Партнеры журнала:

Отрасль

Планирование на предприятиях ЛПК

Часть 7. Анализ выполнения плана по себестоимости, прибыли и рентабельности

Количество продукции, которое может реализовать предприятие, в значительной мере зависит от затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость определяет финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, цены на продукцию, эффективность хозяйствования.

Часть 1. Внутрипроизводственное планирование: сущность, содержание, принципы, методы, показатели
Часть 2. Планирование производственной программы
Часть 3. Анализ выполнения производственной программы
Часть 4. Планирование труда и заработной платы
Часть 5. Планирование себестоимости лесопродукции
Часть 6. Финансовое планирование

Важнейшими показателями, характеризующими деятельность предприятия, являются прибыль и рентабельность. Основная задача любого предприятия в условиях рынка – получение наибольшей прибыли. Максимизация же прибыли выступает определяющей конечной целью стратегического и текущего внутрипроизводственного планирования.

Для оценки эффективности предприятия прибыль сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует доходность, выгодность и прибыльность предприятия. Все это обусловливает необходимость проведения экономического анализа себестоимости (издержек производства), прибыли и рентабельности. Такой анализ требует комплексного подхода и проводится в несколько этапов (рис. 1).

Рис. 1. Порядок проведения анализа себестоимости, прибыли и рентабельности
Рис. 1. Порядок проведения анализа себестоимости,
прибыли и рентабельности

Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции являются статистическая отчетность (сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), сведения о движении работающих и затрат на оплату труда и др.). Привлекаются также отчеты о себестоимости товарной продукции, данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям, данные об отходах производства и потерях от брака, отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расходов. Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли используются данные бухгалтерской отчетности предприятия о прибыли и убытках, бухгалтерский баланс, периодическая статистическая отчетность. При анализе рентабельности используется справка о рентабельности важнейших видов продукции, а также другие источники информации о финансовом состоянии предприятия и финансовых результатах его деятельности за истекший период.

Анализ затрат на производство по экономическим элементам состоит из оценки выполнения плана по издержкам и сравнениия удельного веса отдельных элементов (табл. 1).

Таблица 1. Затраты на производство и структура затрат на производство
Таблица 1. Затраты на производство и структура затрат на производство

Затраты по экономическим элементам обычно анализируются в такой последовательности:

  1. Определяется общая величина затрат по плану и по факту (по смете расходов).
  2. Определяется абсолютное отклонение по смете затрат (фактические затраты минус плановые).
  3. Сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами предыдущего периода.
  4. Определяется абсолютное отклонение затрат по каждому экономическому элементу.
  5. Определяется отклонение удельного веса по каждому элементу затрат.

По приведенным данным (табл. 1) фактические затраты превышают предусмотренные планом на 390 тыс. руб. (65 720 – 65 330). Производство анализируемого предприятия материалоемкое, более 60% составляют затраты на сырье и основные материалы. По сравнению с планом особых изменений в структуре затрат на производство нет (кроме заработной платы и прочих расходов). Чтобы установить причины превышения затрат, необходимо анализировать их по каждому элементу с учетом выполнения плана производства и реализации продукции, а также других факторов (изменения цен на сырье и материалы, норм их расхода и др.).

В рассматриваемом примере увеличивается удельный вес заработной платы по факту в сравнении с предыдущим годом (+0,2%), что, скорее всего, является следствием увеличения трудоемкости продукции. По сырью и основным материалам обратная картина может быть вызвана снижением их норм расхода, а также их стоимости, снижением удельного веса таких затрат. По увеличению удельного веса амортизационных отчислений (+0,2%) можно судить об изменении технического уровня производства. В целом анализ затрат по экономическим элементам позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

Одной из важнейших частей аналитической работы на предприятиях ЛПК является анализ себестоимости товарной продукции по статьям расходов. Целью этого анализа является оценка плана по статьям затрат. Она позволяет установить, по каким статьям наблюдается экономия, а по каким – перерасход, что дает возможность определить резервы снижения себестоимости на предприятии.

