Рейдеры: пираты XXI века
В наше время нередки случаи рейдерства — СМИ то и дело сообщают о том, что «была предпринята очередная попытка захвата действующего предприятия». Вероятность существования угрозы недружественного захвата компании прямо пропорциональна привлекательности ее активов или доходности бизнеса и всегда больше нуля.
Юрий Мурашко, генеральный ди ректор ООО «Светоч», автор кни ги «Кредитное рейдерство: как это делается»
Распространено мнение, что угроза недружественного поглощения существует только для акционерных обществ (открытого — ОАО — или закрытого — ЗАО), а вот, мол, общества с ограниченной ответственностью (ООО) надежно защищены законом. Однако предложение порождается спросом, поэтому учредителям надо не только создать работающий бизнес, но и быть готовыми к его защите.
Актуальность проблемы
Говоря о природе рейдерства, первое, что надо внушить собственникам, можно сформулировать так: «Ваш бизнес стоит ровно столько, сколько средств надо затратить на его захват». Активы, которые созданы годами труда, захватываются за суммы, в десятки раз меньшие их рыночной стоимости. Это и есть тот стимул, ради которого работают рейдерские структуры. Рентабельность отдачи вложений в захват составляет тысячи процентов, поэтому так трудно остановить эти процессы.
Второй фактор, способствующий распространению этого явления, — это отсутствие неподкупной судебной системы. В этом смысле постулат рыночной системы — «Эффективный рынок — это рынок, на котором продается и покупается все, кроме судебного решения», — не действует. Практика свидетельствует о том, что все механизмы криминальных захватов предприятий поддерживаются покупаемыми судебными решениями.
Термины, которые употребляются как синонимы: слияния и поглощения, гринмейл, недружественные (враждебные) захваты, рейдерство, — на самом деле характеризуют разные явления, связанные с переходом обязательственных прав или прав контроля над компанией.
Слияния и поглощения (M&A) — это легальные, цивилизованные процессы, при которых собственники и руководство компаний добровольно, предварительно договорившись об устраивающих обе стороны условиях, объединяют свои бизнесы. Эти процессы преследуют цели роста эффективности и повышения конкурентоспособности бизнесов.
Гринмейл — это предложение компании-эмитенту выкупить крупный пакет (но меньше контрольного) ее собственных акций по цене, значительно превышающей рыночную. Владелец этого пакета, делающий такое предложение, от которого компания «не в силах отказаться», называется гринмейлер. На русский язык этот термин переводится как «зеленый шантаж» — шантаж на крупную сумму «зеленых» (то есть долларов). Целью гринмейла является получение премии, значительно превышающей стоимость покупки пакета акций (рыночную цену).
Недружественные (враждебные) захваты — это получение контроля (контрольного пакета акций) над компанией вопреки желанию ее собственников и топ менеджмента. Обычно враждебный захват сопровождается сменой всех исполнительных органов (генерального директора и правления) и совета директоров, получением захватчиками контроля над финансовыми потоками и активами компании. Далее ситуация может развиваться по следующим сценариям: длительная борьба с судебными тяжбами либо нелегкие вынужденные переговоры и поиск путей какого-то компромисса противоборствующих сторон.
Рейдерство или криминальные захваты — получение контроля над компанией с использованием противозаконных методов. Другое название — «черное рейдерство». После криминальных захватов предприятий часто следует их реорганизация, «выводы» ценных активов и банкротство компании.
Приведенная выше классификация различных методов получения контроля над компанией позволяет в зависимости от типа предприятия выстроить систему его защиты и определить методы борьбы с этим явлением свободного рынка. Понятно, что наихудший вариант захвата для собственников — это рейдерство. Однако проблема в том, что сразу после появления угрозы захвата предприятия классифицировать тип захвата трудно. Обычно истинные намерения захватчики тщательно скрывают, особенно разрушительный мотив захвата. Публичные заявления об инвестиционных планах, планах повышения эффективности бизнеса, расширения производства, закупок новых линий и станков — на самом деле все это маскировка истинных целей, для достижения которых нужен длительный период (В качестве примера: разборка автомобиля на запчасти требует значительно больше времени, чем ее угон. Поэтому для злоумышленников так важно, чтобы владелец угнанного средства и милиция начали его поиски как можно позднее. Лучше всего, если это произойдет, после того как машина уже будет разобрана.)
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, в борьбе с рейдерством дешевле и эффективнее принять превентивные меры, чем «догонять ушедший поезд». Поэтому те компании, которые пока не столкнулись с такой угрозой и успешно развиваются и растут, должны учитывать следующее:
- рейдеры пока еще не обратили на них внимания, но этого можно ожидать в любой момент;
- злоумышленники уже включили компанию в сферу своих интересов и начали скрытую подготовку к захвату;
- захват может прозойти неожиданно для собственников — как гром среди ясного неба;
- подготовка превентивных мер защиты бизнеса стоит в сотни раз меньше, чем действия по отбиванию захваченной компании. Это известное правило «1:10:100», которое означает, что ошибка на стадии проектирования стоимостью 1 рубль оборачивается дополнительными затратами 10 рублей на стадии строительства и 100 рублями потерь при эксплуатации;
- даже если собственникам и удается отбиться от захватчиков, выправить впоследствии ситуацию с падением капитализации компании (за счет потери рынков сбыта и ослабления компании) очень трудно, а часто и невозможно.
