Партнеры журнала:

Отрасль

Планирование на предприятиях ЛПК

Часть 10. Бизнес-планирование

В связи со строительством новых и реконструкцией (расширением) действующих предприятий ЛПК неизбежно возникают вопросы. Как начать дело? Принесет ли оно доход? Как эффективно организовать производство? Какими мерами уменьшить возможные риски? Какой будет рыночный спрос на предлагаемые товары? Как скоро можно выплатить кредиты?

Часть 1. Внутрипроизводственное планирование: сущность, содержание, принципы, методы, показатели
Часть 2. Планирование производственной программы
Часть 3. Анализ выполнения производственной программы
Часть 4. Планирование труда и заработной платы
Часть 5. Планирование себестоимости лесопродукции
Часть 6. Финансовое планирование
Часть 7. Анализ выполнения плана по себестоимости, прибыли и рентабельности
Часть 8. Планирование природоохранной деятельности
Часть 9. Оперативное планирование производства

Квалифицированные ответы на эти и другие вопросы дает правильно составленный бизнес-план, представляющий собой всестороннее обоснование всех необходимых действий для создания будущего производства, нового вида деятельности.

Термин «бизнес-план» (business-plan) буквально означает «деловой план, деловое планирование». Это общее понятие, применяемое в предпринимательской деятельности вне зависимости от того, идет речь о строительстве крупного лесопромышленного комбината или объекта малого бизнеса (ателье, магазина и т. п.). Однако в странах с развитой рыночной экономикой понимание термина «бизнес-план» дифференцировано в зависимости от масштаба, назначения, содержания объекта планирования: Feasibility Study (FS), Invest Project (IP), Master Plan (MP) и др. В отечественной практике термин «бизнес-план» часто подменяется термином «технико-экономическое обоснование» (ТЭО), что совершенно недопустимо, поскольку это два разных документа. Если бизнес-план – это финансово-экономический проект, то ТЭО – технико-экономическое обоснование проекта.

Некоторые специалисты считают, что внутрипроизводственное планирование вполне может справиться с задачами бизнес-плана, поэтому бизнес-планирование не стоит выделять в особый раздел разработки планов. С этим нельзя согласиться, и вот почему. Безусловно, в деловом и внутрипроизводственном планировании методологическая основа решения плановых вопросов одна. Вместе с тем у этих видов планов есть серьезные различия. Внутрипроизводственное планирование включает весь комплекс вопросов, касающихся развития предприятия, а бизнес-планы ориентированы на новое строительство, то есть узконаправленные. Бизнес-планирование строго ограничено сроками, по истечении которых работа над деловым планом завершается, то есть бизнес-план имеет определенные временные границы. К тому же специфика разработки бизнес-плана заключается еще и в том, что она невозможна без технико-экономического обоснования. Наконец, бизнес-планирование нацелено прежде всего на тщательное обоснование финансово-экономических показателей.

При разработке бизнес-плана целесообразно руководствоваться основными положениями (принципами), служащими базой для квалифицированной разработки проектов развития производства. Бизнес-планирование базируется на общих принципах управления, однако имеет характерные особенности. Прежде всего в деловом планировании исходят из требований системы организации новых производств с учетом проработки не только технических и экономических, но и политических, правовых и социальных вопросов. Принцип научности предполагает использование в бизнес-планировании достижений современных научных концепций планирования и управления. Бизнес-план должен базироваться на ТЭО проекта и обеспечить разработку финансовых показателей и конечных экономических результатов. При разработке бизнес-плана важен принцип вариантности: сравнения нескольких альтернативных возможностей.

Не менее значимым считается принцип адаптивности, особенно при рассмотрении вопросов менедж­мента, маркетинга, контроллинга. Один из обязательных принципов бизнес-планирования – рассмотрение и увязывание всех сторон деятельности планируемого объекта, обеспечивающие комплексное решение поставленных задач. Принцип экономичности предполагает тщательный отбор решений, способствующих оправданному сокращению затрат. Все перечисленные принципы могут быть взяты на вооружение менеджерами, занимающимися производственным бизнес-планированием.