По себестоимости фактически выпущенных в отчетном году пиломатериалов по статьям затрат (табл. 2) видно, что экономия от снижения себестоимости пиломатериалов составила 820 тыс. руб. Она состоит из экономии заработной платы, а также цеховых, общепроизводственных и коммерческих расходов. Экономия была бы выше без перерасхода на сырье и материалы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, прочие производственные расходы (на сушку).

Таблица 2. Себестоимость фактически выпущенных в отчетном году пиломатериалов
Таблица 2. Себестоимость фактически выпущенных в отчетном году пиломатериалов

При анализе себестоимости устанавливаются отклонения по каждой статье расходов и их причины. Поскольку в себестоимости продукции деревообрабатывающих производств наибольший удельный вес составляют сырье и материалы, сравниваются их нормы расхода на единицу продукции. При расчетах влияние удельного расхода материалов и энергии на себестоимость можно рассчитать по формуле

ΔCH = (Hф – Hп) QФ3П,

где ΔCH – изменение затрат на производство за счет изменения удельного расхода сырья, энергии («+» – перерасход, «-» – экономия); Нп, Hф – плановая и фактическая норма расхода на единицу продукции соответственно; QФ – фактический выпуск продукции; 3П – заготовительная стоимость на единицу материальных средств (сырья, материалов, энергии и т. п.) по плану.

Перерасход или экономия по сырью и материалам могут быть вызваны также изменением цен, которое относится к факторам, не всегда зависящим от предприятия. В калькуляции стоимость сырья и материалов отражается не по цене, а по заготовительной стоимости, в которую, кроме цены, входят затраты предприятия на доставку, разделку, разгрузку, а также хранение сырья и материалов. Расходы предприятия, представляющие собой разность между заготовительной стоимостью и ценой, в значительной степени зависят от работы предприятия.

Для того чтобы установить, как сказалось на себестоимости изменение заготовительной цены относительно плановой, нужно по каждому виду материалов, сырью и топливу выполнить расчеты по формуле

ΔCЦ = QфHфф – Зп),

где ΔCЦ – сумма изменения себестоимости продукции за счет изменения полной заготовительной стоимости; Зп, Зф – плановая и фактическая заготовительная стоимость соответственно.

Наиболее общим показателем себестоимости продукции, отражающим ее прямую связь с прибылью, являются затраты на 1 руб. товарной продукции как отношение общей суммы затрат (∑qc) к стоимости товарной продукции (∑qЦ), где q – количество, объем выпуска в натуральном выражении, с – себестоимость, Ц – цена.

Для того чтобы проанализировать изменение затрат на 1 руб. товарной продукции необходимо следующее:

1. Рассчитать затраты на 1 руб. товарной продукции по плану:

2. Определить затраты на 1 руб. товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск:

3. Рассчитать затраты на 1 руб. товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, то есть фактический выпуск продукции в плановых ценах:

4. Рассчитать затраты на 1 руб. товарной продукции по отчету:

Анализ проводится способом цепных подстановок (табл. 3).

Таблица 3. Факторный анализ затрат на 1 руб. товарной продукции
Таблица 3. Факторный анализ затрат на 1 руб. товарной продукции

В условиях рынка целью работы производства является получение прибыли. Прибыль отражает положительный финансовый результат, который создает базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем трудового коллектива социального и материального характера, обеспечения финансового благополучия. И поэтому оптимизация прибыли – один из важнейших аспектов аналитической работы.

Основными источниками информации для анализа прибыли является отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств, а также данные о финансовых результатах, полученные по всем видам деятельности предприятия.

Анализ прибыли следует начать с общей оценки ее формирования и динамики. Общая прибыль, полученная предприятием от всех видов деятельности, складывается из прибыли от продаж, операционных доходов и расходов, внереализационных доходов и расходов. Положительной оценки финансовый результат заслуживает в том случае, если в прибыли существенную долю составляет прибыль от продаж, имеющая тенденцию к росту. Однако это не исключает анализа других составляющих общей прибыли, поскольку они могут оказывать существенное влияние на изменение величины прибыли до налогообложения.

