Анатолий Максименко: «Надо преодолевать затяжной кризис, поразивший лесное хозяйство нашей страны!»
Департамент лесного хозяйства Краснодарского края ведет отсчет времени своей деятельности с 1 января 2007 года, когда он был учрежден постановлением № 1183 главы администрации Краснодарского края. Деятельность департамента направлена на проведение государственной региональной политики в сфере лесного хозяйства в целях осуществления прав владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, и осуществления отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Краснодарского края на основании действующего законодательства.
О деятельности ЛПК Краснодарского края и непосредственно нового Департамента лесного хозяйства корреспондент журнала «Леспроминформ» беседует с руководителем департамента Анатолием Максименко.
– Лесной фонд Краснодарского края едва ли можно сравнить с запасами древесины традиционно «лесных» регионов, таких как Карелия, Архангельская или Иркутская области. Тем не менее вопросам лесного хозяйства Вы уделяете значительное внимание. Рассматриваете ли Вы краснодарские леса как источник развития лесопереработки в регионе, или приоритетна их роль – экологическая и рекреационная?
– Леса Кубани уникальны по видовому разнообразию, экологическому и ресурсному потенциалу. Они занимают пятую часть территории Краснодарского края. Рассматривать Кубанские леса только как сырьевую или рекреационную базу нельзя. В зависимости от расположенности и продуктивности меняется и значение лесных участков. Вот основные цифры, характеризующие потенциал краснодарских лесов.
Общая расчетная лесосека Департамента хозяйства по Краснодарскому краю – 1203,1 тыс. м – распределена по категориям доступности и продуктивности. Доступный продуктивный фонд – 490,6 тыс. м , продуктивный труднодоступный фонд – 383,4 тыс. м , малоценных насаждений – 318,4 тыс. м , насаждений Vа – Vб бонитета – 10,7 тыс. м .
Малоценные и низкобонитетные насаждения расположены в основном на южных склонах, примыкающих к берегу Черного моря. В этой части лесного фонда рекреационное значение лесов значительно превышает лесосырьевое. Так, в Геленджикском лесхозе поступления в бюджет от рекреационной деятельности на порядок превышают поступления за использования леса в качестве сырьевой базы.
В последнее время растет интерес к инвестициям в труднодоступную зону, где стремительно начинают развиваться высокогорные горнолыжные курорты и туристический бизнес.
Доступный продуктивный фонд составляет почти 0,5 млн м . Основная часть его располагается в предгорьях и на северных склонах Главного Кавказского хребта, где практически отсутствует курортная и туристическая инфраструктура, но развита структура лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий. В этой зоне главным является значение лесов как лесосырьевой базы.
– С 1 января этого года управление лесными ресурсами из федерального подчинения перешло в региональное. По Вашему мнению, что приобрел и что потерял Ваш регион в результате этой реформы?
– Проводимые Правительством Российской Федерации реформы лесного хозяйства очень необходимы сейчас. Надо преодолевать затяжной кризис, поразивший лесное хозяйство нашей страны и, в частности, лесное хозяйство Кубани! С передачей полномочий по управлению и распоряжению лесными ресурсами регион получил возможность более оперативно проводить управление экономическими процессами; уделять больше внимания сохранению и восстановлению лесов, направляя на эти цели и часть средств из регионального бюджета; увеличить эффективность использования лесных ресурсов и вносить больший вклад в формирование консолидируемого бюджета.
Что потерял? Потерял, но не в связи с проведением реформы, а, скорее, с запаздыванием её проведения значительный кадровый потенциал. Тех людей, что ушли из государственной лесной охраны в коммерческие структуры, и ту молодежь, что не выбрала в качестве своей профессии – профессию лесовода, профессию создания, защиты и охраны лесов.
– Принимая имущество на баланс, организация оценивает его по каким-либо объективным критериям. В нашем случае критерием оценки лесных ресурсов региона являются данные лесоустройства. Насколько актуальными и современными являются данные по Вашему краю?
– В советские времена, когда ведение лесного хозяйства СССР считалось одним из лучших в мире, инвентаризация кубанских лесов проводилась каждые 10 лет. Данный период был обусловлен тем, что именно за это время накапливались значительные изменения всех таксационных показателей лесного фонда. И чтобы оценить результаты ведения хозяйства, произвести корректировку действий и наметить планы на следующий период, было необходимо проведение глобального мониторинга.