При деловом планировании недопустимо разделение вопросов на главные и второстепенные, ведь планирование это комплексная задача, при решении которой невнимание к любой, казалось бы, незначительной составляющей может отрицательно повлиять на общий результат, несмотря на квалифицированное решение более значимых, по мнению разработчиков, вопросов. Так, начальной стадией делового планирования выступает разработка таких исходных положений, как формирование проблемы, определение целей, задач, создание программы действий. Если исходить из того, что в любом деле важен результат, разработку исходных положений можно считать второстепенной, поскольку сформировать проблему легче, чем ее решить. На деле получится корабль «без руля и без ветрил». Отсутствие четко поставленных целей и задач не может дать положительного результата. Иными словами, разработка бизнес-плана требует не только знаний, но и внимания на всех стадиях.

Бизнес-планирование выполняет ряд функций (рис. 1), в том числе следующие:

  1. Анализ материалов технико-экономического обоснования.
  2. Оценка и контроль хода выполнения запланированных мероприятий.
  3. Привлечение денежных средств для финансирования нового строительства, расширения действующих производственных мощностей, технического перевооружения и реконструкции предприятия.
  4. Обоснование экономической эффективности вложений в дело.
Рис. 1. Цели, задачи, принципы и функции бизнес-планирования
Рис. 1. Цели, задачи, принципы и функции бизнес-планирования

Справедливость требует признать, что методические рекомендации по разработке бизнес-планов применительно к российским рыночным условиям пока не опубликованы. В лучшем случае в литературе описан опыт делового планирования в странах с развитой рыночной экономикой. Поэтому в этой статье автор опирается на опубликованные разработки по теме и отечественный опыт внутрипроизводственного планирования.

Рис. 2. Порядок разработки бизнес-плана
Рис. 2. Порядок разработки бизнес-плана

Макет бизнес-плана должен включать следующие части: титульный лист, введение, характеристику отрасли и предприятия, анализ рынка сбыта, инвестиционный план, финансовый план, раздел об охране окружающей среды, выводы и результаты, приложение (рис. 2). Необходимо также оглавление с указанием номеров страниц.

Титульный лист. На нем указываются название и адрес предприятия, юридический почтовый адрес, телекоммуникационные реквизиты, имена и адреса учредителей, название и стоимость проекта.

Введение. В этом разделе излагается суть и социально-экономическое значение предлагаемого проекта, формулируются цели и задачи бизнес-плана, которые необходимо решить для достижения поставленных целей.

Указывается, каким бизнесом будет заниматься предприятие, в каком объеме инвестиций оно нуждается, на какие цели эти инвестиции пойдут, каковы предполагаемые финансовые результаты от использования инвестиционных вложений. Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у читателя, в частности, потенциального инвестора: просто, лаконично и ясно, с минимумом специальных терминов. В противном случае читатель невольно может задуматься, стоит ли ему терять время и читать план до конца. Если же после ознакомления с введением его заинтересует проект, то немаловажным станет следующий раздел.

Характеристика отрасли и предприятия. Лучше начать с анализа текущего состояния дел отрасли, в которой функционирует или будет функционировать предприятие; показать тенденции развития отрасли и место, которое в ней будет занимать новый (или реконструируемый) объект. При описании предприятия приводятся краткие сведения о нем, в частности:

  • общие сведения (расположение, преимущества расположения участка занимаемая площадь, характеристика зданий, плата за аренду земли, и др.);
  • характеристика основных фондов (оценка стоимости оборудования, степень новизны, перечень основного оборудования, доля оборудования в общей стоимости основных производственных фондов и др.);
  • организационная структура (система управления предприятием, квалификация управленческого персонала, характеристика отделов и их основные функции и др.).

Производственный план и описание продукции. Этот раздел должен содержать сведения о производственных мощностях, технологических процессах, программе производства и реализации продукции, а также об издержках производства и сбыта. Необходимо четкое описание видов продукции, которые будут предложены на рынке. При перечислении основных характеристик продукции акцентируются преимущества, которые она обеспечит потенциальным потребителям. Важно подчеркнуть уникальность и отличительные качества продукции. Но не следует про исключительные достоинства товара, лучше сделать упор на удовлетворение запросов рынка, то есть доказать, что у продукции есть свой покупатель и на нее устойчивый спрос на рынке. Подробнее этот вопрос рассматривается в следующем разделе.

