События

«Лес и человек» – возможность всестороннего обсуждения проблем

Со 2 по 4 сентября в Москве, в Экспоцентре на Красной Пресне, пройдет IV Международный форум «Лес и Человек», тематическая направленность которого - «Лесной комплекс России: приоритеты развития». Форум будет проходить при поддержке Правительства РФ, которое поручением от 24 марта 2008 года № ВЗ-П9-1753 обязало Минпромэнерго, Минэкономразвития, МПР, Минобрнауки и Минфин России принять участие в его подготовке и проведении.

Планируется, что это событие станет очередным важным пунктом в истории развития лесного комплекса России. I Международный форум «Лес и Человек» состоялся в 2002 году. Участниками форума были выработаны рекомендации, направленные на развитие лесного комплекса России и его интеграцию в мировое лесное сообщество. Большинство рекомендаций были выполнены.

История создания форума такова. В связи со сложившимся в лесной отрасли критическим положением несколько лет назад Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России взял на себя инициативу консолидировать усилия всех заинтересованных в оздоровлении отрасли сторон и выступил с предложением о проведении международных лесных форумов «Лес и Человек».

Правительство РФ поддержало инициативу союза и поручило ряду федеральных ведомств принять участие в подготовке и проведении первого форума. Эта поддержка стала существенной и фактически первой в постсоветской России мерой государственного протекционизма лесного бизнеса. Подготовка к форуму стимулировала рост интереса власти и общества к лесным проблемам.

Сейчас отрасль переживает исторический момент: впервые за многие годы возникла реальная возможность принять действенный инструмент масштабных преобразований - Стратегию развития лесного комплекса. По замыслу разработчиков, этот документ должен стать не просто декларацией о намерениях, а выверенной практической программой действий по выводу отрасли на новый качественный уровень. Основные цели стратегического развития лесного комплекса РФ включают в себя обеспечение устойчивого управления лесами; сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала; удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства; снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение); повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны; обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Задача IV Международного форума «Лес и Человек» - сделать так, чтобы этот важнейший документ оказался дееспособным и востребованным отраслью.

Одна из целей форума - обсуждение проекта стратегии, а также других актуальных проблем российской лесной промышленности: лесного законодательства, роли и места России в международном лесном сообществе, технологии и организации лесопереработки, повышения конкурентоспособности отечественной лесопродукции, территориального размещения и инвестиций в создание лесопромышленных производств и т. д.

Организаторами форума выступили Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, выставочная компания ОАО «Центрлесэкспо» и ЗАО «Экспоцентр».

В мероприятии примут участие более 300 делегатов, экспертов, руководителей федеральных ведомств, представителей лесных регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Распорядок работы форума продуман до мелочей. После вступительного слова В. А. Зубкова, первого заместителя председателя Правительства РФ, и приветствий от федеральных органов законодательной и исполнительной власти пройдет пленарное заседание, на котором участникам будет представлен доклад министра сельского хозяйства РФ А. В. Гордеева «Лесной комплекс РФ: приоритеты развития».

Далее работа форума будет проходить по секциям. Программа первой секции - «Бизнес и власть: партнерство для развития лесного комплекса». Здесь будут обсуждаться такие темы, как Стратегия развития лесного комплекса России, региональные программы, поддержка инвестиционной активности, развитие лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, территориальное размещение производственных мощностей и другие актуальные вопросы этого направления.

Среди проблем, рассматриваемых на секции, - низкая инвестиционная привлекательность отрасли. Отсутствие достаточных инвестиций не позволяет осуществлять модернизацию действующих производств и тормозит создание новых мощностей по глубокой переработке древесины. В РФ еще не созданы условия, стимулирующие приток инвестиций, как это делается в других странах. В качестве одной из мер по повышению инвестиционной привлекательности можно предложить нераспространение на приоритетные проекты действия Постановления Правительства РФ № 395 от 22 июня 2007 года, которым определен максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом (группой лиц) в лесах, расположенных в границах субъекта РФ. Однако, несмотря на сложность этой проблемы, в регионах имеется положительный опыт по привлечению инвестиций в лесопромышленный комплекс субъектов РФ, и этот опыт будет, несомненно, иметь практический интерес для участников форума.

