«ИмпэксТрансСервис»: таможенно-логистический гамбит
Особенности транспортировки и растаможивания оборудования для ЛПК
Мы часто рассказываем о пуске новых либо модернизации действующих производств - лесопильных заводов, деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий, мебельных фабрик, фанерных и плитных комбинатов. Среди прочего, речь в них идет и о поставленном заказчику оборудовании - его марках, моделях, технических характеристиках и т. д., но куда реже приводится информация о том, каким образом и кто именно доставлял оборудование получателю (и уж тем более - как прошла процедура растаможивания товара, пересекавшего границу России).
О транспортировке оборудования, нюансах оказания логистических услуг и оформления таможенной документации при поставках импортной техники на предприятия ЛПК России мы побеседовали с директором ООО «Импэкс-ТрансСервис» Алексеем Уверским, заместителем директора этой компании Сергеем Беловым и заместителем генерального директора ООО «Внештерминал XXI» Сергеем Николаевым.
- Компания «ИмпэксТрансСервис» на рынке логистических услуг с конца 90-х годов прошлого века. Вы накопили немалый опыт работы в этой сфере, в том числе по оказанию услуг предприятиям отечественного леспрома при международных перевозках технологического оборудования и оформлении таможенной документации. Существуют ли какие-то принципиальные моменты, отличающие подобные услуги для компаний ЛПК от услуг для компаний из других секторов промышленности?
Сергей Николаев: Да, безусловно. Оборудование для деревообрабатывающих производств - один из самых сложных видов товаров для перевозки и таможенного оформления. Это требует строго корректного подхода к оформлению документации, потому что каждый таможенный орган (подчеркну слово «каждый»), как и десятилетие назад, так и сегодня, неоднозначно подходит к вопросу классификации товара, который пересекает границу Российской Федерации и требует соответствующего таможенного оформления. Согласно Таможенному кодексу РФ, классификация товара - исключительно прерогатива таможенного органа. Мы на этапе подготовки документов можем предполагать - к какой категории отнести тот или иной товар, но окончательное решение - за таможней. И это решение не всегда совпадает с нашими предположениями. Да и никакие экспертные заключения, даже если они сделаны весьма авторитетными специалистами таких организаций, как Торгово-промышленная палата, или «ЭксКонт», или «Эксперт», не могут повлиять на классификационную оценку товара, выполненную таможенным органом. Это один из самых сложных моментов в нашей работе. Дело еще и в том, что решение таможенных органов на местах спустя какое-то время после, казалось бы, успешного завершение всех необходимых процедур и оформления всех документов может быть отменено вышестоящим таможенным органом.
А ведь классификация товара, перемещаемого через границу Таможенного союза, это первичная процедура, от которой зависит применяемое тарифное или нетарифное регулирование, то есть необходимость лицензирования и сертификации или отсутствие такой необходимости и самое главное - определение размера таможенной пошлины, необходимость оплаты НДС или отсутствие таковой. Еще раз подчеркну: вопросы корректной классификации товара, которым в нашем случае является импортное оборудование для предприятий российского ЛПК, стоят очень остро. И здесь очень многое зависит от четкого взаимодействия всех участников процесса: продавца-поставщика, получателя товара, таможенного брокера и, конечно же, от экспедитора...
- ...который должен обладать немалым опытом транспортировки такого непростого груза, как, допустим, деревообрабатывающая линия, и оформления таможенных документов на него...
Алексей Уверский: И такой опыт у нас есть. Конечно, мы и не предполагали, что будем специализироваться на оказании логистических услуг компаниям лесопромышленного комплекса. В числе наших клиентов были, например, и заводы «Пепсико» и «Русский стандарт». Но так сложилось (помогли давние студенческие связи, я ведь выпускник Лесотехнической академии), что буквально в начале нашей деятельности мы получили заказ от крупной компании - Приозерского ДОК, который в начале 2000-х носил название Приозерский ДОЗ. В течение почти 12 лет мы организовывали доставку его продукции для предприятий IKEA в Западной Европе.
