Эксперты усомнились в безопасности использования древесных гранул
В ноябре 2021 года мировые лидеры прибыли в город Глазго, Шотландия, на частных самолетах, выбрасывающих углерод, на 26-ю Конференцию Организации Объединенных Наций по изменению климата, широко известную как COP26. И хотя президент COP26 Алок Шарма назвал достигнутые там договоренности «историческими», многие считают, что итоги мероприятия оказались неутешительными.
Группы коренных народов по всему миру сетовали на бюрократию и структурные барьеры, сводящие к минимуму их участие. Среди таких групп, например, племя Хупа из Калифорнии и мексиканское сообщество Futuros Indígenas, осуждающее COP26 как провал в действиях по борьбе с изменением климата. Эксперты в области климата и наук о Земле отметили, что даже с учетом положений и национальных обязательств в обновленном соглашении мир почти наверняка не достигнет целевого показателя потепления на 1,5⁰C. Даже сам Алок Шарма извинился за то, что ему пришлось изменить формулировку в отношении угля с «постепенного отказа» на «постепенное сокращение».
Среди прочего, COP26 не смог решить проблему энергии из биомассы, на которую многие европейские полагаются как на источник «возобновляемой энергии». Энергия из биомассы поступает из органических материалов, таких как отходы сельскохозяйственных культур и навоз, но в основном это древесина, сжигаемая в виде гранул из спрессованных частиц. Это не очень распространено в США: в 2020 году энергия из биомассы составила примерно 5% от общего объема использования энергии в стране. Однако в Европе биомасса является вторым по величине источником возобновляемой электроэнергии. В Великобритании в 2020 году на нее пришлось 12% электроэнергии, в странах Евросоюза – более половины. При этом значительная часть древесины, используемой в этих целях, поступает в регион с юго-востока США.
Некоторые ученые хвалят биомассу за то, что она является частью экономики замкнутого цикла, утверждая, что она возобновляема, потому что ухоженные лесные участки могут восстанавливать биомассу со временем и нейтрализовать выбросы от сжигания древесины. Компании, производящие биомассу, рассматривают ее как альтернативу ископаемому топливу. Кроме того, биомасса является источником прибыли для тех, у кого нет социально-экономических ресурсов для поддержки своих лесных угодий.
Такие компании, как Enviva, которая заявляет, что является «крупнейшим в мире производителем экологически чистых древесных гранул», также заявляют, что используют только малоценную древесину и отходы лесной промышленности, такие как ветки деревьев, порубочные остатки и продукты рубок ухода. В ответ на критику о том, что производители биомассы также используют цельные деревья, главный специалист по устойчивому развитию Enviva Ким Чесафски говорит, что это правда, компания часто использует круглый лес, который не пойдет на рынок в других отраслях.
Enviva также рекламирует свою политику аудита, направленную на обеспечение того, чтобы ее древесина была получена из экологически чистых источников, включая искусственное лесовосстановление. Однако дальнейшие исследования не подтверждают эту радужную точку зрения: для сжигания древесной биомассы требуются десятилетия возобновления деревьев, чтобы возместить ее углеродный долг, а повторная посадка вместо лиственных лесов быстрорастущей сосны фактически снижает плотность углерода в лесных массивах. Фактически в краткосрочной перспективе сжигание древесины может быть хуже с точки зрения выбросов парниковых газов, чем уголь, особенно с учетом того, что горение древесины неэффективно. Мало того, что энергия из биомассы, как правило, дороже в пересчете на мегаватт-час, древесина менее энергоемка, чем другие виды топлива. Что еще хуже, методы повышения эффективности топлива приводят к большему ущербу для окружающей среды. И это не считая топлива для судов, перевозящих лес на предприятия по производству биомассы по всему миру, или уровень шума и загрязнения, исходящих от предприятий перерабатывающих древесину в пеллеты. Установки по производству древесных гранул также выбрасывают в воздух окись углерода и твердые частицы. Директор Coastal Plain Conservation Group Энди Вуд особенно обеспокоен тем, что называется эвтрофикацией, которая происходит, когда избыток питательных веществ создает воды с низким содержанием кислорода, что приводит к гибели рыбы.
Учитывая все эти опасения, многие защитники природы задаются вопросом, можно ли считать древесную биомассу безопасным источником энергии. Этот вопрос особенно важно задавать сейчас, когда производство и использование древесной биомассы быстро растет. По оценкам Grand View Research , стоимость отрасли оценивается в десятки миллиардов долларов и, как ожидается, будет расти примерно на 6% ежегодно до 2028 года. Европейские страны предоставляют миллиарды долларов субсидий для ее поддержки: к примеру, Великобритания субсидирует предприятия по производству биомассы в размере почти 3 млн фунтов в день. Подобные субсидии набирают популярность и в Азии.
Также по теме:
Лесоклиматические проекты в России и их роль в смягчении последствий изменения климата
Высокорентабельная технология и оборудование для непрерывного пиролиза лесосечных, лесопильных и деревообрабатывающих отходов
Инновационные технологии переработки древесных отходов