«Лесдревмаш» жил, жив, будет жить?
В одиннадцатый раз в московском выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне состоялась крупнейшая в Восточной Европе выставка в области деревообработки «Лесдревмаш». И, судя по мнениям участников, прошла она довольно успешно: несмотря на общее сокращение числа посетителей, итоговые результаты впечатляют количеством налаженных связей и заключенных контрактов. Безусловно, за три десятилетия «Лесдревмаш» успел стать авторитетным событием мирового уровня.
Советское детище
В конкурсе «Особенности национальной упаковки» на
стенде SPECTA AG победил журнал «ЛесПромИнформ»
Инициатором «Лесдревмаша» был все тот же краснопресненский «Экспоцентр»: именно он в далеком 1973 году положил начало выставке, собирающей сегодня сотни фирм из тридцати стран мира и десятки тысяч посетителей. Сначала «Лесдревмаш» проводился один раз в пять лет, но уже к 90-м годам прошлого века и организаторы, и участники почувствовали необходимость встречаться чаще. Впоследствии выставку стали проводить раз в два года (по четным годам) под зорким оком Министерства промышленности и энергетики РФ, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров РФ, Российской ассоциации работников мебельной промышленности и торговли «Мебельщики России» и ОАО «Центрлесэкспо». Поддержку «Лесдревмашу» также оказывают правительство Москвы и Торгово-промышленная палата РФ. В результате за последние десять лет объем выставочной площади и количество экспонентов выросли более чем в два раза. В нынешнем году к «Лесдревмашу» уже в третий раз приурочили Международный лесной форум «Лес и человек» - площадку для дискуссий, споров, обсуждения и совместного поиска решений проблем лесного комплекса.
С первого «Лесдревмаша» прошло ни много ни мало − 33 года. Организаторы с самого начала задумали эту выставку как «смотр» технической оснащенности всех звеньев лесопромышленного комплекса − от лесовосстановления и лесопользования до переработки древесного сырья и процессов изготовления широкой гаммы изделий из дерева и его производных. Жаль, что у нас нет возможности объективно и наглядно сравнить первые, пробные выставки с тем, что мы имеем сегодня: в те времена ни нашего, ни какого-либо другого современного журнала, посвященного лесопромышленному комплексу, еще не существовало, но, благо, в нашем распоряжении − немногочисленные свидетельства «старожилов» «Лесдревмаша».
Безусловно, в 1970-х годах экспозиция создавалась в большей степени для того, чтобы советские граждане могли выставить напоказ чудеса советского машино- и станкостроения. В выставке участвовали крупные предприятия − флагманы отрасли. Так, друг с другом «соревновались» два крупных российских завода-производителя трелевочных тракторов: Онежский и Алтайский тракторные заводы. Со временем, когда российское производство пошло на спад, все больше и больше выставочных стендов стали занимать иностранцы, особенно наплыв зарубежных коллег стал чувствительным с 2000 года. Львиную долю среди них заняли немцы и итальянцы. Россиянам ничего не оставалось делать, как скромно потесниться.
«Мы» и «они»
Сегодня, когда отрасль вроде бы просыпается, иностранные и российские компании спокойно сосуществуют в выставочном центре, нисколько не мешая друг другу. Хотя, придется это признать, подавляющее большинство представленных российских компаний являются все-таки поставщиками импортного оборудования, а не производителями отечественного.
Зато есть повод порадоваться за наших соседей − белорусов. Минский тракторный завод привез на выставку современную лесную технику, если верить словам производителей, мало чем отличающуюся по качественным характеристикам от финских «тимберджеков». Нам показали единственный экземпляр каждой машины − выставочные образцы. Дело в том, что они достаточно дороги и производят их исключительно на заказ. Основные заказчики − сами белорусы и мы, их ближайшие соседи.
Хочется верить, что когда-нибудь на российском рынке лидирующие позиции займет отечественный производитель. Иностранные машины обходятся нашим лесозаготовителям прямо скажем недешево, да и мало кто вообще может позволить себе такую роскошь: до недавнего времени пара «харвестер-форвардер» стоила порядка $1 млн. Нет сомнения, отечественное машиностроение рано или поздно надо поднимать. Неужели белорусы могут, а мы − нет?
Что касается импортных машин, трудно было пройти мимо поразившего воображение финского лесовоза SISU. Я тут же обратилась к представителям компании SISU Auto и попросила рассказать о нем подробнее.