Сергей Белов: Ну а затем благодаря еще одному нашему клиенту - Сыктывкарскому фанерному заводу мы установили контакты и завязали партнерские отношения с немецкой компанией, которая поставляла на российские фанерные предприятия специальную бумагу для ламинирования фанеры. Предложили им комплексные услуги: куплю-продажу этой бумаги, ее перевозку и таможенное оформление грузов. Ну и, поскольку мы стали часто контактировать с комбинатами, производящими фанеру и ДСП (а это были 2005-2007 годы, то есть период, когда на многих деревообрабатывающих предприятиях началась модернизация и завозилось множество оборудования зарубежного производства), наша компания стала получать заказы на доставку и таможенное оформление подобного товара. Одним из крупных заказчиков был Пермский фанерный комбинат, для которого требовалось доставить от производителя крупногабаритный и весьма массивный груз - сушильные камеры компании - всего около 40 позиций. Это была наша первая мультимодальная перевозка - до порта Санкт-Петербург груз доставлялся паромом, затем оформлялся на Санкт-Петербургской таможне, а затем его везли автомобильным транспортом до предприятия клиента. В нашем активе и транспортировка деревообрабатывающего оборудования известной немецкой компании Weinig. Все эти примеры я привел для того, чтобы подчеркнуть: компания, работающая в сфере международных перевозок и таможенно-брокерного оформления документов на оборудование для лесопромышленных предприятий, должна обладать серьезным опытом для того, чтобы ни у поставщика, ни тем более - у получателя товара не возникало никаких проблем.
Сергей Николаев: В работе таможенного брокера много важных моментов. Один из основных принципов присвоения того или иного классификационного кода товару - он должен четко соответствовать той товарной позиции в классификаторе, в которой он наиболее полно описывается: разобранный или частично разобранный (что часто делается для удобства транспортировки), неукомплектованный или частично укомплектованный и т. д. Бывают ситуации, когда экспедитор, оценив, допустим, сложную и объемную линию оборудования, понимает, что если ее правильно разбить и завозить разными частями, оформляя соответственно разными контрактами, это для клиента будет выгодно при определении размера пошлинных платежей. Поэтому очень важно, чтобы у экспедитора была возможность заранее ознакомиться с предварительными контрактами для того, чтобы продумать и предложить клиенту наиболее выгодный вариант доставки и растаможки товара.
Алексей Уверский: Хочу подчеркнуть, что во всех подобных случаях мы действуем строго в рамках закона и ни в коем случае не предлагаем клиентам совершить противозаконные действия. Мы прекрасно понимаем свою ответственность перед клиентами и гарантируем, что не подведем их. Ведь стоимость оборудования, которое компании нам поручают доставить и растаможить, составляет миллионы, а иногда и десятки миллионов долларов или евро. В случае нашей ошибки клиента могут оштрафовать на внушительную сумму, а нашему имиджу будет нанесен серьезный урон...
Сергей Николаев: Вот почему очень многое зависит от квалификации экспедитора, от его опыта и умения максимально корректно подготовить документацию на перемещаемый товар для предоставления таможенному органу. Например, при перемещении через границу сушильной камеры, которая классифицируется как сушильное оборудование, предназначенное для обработки древесных материалов с помощью высокой температуры, этот товар должен быть представлен комплектно. Это означает, что если компоненты этого оборудования описываются на 30-40 транспортных листах, то таможенному органу эти компоненты должны быть представлены одновременно. Если на пути к границе, к таможенному посту отстанет хотя бы одна машина с деталями и узлами сушилки, то возникнут серьезные проблемы.
Сергей Белов: И здесь мы подошли ко второму очень серьезному аспекту работы. Без учета особенностей транспортировки товара не работает ни одна логистическая компания. А их, этих особенностей, немало...
