площадка экспортера, где можно оформить субсидии, рассчитать транспортные ставки и получить информацию о рекомендуемых маршрутах и транспортных операторах, поучаствовать в онлайновых бизнес-миссиях. Первый этап электронной площадки экспортера запустится уже в ноябре 2020 года.

В решении транспортных задач одним из основных партнеров РЭЦ стала «РЖД-Логистика». Организации подписали генеральные соглашения на Восточном экономическом форуме и совместно отгружают в Китай контейнерные поезда с терминалов Ворсино и Селятино. «В Центральной России все грузы маршрутизируются через Московский регион. Издержки на эти первые мили составляют существенный элемент транспортной цены», – поделилась Алевтина Кириллова. В связи с этим обсуждается вопрос о создании сети терминалов для консолидации, перегрузки и отправки грузов.

Производители фанеры и древесных плит подпадают под действие Постановления Правительства РФ №496 и Приказа Минпромторга №1021 и могут компенсировать часть затрат на транспортировку высокотехнологичной продукции. Для этого требуется лишь аккуратно заполнить документы на субсидию, в частности, включить затраты только на ту продукцию, которая подлежит субсидированию, исключить из расчетов НДС, использовать корректные валютные курсы.

Отвечая на вопрос о сроках действия транспортных субсидий китайской стороны, Алевтина Кириллова отметила, что они связаны с развитием контейнерных маршрутов по программе «Один пояс – один путь» и не имеют официальных сроков. Программа началась в 2017 году, вероятно, продлится до 2022–2024 годов, но постепенно будет сворачиваться.

Размер контейнерных субсидий на пиломатериалы в некоторых провинциях Китая уже снижается, поэтому имеет смысл переходить на поставки продукции глубокой обработки древесины – на фанеру и плиты ставка субсидий существенно выше, чем на пиломатериалы.

Руководитель направления «Фанера и плиты» управления по маркетингу Segezha Group Денис Барабанов поделился тенденциями и перспективами на рынке березовой фанеры: «Еще в 2019 году стало заметно, что мировая экономика теряет импульс – по динамике строительства в Китае и мирового производства цемента. В 2020 году можно ожидать снижения выпуска фанеры на 5–7%. Темпы потребления в России замедлились, но экспорт на удивление вырос».

Рост объясняется тем, что еще в I квартале карантин остановил производство фанеры в Китае, и мировые потребители бросились замещать ее в том числе российской березовой фанерой. Помогло и снижение курса рубля. С распространением коронавируса в Европе, США и России ситуация ухудшилась.

Ведущими потребителями российской фанеры остались США, Египет, Германия. Увеличились поставки на волатильный рынок MENA, который потребляет низкосортную квадратную фанеру. Немного сократились продажи в Азию, где предпочитают высокие сорта и специализированные продукты.

В ключевых отраслях, потребляющих фанеру: строительстве, мебельной промышленности и транспорте – в 2020 году производство существенно снизится, на 15–20%. От жесткого локдауна пострадала промышленность в Египте, Индии, Израиле. Начало второй волны COVID-19 говорит, что резкого отскока спроса не случится. Экспорт фанеры из России в ЕС при этом почти полностью коррелирует с темпами строительства в Европе. «Если говорить о восстановлении сегментов, то в 2021 году транспорт вырастет на 5–6%, мебель – всего на 3% (основной рынок – Ближний Восток, и он потерял больше других), строительство – на 4%. Судя по прогнозам, даже в 2022 году мы не выйдем на уровень 2019 года, кроме стран Азии, возможно», – считает Денис Барабанов. Риски вытеснения березовой фанеры хвойной и тополиной, а также плитами OSB в некоторых сегментах есть, но в производстве уличной мебели или транспорта, особенно тяжелого, у этого продукта почти нет конкурентов.

Кроме этих сегментов потребления, существует перспективная ниша специализированной фанеры для LNG-танкеров. Высокая планка входа в нее снижает конкуренцию, а долгосрочная контрактация нивелирует влияние таких кризисов, как пандемия COVID-19. Сейчас выпускается 50–60 LNG-танкеров в год, для которых требуется 50–60 тыс. м3 фанеры, однако нет сомнений, что спрос в этом сегменте будет расти.