Технологии захватов отработаны многократно и поэтому всегда осуществляются по тщательно продуманному плану. Такие планы предполагают подготовку всех этапов захвата. Недружественное поглощение трудно осуществить без финансового планирования, а это уже элемент стратегического (как минимум среднесрочного) планирования. Чтобы эффективно противостоять захватчикам, оборона также должна быть стратегической, то есть глубоко продуманной заранее. Тактические (оперативные) мероприятия защиты помогут лишь снизить потери от захвата, а предотвратить сам захват можно только с помощью стратегических методов защиты.
С появлением технологий захватов рынок параллельно отрабатывал и различные технологии защиты от них. Мировая практика насчитывает уже десятки методов защиты и борьбы, которым американцы, в силу национальной традиции, дают специфические названия: «платиновый и золотой парашют», «белый и серый рыцари», «горькие и ядовитые пилюли», «пчелы-убийцы», «тактика выжженной земли», «ползучее поглощение» и т.п.
Каждый из названных методов использует свои механизмы, но все они в конечном итоге преследуют одну цель: поднять стоимость захвата компании до рыночной цены. Тогда недружественное поглощение теряет всякий экономический смысл, поскольку на рынке можно свободно купить по справедливой цене любой пакет акций компании, вплоть до контрольного. Защищенная компания становится очень привлекательной для цивилизованных и надежных инвесторов и совершенно непривлекательной для рейдеров. При добровольном слиянии или поглощении собственники компании-цели получают премию, которая им платится сверх рыночной цены.
Факторы риска
Практически любое предприятие, независимо от организационно-правовой формы, может стать объектом нападения рейдеров. Существует ряд факторов, позволяющих предположить, что в ближайшее время компания подвергнется рейдерской атаке (захвату):
- успешный бизнес. Компания захватывается ради прибылей, которые приносит организованный и грамотно выстроенный его основателями бизнес;
- привлекательные активы. Компания захватывается ради ценных активов (обычно это недвижимость, земельные участки), имеющих значительную рыночную стоимость. В то же время многие собственники не знают о реальной стоимости принадлежащих им объектов, то есть недооценивают их;
- жесткая конкуренция. Часто захваты — это этапы конкурентной борьбы, в ходе которой получается, что дешевле поглотить конкурента, чем договориться с ним или идти на компромиссы. (Прежде всего это касается конкурентов иностранных производителей, так как часто российские товары при аналогичном качестве значительно дешевле импортных аналогов.);
- конфликт между участниками хозяйственного общества. Ухудшение отношений между партнерами по бизнесу, в том числе нежелание распределять прибыль пропорционально имеющимся долям/пакетам акций, провоцирует стремление «обиженного» партнера вернуть свое. В этом случае может произойти и так: доли в уставном капитале и вся инсайдерская (внутренняя) информация будут переданы в управление рейдерам, готовым предложить за них значительную сумму;
- неконтролируемая кредиторская задолженность. Наличие крупных долгов у предприятия делает его привлекательным в глазах потенциальных поглотителей. Дополнительные возможности давления на руководителей предоставляет захватчикам скупка долгов компании. Действующее законодательство не требует согласия должника на уступку права требования кредиторам. Механизм скупки долгов дает рейдерам возможность либо обратить взыскание на имущество компании, либо инициировать в отношении должника процедуру банкротства.
Распространенные заблуждения
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является более защищенной организационно-правовой формой, чем акционерное общество (ОАО, ЗАО)
Распространено ошибочное мнение, что не допускается вхождение в состав ООО третьих лиц, так как в учредительных документах ограничены права отчуждения доли третьим лицам. На практике такой запрет не является непреодолимым препятствием для рейдеров. Им достаточно приобрести право голоса на общем собрании участников путем получения доверенностей участников либо заключения договоров доверительного управления долями в уставном капитале общества.
Сведения об участниках ООО являются общедоступными и содержатся в едином государственном реестре юридических лиц. Соответствующую выписку в налоговой инспекции может получить любой гражданин, заплатив (на законных основаниях!) за услугу всего 200 руб.
В ООО права и обязанности участника общества переходят к новому участнику с момента уведомления самого общества о состоявшейся уступке доли. А для того чтобы зарегистрировать изменения в учредительных документах ООО (внести новые сведения об участниках), никаких подтверждений купли-продажи долей предоставлять не требуется. Достаточно направить в регистрирующий орган (ИФНС) протоколы собрания участников ООО об утверждении изменений в устав и учредительный договор общества. Причем такой протокол подписывается новыми, а не старыми участниками. Налоговая служба (ИФНС) обязана принять эти документы к исполнению и зарегистрировать изменения. Лицам, лишенным долей в уставном капитале ООО, остается только оспаривать данные изменения в судебном порядке. А пока будут идти судебные разбирательства, само общество может быть ликвидировано по решению новоиспеченных участников, а его имущество распродано.
