Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Регион номера

Резерв для перспективы

Лесная отрасль республики может давать доходы, превышающие нынешние поступления в бюджет от добычи алмазов.

В Якутии, благосостояние которой во многом обуславливает добыча драгоценных камней и редких металлов, лесная отрасль не относится к профилирующим производствам. На её долю приходится около 3% от общего объема промышленной продукции. Продукция ЛПК идет в основном на удовлетворение нужд внутреннего рынка. Из общего объема производимой пилопродукции около 10% вывозится за пределы республики. Вместе с тем региональная власть не ставит перед предприятиями отрасли задачу по наращиванию темпов освоения лесов. Акцент сделан на развитие переработки древесины с конечным выходом продукции, ориентированной на экспорт.

Якутия, обладая значительными лесосырьевыми ресурсами (общий запас древесины оценивается в более 9 млрд м), использует их всего на 5,4%. В год здесь заготавливается около 2 млн м леса. В основном осваивают спелый или перестойный хвойный лес, которого за предыдущие периоды неосвоения лесных ресурсов в Якутии скопилось немало. Лиственные породы в республике не используют вообще.

Около половины объема заготавливаемой древесины уходит на… отопление жилых домов и производственных помещений. Другая область, требующая значительных объемов потребления леса, − строительство и ремонт, поскольку вследствие удаленности населенных пунктов от основных транспортных магистралей, а также дороговизны строительных материалов для возведения и ремонта домов местные жители предпочитают использовать древесину.

Лесной план республики, принятый в прошлом году, предусматривает, что к 2018 году в регионе будет заготавливаться не более 1,5 млн м древесины, которые также большей частью пойдут на удовлетворение внутреннего спроса.

Потенциал лесных ресурсов Якутии, как для удовлетворения внутренних потребностей, так и в целях развития экспорта продукции ЛПК используется слабо.

«Существенное влияние на состояние лесной и деревообрабатывающей промышленности оказывает климат, − говорит руководитель департамента по лесным отношениям Якутии Вячеслав Олесов. − Процент лесистости колеблется от 93 на юге до 25% на севере территории республики. Основные запасы леса в объеме 1,12 млрд м сконцентрированы в южных районах Якутии. Именно они призваны стать базой для развития крупной лесной промышленности».

Вместе с тем стратегическое значение для развития республики имеют значительные запасы деловой древесины и соседство с экономически более развитыми регионами − Приамурьем и Дальним Востоком. Этот фактор делает невыгодным реализацию деловой древесины за пределами Якутии, следовательно, невыгодно и наращивать объемы как заготовки, так и переработки леса. К проблемам отрасли можно добавить морально устаревшее и физически изношенное технологическое оборудование, используемое на предприятиях ЛПК. Увеличивая себестоимость лесозаготовки, это оборудование не позволяет якутской лесопродукции быть конкурентоспособной на рынке. Кроме того, постоянное повышение цен на горюче-смазочные материалы, тарифов на железнодорожные перевозки увеличивают затратную стоимость транспортировки леса.

Сдерживающим фактором развития ЛПК в ближайшей перспективе станут трудовые ресурсы. Дефицит рабочей силы в случае ежегодного роста экономики на 6% к 2018 году составит около 5 тыс. чел. А уровень воспроизводства трудовых ресурсов не позволит обеспечить экономику республики трудовыми кадрами даже при отсутствии новых проектов.

В 2007 году в лесном секторе экономики Республики Саха (Якутия) было занято 1926 человек, что составляет 0,52% всего работающего населения региона. В 2007 году по отношению к 2006 году численность работников лесного сектора сократилась на 9,9%. Мотивация труда, как известно, определяется ростом заработной платы. А средний уровень заработной платы работников ЛПК в 2007 году (11824 руб. в месяц) едва соответствовал среднему уровню 2006 года по республике в целом, что вынуждает людей уходить в другие отрасли экономики.

Развитие лесопромышленного производства на базе современных технологий с применением машин и оборудования нового поколения требует квалифицированной рабочей силы и компетентных менеджеров. Сегодня на предприятиях недостаточно квалифицированных специалистов, а именно менеджеров среднего звена, трактористов, крановщиков, водителей лесовозного транспорта, операторов агрегатных машин, рамщиков и др.