Сергей Николаев: Ну что, казалось бы, такого сложного: перевезти груз из пункта А в пункт Б. Оборудование ведь не скоропортящийся товар, почти не требующий особых условий хранения... На самом деле здесь множество нюансов. Понятно, что товар должен быть надлежащим образом оформлен в таможенном органе иностранного государства, с территории которого осуществляется его доставка, с соблюдением всех необходимых правил и процедур пересечь границу и привезен в целости и сохранности с комплектом корректно оформленных документов в пункт назначения. Проблема в том, что доставить его надо в строго определенные и согласованные с заказчиком сроки, да еще зачастую по особому графику. А ведь деревообрабатывающее оборудование, как правило, представляет собой негабаритный груз, транспортировать который по любым дорогам не получится. А если учесть, что большинство предприятий ЛПК находятся в глубинке России, да еще и в такой местности, где и дорог-то нормальных нет, то нам приходится тщательно прорабатывать маршрут, по которому должен следовать груз, изучать дорожные условия той или иной местности, проверять наличие мостов через водные преграды и т. п. Бывает и так, что на пути следования груза к месту назначения на некоторых участках маршрута товар приходится по несколько раз перегружать с одного вида транспортных средств на другой, а это требует особых разгрузочно-погрузочных, такелажных работ, использования специальных механизмов и приспособлений. Все эти нюансы компания-экспедитор обязана учесть заранее, для чего надо тщательно изучить характер груза, его комплектность, габариты и т. д.
Сергей Белов: Подчеркну: компания-экспедитор несет ответственность не только перед клиентом - за своевременную и качественную транспортировку товара и его правильное таможенное оформление, но и перед законом.
Сергей Николаев: Согласно Таможенному кодексу РФ, таможенный контроль не заканчивается с завершением оформления всех таможенных документов и уплатой пошлин. Дело в том, что есть таможенный контроль предварительный, есть основной, а также так называемый постконтроль. В каждом таможенном органе есть специальные отделы, которые раньше назывались отделами таможенной инспекции, а сейчас носят название отделов контроля товаров после выпуска. Так вот, сотрудники этих отделов имеют право осуществлять таможенный контроль после выпуска товара в течение трех лет с момента оформления таможенных документов при пересечении границы этим товаром. По закону, фискальные и таможенные органы имеют полное право проверить в течение этого срока соответствие заявленного в документах оборудования реалиям - то есть: находится ли это оборудование на том самом предприятии, которому оно предназначалось, действительно ли оно соответствует по своему составу и характеристикам тем данным, которые указаны в таможенных документах и т. д. Всегда надо помнить: лицо, заключившее внешнеэкономический контракт, по Административному кодексу РФ несет ответственность за его достоверность в течение двух лет с момента подписания контракта. И если контролирующими органами будут выявлены нарушения, связанные с недостоверным декларированием или неуплатой в полном объеме таможенных платежей, то такое лицо в соответствии со статьей 162, часть АК РФ, должно понести наказание в виде штрафа в размере от половины до двукратной величины таможенных платежей с конфискацией объекта нарушения.
Цена ошибки при подготовке к перемещению товара и его перемещении и оформлении таможенных документов чрезвычайно высока, весьма велики риски. Так что квалификация исполнителей этой процедуры должна быть на соответствующем уровне, и все участники процесса должны быть в состоянии хорошего рабочего напряжения.
- Получается, что логистическая компания, мало того что предлагает клиенту оптимальные варианты экспедирования товара и надлежащего оформления документов, заботится о его экономической выгоде, но еще и несет ответственность за его репутацию как честного и законопослушного делового партнера...
Алексей Уверский: ...И одновременно подтверждает свою репутацию надежного делового партнера.
В числе наших главных принципов работы - высокий профессионализм и ответственность, чистота проводимых операций с точки зрения работы в правовом поле. Кроме того, следует подчеркнуть, что наша ответственность как экспедитора застрахована в компании «Капитал Полис», причем благодаря своему долгосрочному сотрудничеству с ведущими страховыми компаниями мы обеспечим страхование вашего груза на наиболее выгодных для клиента условиях.
Алексей Уверский: И клиенты, в числе которых крупные компании российского леспрома, такие, например, как группа компаний «СВЕЗА» - лидер фанерного и плитного отечественного рынка, доверяют нам доставку и таможенную очистку весьма сложных грузов - оборудование производства компаний Raute OY, Hashimoto, Dieffenbacher GmbH, Steinemann GmbH и других грандов зарубежного машиностроения.
- Как складываются ваши взаимоотношения с клиентами, деловыми партнерами? Есть ли какие-то характерные трудности в работе с клиентами в сфере лесопромышленного комплекса?
