Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Лесные дороги в Финляндии: опыт для России

Довольно обширная и находящаяся в хорошем состоянии лесная дорожная сеть очень важна для лесной промышленности Финляндии. Большая часть древесины, перерабатываемой на заводах, доставляется из леса автотранспортом. Кроме того, развитие дорожной сети важно для той части населения, которая проживает в сельской местности.

Лесная дорога до и после ремонта
Лесная дорога до и после ремонта

Лесная дорога до и после ремонта

Лесные дороги имеют большое значение в определении расходов на лесозаготовку и транспортировку древесины, а также конкурентоспособности, поскольку они помогают лесовладельцам получать высокую прибыль от реализации древесины. Лесные дороги позволяют обеспечивать предприятия лесной промышленности требуемым сырьем для производства разнообразных видов продукции.

В течение последнего десятилетия ежегодный объем лесозаготовок в Финляндии составлял 40-50 млн м3, цель на будущее - 70 млн м3. Увеличение размеров и числа делянок и вспучивание почвы в холодный период, структурное состояние и несущая способность частных лесных дорог обуславливают необходимость их поддержания на высоком уровне. Состояние частных лесных дорог ухудшилось в течение последних 20 лет, финансирование содержания дорог сократилось на 70%. Это случилось после мирового кризиса 1990-1991 годов, когда ответственность за финансирование была передана от правительства муниципалитетам. В 2014 году правительство субсидировало строительство лесных дорог в объеме 5 млн евро. Сокращение субсидий привело к тому, что правительство перестало участвовать в поддержании частных лесных дорог на должном уровне.

По сравнению с Финляндией условия для строительства лесных дорог на Северо-Западе России сложнее - здесь трудно найти места с подходящей почвой, а также природный гравий или каменистые почвы для дробления и создания дорожного покрытия. Равнинная местность и отсутствие дренажных систем делают затруднительным устройство дренажа. Поэтому в России традиционно древесина вывозится по зимним дорогам, а сеть всесезонных лесных дорог, по сравнению с существующей в Финляндии, весьма мала.

Тем не менее в условия долгосрочной аренды лесных участков в настоящее время включаются условия, содержащие требования к арендаторам строить постоянные лесные дороги на арендуемой площади. В случае долгосрочной аренды инвестиции в лесные дороги становятся доступными для арендаторов. Кроме того, растущие объемы лесохозяйственных работ требуют строительства и поддержания в рабочем состоянии постоянных лесных дорог.

Финские лесные дороги

Дренаж лесной дороги

Дренаж лесной дороги
Дренаж лесной дороги

Строительство лесных дорог началось в 1930-х годах в лесах, принадлежавших лесопромышленным компаниям и государству, а в частных лесах - после 1948 года, когда государство стало поддерживать строительство лесных дорог. В настоящее время большинство лесных дорог уже построены и их сеть дополнена подъездными дорогами. Дорожная сеть высокого качества настолько густая, что среднее расстояние вывозки от лесосеки до склада у дороги в Южной Финляндии составляет всего 200 метров.

Сегодня работа в этой области сосредоточена на развитии существующей дорожной сети. Из-за изменений в весе и длине лесовозов дороги, и особенно мосты, нуждаются в усилении. Длина общей дорожной сети Финляндии около 450 тыс. км. Около 350 тыс. км - это частные и лесные дороги. Есть 26 тыс. км уличной дорожной сети и 78 тыс. км дорожной сети, поддерживаемой Транспортным агентством Финляндии, организацией, действующей при министерстве транспорта и коммуникаций. Протяженность сети лесных дорог, предназначенных для лесохозяйственных целей, составляет почти 160 тыс. км. Более 60% этих дорог находятся в частных лесах, 20% - в государственных лесах и 15% - на землях лесных компаний.