Одним из условий успешного развития лесопромышленного комплекса в Республике Саха является обеспечение доступности лесного фонда, что в первую очередь связано с развитием лесодорожной инфраструктуры. Если в среднем по России обеспеченность дорогами на 1 тыс. га лесного фонда составляет 1,2 км, то в Якутии − лишь 0,12 км, а в наиболее перспективной для освоения южной зоне (Алданское, Ленское, Олекминское, Нерюнгринское, Усть-Майское лесничества) − только 0,11 км, что более чем в 100 раз (!) ниже нормативной потребности. По словам министра строительства и промышленности строительных материалов Якутии Сергея Дереповского, сегодня из-за неудовлетворительного строительства дорог ЛПК превращается в отрасль сезонного действия, поскольку вывозка древесины со многих делянок возможна только в зимнее время. В данный момент вопросы дорожного строительства решаются лишь в том случае, если у лесозаготовительных предприятий есть дополнительные средства на развитие сети дорог.

Минстроем республики разрабатывается программа «Развитие лесовозных дорог на территории Якутии в 2010−2014 годах». Начальник отдела ЛПК этого министерства Ирина Ткалина отмечает, что реализация программы даст возможность приступить к работе по развитию дорожной инфраструктуры, решить проблемы лесных поселков, увеличить зону активного лесопользования, частично решить проблему с занятостью населения, повысить эффективность противопожарной работы.

Пока же региональная власть сосредоточила внимание на создании инфраструктуры, необходимой для социально-экономического развития территории, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие ЛПК. Так, эксплуатация участка железной дороги Беркакит − Томмот протяженностью 360 км, работающего во временном режиме и имеющего ограниченную пропускную способность, уже дала ощутимый экономический эффект в ЛПК.

Участок железнодорожной линии Томмот − Якутск (пос. Нижний Бестях) является продолжением участка Беркакит − Томмот, сданного в 2004 году во временную эксплуатацию. Железная дорога будет проходить в меридиональном направлении по территории Нерюнгринского, Алданского, Хангаласского и Мегино-Кангаласского районов. С вводом в эксплуатацию железной дороги в республике появятся новые источники экономического роста. В зону круглогодичного транспортного сообщения будут интегрированы центральные, восточные и западные районы республики с охватом 83% населения. С переключением перевалки грузов с железной дороги в речных портах Якутского транспортного узла на суда смешанного типа («река‑море») изменится схема транспортировки лесоматериалов, повысится эффективность доставки леса в арктические районы. Мощный толчок к развитию получат действующие предприятия ЛПК.

Запас лесного фонда рассматриваемых территорий составляет 35% (3089,4 млн м) от общего по республике (8825,61 млн м). Породный состав запаса лесного фонда следующий: лиственница − 85%, сосна − 12,3%, береза − 1,5%, кедр − 0,7%. По имеющимся ресурсам районы, прилегающие к железной дороге, станут ведущими лесосырьевыми базами для развития лесной и деревообрабатывающей промышленности региона.

С точки зрения долгосрочных перспектив важнейшим фактором является развитие железнодорожного транспорта. Строительство железной дороги Томмот − Якутск позволит предприятиям лесопромышленного комплекса увеличить объемы реализации выпускаемой продукции за пределы республики, в том числе на экспорт, за счет круглогодичной поставки, освоить лесные ресурсы в бассейне рек Лены и Алдана (около 1,5−2,0 млрд м древесины). Это будет новый важный этап в комплексном использовании природных ресурсов региона.

На территории республики лесозаготовительной и деревообрабатывающей деятельностью занимаются 238 крупных, средних и индивидуальных предприятия. Из них восемь крупных заводов (такие как ЛПК «АлМас» ОАО «Алмазы Анабара», ООО «Масс», ДПК ОАО «АЛРОСА-Лена» и др.) оснащены импортным технологическим оборудованием, приобретенным в Германии, Финляндии, Австрии. Предприятия увеличили производство пилопродукции, паркета, мебельного щита, клееных и погонажных изделий, столярной продукции, освоили выпуск домов заводской готовности.

Объемы заготовки деловой древесины, по данным органов государственной статистики, за последние пять лет (2003−2007 годы) составляли в среднем 461,6 тыс. м в год (с колебанием от 343,1 тыс. м в 2004-м до 567 тыс. м в 2007 году). Производство пиломатериалов за этот же период составляло в среднем 220,3 тыс. м в год.

В 2009 году средняя ставка оплаты за заготовку древесины будет 28,7 руб./м, до 2018 года прогнозируется её рост до 44,3 руб./м. Доходы от заготовки древесины в 2009 году составят 28 млн руб., до 2018 года прогнозируется рост до 56,2 млн руб. Роста планируется достичь как за счет увеличения объемов заготовки на 200 тыс. м, так и за счет повышения ставки оплаты. Общая сумма доходов от использования лесов за 2009−2018 годы составит 5,2 млрд руб., что уже даст лесной промышленности региона право конкурировать с алмазодобывающей отраслью.