Последний такой мониторинг, или, как называют его лесники, лесоустройство, проводился в 1997 году. За этот период в изменения лесного фонда внесли свой вклад не только естественный прирост и отпад, не только хозяйственная деятельность лесхозов и официальный объем заготовок, проводимых хозяйствующими субъектами, но и те теневые процессы, которые поразили всю нашу страну. Это и криминальные структуры, пронизавшие лесопромышленный комплекс, и нищета населения, проживающего в лесных районах, и низкая заработная плата работников лесной охраны.
С начала 2007 года мы приняли дела у Федерального агентства лесного хозяйства по Краснодарскому краю. И хотя из краевого бюджета в 2004 году были выделены средства и приобретен программный комплекс геоинформационной системы для каждого лесхоза, который обеспечивал возможность ведения непрерывного лесоустройства, такая работа не велась и за весь период, начиная с 1997 года, велся только результирующий учет лесного фонда, отражающий общие изменения.
Данные, хранящиеся в наших компьютерах, отраженные на планшетах и в таксационных описаниях, принятых нами от Федерального агентства лесного хозяйства по Краснодарскому краю, не отражают настоящего состояния лесного фонда. Вопрос лесоустройства имеет для нас не просто актуальное значение, а становится краеугольным камнем планирования всей нашей деятельности.
– Планируется ли в ближайшие годы проведение лесоустроительных работ в Краснодарском крае?
– В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса РФ Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края подготовлены первичные материалы по всем участкам лесного фонда в разрезе лесхозов и переданы ФГУП «Воронежлеспроект» для составления лесохозяйственных регламентов на 2008−2017 года.
Лесохозяйственные регламенты обосновывают виды разрешенного использования лесов, расчетную лесосеку, возрасты рубок, другие параметры для составления проектов освоения лесов лицами, которым лесные участки будут предоставлены в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование.
– Какова судьба лесхозов со всем их имуществом и работниками, до конца прошлого года находившимися в ведении ФАЛХ?
– Имущество, находившееся в федеральной собственности и закрепленное на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, ранее находившимися в ведомственном подчинении Агентства лесного хозяйства, передано Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю в собственность Краснодарского края.
После изменения ведомственной принадлежности государственных учреждений – лесхозов – сокращение работников не производилось.
Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края в соответствии с материалами лесоустройства, а также с учетом территориальных границ административных районов, объемов лесохозяйственной деятельности по исполнению государственных функций определено 15 лесничеств с общей площадью лесного фонда 1219 тыс. га.
Карта-схема размещения создаваемых лесничеств, их количество и структура управления одобрены исполнительной властью администрации края и направлены на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.
– Нуждается ли сегодня лесное хозяйство Краснодарского края в поддержке со стороны федерального центра? Если да, то в чем должна заключаться эта поддержка?
– Работа без тесного взаимодействия федерального центра и исполнительных органов регионов невозможна. Поддержка просто необходима. Во-первых, это законодательная база. Согласно требованиям нового Лесного кодекса, почти вся правовая и нормативная база ведения лесного хозяйства разрабатывается органами федеральной власти. Любая задержка в разработке этой базы приводит к тому, что весь механизм управления лесохозяйственным комплексом, как Краснодарского края, так и других регионов, начинает пробуксовывать.
Во-вторых, подготовка кадров. Какой бы совершенной не была правовая база (а нашей ещё далеко до совершенства), без её знания и умения реализации, она не будет работать.
В-третьих, разработка программного обеспечения. Современный уровень развития вычислительной техники позволяет значительно сократить затраты на сбор, обработку и передачу информации. Лесное хозяйство – эта именно та область хозяйствования, где ускорение обработки информации даст большой экономический эффект.
В-четвертых, внедрение новых технологий. Без поддержки и координации федерального центра внедрение многих новейших технологий невозможно. Глобальная система позиционирования географических координат, аэрокосмический мониторинг, создание единой базы данных сертификации происхождения древесины – можете Вы себе представить эти программы, инициированные каким-либо регионом и только на своей территории?
