Партнеры журнала:

Отрасль

Планирование на предприятиях ЛПК. Часть 3

Анализ выполнения производственной программы

От выполнения производственной программы предприятия в значительной степени зависит выполнение плана по производительности труда, себестоимость продукции, величина прибыли, а также показатель рентабельности предприятия и его финансовое состояние. Важными показателями реализации планов производственной программы являются результаты выполнения заданий по объему выпуска продукции, динамике и темпам роста производства, ассортименту и качеству продукции. Выполнение производственной программы – одно из важнейших требований успешной работы предприятия. Поэтому неслучайно анализ финансово-хозяйственной деятельности начинается с анализа выпускаемой продукции, ее объема, качества и реализации (продаж).

Часть 1. Внутрипроизводственное планирование: сущность, содержание, принципы, методы, показатели
Часть 2. Планирование производственной программы
Часть 4. Планирование труда и заработной платы
Часть 5. Планирование себестоимости лесопродукции

Рис. 1. Порядок проведения анализа объемов производства и реализации продукции
Рис. 1. Порядок проведения анализа объемов производства
и реализации продукции

Анализ объема производства и реализации продукции выполняется в несколько этапов (рис. 1). Цель этого анализа – определить степень выполнения предприятием планового задания по выпуску продукции, ее объему и ритмичности, дать оценку выполнения плана по производству и продажам, а также выявить резервы роста производства продукции, пользующейся спросом у потребителей.

Источником информации для анализа производственной программы являются, во-первых, данные исследования рынка, спрос на разные виды лесопродукции. Другой источник – данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, составляющие единую систему отчетности. Все эти виды учета связаны между собой и дополняют друг друга. Это, в частности, унифицированная статистическая форма отчетности № 1-П, форма № 1-П (квартальная), форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план, оперативные планы-графики и т. д.

Помимо данных, содержащихся во всех необходимых документах отчетности, для анализа производственной программы могут быть использованы данные документов первичного учета, которые послужили основой для текущего учета, а также разные другие источники (материалы производственных совещаний, хозяйственные договоры, решения арбитража и др.).

При общей оценке производственной программы обычно выполняется анализ изменения объема продукции по сравнению с планом на текущий год и результатами работы предприятия в предыдущем году (табл. 1).

Таблица 1. Выполнение плана по объему производства продукции
Таблица 1. Выполнение плана по объему производства продукции

Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о том, что объем продукции увеличился по сравнению с показателем прошлого года на 12 563 тыс. руб., или 12,6%, а по сравнению с планом текущего года – на 11 998 тыс. руб., или 12,0%. Объем продукции в отчетном году увеличился в сравнении с результатом прошлого года на 2738 тыс. руб., или 2,5%, а в сравнении с планом на текущий год – на 2417 тыс. руб., или 2,2%. С учетом того, что цены на продукцию повысились, данные по объему продукции в стоимостном выражении выросли по сравнению с данными прошлого года на 10,1 (12,6 – 2,5)%, а по сравнению с планировавшимися показателями – на 9,8 (12,0 – 2,2)%. Таким образом, на увеличение выпуска продукции наиболее существенное влияние оказал ценовой фактор. .

Вместе с тем на предприятиях ЛПК (лесопильном, фанерном, целлюлозном, пиролизном и др.) объем вырабатываемой продукции зависит от производительности ведущего оборудования. Для установления возможности увеличения объема производства продукции необходим анализ работы ведущего оборудования по экстенсивным и интенсивным показателям. Анализ экстенсивного использования оборудования осуществляется путем сравнения фактического и планового времени его работы. Фактическое число дней работы может отличаться от планового числа вследствие изменения продолжительности капитального (планово-предупредительного) ремонта. .

Влияние изменения числа дней работы оборудования на объем производства продукции можно определить по формуле.

Dпл где ΔQ – изменение объема производства продукции; Qпл – плановый объем производства продукции; Dпл, Dф – число дней работы оборудования по плану и фактически соответственно.