В 2018 году рынок столкнулся с заградительными пошлинами Турции, в 2019–2020 годах – с вводом 350–400 тыс. м3 новых мощностей и усилением конкуренции. Все это привело к существенному снижению цен. Запасы на рынке в ближайшее время вырастут до рекордных 250 тыс. м3. Баланс мирового рынка березовой фанеры будет отрицательным до 2025 года, а затем приблизится к нулю: часть старых мощностей и производителей квадратной фанеры уйдут с рынка, потребление начнет опережать производство.

В России в 2021–2023 годах планировался ввод еще 400–450 тыс. м3 фанерных мощностей, но часть проектов, вероятно, будут заморожены.

В Европе наблюдается дефицит сырья, компании рассматривают перевод мощностей в Россию. В средней перспективе это будет способствовать повышению цен на фанерный кряж и фанеру. Годовой рост цен на фанеру в ближайшие годы составит около 2%. «Это сложный рынок, но среднесрочно перспективы умеренно положительные», – резюмирует Денис Барабанов.

Учредитель журнала «ЛесПром­Информ» Светлана Яровая и специалист по сопровождению экспортных сделок в ЛПК Артем Степанюк представили совместный проект: новый сервис woodconnect.PRO – платформу для стыковки российских производителей древесной продукции, их зарубежных клиентов и поставщиков оборудования. Основной целью проекта является создание безопасного бизнес-пространства для компаний с высоким репутационным рейтингом, сообщили основатели сервиса.

С презентациями о своих торговых возможностях выступили польские компании Licon International и Biuro Styl. На польском рынке наблюдается оживленная конкуренция, а покупатели в этом году часто не имеют товаров на складе и просят о быстрой поставке продукции, сообщили представители компаний.

Вице-президент Forest Economic Advisors LLC Грег Льюис охарактеризовал рынок строительных древесных плит в Северной Америке. В США 53% индивидуальных домов построены до 1980 года, всего 7% – в последние десять лет. Жилой фонд устаревает, и в том числе поэтому в ближайшие пять лет жилищное строительство будет расти и потянет вверх спрос на плиты. В несколько раз увеличилась на американском рынке доля применения OSB в индустриальном сегменте, и эта тенденция сохранится в ближайшие годы.

«В 2020 году не было обычного накопления складских запасов перед началом строительного сезона, заказы обгоняли производство во II и III кварталах. В числе прочего это привело к росту цен. В следующем году мы увидим более привычную ситуацию, – прогнозирует Грег Льюис. – В ответ на растущий спрос будет расширяться и производство».

В сегменте хвойной фанеры доля импорта на рынке Северной Америки не превышает 12–13%, а доминируют южноамериканские страны. Поставки и цены вновь растут. Однако картина может измениться: продолжаются судебные разбирательства компаний из США против поставщиков из Южной Америки. Утверждается, что качество их продукции не соответствует полученным сертификатам.

Импорт фанеры из лиственных пород в Соединенные Штаты заметно снизился за счет падения импорта из Китая, это прямое следствие торговых ограничений. Немного вырос импорт из Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии, поскольку китайский бизнес инвестирует в производство в этом регионе.

Поставки российской березовой фанеры в США по итогам восьми месяцев 2020 года увеличились на 18%, а доля фанеры из России на этом рынке составляет около 20%.

«Промышленный масштаб производства может увеличить рыночную долю CLT и других новых продуктов, но следующие 5–10 лет будут преобладать традиционные методы строительства, и среднесрочных угроз объемам потребления OSB и фанеры нет», – считает Грег Льюис.

«Фанерные, плитные и мебельные фабрики в Иране начали строить в 1950-е годы, сейчас дерево­обработка обеспечивает 0,45% ВВП и занятость 1,46% работающих в стране, – сообщил в заключительном докладе консультант Иранской ассоциации лесопромышленников Амин Ариан. – Плитные мощности в основном расположены на севере страны, у побережья Каспийского моря и близко к территории России».