Анализ рынка сбыта. Приводятся ключевые обоснования объемов продаж продукции на основе анализа рынков сбыта и выработанной стратегии маркетинга. Для предприятий ЛПК, реализующих продукцию по договорам, приводится перечень имеющихся контрактных документов о приобретении продукции с указанием сроков их действия, объемов и названий фирм-потребителей, а также основные требования к качеству товара. Раздел должен быть оформлен таким образом, чтобы заинтересованный читатель мог понять, что покупают, по какой цене, кто покупает, почему покупает, когда покупает, где покупает, как осуществляется покупка.

Рис. 3. Классификации инвестиций по источникам финансирования
Рис. 3. Классификации инвестиций по источникам финансирования

Инвестиционный план. Планирование инвестиций относится к наиболее сложной и ответственной области принятия решений. Это обусловлено многими факторами. Во-первых, категория «инвестиции» сама по себе весьма непростая; раскрытие ее содержания требует рассмотрения многих типологических признаков. Рассмотрим, к примеру, классификацию инвестиций только по одному признаку – источникам финансирования: собственные, приравненные к собственным, заемные и прочие. При этом у каждого признака есть разновидности (рис. 3). Во-вторых, инвестиции различаются не только по видам, но и по стоимости инвестиционных проектов. В-третьих, принятие решений об источниках финансирования и использования инвестиций всегда, даже в самой привлекательной ситуации инвестирования, сопряжено с риском. Наконец, в рыночных условиях трудно проследить тенденции развития экономики из-за многих факторов (инфляция, налоги, условия предоставления кредита и др.), что значительно осложняет процесс планирования инвестиций.

Важное место в планировании инвестиций занимает выбор источников финансирования. Разумеется, первоисточником всех инвестиций являются собственные средства, поскольку заемные в конечном итоге тоже погашаются за счет собственных. Если нет прибыли, бизнес развиваться не может! Что касается заемных средств, то планирование их нередко осложняется как условиями привлечения, так и условиями возврата. Но так или иначе вложенные в дело инвестиции должны быть оценены по результативности. В качестве показателей экономической эффективности использования инвестиций могут выступать такие, как чистая дисконтированная стоимость, доходность, срок окупаемости, коэффициент рентабельности.

Финансовый план. В этом разделе обобщаются материалы предыдущих разделов и представляются в стоимостном выражении. При составлении финансового плана особое внимание уделяется расчетам планируемых доходов и расходов, выбору оптимальных экономических решений, определению безубыточности проекта и другим финансовым показателям.

Рис. 4. График безубыточности
Рис. 4. График безубыточности

Равенство совокупных доходов и расходов характеризует точка безубыточности (самоокупаемости). В общем виде точку безубыточности можно определить на графике (рис. 4), на котором показаны постоянные, переменные и общие издержки, а также выручка от реализации продукции. Когда общие издержки покрываются поступающей выручкой, прибыль отсутствует. Точку, соответствующую такой ситуации и показывающую объем продаж, называют точкой безубыточности, а соответствующий объем продаж – объемом безубыточности. Точка безубыточности находится на пересечении линии общих затрат и объема продаж. При увеличении объема продаж предприятие начинает получать прибыль.

На предприятии определяют количество продукции, которое необходимо изготовить и продать, чтобы достигнуть точки безубыточности. При этом, как видно (рис. 4), для обеспечения безубыточности, то есть покрытия полных (валовых) издержек, используется оценочный объем продаж, который зависит от цены. К тому же цена может оказаться слишком высокой и не соответствовать спросу или слишком низкой и не превышать издержек предприятий, связанных с производством и реализацией продукции. Так, данные свидетельствуют (рис. 4), что цена Ц3 неприемлема, так как ни при каких объемах производства не покрывает полных затрат предприятия. При цене Ц2 затраты покрываются выручкой в точке ТБ2. При объеме продаж более П2 предприятие начнет получать прибыль. Если цену увеличить до Ц1 (Ц1 > Ц2), то объем продаж, соответствующий точке безубыточности ТБ1, сократится до П1 (П1 < П2). Тем самым предприятие получает возможность сравнить варианты получаемой прибыли при разных ценах на продукцию. Основная цель проекта – получение прибыли, которая необходима предприятию. Эта величина на графике безубыточности откладывается так, чтобы точка на вертикали оказалась между линиями суммарных затрат и объема продаж. А вертикаль будет соответствовать объему выпускаемой продукции. Если объем производства превышает запланированные мощности, необходимо принять одно из следующих решений: расширить производственные мощности, повысить цену, сократить издержки или снизить прибыль. Но следует помнить, что прибыль остается важнейшим показателем любой предпринимательской деятельности.