Следовательно, изменение объема производства продукции при прочих равных условиях прямо пропорционально изменению числа рабочих дней.

В плановом балансе продолжительности эксплуатации оборудования устанавливают часы работы оборудования в смену. Отклонение от планового баланса времени может быть вызвано внутрисменными простоями оборудования, а также простоями протяженностью целую рабочую смену по техническим или организационным причинам.

Анализ интенсивности работы ведущего оборудования требует сравнения плановых и фактических показателей, определяющих часовую производительность оборудования. В станках периодического действия к этим показателям относится загрузка сырья на 1 м3 оборудования, выход продукции из определенного объема сырья, а в станках непрерывного действия – скорость течения процесса и выход продукции из сырья. Изменение часовой производительности оборудования находится в прямой зависимости от изменения каждого из этих показателей.

Объем производства продукции зависит также от числа работающих и уровня производительности их труда. Степень влияния каждого из этих факторов на выполнение плана по объему производства продукции рассчитывают по следующим формулам:

• изменение объема производства за счет числа работающих.

ΔQ = ПТф (Zф – Zпл);

• изменение объема производства за счет производительности труда.

ΔQ = Zпл (ПТф – ПТпл),

где ПТф и ПТпл – плановая и фактическая производительность труда соответственно; Zф и Zпл – плановая и фактическая численность работающих. Предположим, что мебельная фабрика выпускает комплект изделий для жилой комнаты. Плановая потребность в рабочей силе – 500 чел.; плановая выработка на одного списочного работающего – 50 комплектов в год; производственная программа – 25 000 комплектов мебели в год. В действительности на фабрике работают 510 чел. и фактически за год произведено 28 050 комплектов при средней выработке 55 комплектов на одного работающего. Основные трудовые факторы производства – численность работающих и производительность труда. Число работающих увеличилось на десять человек, а выработка каждого работающего выросла на пять комплектов.

Выполним расчет влияния изменений этих факторов на процесс выпуска мебели. Изменение объема производства за счет числа работающих составит: 55 х (510 – 500) = 550 комплектов, значит, увеличение числа работающих при неизменной средней выработке приведет к увеличению объема продукции на 550 комплектов. Одновременно действовал второй фактор: выросла средняя выработка одного работающего по сравнению с планом. Изменение объема производства за счет производительности труда составляет 500 х (55 – 50) = 2500 комплектов. Суммарное влияние изменений указанных факторов на производственный процесс обеспечило дополнительный (сверхплановый) выпуск 3050 (28 050 – 25 000) комплектов мебельных изделий.

Для изучения динамики объема производства за ряд лет используют абсолютные и относительные данные о продукции. Абсолютный прирост объема выпуска продукции определяется так: из цифрового значения объема выпуска продукции в определенный период вычитают значение объема выпуска продукции в предыдущем периоде. Темп роста определяется отношением объема выпуска продукции определенного периода к уровню объема выпуска предыдущего периода и выражается коэффициентом или в процентах. Темпы прироста также могут быть выражены в процентах или коэффициентами. Они определяются путем вычитания 100% из показателя роста объемов выпуска, например: 103,4% – 100% = 3,4% или путем вычитания из коэффициента единицы, например: 1,22 – 1 = 0,22. Среднегодовые темп роста Тср и прироста Тпр продукции определяются по формулам:

где Т12, ...Тn – темпы роста (коэфф.); n – число лет в анализируемом периоде.

Таблица 2. Динамика, темпы роста и прироста продукции
Таблица 2. Динамика, темпы роста и прироста продукции

Данные, приведенные для примера в табл. 2, свидетельствуют о том, что среднегодовой темп роста выпуска продукции за четыре года (2014–2017 годы) составил:

или Тср = 108,5%.

Тпр = 108,5 −100 = 8,5%.

Для определения эффективности работы предприятия необходим и анализ выполнения плана по ассортименту, который можно провести несколькими способами. Наиболее точен метод определения наименьшего показателя планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию. Для его определения используется формула

где АС – выполнение плана по ассортименту, %; Вфп – стоимость фактически выпущенной продукции в пределах плана, тыс. руб.; Вп – стоимость планового выпуска продукции, тыс. руб.