Прибыль от реализации (продаж) предполагает оценку различных факторов, влияющих на величину этого показателя, в частности:

  • изменение цен на реализованную продукцию;
  • изменение полной себестои­- мости;
  • изменение объема и структуры реализованной продукции.

Анализ прибыли от продаж по этим факторам проводится по определенным показателям (табл. 4).

Таблица 4. Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции
Таблица 4. Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции

Влияние на прибыль изменения цен на реализованную продукцию определяется как разница между выручкой от реализации в отчетном году в ценах отчетного года и выручкой от реализации в отчетном году в плановых ценах (108 380 – 107 500 = 880 [тыс. руб.]). То есть повышение цен увеличило прибыль на 880 тыс. рублей.

Расчет влияния на прибыль изменений объема и структуры продукции определяется как разница между прибылью от продаж, исчисленной на фактический объем реализации по ценам и себестоимости, и плановой прибылью (16 860 – 17 080 = 220 [тыс. руб.]). По этому фактору прибыль выросла на 220 тыс. рублей.

Себестоимость продукции и прибыль связаны обратной зависимостью: при увеличении себестоимости прибыль снижается, и наоборот. Влияние на прибыль изменения себестоимости определяется как разность фактической себестоимости реализованной продукции и себестоимости по плану на фактический объем реализации (90 040 – 90 640 = –600 [тыс. руб.]).

Анализ проведенных расчетов показывает, что увеличение прибыли от продаж произошло за счет повышения цен – на 880 тыс. руб. и за счет снижения себестоимости на 600 тыс. руб. – на такую же величину. Влияние изменения объема и структуры снизило прибыль в целом на 220 тыс. руб. Общее влияние рассмотренных факторов на прибыль положительное: прибыль увеличилась на 1260 тыс. руб. [(880 + 600 – 220) или (108 380 – 107 500)].

При необходимости фактор «объем и структура реализованной продукции» может быть дифференцирован на два самостоятельных фактора: объем реализованной продукции и изменение ее структуры. Влияние первого фактора на прибыль определяется как произведение плановой прибыли и процента изменения реализации продукции (за вычетом плановой прибыли). В рассматриваемом примере: 108 380 : 115 600 = 0,937%; 17 080 × 0,937 – 17 080 = – 1076 (тыс. руб).

Следовательно, при снижении объема выпуска продукции прибыль уменьшилась на 1076 тыс. руб. Влияние на прибыль изменений в структуре продукции обычно определяется сальдовым методом. В рассматриваемом примере за счет изменения структуры выпускаемой продукции прибыль увеличилась на 856 тыс. руб. (1076 – 220).

Следует иметь в виду, что сальдовый метод ненадежен и пользоваться им нужно осторожно. Достаточно допустить методическую математическую оплошность в любом из предшествующих расчетов, и правильность полученного результата не гарантирована – эта ошибка механически будет перенесена на расчеты по другим факторам. Поэтому расчеты, выполненные по остаточному методу, необходимо проверять.

Чистая прибыль представляет собой разность общей суммы прибыли и суммы внесенных в бюджет налогов из прибыли и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Чистая прибыль является основой развития предприятия, поэтому анализ этого показателя имеет большое значение.

Анализ чистой прибыли включает следующие основные задачи:

  • расчет и анализ динамики (абсолютного изменения) чистой прибыли, оценку изменения ее составляющих;
  • анализ удельного веса составляющих чистой прибыли;
  • аргументацию изменений структуры чистой прибыли и выявление направлений оптимизации этого показателя.