Точку безубыточности можно найти аналитическим способом по формулам

где Ц – цена за единицу товара, Пд – выпуск продукции в денежном выражении, Пн – то же в натуральном выражении, Зпос – постоянные расходы, Зпер – переменные расходы.

Экологическая оценка проекта. Дается оценка воздействия проектируемого предприятия на окружающую среду. Для предприятий ЛПК первостепенную важность имеют охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана атмосферного воздуха и земельных ресурсов. Должна быть представлена информация о безопасности для окружающей среды основного производства, очистных сооружений, схемы утилизации производственных отходов, организованных малоотходных и безотходных производств. Необходимо провести сравнение приоритетных экологических показателей проектируемого предприятия и аналогичных действующих предприятий, дать экономическое обоснование затрат на природоохранную деятельность.

Выводы и результаты. Содержит основные положения и идеи проекта, к которым пришли его разработчики. Желательно сделать выводы по каждому разделу бизнес-плана. Они должны быть краткими, но достаточно емкими и конкретными. Поскольку в данном разделе приводятся конечные результаты деятельности предприятия, оно должно привлекать специалистов не количеством, а качеством итоговой информации.

Приведем для примера сокращенный бизнес-план ООО «Пиролизный завод». Предлагается построить предприятие по производству активированного угля из древесного сырья мощностью 1000 т в год.

Введение

В настоящее время древесный активированный уголь используется во многих химических и других технологиях. Мировое производство активированного угля составляет примерно 500 тыс. т в год, большая часть объема выпускается в Северной Америке и Европе, а также в Японии и Китае. В северо-западной и европейской части РФ в настоящее время нет подобных производств (за исключением предприятия в Перми), хотя потребность в активированном угле высокая.

Планируемое предприятие требует инвестиций в размере $630 тыс., которые планируется освоить поэтапно в течение года. Срок возврата кредитных средств составляет один год после ввода завода в эксплуатацию. В результате реализации проекта ежегодно обеспечивается чистая прибыль $520 тыс., а также $290 тыс. налоговых отчислений.

Характеристика предприятия

Производственная организация создается как общество с ограниченной ответственностью (ООО). Капитал учредителей составляет $160 тыс. Для эксплуатации производства требуется 40 работников, причем четыре бригады по 3–4 человека работают посменно круглосуточно, остальные в дневную смену. Управленческий аппарат состоит из руководителя, его помощников по производству и сбыту, финансово-экономической группы. Руководитель (директор) завода окончил СПБГЛТУ, имеет опыт работы в отрасли 10 лет, помощник по производству окончил СПбПТУ, стаж работы 15 лет, помощник по сбыту с высшим экономическим образованием, главный бухгалтер – дипломированный специалист со стажем работы 15 лет.

Технологический процесс включает следующие основные стадии:

  • хранение, сортировка и разделка сырой березовой древесины (технологических дров);
  • совмещенные: просушка, пиролиз и парогазовая активация;
  • размол, сортировка угля;
  • упаковка готовой продукции.

Технологические характеристики выпускаемых древесных углей соответствуют по уровню характеристикам аналогов, выпускаемых фирмами «Сека» (Франция) и «Хемеврон» (США), а некоторые (адсорбционная активность, зольность) даже превосходят их. Предлагаемая технология в сравнении с традиционными методами пиролиза древесины и активации угля позволяет экономить энергоносители, что существенно сказывается на себестоимости готовой продукции. Месторасположение предприятия обеспечивает достаточный запас древесного сырья и трудовые ресурсы.

Производственный план и описание продукции

Плановый выпуск продукции – 96 т в месяц, или 1000 т в год; объем перерабатываемого древесного сырья (березовые чураки и щепа) – 300 м3 в месяц. Потребность в электроэнергии составляет 50 кВт на 1 т продукции. Производственная мощность предприятия будет использована полностью. Она может быть увеличена на 15% (до 1150 т) без увеличения производственных площадей, что позволит увеличить объем продаж при благоприятной ситуации на рынке.

Основные виды выпускаемой продукции (табл. 1): а) уголь дробленый БАУ (1,0–3,5 мм); б) уголь дробленый БАУ-МФ (0,5–3,5 мм); в) уголь порошкообразный ОУ-А (0–0,5 мм).

