Владислав Абрамов: «Лесная отрасль должна внести весомый вклад в увеличение ВВП»
В конце апреля 2007 года приказом министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева Владислав Абрамов назначен начальником Департамента лесного хозяйства по СЗФО. Новая структура была образована в связи с ликвидацией в декабре прошлого года территориальных органов Рослесхоза. И хотя в этой должности Владислав Абрамов пребывает всего несколько месяцев, редакция журнала попросила его ответить на вопросы, возникающие в связи с очередными переменами.
- Владислав Владимирович, каковы цели и задачи новых территориальных органов?
- Как известно, структурные перемены сегодня происходят в связи с принятием нового Лесного кодекса. Наш главный лесной закон предписывает передачу функций по управлению лесным хозяйством на уровень субъектов РФ, но государственный лесной фонд остается в собственности РФ. Поэтому задача Федерального агентства лесного хозяйства - осуществлять государственный контроль за исполнением переданных функций. С этой целью и созданы новые территориальные органы.
В настоящее время образованы департаменты по семи федеральным округам: Северо-Западному, Центральному, Приволжскому, Южному, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному. Эти департаменты являются территориальными органами Рослесхоза на межрегиональном уровне и осуществляют функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению госимуществом в сфере лесного хозяйства конкретного федерального округа. Имея структуры на местах, Рослесхозу удобнее следить за правильностью и эффективностью использования государственной собственности, переданной в управление субъектам.
- Разработаны ли критерии, по которым будет определяться эффективность исполнения субъектами своих полномочий?
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному
федеральному округу
- Приказом МПР утверждены такие целевые прогнозные показатели, при помощи которых осуществляется контроль: объемы рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда; соотношение стоимости кубометра древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины; объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда; удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, вредителей и болезней леса; соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда; доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда; общий средний прирост на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда; лесистость территории субъекта РФ.
Проанализировав эти показатели, сотрудники департамента смогут выявить отклонения и выяснить их причину, а также дать оценку сложившейся ситуации. Далее эта информация будет анализироваться уже на федеральном уровне. Исходя из этого будут приниматься управленческие решения, в частности, об увеличении или уменьшении субвенций в зависимости от достижения целевых показателей по лесному хозяйству, вплоть до изъятия функций на федеральный уровень, если они будут выполняться некачественно.
- Какие первоочередные задачи стоят перед департаментом в Северо-Западном регионе? И на кого вы собираетесь опираться в работе?
- Могу сказать о том, что делает наш департамент сегодня. Мы организуем и обеспечиваем на землях лесного фонда в СЗФО лесопатологический мониторинг, лесное семеноводство, осуществляем ведение в установленном порядке государственного лесного реестра, рассмотрение материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий. Департамент проводит проверки правильности исчисления, полноты и своевременности платежей за использование лесов. Наши сотрудники также занимаются учетом, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Мы контролируем осуществление органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Департамент должен обеспечивать привлечение дополнительных источников финансирования затрат на ведение лесного хозяйства, производить проверки финансово хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса организаций, подведомственных Рослесхозу.
Для решения такого количества важных задач мы обязаны работать в тесном взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ в СЗФО. Департамент должен предоставлять полпреду информационно-аналитические и экономико-статистические материалы о ходе реализации федеральных программ в регионе, о фактах нарушения органами исполнительной власти субъектов РФ действующего законодательства.
Чтобы собрать нужную информацию, мы обращаемся с запросами к Россельхознадзору, государственным таможенным комитетам, МПС, субъектам РФ, сотрудничаем с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Для этих целей в департаменте учрежден общественный совет, получивший статус коллегиального, совещательного, постоянно действующего органа. Планируется, что в нем каждый субъект РФ в составе СЗФО будут представлять два человека. Это могут быть авторитетные специалисты в сфере лесного хозяйства, лесопользования, охраны и защиты лесов, управления лесами, представители общественных организаций.
- Отношение лесопромышленников к структурным переменам неоднозначно, как, впрочем, и к новому Лесному кодексу. Бытует мнение, что нанесен удар по малому и среднему бизнесу, что лесные угодья начнут уходить в руки олигархических структур...
- Задача удвоения ВВП по-прежнему стоит на повестке дня. Поэтому существует определенная заинтересованность в том, чтобы у нас в стране активно развивался малый бизнес, ведь валовой внутренний продукт создает как крупный, так и мелкий предприниматель, в том числе и арендатор леса. Однако на арендаторов теперь возложена функция ведения лесного хозяйства, и некоторым из них, особенно тем, кто арендует небольшие участки лесного фонда, тяжело вести лесное хозяйство. Они намерены пользоваться аукционным принципом - договором купли-продажи лесных насаждений на сруб. Это их право, главное, чтобы как малый, так и крупный бизнес работал в рамках действующего законодательства. Вполне возможно, что для выполнения задач, которые новым Лесным кодексом возложены на арендатора, структуры малого бизнеса начнут сотрудничать с крупным бизнесом или объединяться между собой, поскольку для ведения лесного хозяйства потребуются значительные финансовые затраты.
