Лесопильная промышленность России
Концентрация предприятий и эффективность производства
Лесопиление − одна из ведущих подотраслей деревообрабатывающей промышленности. Пиломатериалы широко используются в промышленном и жилищном строительстве, при ремонте зданий и сооружений, в производстве мебели и тары, машиностроении и других сферах.
Схему «Динамика производства пиломатериалов в Российской Федерации с 1990 по 2009 год» смотрите в PDF-версии журнала
Номенклатура продукции лесопиления включает в себя пиломатериалы хвойных и лиственных пород для внутреннего и внешнего рынков, клееную пилопродукцию, профилированный погонаж, конструкционные материалы, модифицированную древесину и т. п.
В 1990 году объемы производства пиломатериалов в РФ достигали 75 млн м3, выручка от продаж лесопильного производства составляла 6,2% от общего объема продаж продукции лесопромышленного комплекса Российской Федерации, а доля лесопильного производства в общем объеме обработки древесины и в производстве изделий из нее − 20,7%. Кардинальные изменения в социальноэкономической жизни страны, вызванные переходом России к рыночным отношениям и сопровождавшиеся экономическим кризисом, снижением производства и жизненного уровня населения, привели к существенному сокращению потребления пиломатериалов.
В развитии лесопильной промышленности Российской Федерации в условиях рыночных отношений можно выделить несколько этапов: период застоя (1992–1998), период экономического подъема (1999–2007) и период мирового финансового кризиса (2008–2009).
Основной сферой потребления пиломатериалов всегда было строительство, а также ремонт зданий и сооружений. В строительном секторе спрос на пиломатериалы прежде всего определяется темпами инвестиционного процесса, при этом основное применение пиломатериалы находят в жилищном и дачном строительстве, строительстве объектов социальнокультурного назначения. Объемы вводимого жилья в России в 1995 году снизились по сравнению с 1990 годом в 1,5 раза − с 61,7 до 41 млн м2. Резко сократилось (в 16,7 раза) за этот период изготовление деревянных стандартных домов заводской сборки, в производстве которых потреблялись большие объемы пиломатериалов − с 4513,5 млн м2 в 1990м до 270,7 м2 в 1995 году. Объемы капитального ремонта жилых домов также существенно сократились: с 29,1 млн м2 в 1990 году до 11,7 млн м2 в 1995 году, то есть почти в 2,5 раза. Поэтому в 1995 году уменьшились и объемы производства пиломатериалов − до 26,5 млн м3, то есть в 2,8 раза относительно объемов 1990 года.
В 1998 году, последнем году застоя в экономике России, выпуск пиломатериалов сократился до критического уровня − 18,6 млн м3, что ниже показателя 1990 года в 4 раза. К 2000 году, с началом экономического подъема, производство пиломатериалов в России возросло до 20 млн м3. А 2000–2007 годы можно назвать периодом динамичного развития лесопильной промышленности России. С 2000 по 2005 год производство лесоматериалов в Российской Федерации увеличилось на 10,2%, а за период с 2005 по 2007 год рост составил еще 10,1%. В целом же с 2000 по 2007 года объемы производства пиломатериалов в России выросли на 21,5% − до 24,3 млн м3.
Однако изза влияния мирового экономического кризиса, поразившего Россию в 2008–2009 годах, производство пиломатериалов в Российской Федерации снизилось с 24,3 млн м3 в 2007м до 19 млн м3 в 2009 году − на 22%.
Имея богатые запасы лесных ресурсов, по объемам производства пиломатериалов Российская Федерация уступает ряду зарубежных стран: США, Канаде, Швеции, Китаю, Германии, хотя в 1990 году РФ по производству пиломатериалов занимала 2е место в мире после США. На диаграмме представлена динамика производства пиломатериалов в Российской Федерации в период с 1990 по 2009 год.
В 1990 году пиломатериалы в России вырабатывались преимущественно крупными и средними предприятиями, на которые приходилось 99% от общего объема. Еще около 1% приходилось на долю кооперативов.
годах
Падение объемов производства пиломатериалов в России в период перехода к рынку происходило исключительно на крупных и средних предприятиях, на малых же предприятиях объемы устойчиво росли. В период с 1991 по 1995 год они выросли на 18%, а в 1998 году по сравнению с 1990м − в 1,5 раза (табл. 1). Однако значение малых предприятий в общероссийском производстве пиломатериалов все еще было невелико. Их доля в 1998 году составляла лишь 5,6%.
