Отрасль

Автомобильное топливо из елки

В Республике Коми обсуждается возможность организации производства биоэтанола из щепы хвойных и лиственных пород. Это один из вариантов решения проблемы с низкосортной древесиной для лесных районов со сложной логистикой. Под завод уже выбрано место в Троицко-Печорском районе.

Тему производства биоэтанола в Коми поднимали уже не раз, и она по-прежнему актуальна, как стало понятно из выступления генерального директора ООО «ПечораЭнергоРесурс» Андрея Ярмолика на стратегической сессии «Лесопромышленный комплекс Республики Коми», прошедшей в Сыктывкаре 11 марта. Руководитель троицко-печорского предприятия рассказал, что сейчас ему выгодно продавать только еловые балансы первого и второго сорта, в других случаях основную прибыль съедает железнодорожный тариф. Андрей Ярмолик предложил вернуться к практике времен СССР, когда лесопромышленные предприятия в отдаленных и труднодоступных районах при оплате перевозки грузов по железной дороге пользовались понижающим коэффициентом. Но в идеале нужно перерабатывать балансы на месте, чтобы вывозить уже готовый продукт, а не сырье. Тут, по мнению Андрея Ярмолика, поможет лесохимия: «Это и производство биоэтанола – строительство такого завода планируется в Троицко-Печорске, как раз как вариант решения проблемы реализации низкосортной древесины. И производство усилителя роста растений, разработанное учеными нашего Института химии, и эфирного масла из хвои».

Валерий Демин (д. х. н., зав. кафедрой химической технологии и техносферной безопасности Сыктывкарского лесного института) и Олег Абрамов
Валерий Демин (д. х. н., зав. кафедрой химической технологии и техносферной безопасности Сыктывкарского лесного института) и Олег Абрамов

Обсуждение продолжил первый вице-президент регионального Союза промышленников и предпринимателей Олег Абрамов: «Как выразился Андрей Николаевич, этот проект "давно свербит у нас в мозгу", занимаемся мы им уже почти пять лет. Представители органов исполнительной власти спрашивают: "Где результат?" Объясню: промышленной технологии производства биоэтанола из щепы хвойных и лиственных пород сегодня нет. Есть технологии производства из структур, которые легче отдают лигнин, легче распадаются, из соломы, например. В Италии и Швеции работают заводы – мы там были, видели производство. Европейский и мировой рынок биоэтанола в действии, и этого производства нам как раз не хватает для решения проблемы переработки низкосортной древесины. За эти годы мы связывались со швейцарским концерном "Клариант", у которого есть опытный завод в Мюнхене, и нас активно туда приглашают, чтобы отработать технологию, которая уже создана нами на уровне НИОКР».

Выступает Андрей Ярмолик
Выступает Андрей Ярмолик

По словам руководителя союза, новая технология предполагает использование отечественного фермента, в то время как в Европе используют датский. И если отрабатывать технологию в Троицко-Печорском районе, это будет технологический прорыв, и это будет российский прорыв. Если же отрабатывать технологию в Мюнхене… Одним словом, организовать производство биоэтанола в Троицко-Печорском районе стратегически важно. И не только в плане первенства в освоении передовой технологии и получения востребованного экспортного продукта, но и с точки зрения выгоды в обращении с балансами.

«Этот проект снял бы вопросы по низкосортной древесине в Троицко-Печорском, а может быть, и в Усть-Куломском районе. Обойдется строительство завода в €140 млн, срок окупаемости проекта – 12 лет, заинтересованность инвесторов есть», – подытожил Олег Абрамов.

«Это интересный проект, но он, естественно, выходит не на пустой рынок. В мире производятся миллионы тонн этанола, – добавил доктор химических наук Александр Кучин из Института химии Коми НЦ УрО РАН. – Необходима очень серьезная экспертиза проекта. Но нужно предлагать и другие способы переработки древесины, не находящей применения».

Присутствовавший на обсуждении в качестве эксперта в сфере леса экс-министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Роман Полшведкин заметил, что в Троицко-Печорском районе нужно создать крупное промышленное предприятие, например целлюлозный комбинат (это решение тоже давно обсуждается), который бы перерабатывал балансы лесных предприятий в восточной части Коми. Это в том числе обусловило бы рост закупочных цен на балансы, тогда как сейчас лесные предприятия жалуются, что продают низкосортицу себе в убыток. И если малый и средний бизнес будет больше зарабатывать на древесине, которую не может переработать своими силами, у него будет больше средств для развития собственного производства.

Впрочем, пока организация высокотехнологичных производств в Троицко-Печорском районе только обсуждается, «ПечораЭнергоРесурс» старается максимально использовать отходы производства. Предприятие раньше других в Коми стало производить пеллеты, сейчас их выпускают около 10 тыс. т в год, но в ближайшее время объем должен вырасти в четыре раза.

«Проект по расширению пеллетного производства в стадии завершения, монтаж оборудования почти завершен. Но еще ждем укладчик мешков "Политайзер" и включения новой подстанции на 2 МВт, – рассказал Андрей Ярмолик. – Мощность производства должна достигнуть примерно 40 тыс. т гранул в год. Продаем пеллеты за рубеж и на внутреннем рынке, в том числе покупателям из Коми. Приезжают из Ухты, Сосногорска, даже из Корткероса, Ижмы, несмотря на то что логистика сложная. Гранулы соответствуют сертификатам качества. Может, они немного и дороже других, но у них хорошая теплотворность, минимальная зольность. И покупатели знают, что наших пеллет нужно сжечь в 1,5–2 раза меньше, чтобы получить столько же гигакалорий тепла».

К сожалению, уже не первый год законсервировано производство эфирных масел из хвои, запущенное «ПечораЭнергоРесурсом» 11 лет назад. Произошло это из-за санкций: масло продавали за рубеж, но после осложнения политической ситуации продукту выставили, по словам Андрея Ярмолика, «заградительные цены ниже себестоимости».

В качестве побочного производства предприятие из Троицко-Печорска намеревалось наладить выпуск продукциии из родиолы розовой, краснокнижного лекарственного растения. Для ее роста в районе хорошие условия. Выделили участок в селе Усть-Илыч, наняли местного агронома. Производство продукции должно было начаться, когда количество корней на участке достигнет 15 тысяч. В 2019 году дошли до 13 тысяч. А в 2020-м году реки Коми разлились больше обычного и вода долго не сходила. И родиола, растущая на заливном лугу, слишком долгого купания не вынесла – сохранилось только около 1500 корней. Сейчас приходится все начинать сначала. 

Текст и фото
Анна Потехина