Таблица 3. Выполнение плана по ассортименту мебели
Таблица 3. Выполнение плана по ассортименту мебели

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в показатель выполнения плана по ассортименту (табл. 3).

Сведения, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о том, что план по выпуску продукции выполнен на 102,2% (112 268 : 109 849×100), а план по ассортименту – на 98,77% (108 490 : 109 849×100). Следовательно, план по ассортименту не выполнен. Недовыполнение плана составило 1,23 (100 – 98,77)%. Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть как внешними (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам), так и внутренними (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.). На предприятиях ЛПК в некоторых случаях невыполнение плана по ассортименту может быть следствием изменения планов по выпуску отдельных изделий ассортимента. Например, на сухоперегонном заводе планируется выпуск 2000 т смолы, из которых 1400 т должны быть направлены в смолоразгонный цех для выработки флотомасла, ингибитора и другой продукции; фактически на переработку направлено 1800 т, поэтому план смолоразгонного цеха перевыполнен, а по товарной смоле не выполнен на 400 (1800 – 1400) т.

Один из важнейших показателей производственной программы – качество продукции, ведь продукция высокого качества пользуется повышенным спросом, что способствует росту выручки от реализации и прибыли предприятия.

Качество продукции – это совокупность ее свойств, способных удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатели, характеризующие качество продукции, разнятся в зависимости от того, о какой продукции идет речь. Для определения качества таких продуктов, как пиломатериалы, канифоли, фанера, целлюлоза, используются коэффициенты сортности. Для оценки качества мебели, столярных и подобных изделий используются экспертные оценки (в баллах) потребительских свойств товара. Для корпусной мебели, например, в качестве подобных показателей могут выступать дизайн и отделка поверхностей, использование экологически чистых материалов, удобство сборки и перевозки.

Таблица 4. Расчет коэффициента сортности продукции
Таблица 4. Расчет коэффициента сортности продукции

Обобщающим показателем, характеризующим качество лесопродукции, может выступать доля сертифицированной продукции в общем объеме выпуска. Анализу могут подвергаться показатели, косвенно характеризующие качество выпускаемой продукции: число полученных предприятием рекламаций на качество продукции, потери от брака и др. Рассмотрим порядок расчетов коэффициентов сортности пиломатериалов и канифоли (табл. 4). Исходя из данных, содержащихся в табл. 4, коэффициенты сортности составили: по лесопильному производству 82 050 : 67 000 = 1,225 по плану, а фактически 84780 : 67000 = 1,250, то есть коэффициент повысился на 0,025; по канифольно-экстракционному производству – (85,0×240 + 15,0×215) : 100×103 = 2,36 по плану, а фактически (88×240 + 12×215) : 100×103 = 2,37.

Важным условием высокой эффективности современного производства и продаж лесопродукции является ритмичность производства. Хорошая ритмичность обеспечивает наиболее полное использование интеллектуального капитала и производственных мощностей и материальных ресурсов. Аритмичность производства продукции ведет к снижению качества изделий и замедлению оборачиваемости оборотных средств предприятия.

Для оценки ритмичности на предприятиях ЛПК обычно используется показатель коэффициент ритмичности Кр, который определяется как отношение фактического объема (но не выше планового задания) выпуска продукции Qфп к плановому выпуску Qп:

Таблица 5. Коэффициенты ритмичности работы предприятия по кварталам и декадам
Таблица 5. Коэффициенты ритмичности работы предприятия по кварталам и декадам

Чем ближе коэффициент ритмичности к единице, тем ритмичнее выполнятся производственное задание.

Пользуясь имеющимися данными (табл. 5), автор определил коэффициенты ритмичности производства по кварталам и декадам отчетного года.

Важно иметь в виду, что в зависимости от характера деятельности предприятия и особенностей работы его структурных подразделений, период, который принимается за основу в расчетах, может быть разным: декада, день, смена и т. д. Поэтому для точного определения коэффициента ритмичности в расчет может приниматься не декада, а рабочий день (табл. 6).