В первые два года действия Лесного плана республикой планируется значительное повышение объема заготовки древесины от уровня 2007 года в Алданском лесничестве в 1,7 раза, в Усть-Майском − в 2,1 раза, в Ленском − в 1,1 раза. В остальных лесничествах заготовка древесины останется на прежнем уровне. Всего по Якутии объем заготовок за двухлетний период вырастет в 1,2 раза. Вместе с тем общие объемы заготовки древесины с 2009 по 2018 годы согласно Лесному плану составят 13,4 млн м, причем только хвойных пород. Освоение лиственных пород пока не предусмотрено.

Законодательство Республики Саха (Якутия) в лесной сфере

Таблица. Объемы заготовки древесины на лесных участках
Якутии, предоставленных в аренду

Таблица. Объемы заготовки древесины на лесных участках Якутии, предоставленных в аренду

В Республике Саха (Якутия) действуют все нормативно-правовые акты, обязательные для принятия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Закон Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. 550-3 № 1115-III «О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)» содержит:

  • порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
  • порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
  • порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
  • исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства по полномочиям, определенным ч. 6 ст. 36 Лесного кодекса, установлены Законом Республики Саха (Якутия) от 19.06.2007 г. 577-З № 45-IV и отражены в ст. 30 закона Республики Саха (Якутия) «Об охоте и охотничьем хозяйстве».

По полномочиям, предусмотренным ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2007 г. № 442 принят Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданам для собственных нужд.

По полномочиям, предусмотренным п. 4 ст. 76 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 г. № 467 утверждены ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

По полномочиям, определенным ч. 3 ст. 79 Лесного кодекса РФ, утверждено постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 19.07.2007 г. № 318 «Об официальном сайте и печатном издании Республики Саха (Якутия) для размещения информации о проведении лесных аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений».

По полномочиям, определенным ч. 4 ст. 23 Лесного кодекса РФ разработано и принято постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 16.05.2008 г. №200 «Порядок деятельности лесничих на территории лесного фонда в Республики Саха (Якутия)».

По полномочиям, определенным п. 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 06.02.2008 г. № 01-05/3-15 утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор. Приказ наделяет работников лесничеств полномочиями по осуществлению государственного лесного контроля и надзора. Этот приказ зарегистрирован в Регистре нормативно-правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) от 03.04.2008 г. за № RU 140092008018.

Будущее лесной отрасли Якутии за РЛПО!

Программой развития лесопромышленного комплекса на 2007–2009 годы предусматривается создать рассредоточенное лесоперерабатывающее объединение (РЛПО) нового типа, сформированное из малых и средних предприятий, объединенных по единому технологическому принципу:

  • предприятия РЛПО используют производственное оборудование одного типа от одного производителя, обеспечивающее выпуск готового материала единого высокого стандарта качества;
  • предприятия РЛПО размещают свое производство в непосредственной близости к лесным ресурсам: нижний и верхний склады, лесосека либо удаленные труднодоступные поселения, леспромхозы и лесничества

Создание РЛПО обеспечит ежегодное повышение общего объема производства ЛПК республики на 106% при односменном и на 160% при полуторасменном рабочем дне по отношению к объему 2005 года.

Модернизация организации лесопильного производства позволит получить определенный социально-экономический эффект:

1. Бюджетный:

  • повышение налогооблагаемой базы лесозаготовителей не менее чем на 15–20 %;
  • снижение бюджетных расходов на противопожарные и экологические мероприятия (требует отдельного расчета).

2. Региональный социальный:

  • увеличение числа рабочих мест в лесозаготовке: не менее 500 человеко‑мест при односменном режиме работы РЛПО и 750 человеко‑мест при полуторасменном режиме работы.

3. Региональный экономический:

  • снижение стоимости первичного сырья в структуре себестоимости готовой продукции РЛПО на 200-250 руб. на 1 м пилопродукции за счет сокращения транспортного «плеча» не менее чем на 100-150 км;
  • снижение общественных издержек по транспортной составляющей не менее чем в 2 раза (перевозка готового пиломатериала требует в 2-2,5 раза меньше транспорта и рейсов, чем перевозка такого же количества пиловочника);
  • ежегодный 25%-ный прирост объема лесозаготовки, обеспеченный платежеспособным спросом со стороны РЛПО. Рост занятости населения в отраслях, смежных с ЛПК.

Иван ЯКУБОВ

Другие статьи рубрики Регион номера: Якутия

Республика Саха – валютный цех страны
Инвестиции в экспорт
«Алмазы Анабара» поднимают лесную промышленность Якутии
Список крупных предприятий ЛПК Республики Саха (Якутии)

Обзоры ЛПК регионов России