SISU − это новый многоосный грузовой автомобиль высокой грузоподъемности для тяжелых дорожных и климатических условий эксплуатации, который выходит с завода в полной комплектации, уже готовый к работе. В автомобиле SISU Timber установлен новый двигатель Caterpillar 13 литров − мощный, экономичный и надежный даже в труднопроходимых дорожных условиях.
В этих лесовозах используется высокая рама из прочной специальной стали, при этом установление надрамника совершенно не требуется, что облегчает конструкцию рамы. Грузоподъемность автомобиля − 60 тонн. Для сравнения: обычный КамАЗ способен поднять не более 6 тонн, а с прицепом − только 14. В то же время горюче-смазочные материалы SISU расходует в два раза экономнее КамАЗа. Масла менять нужно через каждые 25000 км. В автомобиле установлен компьютер, который вовремя подскажет, что масло пора заменить. На SISU также установлены высококачественные гидроманипуляторы Loglift.
Машина оснащена новой, модифицированной для арктических условий кабиной компании Renault. Внешний дизайн кабины, интегрированные воздухообтекатели, большие зеркала и полностью обновленный бампер с единой панелью мощных фар − смотрится все это очень современно. Внутри кабина, по сравнению с предыдущими моделями, преобразилась полностью. Дизайн элегантно изогнутой панели приборов (часть из которых цифровые) делает кабину стильным, эргономичным и до конца продуманным комплексом, где все под рукой. Также в большом количестве присутствуют различные отсеки для хранения вещей и документов, а сиденье водителя оснащено различными регулировками. Стоимость новой машины с прицепом, лесовозной настройкой и гидроманипулятором составляет около 240000 евро.
Одна из российских компаний (какая − просили не называть) уже сделала заказ на 34 таких автомобиля. Между тем SISU Auto продолжает расширять сеть своих представителей в России. Недавно компания подписала договор о сотрудничестве с петербургской фирмой «Лесстрой». Еще раньше был заключен контракт о сотрудничестве с петербургским ООО «Тирекс». Так что все выставки придуманы не напрасно: они сближают людей и объединяют бизнес.
Говорят участники…
Эрна Фур, генеральный директор компании «Альтендорф»:
− Начиная с 1994 года наша компания участвует в «Лесдревмаше», и за это время не пропустила ни единой выставки. В этом году количество посетителей было явно меньше, скорее, за счет убавившейся любопытной публики, поскольку недостатка в профессионалах с высоким уровнем знаний мы не испытывали. С каждой новой выставкой понимаешь, что люди становятся все более требовательными и критичными, задают довольно сложные технические вопросы. Приходили на наш стенд и студенты, которым мы всегда рады. На стенде «Альтендорфа» им предоставляется уникальная возможность увидеть абсолютно точный раскрой и ознакомиться с программами оптимизации раскроя.
Так что прошедшую выставку мы нашли весьма интересной. Конечно, могло быть еще лучше, но иногда нужно уметь сказать, что в общем и целом мы остались довольны, тем более что для этого есть все основания. Единственное, что нас на самом деле беспокоит, − это будущие перспективы «Лесдревмаша». Многие считают, что она может не выжить в условиях конкуренции. Есть ведь похожие тематические выставки, которые проводятся в Сокольниках и «Крокус Экспо». По своему опыту знаю, что большое количество выставок не помогает компаниям повысить эффективность работы, а, напротив, лишь сбивает с толку и их самих, и посетителей. Я бы не хотела, чтоб «Лесдревмаш» вдруг прекратил существование. Для меня эта выставка особенная, и я верю, что традиции так быстро не умирают…
А теперь поделюсь с вами приятной новостью. Еще на выставке в Нюрнберге мы говорили журналистам, что открываем в этом году московский офис «Альтендорфа». Так вот офис этот уже давно работает, сейчас укомплектовываем штат, но День открытых дверей состоится у нас либо в конце октября, либо в первую неделю ноября. Пользуясь случаем, приглашаю вас на нашу презентацию. Мы представим гостям разные модели и комплектации станков, расскажем о том, каким образом будут проходить регулярные занятия в нашем учебном классе. Собираемся приглашать студентов технических вузов для практических занятий по теме «Технология раскроя».
Открытие московского офиса − большой плюс для наших партнеров по сбыту в странах СНГ. Теперь им необязательно покупать билет в Германию. Сегодня они имеют возможность ездить в Москву, отправлять к нам своих техников на обучение, привозить сюда потенциальных покупателей станков. Сейчас мы открываем склад в Москве, так что часть станков клиенты смогут покупать в России, как и запасные части к ним.