Ситуация в иранском производстве ДСП сложная из-за экономических условий и нехватки сырья. Мощности загружены лишь наполовину. 60% продукции – плиты, облицованные меламиновыми пленками. Три четверти объема плит используются в мебельной отрасли, остальное – в строительстве, упаковке и производстве дверей.

MDF – самые популярные в Иране древесные плиты. Их производство в 2019 году достигло 2,1 млн м3, импорт – 670 тыс. м3. Потребление выросло на 13%. Как и в случае с ДСП, три четверти выпускаемых плит потребляет мебельное производство. 90% продукции – плиты толщиной 9 мм и выше, в основном ламинированные. Почти весь объем сырья для MDF в Иране – это круглый лес; отрасли не хватает древесных отходов.

Объем производства фанеры незначительный: крупные предприятия закрылись, маленькие работают на сырье низкого качества, обычно тополином. 60% потребляет строительство, остальное – мебель, транспорт и упаковка.

Россия может сыграть большую роль в сырьевом обеспечении иранского ЛПК. У двух стран долгая история поставок пиломатериалов, но торговля древесными отходами все еще мало развита. Амин Ариан призвал российские компании к открытости и поиску вариантов сотрудничества, например, поставок по морю. Чтобы справиться с нехваткой сырья, в стране разрабатывали технологию производства плит из отходов сахарного тростника и пробовали плантационное выращивание эвкалипта на юге и тополя – на севере.

Отвечая на вопрос из зала о частых заказах иранцев у российских компаний MDF 3660 х 1830 х 16 мм, аналитик отметил, что большинство мебельных заводов в Иране работают только с этим форматом и долгое время закупали его в Турции. Такие плиты подходят для распространенной на иранском рынке типовой мебели и оборудования для раскроя, установленного на заводах.

Частью деловой программы выставки была конференция по вопросам вторичной переработки мебели, плитных материалов и продуктов деревообработки, организованная АМДПР. Ассоциация представила проект «Новая жизнь старого шкафа», нацеленный на популяризацию переработки и использования вторичной древесины. Сейчас большой объем б/у древесины утилизируется путем захоронения на полигонах. А ее переработка позволит бизнесу сократить потребление древесины и частично сократить издержки на нее, создать новые рабочие места, получать дополнительную тепловую энергию. Генеральный директор компании «Кроношпан» Ардашер Курбаншо поделился опытом организации сбора и переработки вторичной древесины на производстве. Представляющая компанию IKEA Ольга Пентелькина подробно рассказала о запуске сервиса по приему мебели на переработку. Пилотный проект был запущен в Санкт-Петербурге, отслужившие свой век изделия послужат ресурсом для производства новой мебели компанией IKEA.

Законодательные изменения, связанные с экологией, утилизацией и переработкой отходов, коснутся всех производителей, поэтому выработка совместных решений и рекомендаций в области вторичной переработки древесины для Минприроды и региональных администраций может существенно облегчить работу, по мнению участников конференции.

Также в рамках выставки прошел II Форум лесного машиностроения России, организованный ассоциацией «Древмаш». Генеральный директор ассоциации Владимир Горбенко самой серьезной проблемой в современных условиях видит отсутствие взаимодействия в отрасли. «Нет системной работы органов государственной власти; нет должного взаимодействия производителей, а также производителей с потребителями», – отметил глава объединения. В России работает 455 компаний – производителей деревообрабатывающего оборудования, а профильная ассоциация насчитывает всего 15 членов. Уровень консолидации, таким образом, всего несколько процентов, а в европейской отраслевой федерации EUMABOIS – 85%.

Редакция отраслевого журнала «Лесозаготовка. Бизнес и профессия» организовала круглый стол «Порубочные остатки: проблемы и решения».

Информационно-аналитическое агентство «Инфобио» провело на выставке XII Международный биотопливный конгресс «Энергия из биомассы: котельные и ТЭЦ на биотопливе, производство пеллет, брикетов и щепы».

Конференция «IT в деревообработке» и отраслевое совещание «Актуальные проблемы ЛПК» – еще два мероприятия деловой программы выставки.

XIX Международная выставка «Лесдревмаш» состоится в сентябре 2022 года в ЦВК «Экспоцентр». 

Текст Кирилл Баранов