Производство плит

Российский рынок OSB: современное состояние и перспективы

Год назад было принято говорить, что рынок OSB в России на пороге больших перемен. Теперь можно сказать, что эти перемены происходят. И их главный признак - это, конечно, появление производств OSB внутри страны.

Новые предприятия, суммарная мощность которых близка к 1,5 млн м3 в год (если считать по мощностям основных линий), уже работают или будут запущены в ближайшее время, и еще ряд производств, общую мощность которых также можно грубо оценить в 1,5 млн м3 в год, могут быть введены «второй волной» в ближайшие годы. В 2012 году объем российского рынка плит OSB был представлен исключительно импортом и составлял около 600 тыс. м3 в год. В 2013 году импорт превысил 700 тыс. м3 в год, к этому добавились объемы производства первых российских заводов: в Карелии, в Кировской и Владимирской областях (рис. 1).

В этой публикации будут рассмотрены три вопроса. Первый: как быстро вырастет рынок в связи с тем, что в России наконец появились предприятия по производству OSB? Второй: как быстро и сильно упадут цены на OSB в связи с запуском новых производств? И третий: как выглядят события на нашем рынке на фоне мирового рынка?

Итак, насколько может вырасти российский рынок OSB, скажем, к 2020 году? Анализ данных, отражающих объемы импорта OSB в Россию в период с 2000 до 2012 года (рис. 2), показывает, что в эти годы импорт рос быстрыми темпами, хотя и с довольно низких значений. Собственного производства не было, объемы реэкспорта были минимальны - то есть объем импорта был равен объему потребления. При этом доли крупнейших игроков на рынке менялись довольно существенно. Если в 2006-2007 годы на рынке доминировала компания Swiss Krono, то сейчас лидирует группа Kronospan. Довольно большую долю рынка (45%) занимала в 2011 году продукция северо-американских компаний, в 2012 году эта доля уменьшилась до 30%. Доля северо­американских компаний достаточно подвижна, и она, конечно, будет меняться в зависимости от того, как чувствует себя северо­американский рынок.

И здесь уместно взглянуть на российский рынок OSB в сравнении с мировым. На рис. 3 показано потребление OSB по регионам: Западная Европа, Восточная Европа, Северная Америка, Латинская Америка, Азия и все остальные - соответственно 2001 и 2011 год, производство и потребление. Северная Америка - доминирует. Если на этом рисунке показать отдельно Россию, то ее не будет видно совсем. Объемы производства в Северной Америке в «хорошие» годы приближались к 20 миллионам м3 в год и даже превосходили этот уровень. К 2011 году из­за кризиса в домостроении объемы упали. Но даже в кризис, по сравнению с Америкой, все остальные регионы выглядят слабовато. Очень бледно выглядит Азия (на рисунке АТР - азиатско­тихоокеанский регион).

Как будет выглядеть такой график в 2020 году? Это большой вопрос и, прежде всего, как раз в связи с Азией. Давайте сравним данные указанного выше графика с данными аналогичного графика по фанере (рис. 4), которая сегодня является основным товаром­заменителем OSB. Мы видим, что, во­первых, в производстве и потреблении фанеры Азия доминирует полностью - главным образом Китай. Во­вторых, за 10 лет Азия нарастила объемы почти на 40 млн м3 в год и по производству, и по потреблению фанеры. То есть Азия здесь во многом слабо предсказуемый для нас регион. Если OSB как замена фанере понравится в регионе - а к этому есть предпосылки - то рост производства и потребления OSB в Азии может быть стремительным. Кроме того, рабочая сила дорожает, и маленькие фанерные производства уже не могут быть конкурентоспособными, что дает производствам OSB дополнительные преимущества. Неприхотливость в древесном сырье - по качеству, стоимости и выходу готовой продукции - это также плюсы предприятий по выпуску OSB. То есть Азия может, что называется, «выстрелить», превратившись за 5-7 лет из нетто­импортера в нетто­экспортера, причем крупного.