Сергей Полищук, директор по маркетингу ООО «Люка-Рус»:
− Жаловаться не буду, мы действительно остались довольны результатами выставки. Правда, если раньше стенд «Люка Рус» был виден издалека, то в этот раз нас немного «запрятали»: на территории «Экспоцентра» идет стройка, благоустраиваются новые павильоны − отсюда вот такие «издержки производства». Однако выставку эту мы считаем имиджевой, и не принять в ней участие просто нельзя.
Лично нам «Лесдревмаш-2006» понравился. Вот рядом, по соседству с нами, ребята занимались первичной деревообработкой, они были менее довольны. Дело в том, что в этом году среди посетителей было больше мебельщиков, либо тех деревообработчиков, которые уже имеют лесопильную базу, но хотят развиваться дальше. Видите ли, простым пилением заниматься стало совершенно невыгодно, рентабельность упала чуть ли не до нуля.
Наша продукция − это сушильные камеры, сейчас наблюдаем резкий всплеск спроса на них. Стараемся быть для потребителей максимально полезными, консультируем их по разным проблемам, раздаем книги И. В. Кречетова по сушке древесины.
Мы прекрасно понимаем, что главное сегодня − профессионализм. Поэтому готовим на своей базе «технарей», а это вовсе не то же самое, что подготовить менеджеров по продажам: на таких специалистов приходится затрачивать годы. Особенно остро чувствуется нехватка радиоэлектронщиков. Те немногочисленные, кто приходят трудоустраиваться, требуют сразу высокую зарплату − от 2000 до 4000 евро.
Сергей Григорьев, технический директор ООО «СТРмаш»:
− Наша фирма участвует в Лесдревмаше в первый и уж точно не в последний раз: нам понравилась эта выставка. Поскольку ваш журнал пока не знаком со «СТРмаш», то я немного расскажу о нас. Мы производим декоративные комплектующие из древесных материалов для производства дверей. Это эксклюзивные российские технологии, разработанные на базе отдела вакуумно-плазменных технологий НИИ «Инструмент». Технология тиражирует декоративный рельеф на древесных материалах − древесине, фанере, MDF. Качество таких гравюр идентично ручной работе именитых мастеров: причем они могут быть исполнены как в стиле хай-тек, так и в классическом стиле. В разработке гравюр принимало участие и знаменитое Строгановское училище. Причем мы, как производственники, интересны производителю дверей тем, что декорирование нашими элементами не выводит их конечный продукт за рамки его ценовой категории. Ведь сегодня между производителями дверей идет мощная внутренняя борьба за качество и себестоимость конечного продукта. Поэтому мы предлагаем им совершенно новый, выгодный продукт.
На выставку мы, представители ООО «СТРмаш», приехали, чтобы нас начали узнавать, ведь в перспективах мы не только хотим стать известными в России, но и получить доступ на зарубежные рынки, например на китайский. Теперь выбираем между существующими выставками лесного комплекса. Уже решили для себя, что в «Экспоцентре» на Красной Пресне, где нам понравилось больше всего, будем представлять полностью завершенные, отработанные проекты. С небольшими или неотработанными до конца проектами будем ездить в выставочный центр, что в Сокольниках. А вот «Крокус Экспо», пожалуй, проигнорируем. Несмотря на то что это очень современный комплекс с большими площадями, нам там не нравится.
Виктор Стратановский, директор московского бюро «Диффенбахер»:
− «Лесдревмаш» в этом году стал для нас очень напряженным. Такого количества посетителей мы не видели давно: прекратился наплыв клиентов только в предпоследний день выставки, да и то лишь во второй половине. У нас не только не хватало стульев и столов на всех, но и самих специалистов, которые были вынуждены разрываться между клиентами. Очевидно, очень многие ушли от нас в обиде. Мы пригласили многих на выставку, но не успели всем уделить внимание. Я уверен, что такое было не только на нашем стенде.
Мне думается, этот наплыв связан с улучшающейся экономической ситуацией в России. У людей явно появились свободные деньги, которые они хотят вложить в дело. С другой стороны, в стране принята программа «Доступное жилье», и многие поняли, что таким образом открываются перспективы для деревянного домостроения. Поэтому меня не удивляет, что подавляющее большинство наших новых клиентов вели разговор именно о плите OSB. Предыдущие проекты московского бюро «Диффенбахер» в основном касались ДСП, а теперь люди переключились на OSB. Было много желающих пообщаться по нашей новой продукции − поддонам «Верцалит», о которых мы недавно опубликовали статью в вашем журнале.