Закон защитит юридическое лицо и его собственников. Фальшивые документы, неправомерные решения собраний участников общества, фиктивные сделки рано или поздно можно оспорить в суде и восстановить положение, существовавшее до начала рейдерской атаки.
Действительно, незаконные действия рейдеров можно оспорить в судебном порядке. Но закон не гарантирует исполнения судебных решений. Судебные разбирательства продолжаются не менее трех месяцев. За это время рейдеры могут предпринять новые действия, направленные на перехват управления либо отчуждение активов. В судебном порядке можно признать совершенную рейдерами сделку недействительной, но восстановить существовавшее до сделки положение не всегда возможно. Это связано с применением нормы добросовестного приобретателя, когда возвращение собственнику имущества проблематично.
Чтобы внести в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения о новом руководителе компании, необходимо подать в налоговые органы заявление, подписанное прежним директором
Раньше при смене директора в регистрирующий орган (ИФНС) подавалось заявление, подписанное прежним руководителем, что регламентировалось письмом ФНС РФ № 09-0-10/4223.
Впоследствии такое письмо было признано не подлежащим применению в связи с принятием решения Высшего арбитражного суда РФ.
Сегодня для изменения сведений о руководителе в ЕГРЮЛ достаточно подать в ИФНС заявление, подписанное новым директором предприятия.
Поскольку у вас на руках контрольный пакет, компанию не смогут поглотить/захватить
Не всегда успешные захваты предприятий обусловлены наличием у рейдеров их долей. Компанию могут просто «переписать», сфальсифицировав документы, необходимые для перехода права собственности на доли. Отсутствие у рейдеров контрольного пакета акций общества может стать препятствием для поглощения, но не для захвата, так как в последнем случае используются незаконные (криминальные) методы.
Наличие родственных/приятельских связей между компаньонами исключает возможность захватов
Среди рейдеров есть не только профессиональные юристы, но и грамотные психологи. Их стараниями внутри группы компаньонов, объединенных многолетней дружбой, часто появлялись непреодолимые разногласия относительно путей и методов ведения бизнеса. Эти конфликты умело использовались рейдерами как повод для начала внутрикорпоративной войны.
В России пока не принято закреплять на бумаге договоренности партнеров, отражать в документах условия распределения прибыли, так же как и условия возможности справедливого выхода из бизнеса и т.п. При возникновении крайних обстоятельств у одного из партнеров (например, в случае его смерти) для его наследников, как правило, нет никаких гарантий того, что именно в их руки перейдет часть бизнеса, принадлежавшая этому человеку. Это обстоятельство также может стать хорошей основой для рейдерской атаки и значительно облегчает задачи захватчиков.
В случае атаки на предприятие привлечение квалифицированных специалистов необязательно. Вы сами способны организовать защиту
Такая самоуверенность основана на том, что руководство компании опирается на собственное понимание законодательства. Увы, это приводит к тому, что в лучшем случае для отражения угрозы используются штатные юристы.
Чтобы организовать эффективную защиту, надо хорошо знать, как именно происходит поглощение, его технологии и методы. Поглощение не является сугубо юридическим процессом, в ходе него используются знания специалистов менеджмента, PR и аналитиков.
Обращаться за помощью к специалистам и принимать меры по защите стоит только в критических ситуациях
Часто недооцениваются значение и важность превентивных мер. Исчерпывающего перечня признаков начала подготовки к поглощению не существует, но есть тенденции, которые свидетельствуют о начале разработки рейдерами компании. Вернуть предприятие после начала захвата в первоначальное состояние намного сложнее и дороже, чем предотвратить захват до того, как он начнется.
Информация об обществе неизвестна третьим лицам
Многие сведения о юридическом лице включаются в состав государственных реестров, таких как ЕГРЮЛ и ЕГРП. Информация из них может быть предоставлена любому лицу за символическую плату.
Если решение органа управления общества не оформлено надлежаще, но все члены его были с ним согласны, то оспорить его невозможно
Зачастую в компаниях внутрикорпоративная документация либо оформляется ненадлежащим образом, либо вообще отсутствует, например не ведутся протоколы заседаний совета директоров, не рассылаются уведомления о корпоративных событиях (собраниях участников, заседаниях совета директоров). Такие случаи могут стать предметом рассмотрения судами, в ходе которых придется доказывать факты и обстоятельства, на которые ссылаются те, кто претендует на чужой бизнес, и предоставлять надлежащие документы. Учтите: при рассмотрении дел в арбитражах принимаются только письменные доказательства, но никак не свидетельские показания…
Фёдор ВОЛЬНЫЙ
При подготовке статьи использовались материалы книг Максима Ионцева «Корпоративные захваты» и Александра Осиновского «Акционер против акционерного общества»
Другие статьи по теме:
Как не стать жертвой рейдеров - ЛесПромИнформ №2 (68) 2010 год