При анализе использования чистой прибыли целесообразно составить аналитическую таблицу, в которой показать направления использования чистой прибыли (фактическое распределение прибыли предыдущего и отчетного года). На основе этих данных необходимо найти абсолютное отклонение, выявить причины отклонений, определить процент к прибыли по плану и по отчету, найти относительное отклонение и сделать соответствующие выводы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает нормативов распределения чистой прибыли. Однако посредством порядка предоставления налоговых льгот оно стимулирует предприятия направлять прибыль в капитальные вложения, на гуманитарные цели, финансирование природоохранных мероприятий (что особенно важно для предприятий ЛПК), содержание объектов непроизводственной сферы. Это необходимо учитывать при анализе использования чистой прибыли. Между тем направления распределения прибыли могут меняться в зависимости от ситуации.

Как известно, абсолютная прибыль не дает полной качественной характеристики деятельности предприятия. Для экономической оценки конечных результатов работы предприятия используются различные показатели рентабельности. Рентабельность предприятий ЛПК обычно характеризуют следующие показатели:

1. Общая рентабельность Pобщ, определяемая как отношение общей (балансовой) прибыли Пб к стоимости производственных основных фондов Фос и материальных оборотных средств Фоб:

Этот показатель характеризует степень общей прибыльности на 1 руб. затрат всех производственных ресурсов.

2. Рентабельность продаж РП, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции ПП (или чистой прибыли)к выручке от продаж ВП:

Этот показатель определяет эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия.

3. Рентабельность изделий Ризд, определяемая как отношение прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, Пизд к общим издержкам на ее выпуск и продажу (себестоимость) Сизд:

Этот показатель характеризует абсолютную сумму прибыли на 1 руб. затраченных средств по отдельным видам продукции.

Для оценки влияния на рентабельность используются определенные данные (табл. 5).

Таблица 5. Данные для факторного анализа показателей рентабельности
Таблица 5. Данные для факторного анализа показателей рентабельности

По методу разниц влияние изменения балансовой прибыли на общую рентабельность можно определить как отношение разницы между фактической и плановой прибылью к стоимости производственных фондов в отчетном периоде:

Влияние основных производственных фондов на общую рентабельность рассчитывается как произведение отношения разности стоимости этих фондов по плану и по отчету к фактической стоимости производственных фондов и плановой рентабельности:

Влияние изменения материальных оборотных средств на общую рентабельность рассчитывается как произведение отношения разности плановой и фактической сумм материальных оборотных средств к стоимости производственных фондов по отчету и планового уровня рентабельности:

Таким образом, изменение общей рентабельности относительно планового уровня на 1,03% было получено за счет прироста прибыли (рентабельность повысилась на 3,06%), увеличения суммы остатка материальных оборотных средств (рентабельность снизилась на 0,14%), и в результате увеличения стоимости основных производственных фондов рентабельность предприятия снизилась на 1,89%.

Рентабельность продаж повысилась на 3,17% (20,37 – 17,2) за счет увеличения прибыли от реализации на 1260 тыс. руб. (18 340 – 17 080) и снижения себестоимости реализованной продукции на 9280 тыс. руб. (90 040 – 99 320).

С помощью индексного метода можно рассчитать влияние изменения прибыли от реализации на уровень рентабельности продаж:

Снижение себестоимости повысило рентабельность на 1,77%:

Аналогично можно рассчитать влияние на рентабельность не только по предприятию в целом, но и по каждому виду продукции. Применительно к рассматриваемому примеру видно, что по шкафам-купе прибыль выросла на 540 тыс. руб. при росте себестоимости на 1794 тыс. руб. В результате рентабельность снизилась на 2,03%.

Влияние изменения прибыли:

Влияние изменения себестоимости:

Рентабельность продукции выступает важным фактором эффективности производства и может оказывать существенное влияние на общую рентабельность. Анализ этого показателя важен для калькуляции и поиска способов снижения себестоимости, а также для обоснования цен на новые виды продукции. С помощью этого показателя можно определить, насколько выгодно выпускать тот или иной вид продукции. 

Текст Владимир Мосягин, д-р экон. наук, профессор СПбГЛТУ