Это может изменить и баланс товарных потоков - уменьшение давления Северной Америки в связи с оживлением внутреннего спроса, увеличение давления Азии в связи с развитием производства в АТР. Хотя, безусловно, российские производители будут во многом защищены и расстояниями, и фактом присутствия внутри страны - т. е. возможностью концентрироваться на средних и даже мелких потребителях напрямую, «выбивая» крупных перекупщиков или диктуя им политику продаж. Теперь давайте посмотрим, как выглядят данные о потреблении OSB на душу населения в России - по сравнению с Германией, Польшей и США (рис. 5). Обратите внимание: данные по США представлены в другом масштабе. Из­за того, что в этой стране в жилищном строительстве деревянное домостроение доминирует, в США значительно больше объемы потребления плит OSB по сравнению с европейскими странами, включая Россию. Что можно сказать о перспективах рынка этих плит в 2020 году в России? Давайте посмотрим на те изменения рынка OSB, которые произошли за последние десять лет в Германии и в Польше (объемы потребления плит OSB в этих странах в 2000 году были близки к тем значениям, что мы наблюдаем сегодня в России). Прежде чем произошел стремительный рост объемов потребления в Польше, были предприняты большие маркетинговые усилия, плиты OSB продвигались очень активно через строительные компании; были периоды, когда плиты OSB продавалась как бы в нагрузку к плитам MDF. Можем ли мы говорить, что в России будет такой же скачок активности в потреблении плиты OSB между 2010 и 2020 годом? Возможно. По крайней мере, данные по 2011, 2012 и 2013 годам довольно оптимистичные, и если, скажем, в 2020 году потребление этого материала на тысячу человек в России составит 10 м3 в год, общая цифра потребления будет примерно 1,4-1,5 млн м3 в год.

Здесь интересно поиграть в своеобразные «качели», где центром будет прогноз потребления OSB в России в 1,5 миллиона м3 в год в 2020 году, и можно оценить эти цифры то с одной позиции, то с другой. Превзойдут ли данные по потреблению этот уровень или будут ниже?

Можно оценить то, каким будет рынок плит OSB в России и как быстро он будет развиваться, рассматривая динамику развития секторов конечного потребления (рис. 6). Например, если в 2006 году доля черновых настилов кровли составляла почти половину объема потребления плит OSB, то сейчас этот показатель уже меньше трети общего объема потребления плит OSB - при том, что количественные показатели, конечно, выросли. Очень быстро вырос сектор SIP­панелей в домостроении. Но в целом изменения по секторам происходят без резких скачков.

Развитие ситуации можно оценить, исходя из такой логики: рынок OSB развивается в зависимости от того, как развиваются те сектора экономики, в которых происходит потребление этой плиты. Надо также учитывать, что на динамику потребления влияет замещение плитами OSB конкурирующих строительных материалов, той же фанеры. По нашим наблюдениям, потребление OSB сегодня происходит главным образом в сфере домостроения и ремонта помещений - на них и сконцентрируем свое внимание.

Как выглядят показатели России среди других стран в домостроении? Данные сравнительного графика объемов жилищного строительства (рис. 7) свидетельствуют о том, что Россия проигрывает Китаю и Белоруссии (есть, правда, некоторые сомнения в достоверности статистических данных для обеих этих стран), но темпы строительства жилья в России выше, чем во многих европейских странах и в США (почему - отдельный разговор). Конечно, надо отметить, что средняя площадь жилища в России довольно невелика - доступность жилья еще низкая, и поэтому спросом пользуются квартиры малой площади. Больших запасов по росту объемов жилищного строительства в России нет - в том смысле, что объемы строительства едва ли вырастут, скажем, вдвое­втрое.