Большим и перспективным рынком при падении внутреннего спроса в России на пиломатериалы мог бы стать внешний рынок. Однако завышенный курс доллара в 1991–1995 годах препятствовал развитию экспорта пиломатериалов из России, который снизился с 7087 тыс. м3 в 1990 году до 5900 тыс. м3 в 1995м, то есть на 16,7%.
К 1996 году экспорт пиломатериалов из России сократился до 4651 тыс. м3. В дальнейшем (1997–1998 годы) экспорт стабилизировался. В середине 1998 года курс доллара США в России составлял 6,2 руб., рентабельность в лесопильном производстве России в 1998 году была на уровне 1,8%, что не способствовало развитию производства пиломатериалов на малых предприятиях.
В августе 1998 года в России разразился экономический кризис, рубль был девальвирован, и уже через год курс доллара США вырос по сравнению с 1998 годом в 4 раза. В России начался экономический подъем. Затраты на производство пиломатериалов в долларовом выражении существенно сократились − эффективность экспорта пиломатериалов стала высокой. Только за три года (1999–2001 годы) экспорт пиломатериалов в России вырос по сравнению с 1998 годом на 65% − до 7695 тыс. м3. В 2001 году удельный вес малых предприятий, а также индивидуальных предпринимателей (производство пиломатериалов по ним органы государственной статистики стали публиковать с 2001 года) составлял уже 14% при объеме производства пиломатериалов этими группами предприятий 2727 тыс. м3, превышавшем аналогичный показатель 1998 года в 2,6 раза. В условиях экономического подъема быстрое увеличение количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также рост производства пиломатериалов на них были связаны с нацеленностью этих групп предприятий на экспорт пиломатериалов. В 2005 году удельный вес продукции малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме производства пиломатериалов достиг 27,7%, а по сравнению с 1998 годом вырос в 5,8 раза − с 1043 до 6113 тыс. м3 (табл. 1). К 2005 году экспорт пиломатериалов из России достиг внушительных размеров. Он вырос с 4669 тыс. м3 в 1998 году до 14 778 тыс. м3 в 2005 году − почти в 3,2 раза.
Самой большой доля малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем числе отечественных производителей пиломатериалов была в 2008 году − 39,5%. Производство пиломатериалов ими в этот период составляло 8553 тыс. м3 и превышало соответствующий показатель 1998 года в 8,2 раза. При этом в 1998–2008 годах неуклонно снижалось производство пиломатериалов крупными и средними организациями − с 17 539 тыс. м3 в 1998 году до 13 065 тыс. м3 в 2008м − на 25,5%. Их доля в общероссийском производстве пиломатериалов также сократилась с 94,4 до 60,5% соответственно.
Во второй половине 2008го и в 2009 году Россию поразил мировой финансовый кризис. В этот период существенно снизились темпы строительства − основного потребителя пиломатериалов, поскольку резко уменьшилась закладка новых жилых домов. В 2008 году производство пиломатериалов сократилось на 11% по сравнению с 2007м, а в 2009 году по отношению к 2008му − еще на 12%. В 2009 году стала меняться на противоположную тенденция развития крупных и средних организаций.
Впервые за 19 лет, начиная с 1990 года, удельный вес крупных и средних предприятий в общероссийском производстве пиломатериалов вырос и составил 62% (против 60,5% в 2008 году), а малых предприятий и индивидуальных предпринимателей − снизился до 38% (против 39,5% в 2008 году).
Снижение удельного веса малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в объемах производства пиломатериалов в России в 2009 году можно объяснить введением нового порядка лесопользования в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, действующим с 2007 года.
Согласно новым правилам, помимо хозяйственной деятельности, арендаторы лесных участков обязаны после проведения работ по заготовке леса заниматься на территориях, где ими сведен лес, лесопосадками, а также работами по уходу за подрастающим лесом.
Малые предприятия, индивидуальных предпринимателей, а также множество мелких предприятий, не являющихся субъектами малого предпринимательства, дополнительные затраты, связанные с лесоразведением и уходом за лесом, могли бы привести к банкротству. Поэтому в 2009 году объемы заготовки и распиловки заготовленного леса предприятиями этих групп стали сокращаться.
Однако в экспорте пиломатериалов малые предприятия и индивидуальные предприниматели не уступили «пальму первенства». Удельный вес предприятий этих групп в объемах экспорта пиломатериалов вырос с 63,5% в 2008м до 63,9% в 2009 году; соответственно, удельный вес крупных и средних предприятий снизился с 36,5 до 36,1%.