Сергей Николаев: С большинством - нормально, взаимопонимание находим сразу. Но есть одна серьезная проблема, на которую хочется обратить внимание всех российских компаний, которые планируют приобрести зарубежное оборудование. Уже в ходе работы со своими первыми клиентами мы столкнулись с разным подходом к формированию пакета экспортных документов со стороны поставщиков оборудования. Дело в том, что иностранные производители оборудования не всегда готовы предоставлять необходимые документы в том виде, в каком они должны выглядеть в соответствии с требованиями таможенных органов Российской Федерации. Например, мы уже неоднократно перевозили для российских предприятий станки и линии финской компании Raute - известного европейского производителя деревообрабатывающего оборудования. С первого же заказа мы поняли, что та документация, которую предоставляет финская сторона, и которая, по мнению иностранного производителя, является корректной и достаточной, не соответствует тому, как должны выглядеть документы для целей отгрузки, перевозки и таможенного оформления с точки зрения российского законодательства.
И это - одна из больших, серьезных проблем, с которой приходится сталкиваться в работе со многими зарубежными поставщиками оборудования. С одной стороны, уважаемые иностранные компании можно понять - требования российского таможенного законодательства вызывают у них, скажем так, непонимание и даже неприятие: у них давно сложился свой порядок оформления документов на отгрузку и транспортировку и т. д., никаких проблем при поставке оборудования в другие страны не возникало. А здесь приходится переделывать документацию, приводить ее в соответствие с российскими стандартами и таможенным законодательством, чем заниматься не особенно хочется... Но с другой стороны, хочешь - не хочешь, а эти документы надо приводить в соответствующий вид, если мы не хотим возникновения проблем при пересечении товаром границы России. Поэтому нашим специалистам приходится вести переговоры с поставщиками-иностранцами и сближать позиции сторон, что мы делаем в первую очередь в интересах заказчика для того, чтобы минимизировать, нивелировать противоречия и нестыковки в документах, о которых шла речь выше. Понятно, что это не входит в наши прямые обязанности, но мы вынуждены проводить и такую работу...
Алексей Уверский: ...Цель которой - донести до зарубежного поставщика суть требований таможенных органов и нашу позицию. Постепенно ситуация меняется к лучшему. Она, конечно, еще очень далека до идеальной, но подвижки уже есть. Например, некоторые иностранные поставщики оборудования теперь предоставляют документацию на русском языке, да и понимания наших просьб стало с их стороны больше.
- Казалось бы, если зарубежная компания заинтересована в заказчиках из России, хочет занять достойное место на российском рынке, она должна учитывать реалии российского законодательства, в том числе таможенного, и следовать правилам оформления документации, принятым в стране-получателе...
Сергей Белов: Увы, на деле нам приходится выступать в роли своеобразного буфера и транслировать зарубежным компаниям требования российского законодательства в сфере документооборота при экспортных поставках, а также - в рамках правового поля - находить компромиссные решения. И здесь есть еще один очень важный момент, на который я бы просил обратить особое внимание наших российских клиентов - как действующих, так и потенциальных. Если вы уже установили контакт с производителем оборудования и готовитесь подписать экспортный контракт и хотите, чтобы поставка оборудования прошла без проблем, чтобы товар был доставлен в оговоренные сроки и в соответствии с графиком монтажа, чтобы не возникли задержки, связанные с оформлением документов на таможне, выбирайте компанию-перевозчика и заранее сообщайте ей о своих намерениях. Это просто необходимо для того, чтобы у экспедитора была возможность проделать подготовительную работу, которая позволит избежать многих проблем, перечисленных выше.
Сергей Николаев: Как только мы получаем информацию о намерениях сторон, то есть поставщика и заказчика оборудования, и приглашение участвовать в процессе, мы, не дожидаясь полной готовности оборудования, начинаем работу по сближению позиций сторон, готовим сопроводительные документы в соответствии с российским законодательством к предъявлению таможенным органам. А это огромный объем работы, требующий и немалых сил, и времени. Мы тщательно анализируем информацию о товаре с точки зрения логистики и заранее определяем - что мы можем перевезти обычным образом, а для чего понадобятся нестандартные решения. Например, если товар, который требуется доставить из-за рубежа российскому заказчику, это объемное и сложное оборудование, допустим, многокомпонентная производственная линия, то возможно, следует заранее озаботиться получением классификационного решения на ввоз комплектного оборудования. Такая процедура предусмотрена Таможенным кодексом РФ, но все дело в том, что она небыстрая - только по нормативным документам она может занимать 90 дней с момента предоставления последнего документа на товар. Разрешение на ввоз комплектного оборудования выдается исключительно Генеральной таможенной службой РФ.