Показатели США на этом графике выглядят слабыми, поскольку в США сейчас экономический кризис. Строительная активность в жилищном секторе в США в 2011 году была одной из самых низких за более чем полвека. В США ожидается бурное восстановление экономики, собственно, оно уже происходит. Если мы посмотрим на данные графика, отражающего ситуацию в жилищном строительстве в период с 1959-го по 2013 год (рис. 8), то увидим, что были и взлеты, и падения активности домостроительного сектора. Но средние показатели по десятилетиям (на графике указаны красными горизонтальными линиями) были почти на одном уровне, кроме начала 2010­х. Ожидается, что в ближайшие годы рост все же будет, и средний показатель подтянется к показателям предыдущих десятилетий. А это говорит о том, что производители OSB в Северной Америке будут обслуживать в первую очередь собственный рынок и будут менее заинтересованы продавать плиту зарубежным потребителям, например, в Азии, в Европе и в России.

Теперь посмотрим на Европу. Здесь сосредоточены довольно большие мощности по производству OSB (если сравнивать с Россией), и сейчас можно говорить о том, что они отчасти избыточные, потому что строительная активность очень сильно упала. Падение строительной активности в России на этом фоне в 2009 году выглядит очень незначительным по сравнению с некоторыми странами Европы, такими как Испания (рис. 9). Так что можно ожидать, что европейским производителям OSB будет тесно на своем рынке.

Теперь о ситуации в России. По количеству построенного жилья (квартиры и индивидуальные дома) Россия до сих пор сильно не дотягивает до рекордного уровня, достигнутого во времена Советского Союза (рис. 10). Несмотря на то что объемы строительства нового жилья в пересчете на душу населения не очень низкие, отложенный спрос все­таки есть. Рассматривая динамику темпов строительства жилья, мы видим, что очень выросла доля индивидуального домостроения, в частности, деревянного. Это, конечно, положительно влияет на потребление OSB. А если посмотреть на график, отражающий темпы строительства нового жилья в России (рис. 11), то можно отметить, что здесь отставание от рекордного уровня РФ в составе СССР меньше, потому что за прошедшие годы увеличилась средняя площадь жилища.

Если мы посмотрим на данные графиков и диаграмм, отражающих положение дел в строительстве жилья в регионах России, то увидим, что больше всего индивидуальных домов вводится в европейской части страны - в Центральном федеральном округе, ЮФО, ПФО (рис. 12). Если же говорить о деревянном домостроении, то здесь лидируют ЦФО, ПФО и СФО. Исходя из этих данных, можно сказать, что в новом жилищном строительстве возможен определенный рост. И, конечно, возможен рост в ремонтной активности. Объемы ремонтных работ превышают темпы ввода новых домов в четыре­пять раз по объемам потребления финишных напольных покрытий - и плиты OSB для ремонтных работ тоже могут использоваться довольно активно, в частности, для устройства черновых полов. Тем не менее, и здесь есть свои ограничения (к примеру, в 2013 году - по первым оценкам - впервые с 2009 года упал объем потребления ламинированных полов, а значит, упало и потребление всех напольных покрытий), и поэтому нет причин для того, чтобы быть излишне оптимистичными в прогнозах и ремонтной активности, и, соответственно, потребления OSB в этом секторе.

Как быстро упадут цены на плиты OSB в России? Ответ на этот вопрос напрямую связан с состоянием баланса спроса и предложения, и здесь вариантов всего два: большие мощности при среднем спросе - низкие цены; большие мощности при низком спросе - очень низкие цены. Низкие цены означают падение на 60-80 евро за 1 м3, очень низкие - на 120-140 евро за 1 м3 (без НДС, в случае крупных оптовых поставок). Здесь и далее мы будем исходить из среднего курса евро за 2013 год - около 42,3 руб., чтобы исключить из анализа фактор резких скачков в обменном курсе. Сразу можно заметить, что в целом, конечно, падение рубля по отношению к евро и доллару ускорит импортозамещение на рынке, но может замедлить ввод новых мощностей.

Скорость и глубина падения цен на плиты OSB связаны не только со скоростью запуска новых мощностей, но и со скоростью выхода этих мощностей на проектные показатели по производительности, - с одной стороны - и с готовностью рынка эти объемы «проглотить», - с другой (см. рис. 1).