– Представляет ли для Вас проблему текущая ситуация вокруг вступившего в силу нового Лесного кодекса, когда остальная нормативная база ещё не приведена ему в соответствие? Если да, то каковы негативные последствия этой ситуации?
– Сильным сдерживающим фактором развития лесного хозяйства Краснодарского края является ситуация, когда действующая нормативная база не приведена в соответствие с новым Лесным кодексом. Так, за последние полгода в крае не проведено ни одного аукциона по передаче в аренду участков лесного фонда ни для заготовки древесины, ни для использования в рекреационных, ни в каких-либо других целях.
Негативные последствия? Бюджеты всех уровней недополучили не один десяток миллионов рублей.
– Осуществляется ли сегодня передача лесных участков в аренду для осуществления лесозаготовок? Если да, то по каким принципам?
– В настоящее время в лесном фонде Краснодарского края передан в аренду 21 участок леса, где в общей сложности можно заготовить 165 тыс. м в год, то есть 34% доступной расчетной лесосеки. Дальнейшее увеличение освоения расчетной лесосеки сдерживает, как уже было сказано, отсутствие новой нормативной базы, а также отсутствие развития за последние 10 лет инфраструктуры лесных дорог.
Самым важным и затратным звеном технологического процесса заготовки древесины является вывозка. Освоение лесных ресурсов невозможно без строительства и поддержания в надлежащем состоянии сети лесных дорог.
Протяженность сети лесохозяйственных дорог по территории лесного фонда составляет 3,6 тыс. км, в том числе 2,6 тыс. км бывших лесовозных дорог. 1,6 тыс. км требуют капитального ремонта и в настоящее время непригодны для вывозки. Стоимость ремонта 1 км лесохозяйственных дорог, по данным ОАО «Кубаньлесхозпроект», составляет от 2 до 2,5 млн рублей.
Необходимо построить около 1500 инженерно-дорожных сооружений (мосты, трубы и так далее) по преодолению водных преград. Стоимость строительства мостов – до 2,5 млн рублей за единицу.
Для освоения недоступного эксплуатационного фонда необходимо строительство 500−700 км дорог в год, что позволит получить в течение 5 лет доступ к 18 млн м эксплуатационного фонда. Стоимость строительства 1 км лесовозных дорог составляет от 3 до 4 млн рублей.
Затраты по строительству дорог могут быть значительно снижены при применении новых технологий лесозаготовок, канатной трелевки, воздушной транспортировки древесины вертолетами, аэростатами, без которых практически невозможно освоить продуктивный труднодоступный лесной фонд в объеме 380,9 тыс. м , что составляет 33 % от расчетной лесосеки.
– Как сегодня обстоят дела в лесопромышленном комплексе региона: какие направления наиболее и какие наименее развиты?
– В крае неплохо развита промышленность по переработке высококачественной древесины. В последнее время возросло производство шпона и гнутых клееных мебельных деталей. Также возросла степень переработки. Внедрение ленточных пил и индивидуального раскроя бревна повысило выход продукции на единицу перерабатываемого сырья.
Внедрение технологии производства склеенного мебельного щита позволило увеличить использование малоценных мягколиственных пород, а покрытие этого щита шпоном ценных пород значительно снизило стоимость производимой мебели без существенного снижения её качества.
Как уже отмечалось выше, сильно тормозит освоение расчетной лесосеки отсутствие развития инфраструктуры лесовозных дорог. Это также один из вопросов, где без существенной поддержки федерального центра невозможно будет достичь каких-либо ощутимых результатов.
Существенно снижают темпы роста лесозаготовок практическое отсутствие в крае производств, занятых переработкой низкосортной древесины. Почти 50 % всей заготовленной древесины составляет низкосортная и дровяная. Хотя администрацией края уделяется значительное внимание этой проблеме, проекты строительства заводов по производству MDF пока не осуществлены. Только одно предприятие в крае (ОАО «Юг», Мостовской район) производит плиты ДСП и ДВП.
Отдельным вопросом в Краснодарском крае стоит вопрос полезащитного лесоразведения. Основная задача лесного хозяйства в степной зоне – повышение плодородия почв. В связи с тем что создание систем лесополос практически завершено, основной задачей становится реконструкция лесополос. Лесополосы, созданные в 50‑е – 60‑е годы прошлого века из быстрорастущих пород (тополей), в настоящее время достигли естественной старости и начали отмирать. В ближайшее время к этому рубежу подойдут многие лесополосы из белой акации, а в дальнейшем и все лесополосы Кубани.