Акционеры ассоциации по содержанию дорог (это люди, владеющие поместьями, на территории которых находятся дороги) владеют частными лесными дорогами. Все землевладельцы, которые владеют землями вдоль дороги, входят в дорожную ассоциацию. Правила этой организации гласят, что члены ассоциации заботятся о дороге и ее содержании и ремонте. Государство не отвечает за содержание частных дорог, хотя может оказывать финансовую поддержку для их технического обслуживания.

Рентабельность лесных дорог

При оценке рентабельности лесной дороги необходимо учесть все выгоды и затраты. Наиболее важный фактор - объем заготавливаемой древесины, которую будут перевозить по этой дороге. Максимальный расчетный период - 30 лет, он равен техническому сроку службы дороги. Поддержка строительства, которую оказывают общественные фонды, существенно повышает рентабельность дорожных инвестиций. В соответствии с законом Финляндии о финансировании устойчивого лесного хозяйства (KEMERA), компании, ведущей строительство лесных дорог, предоставляются субсидии на планирование и ведение работ. Кроме того, на региональном уровне Центры по экономическому развитию, транспорту и окружающей среде (ELY Centres) от имени центрального правительства поддерживают строительство лесных дорог, так как они отвечают за решение задач развития регионов, да и муниципалитеты населенных пунктов все больше поддерживают содержание и техническое обслуживание дорог.

Короткое плечо вывозки древесины выгодно как для ее покупателей, так и для лесовладельцев и перевозчиков. Когда дороги находятся в хорошем состоянии, легче планировать лесозаготовки, лесовладельцы назначают высокую цену на древесину за счет снижения затрат на лесозаготовку, повышается и эффективность рубок леса. Лесовладельцы могут размещать погрузочные площадки на собственной земле вдоль лесной дороги, что позволяет избежать уплаты налога на размещение складов древесины. Хорошее состояние дорог - это еще и удобное передвижение транспорта, например, для посадки лесных культур, проведения рубок ухода и поездок в целях рекреации. Когда дороги доступны и в летний период, и во время морозного вспучивания, транспортировка древесины возможна круглогодично. Кроме того, когда есть хорошие дороги, гораздо легче проводить противопожарные и спасательные мероприятия, они эффективнее.

Требования для лесных дорог



Большинство лесных дорог построены более 20 лет назад. Общий вес лесовозов (вес автомобиля и груза) за прошедшие десятилетия вырос: в 1961 году максимально допустимый вес лесовоза был 30 т, в 1982 году - 48 т, а в 1993 году уже 60 т. В настоящее время максимальный вес лесовоза с грузом может достигать 76 т, если у автомобиля девять осей. В ближайший пятилетний период должен произойти переход на норматив, в соответствии с которым нормальный вес лесовоза не может превышать 64 т.

Важно построить дорогу с высокой несущей способностью, что можно определить путем оценки объемов древесины, вес которой дорога должна выдержать за определенный период эксплуатации. Для обеспечения необходимой несущей способности нужна информация о материнской горной породе, а информация о классе несущей способности используется для определения параметров будущей лесной дороги: ширины просеки, в пределах которой вырубаются деревья, ширины дорожного полотна, глубины дренажных канав и т. д.

Хороший дренаж полотна дороги существенно повышает несущую способность. Для формирования тела дороги используется почва, изымаемая из грунта при устройстве боковых канав. Таким образом тело дороги находится на некотором возвышении, и вода стекает с поверхности дороги в канавы. Правильный состав слоев почвы и грунта в полотне дороги очень важен для обеспечения несущей способности и пригодности дороги. В качестве строительного материала могут использоваться дробленые камни, гравий, морена или щебень.

В конце лесной дороги должен быть устроен разворот таких размеров, чтобы лесовозы могли легко развернуться. Пара разъездов (разворотов) необходимых размеров должна быть устроена на протяжении лесной дороги. Поскольку большинство подобных дорог однополосные, надо предусмотреть несколько мест для разъезда лесовозов. Кроме того, следует предусмотреть несколько съездов машин в лес, для того чтобы харвестеры и форвардеры не повреждали дороги и придорожные канавы.