В России в 2008 году действовали 2437 крупных и средних предприятий по производству пиломатериалов. По методологии Росстата, в промышленности к крупным и средним относятся предприятия, основным видом деятельности которых является промышленное производство, кроме субъектов малого предпринимательства, но, включая предприятия с численностью работающих до 15 человек, не являющиеся субъектами малого предпринимательства. В состав этих предприятий, кроме действительно крупных и средних, входят также мелкие лесопильные цеха (участки) в сельскохозяйственных кооперативах, лесхозах, организациях ГУИН Минюста РФ, муниципальных предприятиях, строительных организациях и т. п. В табл. 3 приведены данные, касающиеся распределения по группам крупных и средних предприятий в 2008 и 2009 годах.
предприятий Российской Федерации, вырабатывавших
пиломатериалы в 2008 и 2009 годах
Как следует из данных табл. 2, средняя концентрация производства на крупных и средних предприятиях России, вырабатывавших пиломатериалы, составляла в 2008 году 5,4 тыс. м3. Предприятий, изготавливавших свыше 5 тыс. м3 пиломатериалов в год, насчитывалось 390 при средней концентрации производства на них 28,4 тыс. м3. Эти предприятия выпускали 11 074 тыс. м3 пиломатериалов (84,8% от всего объема). Предприятий же, производивших менее 5 тыс. м3 в год, было 2047 (84,1% по количеству). Средняя концентрация производства на этих предприятиях составляла 1 тыс. м3, они вырабатывали 1988 тыс. м3 (15,2% от общего объема изготовленных пиломатериалов).
В 2009 году в структуре крупных и средних лесопильных предприятий произошли существенные изменения. Весьма заметно сократилось их количество − с 2437 в 2008 до 2036 в 2009 году, то и есть на 16,5%.
Средняя концентрация производства на крупных и средних предприятиях России в 2009 году выросла на 7,4% по сравнению с предыдущим годом и составила 5,8 тыс. м3. Причем количество предприятий, вырабатывавших свыше 5 тыс. м3 пиломатериалов в год, сократилось с 390 (в 2008 году) до 326 (в 2009 году) − на 16,4%, но их удельный вес по количеству составлял, как и в 2008 году, 16%. Предприятиями, вырабатывавшими свыше 5 тыс. м3 в год (с 1й по 6ю группу), было произведено 10055,5 тыс. м3 пиломатериалов (85,5% по объему). Средняя концентрация производства в этих группах составляла 30,8 тыс. м3 − на 8,5% выше, чем в аналогичных группах предприятий в 2008 году. Количество же предприятий, вырабатывавших менее 5 тыс. м3 в год, сократилось на 16,5% − с 2047 в 2008 году до 1710 в 2009м. В этой группе показатель средней концентрации производства (1 тыс. м3) не изменился, как и в 2008 году, но этими предприятиями было выработано лишь 1699 тыс. м3 пиломатериалов (14,5% по объему) − на 14,5% меньше, чем в этой же группе в 2008 году.
Большое количество мелких предприятий − основная причина неэффективности российского лесопиления. Лесопильная промышленность в России убыточна.
В 2007 году рентабельность производства пиломатериалов в нашей стране, по данным Росстата, составляла 2,3%, а в 2008 году − уже 13,9%.
предприятий России, вырабатывавших пиломатериалы в 2008 году
Для того чтобы получить характеристики уровня рентабельности лесопиления России, ОАО «НИПИЭИлеспром» проанализировало основные техникоэкономические показатели крупных и средних предприятий, вырабатывавших в 2008 году пиломатериалы. Для исследования были отобраны те организации, для которых лесопиление является преобладающим видом деятельности. К сожалению, многие организации, отвечающие этому критерию, не представили необходимых для анализа данных, поэтому не были включены в число рассматриваемых.
Всего организаций, техникоэкономические показатели которых были пригодны для анализа, оказалось 171. По объему выручки от продаж все отобранные организации были разбиты на девять групп. За критерий, исходя из которого формировались группы, был принят средний объем выручки, который составил около 200 млн руб. Он принят в качестве нижнего предела в III группе предприятий и верхнего предела в IV группе.
Техникоэкономические показатели по группам приведены в табл. 3. Как показывает анализ, средняя рентабельность производства по всей выборке составляет13,8%. В I и II группах находятся наиболее крупные лесопильные организации (их 25) с объемом выручки от продаж, превышающим 400 млн руб. Доля выручки таких организаций в общей выручке от продаж рассматриваемой совокупности предприятий составляет 69,2%, доля убытка в общем убытке по всей выборке составляет соответственно 35%. Концентрация производства в двух первых группах − 173 тыс. м3 пиломатериалов на одно предприятие при средней концентрации по всей выборке 38 тыс. м3. Однако хозяйственная деятельность в этих же группах характеризуется отрицательной рентабельностью производства: 7,5%.