Для того чтобы механизм развития ценообразования на российском рынке плит OSB был понятен, можно рассмотреть пример рынков OSB, фанеры и MDF в США и Европе (рис. 13 и 14). График, приведенный на рис. 13, демонстрирует данные, отражающие колоссальную - в три раза - разницу в ценах на OSB и фанеру в США в разные периоды: от минимальных цен кризиса 2008-2009 годов до максимальных цен предыдущего пика 2005-2006 годов.

На графике, приведенном на рис. 14, отражена динамика цен на OSB/MDF в 2001-2012 годах в Европе. Был момент, когда в Германии и вблизи ее границ за короткий период были введены предприятия по производству OSB суммарной мощностью около 2 млн м3 в год. В течение года цены упали примерно на 150 евро за 1 м3. В тот период емкость рынка составляла примерно 700-800 тыс. м3 в год, а мощности действовавших на тот момент производств - около 600 тыс. м3 в год. То есть тогда в Германии сложилась ситуация (по крайней мере, по потреблению), которая, в принципе, похожа на ту, что сейчас складывается в России. Экстраполируем эту ситуацию на российский рынок OSB. Допустим, что в России в короткий промежуток времени будут запущены предприятия общей мощностью 2 млн м3 плит OSB в год, - в этом случае можно прогнозировать, что цена может упасть до 150 евро за 1 м3. Но при этом, конечно, вырастет объем потребления. То есть цена упадет, а объемы потребления через 7-8 лет могут составить в этой экстраполяции примерно 1,7-1,8 млн м3 в год - и это помимо роста экспорта. Все цены на графике, приведенном на рис. 14, даны в реальном выражении (с учетом инфляции) - в пересчете на цены IV квартала 2012 года.

Но похожая ситуация уже была и в самой России. После пуска нескольких линий MDF в 2004-2005 годах цены на этот материал за три года упали на 70 евро/м3. Правда, суммарная мощность этих линий была около 700 тыс. м3 в год. Исходный спрос на MDF был примерно на том же уровне, на котором сейчас находится спрос по OSB. Падению цен соответствовал прирост объемов потребления (если экстраполировать на рынок OSB - примерно до 1,3 млн м3 в год). Причем у рынка MDF была дополнительная поддержка в виде росте спроса на ламинированные полы, у OSB такой поддержки может не оказаться. Хотя и здесь возможны варианты: например, опалубочная плита на основе плит OSB - рыночный сектор с довольно неплохими перспективами, хотя и сложно прогнозируемый.

Теперь давайте посмотрим, каковы риски на макроуровне. На рис. 15 графически представлен прогноз развития ВВП России, по данным МВФ. Прерывистая линия - это прогноз, сделанный в начале 2013 года, сплошная линия - прогноз, который был сделан в октябре 2013 года. С разницей примерно в полгода мы видим совершенно разные прогнозы на один и тот же - текущий (!) - год: от 3 до 1,5%. Уже сейчас понятно, что окончательные цифры будут 1,3-1,4%. Это гигантский разброс для прогноза ВВП, он отражает степень неуверенности и неопределенности в прогнозах по общему состоянию экономики в России. Макроэкономическая ситуация в России сейчас уникальна - краткосрочные риски выше среднесрочных, а среднесрочная не­определенность выше долгосрочной. Что будет дальше? Если рост ВВП в 2014-2020 годах окажется ближе к 2% в год, то сложно будет представить рост строительной активности больше 4-5% в год. И это, пожалуй, уже довольно оптимистичный сценарий. Важно отметить, что начиная с 2009 года рост ВВП в России почти постоянно был ниже среднемирового, то есть последние 5 лет российскую экономику уже нельзя было назвать быстрорастущей. И - в самом пессимистичном сценарии - в ближайшие годы Россию может ожидать провал макроэкономических показателей, сравнимый с 1990-ми годами. Большие риски? Да, риски большие. - Добро пожаловать в этот бизнес!

Алексей БЕСЧАСТНОВ, старший консультант Pöyry Management Consulting