В соответствии с данными табл. 6 коэффициент ритмичности равен

(1253 – 75) : 1248 = 0,944.

Общий объем выпуска продукции и ее продажи зависят от ассортимента изготавливаемых изделий. Неравномерное выполнение плана по отдельным наименованиям изделий приводит к отклонениям от планового ассортимента продукции. Увеличение удельного веса продукции высокой стоимости обуславливает увеличение объема выпуска в стоимостном выражении, а увеличение удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли.

Таблица 6. Коэффициенты ритмичности работы предприятия по дням
Таблица 6. Коэффициенты ритмичности работы предприятия по дням

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью установления их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям. Чтобы определить влияние составляющих ассортимента продукции на объем ее выпуска ΔВП, необходимо из фактического объема выпуска продукции при фактическом ассортименте ВПф вычесть объем выпуска продукции при фактическом объеме при плановой структуре ВПфп, то есть

ΔВП = ВПф - ВПфп.

Если при фактической структуре объем выпуска продукции растет, это свидетельствует о том, что увеличилась доля продукции с высокой стоимостью в общем объеме выпуска.

В современных условиях одним из важнейших показателей работы предприятий ЛПК является объем реализации продукции, так как именно в процессе реализации выясняется спрос на нее. К тому же объем реализации определяет выручку от продаж, финансовые результаты деятельности предприятия, оборачиваемость оборотных средств, показатели прибыли и рентабельности.

На изменение объема реализации влияют следующие факторы: изменение объема товарной продукции (увеличение объема товарной продукции ведет к увеличению объема реализации и наоборот); изменение остатков готовой продукции на складе (увеличение остатков готовой продукции на складе на начало года обуславливает рост реализации и наоборот); изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода (увеличение остатков отгруженной продукции на конец года обеспечивает уменьшение объема реализации и наоборот).

При анализе выполнения плана по реализации продукции следует иметь в виду, что учет реализации осуществляется по результатам выручки. Баланс товарной продукции определяется по формуле.

Qп + Осн + Оон = Qр + Оск + Оок.

где Qп, Qр – объем товарной и реализованной продукции соответственно; Осн, Оск – остатки продукции на складе на начало и конец года соответственно; Оон, Оок – остатки отгруженной продукции на начало и конец года соответственно.

Объем реализованной продукции определяется по формуле.

Qр = Qп + Осн – Оск + Оон – Оок

Таблица 7. Анализ факторов изменения объема реализации, тыс. руб.
Таблица 7. Анализ факторов изменения объема реализации, тыс. руб.

Данные, необходимые для проведения анализа реализации продукции по факторам, приведены в табл. 7.

Анализ факторов, влияющих на объем реализации, осуществляется в такой последовательности:

  • определить объемы реализованной продукции по плану и отчету (в нашем примере они составляют 49 300 и 54 300 тыс. руб. соответственно);
  • сравнить фактический объем реализации с плановым (54 300 – 49 300 = 5000 тыс. руб., имеет место рост объемов реализации продукции);
  • определить абсолютное отклонение по всем выше перечисленным факторам (графа 4 табл. 7);
  • определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации.

Исходя из данных табл. 7, план по объему реализации выполнен на 110,14 (54 300 : 49 300×100)%. Сверх плана реализовано продукции на 5 млн руб. Увеличение остатков продукции на складе привело к сокращению объемов реализации на 1400 (2000 – 3400) тыс. руб., а увеличение остатков отгруженных товаров привело к сокращению объема реализации на 900 (10 300 – 11 200) тыс. руб. Таким образом, наибольшее положительное влияние на рост объема реализации оказал выпуск продукции (с учетом повышения цен на нее), а отрицательное – рост остатков продукции на складе на конец года и остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые еще не поступила на расчетный счет предприятия.

Владимир Мосягин. д-р экон. наук, профессор СПбГЛТУ