Организации, имеющие относительно высокую положительную рентабельность производства, находятся во II группе: это ЗАО «Ката» (Иркутская область) − 9,5% и ООО «АлтайФорест» (Алтайский край) − 15,6%. Высокая рентабельность производства на этих предприятиях и предопределила меньший убыток на один рубль выручки от продаж в целом по II группе предприятий. Этот убыток ниже, чем в I группе, хотя концентрация производства в I группе предприятий в 2,3 раза выше.
Обе названные выше организации располагают большими объемами высококачественных сырьевых ресурсов. В общем объеме вывозки ЗАО «Ката» 262 тыс. м3 хвойная древесина составляет 225,7 тыс. м3 (86%), в том числе 174 тыс. м3 − это хвойный пиловочник (77%), что позволяет предприятию полностью обеспечивать свой лесопильный завод сырьем. В 2008 году ЗАО «Ката» вырабатывало 75 тыс. м3 хвойных пиломатериалов. Помимо хвойного пиловочника, ЗАО «Ката» заготавливало 51,7 тыс. м3 хвойных балансов − 23% от всего объема заготовки хвойной древесины.
Лиственная древесина в объеме 36,5 тыс. м3 полностью реализуется населению в качестве топлива.
У ООО «АлтайФорест» в вывозке круглого леса в объеме 243,7 тыс. м3 100% составляла хвойная древесина, в том числе 222,2 тыс. м3 − хвойный пиловочник. В общем объеме хвойной древесины большое количество крупномерной. Об этом говорит тот факт, что в 2008 году предприятие заготавливало лесоматериалы для выработки шпал и переводных брусьев в объеме 21,5 тыс. м3. В 2008 году на предприятии было выработано 49,9 тыс. шт. шпал. Основная деятельность ООО «АлтайФорест» − это производство пиломатериалов. В 2008 году их было выработано 123,8 тыс. м3, в том числе 105 тыс. м3 экспортных. В 2008 году компания запустила завод по производству древесноволокнистых плит мощностью 70 тыс. м3 плит в год. Ни в Алтайском крае, ни в соседних регионах − Новосибирской, Кемеровской областях, Республике Алтай − древесностружечные плиты не вырабатываются, поэтому перспективы развития производства ДСП здесь благоприятны. В 2008 году на ООО «АлтайФорест» было выработано 0,3 тыс. м3 ДСП.
Третье предприятие, ОАО «Сокольский деревообрабатывающий комбинат», имеющее положительную рентабельность 4,9% (входит в I группу предприятий), помимо пиломатериалов, вырабатывает продукцию высокой заводской готовности − деревянные дома. В 2008 году на комбинате было выпущено 35 тыс. м2 деревянных домов заводского изготовления.
Основная проблема лесопиления в России состоит в том, что лесопильные заводы и производства мало занимаются глубокой переработкой древесины. Производство столярностроительных изделий развито, как правило, в крупных городах и вблизи них, где вырабатываются большие объемы такой продукции, главным образом из покупных пиломатериалов.
Производство же необработанных пиломатериалов сегодня в России убыточно. Огромное количество мелких предприятий не имеет средств для организации деревообрабатывающих производств, тем более что высококачественную столярностроительную продукцию, востребованную рынком, сегодня можно изготавливать только на импортном оборудовании, потому что прогрессивного отечественного деревообрабатывающего оборудования сегодня практически нет. Для повышения эффективности производства российские лесопильные предприятия в значительной степени работают на внешний рынок. Однако это обстоятельство существенно тормозит развитие отечественного заводского деревянного домостроения, так как экспортируются наиболее качественные пиломатериалы. В 2009 году экспорт пиломатериалов из России составлял 16,2 млн м3, в 2010м он возрастет до 18 млн м3, то есть на 11%.
В зарубежном лесопилении общей тенденцией является стремление к созданию максимальной добавочной стоимости, поэтому, например, в Северной Америке производство строганых пиломатериалов − это важная часть производственного процесса на лесопильных заводах.
Большая часть лесопильных предприятий Швеции и Финляндии также располагает собственными цехами по изготовлению строганых пиломатериалов и сушильным оборудованием, обеспечивающим сушку пиломатериалов до влажности 8–12%. На строгальных линиях лесопильных предприятий за рубежом выпускаются массовые виды строганых отделочных пиломатериалов. Основная часть ассортимента такой продукции − это облицовочные пиломатериалы и доски чистых полов для домостроения.
Валентин ПЕШКОВ,
зав. сектором деревообрабатывающей промышленности
ОАО «НИПИЭИлеспром»