Да, с точки зрения арендатора, новый Лесной кодекс приносит дополнительные затраты в части выполнения лесохозяйственных работ, но плюсов-то гораздо больше. В частности, кодекс дает возможность арендатору по-другому планировать лесное хозяйство, реализуя заявительный принцип лесопользования; увеличивая капитализацию бизнеса через вклад в уставный фонд.
- Всегда поступало много жалоб на лесоустроительные предприятия: что не выдерживают сроки, завышают цены на изготовление планов освоения главного пользования...
- В соответствии с новым лесным законодательством их монополия разрушена, появилась конкуренция. У лесопользователя теперь есть возможность сделать проект освоения лесов не только через лесоустроителей, но и самостоятельно либо заказать в любой организации.
Мы уже начали собирать у субъектов РФ планы выполнения отводов и пришли к выводу, что во всех без исключения субъектах эта работа находится на очень низком уровне. Разработано новое положение по заготовке древесины, там уже есть измененные сроки примыкания, все измененные сроки при максимальной ширине лесосек. Ориентируясь на эти документы, можно спокойно заниматься отводами. Трудность состоит в том, что документальная часть оформляется и выписывается в короткие сроки, а производство отводов требует времени и трудозатрат.
Лесхозы, существовавшие ранее, вошли в систему реформирования и реорганизации, часть из них потеряет хозяйственные функции и будет разделена на лесничества и хозяйственные лесхозы. Нас очень беспокоит вопрос производства отводов и выполнения плановых показателей по ним. Необходимо активизировать работу, чтобы лесопользование не было парализовано из-за практической ситуации на местах.
- Как, на ваш взгляд, должна выстраиваться ответственность бизнеса и государства по вопросам лесовосстановления?
- Безусловно, рациональное природопользование должно базироваться на принципе неистощимого использования возобновляемых природных ресурсов. Обеспечение комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды - это общая задача. Эти вопросы должны являться предметом конструктивного взаимодействия федеральных органов государственной власти и субъектов РФ, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений. Сегодня много говорится о важности лесовосстановления, но мало что изменится, пока мы не станем жить по принципу «срубил дерево - посади другое».
Государство как собственник леса осуществляет аэрокосмический мониторинг состояния лесов, проводит дистанционные обследования. На основе данных мониторинга даются оценки и прогнозы неблагополучных ситуаций, принимаются решения по планированию и реализации эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий. Обеспечение своевременного лесовосстановления - одна из главных функциональных задач государственного управления лесным хозяйством. Она решается, в частности, путем оказания методической помощи арендаторам лесных участков в выборе способов и методов лесовосстановления на вырубках, а также посредством обеспечения арендаторов посадочным и посевным материалом для создания лесных культур.
Необходимо отметить, что в соответствии с новым Лесным кодексом лица, которые осуществляют использование лесов, в случае невыполнения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части их воспроизводства могут оказаться серьезно наказанными. Такое нарушение является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
- Разработчики нового документа убеждены, что Лесной кодекс подстегнет иностранных и российских инвесторов...
- Каждому субъекту выделяются субвенции из федерального бюджета. Если раньше деньги выделялись под какие-то статьи расходов, то на сегодняшний день каждый из субъектов сам определяет, как их расходовать. Эта схема реализована исходя из принципа, что непосредственно на местах можно точнее определить, какое приобретение в данный момент наиболее необходимо. Эффективность вложения инвестиций теперь должна определяться субъектами, перед департаментом же стоит задача оценки этой эффективности.
Новый Лесной кодекс, несомненно, подстегнет иностранных инвесторов, поскольку арендатор по договору аренды участка лесного фонда вправе отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Уверен, что инвестиции пойдут в переработку древесины как наиболее выгодную по добавочной стоимости деятельность.
- Постоянно обсуждаются две больные темы: нелегальные рубки и таможенная политика. Какие вы видите пути решения этих проблем?
- Департамент проводит космический мониторинг и дистанционные обследования лесов региона, что в немалой степени способствует сокращению числа незаконных порубок. Сейчас основной акцент сделан на ликвидации скупки краденого. Перед субъектами будет поставлен вопрос об организации работ по обнаружению мест сбыта ворованной древесины. Как только он разрешится, постепенно исчезнет вопрос и нелегальной заготовки.
Также возникает необходимость запретить покупку древесины за наличный расчет на целлюлозно-бумажных комбинатах и в лесных портах, поскольку только путем безналичного расчета можно контролировать процесс заготовки и продажи древесины. Что касается таможенных вопросов, Правительство РФ последовательно проводит политику по сокращению экспорта пиловочника. В связи с этим было принято постановление правительства, вводящее с 1 января 2009 года запретительные таможенные пошлины. С 1 июля этого года они повышены, пока незначительно, но всему лесному сообществу, в том числе мировому, дан сигнал: Россия больше не хочет торговать необработанным сырьем и намерена организовать переработку древесины на своей территории. Этот вопрос в числе прочих обсуждался в ходе визита Михаила Фрадкова в Финляндию. Естественно, финские лесопромышленники обеспокоены новыми планами России, но увеличение пошлин соответствует нашим национальным интересам, ведь перед нами стоит задача увеличения ВВП, и лесная отрасль должна внести весомый вклад в решение этой задачи.
Лесной кодекс (полный текст, действующая с 31 декабря 2010 года редакция)