Планирование и строительство лесных дорог в России

Финский центр развития лесного хозяйства Tapio совместно с финскими и российскими компаниями разработал планы по планированию и строительству лесных дорог и их функционированию на Северо-Западе России на несколько лет. Tapio сотрудничал с такими компаниями, как «Монди Сыктывкарский ЛПК», «Инвестлеспром», ЛХК «Череповецлес», «Мется Свирь», «Стора Энсо», «Русский лес» и «Олонец-лес». В сотрудничестве с органами федерального лесного хозяйства Нижнего Новгорода Tapio построил модельную дорогу, на примере которой демонстрировалось планирование строительства лесной дороги, а также методики строительных работ, ремонта, содержания и использования.

Несмотря на то, что природные условия в России сложнее, чем в Финляндии, практика показывает, что основные принципы строительства постоянных лесных дорог применимы для лесов обеих стран.

Полотно дороги, дренаж и строительный материал (камни)

Одно из важных условий обеспечения высокой несущей способности лесной дороги - хороший дренаж. Его можно устроить за счет правильного выбора места для дороги, прокладки необходимых канав - обычно с обеих сторон дорожного полотна, использования водопропускных труб необходимых размеров, проложенных в правильных местах, и обустройства надлежащих осушительных канав для отвода воды с дороги, помогающего предотвратить повреждение дорожного полотна от эрозии и сохранить влагу в маломощных почвах.

Правильные методики строительства, изоляции и укрепления полотна дороги обеспечат дороге хорошее состояние и длительную эксплуатацию.

Местная почва, которая вынимается при рытье канав, используется для строительства полотна дороги.

При устройстве дороги порубочные остатки и перегной можно использовать как прослойку между дорожным полотном и замерзшей почвой, что поможет предотвратить проникновение воды на дорожное полотно. Тяжелые деревянные конструкции используются только в местах с низкой несущей способностью (торфяники и илистые почвы на глине), потому что такие конструкции дорогостоящи и недолговечны. В подобных условиях целесообразно применять геотекстиль и геосетку необходимого размера и плотности. Также важно найти хороший материал для дорожного покрытия, тут нужно специальное оборудование, могут помочь консультации с местным населением и экспертами в области геологии. Иногда каменистый материал можно найти под слоем глины.

Планирование, сроки работ и ответственное использование

Правильное планирование как разветвленной дорожной сети, так и одиночной дороги необходимо для обеспечения ее успешного строительства и эффективной эксплуатации. Планирование каждой отдельной дороги должно осуществляться летом, что позволит обеспечить ее высокую несущую способность. Кроме того, в теплое время строить дороги дешевле, чем в холодный период. Следует также избегать прокладки дорог вдоль границ лесных кварталов.

Сроки планирования и строительства дорог необходимо определять в соответствии с сезоном. Дорожно-строительный процесс занимает от одного до двух лет. Предлагаемый график может быть следующим: первое лето - планирование и полевые работы; в начале следующего лета - устройство базовой конструкции для получения сухой основы дороги; в следующую зиму, когда стоит морозная погода, - укладка покрытия дороги. Этот двухлетний срок необходимо учитывать при планировании лесозаготовок и транспортировки древесины. Строящуюся дорогу, пока почва не замерзла, нельзя эксплуатировать, использовать для движения лесовозов.

Ииппо ГРЕЙС, эксперт в планировании и строительстве лесных дорог,
Центр развития лесного хозяйства Тапио

Кати КОНТИНЕН,
менеджер-исследователь, Университет прикладных наук Миккели

Фото Сари Карвинен, Василий Катаров

 

Оригинальная статья опубликована в рамках проекта WOPE («Предпринимательство в области лесозаготовок»). Проект реализован в рамках европейской программы приграничного сотрудничества регионов Юго-Восточной Финляндии и России ENPI CBC 2007-2013.