Здесь же развернется дискуссия на тему несовершенства лесного законодательства. В частности, будут затронуты вопросы об отсутствии в новом Лесном кодексе и реализующих его нормативно-правовых актах указаний о компенсации арендаторам лесных участков затрат, связанных с выполнением лесохозяйственных работ, возложенных на них статьями 53, 55, 62, 64 Лесного кодекса; проблемы, связанные с нерешенностью правовых вопросов распределения ответственности субъектов лесных отношений (собственника лесов - государства - и арендаторов лесных участков) за создание и содержание лесной инфраструктуры и т. д.

Выступления представителей Ростехрегулирования и Национального совета по добровольной лесной сертификации в России в этой секции будут посвящены добровольной сертификации лесопользования на его соответствие международно признанным принципам экономической, экологической и социальной устойчивости и российскому законодательству как средству повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции на мировых рынках.

Вторая секция называется «Лесное хозяйство и лесное законодательство: проблемы и их решение». Лесной комплекс страны уже второй год работает по новому Лесному кодексу. В его развитие принято более 60 подзаконных актов на федеральном и региональном уровнях. Уже определились основные проблемы, которые требуют безотлагательного решения.

К примеру, Лесной кодекс фактически не решает проблему транспортного освоения лесных массивов, не стимулирует полное использование расчетной лесосеки. По независящим от арендатора причинам (ранняя распутица, дождливое лето, поздний приход заморозков) лесопользователи вынуждены сокращать объем лесозаготовок, не имея возможности перейти на другие, доступные в это время лесосеки.

Проблемы введения в действие и необходимость корректировки нового Лесного кодекса, реформа лесного хозяйства, механизмы соблюдения законодательства и нелегальные рубки, экологические проблемы лесопользования - эти и другие проблемы лесного сектора будут обсуждены на заседании секции, а также будут предложены пути их решения.

Работа третьей секции будет направлена на обсуждение проблем инновационного развития лесного комплекса. Одной из важнейших составляющих инфраструктуры инновационной системы является наука. Кризисные явления 1990-х годов, невостребованность инноваций промышленностью, недостаточная поддержка науки на государственном уровне привели к серьезным негативным последствиям в отраслевом секторе науки. Утеряна экспериментальная и испытательная база ведущих научных учреждений. Многие научно-исследовательские институты прекратили свое существование, разрушен кадровый состав. Заметно снизилась научная активность лесотехнических вузов.

В этих условиях необходим поиск путей воссоздания научного потенциала, повышения эффективности его использования, консолидации усилий отраслевого и вузовского секторов науки, поиск новых организационных форм научно-технической деятельности. Проблемы разработки и внедрения новых технологий, подготовки кадров для лесного комплекса, НИОКР и другие не менее важные вопросы по этой теме станут предметом дискуссии среди авторитетных специалистов.

Проблематика четвертой секции - «Социальное партнерство в лесном комплексе». Для рассмотрения здесь будут предложены такие темы, как трудовые отношения, защита интересов и прав местного населения, поддержка малого предпринимательства, задачи профсоюзов, повышение престижа работников отрасли.

Также во время форума на коллективных стендах будут проходить презентации регионов, объединенные названием «Регионы России: приоритеты развития лесного комплекса».

Организаторы форума выразили надежду, что рекомендации, предложенные участниками, будут приняты и учтены при окончательном утверждении Стратегии развития лесного комплекса России. Как сказал в своем интервью нашему корреспонденту Тимур Равильевич Иртуганов, генеральный директор ОАО «Центрлесэкспо»: «Этот форум отличается от предыдущих уже тем, что не стоит задачи привлечь внимание правительства к проблемам отрасли.

Напротив, в последнее время эти проблемы широко обсуждаются и представители лесного бизнеса, регионов, общественности получили возможность активно участвовать в процессе решения сложных вопросов. «Лес и Человек» - это сейчас единственная площадка, где в формате прямого диалога представителей власти и лесной общественности возможна выработка важнейших для отрасли решений».
Регина БУДАРИНА