Таблица 1. Выпуск продукции
Таблица 1. Выпуск продукции

Предлагаемая технология позволяет получать древесный активированный уголь с характеристиками, превосходящими характеристики наиболее распространенных древесных углей. Качество БАУ, измельченного до 1,0–3,5 мм, обеспечивает следующие характеристики: адсорбционная активность не менее 250 мг/г, площадь удельной поверхности 1400–1600 м2/г, насыпная плотность 200–250 г/дм3, влажность не выше 10%, содержание золы 6–10%, прочность при истирании не менее 60%.

Анализ рынка сбыта

Угли типа БАУ находят широкое применение: теплоэнергетика (водоподготовка для ТЭЦ), химическая, фармацевтическая, нефтехимическая промышленность, станции водоочистки (водоканалы), ликеро-водочные предприятия. Потребность в этой продукции в Северо-Западном регионе превышает 1000 т/год. В настоящее время есть заявки и заказы от предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 300 т в год. Получено предложение из Германии на поставку 200 т угля в год. Проведенные исследования показали реальную возможность реализации углей названных марок в странах ЕЭС по ценам, которые значительно ниже цен конкурентов (табл. 2).

Таблица 2. Цены на активированный древесный уголь, $/т (без НДС)
Таблица 2. Цены на активированный древесный уголь, $/т (без НДС)

Инвестиционный план

Проект реализуется поэтапно:

  1. Создание опытного производства, отработка технологии, формирование рынков сбыта – $160 тыс. Срок реализации – один год.
  2. Организация промышленного производства – $35 тыс. Срок реализации – три месяца.
  3. Маркетинговые исследования, доработка потребительских свойств продукции до мировых стандартов – $20 тыс. Срок реализации – шесть месяцев.
  4. Строительство завода на собственных площадях (или на условиях долгосрочной аренды с правом выкупа) – $415 тыс. (табл. 3). Срок реализации – один год.
Таблица 3. Стоимость строительства
Таблица 3. Стоимость строительства

Первый этап финансируется из собственных средств в сумме $160 тыс. За счет реализации продукции обеспечивается оборотный капитал и возврат денежных средств, который запланирован через два года после завершения этапа. Второй и последующие этапы финансируются за счет кредитных средств. Срок возврата средств по второму этапу – 10 месяцев после завершения работ. По третьему этапу срок возврата инвестиций – три месяца. На четвертом этапе планируется организация строительства завода по проекту с вводом действующих мощностей через девять месяцев после начала строительства.

Проект отличает высокая эффективность инвестиций.

Окупаемость проекта довольно высокая и достигается за полтора года.

Финансовый план

Прогноз прибыли для каждого интервала планирования проекта строится по ожидаемым объемам выручки и текущих издержек проекта с учетом налоговых выплат и выплат по кредитам (табл. 5).

Таблица 5. Баланс текущих доходов и затрат на производство и реализацию угля, $
Таблица 5. Баланс текущих доходов и затрат на производство и реализацию угля, $

Из данных табл. 5 видно, что деятельность предприятия прибыльная; убытков в ходе строительства не ожидается. При достижении проектной мощности средняя рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к выручке от реализации) составит 33,8%.

Проект характеризуется достаточной платежеспособностью.

Расчетный срок возврата кредитных средств не больше 12 месяцев.

Характеристика вредных выбросов в атмосферу приведена в табл. 6.

Таблица 6. Выбросы вредных веществ в процессе пиролиза – активизации, нт/м3
Таблица 6. Выбросы вредных веществ в процессе пиролиза – активизации, нт/м3

Выводы и результаты

На основе разработанной технологии и закупленного оборудования по проекту предполагается построить завод по производству активированных углей в Ленинградской области на местной сырьевой базе (березовой древесине в виде чураков и щепы). Срок окупаемости проекта – полтора года. Стоимость завода мощностью 1000 т угля в год составляет $630 тыс. В зависимости от объема и сроков поступления инвестиций проект реализуется поэтапно, с привлечением собственных и заемных средств. Производство характеризуется высокой конкурентоспособностью, поскольку себестоимость продукции значительно ниже, чем у других производителей, а по потребительским свойствам она не уступает зарубежным аналогам. В результате реализации проекта будет получена чистая прибыль $520 тыс., а налоги и отчисления составят $290 тыс. в год. 

Текст Владимир Мосягин, д-р экон. наук, профессор СПбГЛТУ