Если технология создания лесополос состояла из выделения площади, посадки леса и дальнейшего ухода до возраста смыкания крон, то технология реконструкции будет значительно сложнее. Возможны 2 варианта. Первый: вырубка существующей лесополосы, утилизация древесины, раскорчевка, подготовка почвы, посадка, уход до возраста смыкания крон (плюсы: не занимаются дополнительные сельскохозяйственные площади; минусы: в течение 15−20 лет лесополоса не будет выполнять свои функции). И второй: посадка на параллельной площади новой лесополосы, уход до смыкания крон, после достижения новыми деревьями определенной высоты вырубка старой лесополосы, утилизация древесины, раскорчевка и передача площади в сельскохозяйственное пользование (плюсы: лесополоса постоянно выполняет свое назначение; минусы: отвлечение на 15−20 лет дополнительных площадей сельскохозяйственного назначения).
Разработка рекомендаций, в каких условиях применять какую схему реконструкции, – задача для науки. В связи с необходимостью реконструкции лесополос возникает вопрос утилизации низкосортной древесины, произрастающей на лесополосах. Если планировать проведение реконструкции лесополос в течение 50 лет, то ежегодно необходимо будет перерабатывать полученные с лесополос 650 тыс. м низкосортной древесины.
– Производство каких продуктов лесопереработки, по Вашему мнению, следует активно развивать в Вашем регионе?
– Самой большой проблемой при дальнейших увеличениях объемов лесозаготовок станет проблема утилизации отходов деревообработки и низкосортной и дровяной древесины. Если раньше почти все объемы этого сырья поглощались внутренним рынком в качестве топливных дров, то повышение благосостояния и культуры жизни населения привело к тому, что практически во всех сельских районах прошла газификация и дрова стали не востребованы на внутреннем рынке.
В то же время в Европе и во всех развитых странах мира в последнее время все больший удельный вес набирает производство тепловой и электроэнергии из биологически возобновляемых энергоресурсов.
В настоящее время становятся экономически целесообразными производство и транспортировка древесных топливных гранул (пеллет).
Одновременно с внедрением в муниципальных образованиях производства тепловой энергии из древесных отходов, производство пеллет может решить проблему утилизации низкосортной древесины и отходов от переработки древесины.
Беседовал Олег ПРУДНИКОВ
Наша справка
Максименко Анатолий Петрович, руководитель Департамента лесного хозяйства Краснодарского края
Дата рождения: 27.09.1947 г. Образование: высшее, 1970 г., Воронежский лесохозяйственный институт. Основные места работы:
– лесничий Красноармейского лесничества Крымского лесхоза Краснодарского управления лесного хозяйства;
– помощник лесничего Эриванского лесничества, лесничий Холмского лесничества Абинского лесхоза Краснодарского управления лесного хозяйства;
– главный лесничий Ейского лесхоза Краснодарского управления лесного хозяйства;
– директор Краснодарского опытного лесного хозяйства Краснодарского управления лесами;
– директор ФГУ «Краснодарский опытный лесхоз»;
– руководитель государственного учреждения Краснодарского края «Управление «Краснодарлес»;
– руководитель Департамента лесного хозяйства Краснодарского края.
Дата вступления в должность: 10.01.2007 г.
Дата создания департамента: 29.12.2006 г.
Другие статьи рубрики Регион номера: Краснодарский край
По следам кубанских казаков
Непреходящая ценность лесов Кубани
Задача – решить проблему неэффективности лесопользования
Список предприятий ЛПК Краснодарского края
От тучных нив до хребтов Кавказа
Особо ценные деревья
Особо охраняемые природные территории Краснодарского края
На пути к лесопромышленному кластеру
Модульный дом по-кубански
Предприятия ЛПК Краснодарского края
Кубань — житница страны
Мертвые души кубанских деревьев
БИ-БИ минус позитивный = Кубань
Как вырастить деньги на кубанских деревьях
Как 4 упряжки быков по пути Ильича шли
Выставка UMIDS 2007. Юбилейная визитка