В ее структуре есть специализированный отдел, в ведении сотрудников которого направление, касающееся нетарифного регулирования. Сотрудников, которые занимаются классификацией отдельных видов оборудования в этом отделе, всего несколько. То есть даже в случае безупречной подготовки документов с нашей стороны ожидать быстрого получения разрешительных документов от этого органа не следует.
Алексей Уверский: Вот почему так важно начинать работу по логистике и подготовке таможенных документов заранее, вот почему желательно, чтобы клиент обратился к нам как можно раньше. Ведь логистической компании, как шахматисту в партии, приходится просчитывать развитие событий на несколько ходов вперед.
Сергей Николаев: Выручает накопленный опыт. Конфигурации предприятий лесопромышленного комплекса, выпускающих определенный вид продукции, во многом схожи, их машинные парки укомплектованы во многом схожим оборудованием. У этого оборудования, конечно, могут быть разные производители и разные технические характеристики, но задействуется оно для изготовления продукции по схожим технологиям. Имея представление о том, какое оборудование может задействоваться на определенном этапе технологической цепочки, мы понимаем и то, каковы массо-габаритные параметры этого оборудования, каким образом оно может перемещаться, как должны быть организованы логистические операции, и в зависимости от этой информации - каким образом наиболее оптимально подготовить оборудование к таможенному оформлению.
Сергей Белов: Иногда у некоторых клиентов возникает соблазн разделить процессы таможенного оформления и транспортной доставки товара, отдать их в разные руки. Для такого решения есть разные причины: либо компания-заказчик считает, что сможет сэкономить таким образом средства, либо в момент подписания внешне-экономического контракта зарубежный поставщик оборудования включает в стоимость поставки и услуги по его доставке клиенту. И в такой ситуации часто возникают серьезные проблемы.
Алексей Уверский: Как правило, зарубежный поставщик доставляет товар только до границы. А транспортировать его по территории РФ, скажем, из Европы в российскую глубинку и оформлять все необходимые документы все равно придется российской логистической компании, которая досконально знает и нюансы оформления подобной документации, и особенности отечественных дорог. Никакой экономической выгоды и выигрыша по времени российский покупатель импортного оборудования в этом случае не получит.
Сергей Николаев: Один из самых рискованных и ненадежных вариантов для конечного покупателя - когда он поручает доставку оборудования его производителю. Возможно, услуги европейского перевозчика, например, из Восточной Европы или из стран бывшего Советского Союза стоят недорого. Но за конечный результат, то есть за доставку товара в целости и сохранности, в комплектации и в срок, указанные в документах, он вряд ли будет нести ответственность.
Сергей Белов: Поэтому мы рекомендуем всем тем российским компаниям, которые планируют приобретение технологического оборудования за рубежом, предусматривать транспортировку груза и его таможенное оформление по схеме «из одних рук». Это звенья одной цепи, которые нельзя разрывать. И с точки зрения быстроты и качества подготовки документов, и с точки зрения организации и транспортировки товара - это наиболее выгодный и надежный вариант.
Беседовал Александр РЕЧИЦКИЙ
Справка
ООО «ИмпэксТрансСервис» (Санкт-Петербург) основано в 1999 году и является активным участником российского рынка транспортно-экспедиторских услуг, имеет положительный опыт работы в сфере транспортировки и таможенной очистки оборудования.
В числе клиентов ИТС: компании, входящие в группу «СВЕЗА», ЗАО «Анжеро-Судженский фанерный комбинат» (Кемеровская область), ООО «Братский фанерный комбинат», ОАО «Великоустюгский фанерный комбинат "Новатор"», ООО «Балтика Леспром», ЗАО «Плайтерра», ООО «Пермский фанерный комбинат», ООО «Сыктывкарский фанерный комбинат» и др.