Я согласен с теми, кто вам высказывал свое мнение до меня о том, что слишком много стало конкурирующих выставок: в одной Москве помимо «Лесдревмаша» есть еще «Лестехпродукция» в КВЦ «Сокольники» и «Деревообработка/Технодрев» в МВЦ «Крокус Экспо» и так далее. В короткие сроки проводить похожие выставки неразумно. Лучше бы тогда «Лесдревмаш» проходил один раз в три года, потому что всем нам приходится везти сюда очень дорогое оборудование, а это «влетает в копейку». Хотя, надо отметить, что для клиентов все эти выставки − бесспорное благо, потому что, приезжая сюда, они всего за несколько часов могут обойти стенды конкурирующих фирм и сделать свой выбор. Им, безусловно, гораздо дешевле сделать это в Москве, чем ехать на ганноверскую «Лигну».
Выставка − это всегда индикатор. Ведь не только клиент оценивает компанию по ее участию, но и компания его. В зависимости от того, приезжал клиент на выставку или нет, мы часто определяем его серьезность и серьезность его намерений.
Виталий Машков, начальник отдела продаж «ДАКТ»:
− Вся продукция, которую вы видите на стенде, совершенно новая. Мы меняем свой ассортимент два раза в год, поскольку за рубежом рынок очень динамичен. Если мы не будем отслеживать все новые тенденции, то очень быстро потеряем рынок.
В этом году «Лесдревмаш» нам вполне понравился. Правда, в последний день, субботу, посетителей почти не было, видимо, реклама сработала неэффективно. В целом, к оргкомитету претензий не имеем. Считаем безусловным плюсом открытие новой станции метро «Деловой центр», что существенно облегчило жизнь всем, кому приходится добираться до «Экспоцентра».
Несмотря на то что на «Лесдревмаше-2006» было много иностранцев, мы заметили и определенный их отток. По крайней мере, нам известно, что в этом году ассоциация Acimall не оплатила поездку многих ее членов в Россию, а за свои деньги желания ехать у них не было. Не удивительно, что Acimall отказалась от участия в «Лесдревмаше»: мы точно знаем, что менеджеры «Крокус Экспо» ездили к руководству Acimall и провели там переговоры. Безусловно, нужно развести тематически идентичные выставки, как петербургские, так и московские. Более эффективной должна быть маркетинговая политика организаторов.
Воймир Коцман, президент компании «Коимпекс»:
− Количество посетителей на нашем стенде, по сравнению с тем, что было два года назад, заметно поубавилось. Зато было много «конкретных клиентов», с которыми мы подписали многочисленные контракты − это куда более полезно, что внимание «толпы».
Впервые в этом году мы сознательно не привезли на стенд станки. Мы теряем в «Экспоцентре» большие деньги. Вы знаете, во что нам обошлась услуга отгрузки-погрузки станков два года назад? В 20000 евро! Это бешеные деньги, и нигде больше в мире нет такого безобразия. Но, что самое интересное, нам не оставляют выбора: погрузкой-разгрузкой оборудования занимается на «Лесдревмаше» единственная компания, с которой никто не конкурирует. Так что сейчас мы пересматриваем свою выставочную политику, размышляем, как будем в дальнейшем присутствовать на выставке. В Москве очень кусаются цены, поэтому отныне мы будем арендовать стенды меньшей площади, продолжая интенсивно рекламировать нашу продукцию в специализированных журналах, в том числе и вашем. Постепенно мы организуем свою собственную выставку в Италии − это будет гораздо эффективнее.
Кроме того, мне совершенно не нравится та борьба, которая сегодня происходит между пресненским «Экспоцентром», ВЦ «Сокольники» и новым комплексом «Крокус». На самом деле мне больше всего по своей архитектуре и современным выставочным площадям нравится именно «Крокус», но его недостаток в том, что он достаточно далеко от центра. А на месте дирекции «Экспоцентра» на Красной Пресне я бы пересмотрел политику отношения к клиентам: если он будет и дальше так работать, то только потеряет нас всех».
Иветта КРАСНОГОРСКАЯ, наш соб. корр.