Лесное хозяйство

Почему горят леса Якутии

По мнению большинства ученых, лесные пожары являются естественным экологическим процессом существования бореальных лесов, поэтому нормальное экологическое функционирование лесов Якутии в значительной степени определяется пожарами.

В работах многих ученых отмечается очень высокая частота лесных пожаров в Якутии, так что трудно найти участки леса, хотя бы однажды не пройденные пожаром за время жизни одного поколения древостоя. В большинстве случаев лиственничные и сосновые леса за этот период горели не менее 2–3 раз.

Высокая горимость лесов Якутии связана с преобладанием в них лиственницы как основной лесообразующей породы (насаждения лиственницы составляют более 90% всех лесов региона). Ежегодно лиственничные леса в зависимости от типа леса продуцируют 3–5 т хвоевого опада на 1 га. Из-за короткого вегетационного сезона и низкой интенсивности биологических процессов в условиях вечной мерзлоты опад разлагается очень медленно и накапливается в лесу. Масса подстилки в лиственничных лесах составляет 10–70 т/ га, в среднем около 30 т/га, то есть за период относительно спокойного режима пожарной опасности накапливается большой объем опада и подстилки – горючего материала, который при жарком и засушливом лете становится хорошим проводником огня. В связи с этим большие площади лесов «готовы» загореться при определенных климатических условиях.

Регистрируются 4–6-летние и 10–14-летние циклы высокой горимости лесов в Якутии, более или менее совпадающие с цикличностью природных процессов, накоплением горючего материала и условиями увлажнения. Максимумы горимости лесов коррелируют с минимумами суммы осадков за пожароопасный период и коэффициента увлажнения. За последние 150 лет метеонаблюдений такой засушливой и жаркой погоды в Якутии, как в 2021 году, не отмечалось: аномальные жара и засуха. Даже на Полюсе холода, в Оймяконе, температура доходит до +38°С. Кроме того, особенностью климата республики считается высокая грозовая активность и сухие грозы, начинающиеся в середине июня. Таким образом, основные причины лесных пожаров в Якутии – это большой объем накопленного горючего материала, экстремально жаркое и сухое лето и сухие грозы.

Между тем в СМИ и на интернет-сайтах часто пишут, что в Якутии, как и в других субъектах РФ, леса поджигают «черные лесорубы». Однако транспортная недоступность, низкий бонитет древостоя, малопродуктивность и высокая себестоимость насаждений не позволяют развивать в регионе лесопромышленный комплекс, поэтому здесь нет «черных лесорубов». При расчетной лесосеке 35 млн м3 в год, ежегодно вырубается только 1 млн м3, и то в основном для нужд местного населения.

Кроме того, по мнению обывателей, «раньше леса так не горели». Как практик с большим стажем, историк лесного хозяйства Якутии, хочу обратиться к истории. Основатель лесного хозяйства Якутии, первый заслуженный лесовод России из Якутии К. Г. Аникин в докладной записке, представленной 5 ноября 1938 года, подробно описал состояние лесов на момент создания лесного хозяйства и в частности отметил: «Охрана лесов на бóльшей части территории Якутской АССР отсутствует, следствием чего являются из года в год регистрируемые случаи громадных по размерам и длительности лесных пожаров. В отдельные засушливые годы лесные пожары принимают форму стихийных бедствий».

Лесные пожары в Якутии достигали громадных размеров, уничтожали не только лес, но и заготовленное сено, жилые и служебные постройки, скот и даже вызывали гибель людей. Вот данные о пожарах, зарегистрированных только на охраняемой площади, составляющей менее одной десятой части площади всех лесов республики:

  • 1940 год – 331, площадь 280 тыс. га;
  • 1941 год – 122 пожара, площадь 185 тыс. га;
  • 1947 год – 692 пожара, площадь 1923 тыс. га.

В 1947 году сгорели 53 жилых дома, 1373 т сена, 11 тыс. м3 готовой лесопродукции. Борьба с пожарами была крайне затруднена ввиду больших расстояний и отсутствия транспортных средств. Доставка рабочей силы к месту возгорания могла занимать несколько дней, к тому времени площадь пожара увеличивались в разы и принятия мер доставленными силами становилось бесполезным. Для более эффективной борьбы с лесными пожарами в 1944 году была организована система авиационной охраны лесов. Даже в тяжелые военные годы нашли такую возможность, поскольку на обширной труднодоступной территории республики обеспечить охрану лесов от пожаров можно только с применением авиации и при участии подготовленных специалистов. В советское время Якутская авиабаза авиационной охраны лесов от пожаров была одной из лучших в России, число летчиков-наблюдателей достигало 100 человек, а работников ПДПС – 1200 человек.

После Великой Отечественной войны наиболее пожароопасными были 1973, 1984–1987, 1990–1993, 1996, 2001–2003, 2011 годы. Раньше в статистике учитывались количество и площадь лесных пожаров только на охраняемой территории, которая в советское время составляла 110 млн га, а последние годы – 37 млн га. В 1973 году зарегистрировано 822 пожара, в 1986 году – 1438, в 1990 – 1212, в 1992 – 1027, в 2002 – 818, в 2011 – 511 пожаров. Притом что площадь лесного фонда Якутии составляет 255 млн га, то есть пятую часть общей площади лесов России, данные статистики тех времен явно занижены.

Следовательно, нет оснований утверждать, что сейчас леса Якутии горят больше, чем раньше. С 2018 года в связи с изменением методики в статистику пожаров включаются все пожары на территории республики, в том числе в охраняемой зоне и зоне контроля, где пожары регистрируются с помощью системы космического мониторинга. Например, по состоянию на 20 июля 2021 года с начала года зарегистрировано 1138 лесных пожаров на общей площади 2,5 млн га (при общей площади лесов республики 255 млн га), а зафиксированные в 1986 году 1438 пожаров, учитывались лишь на охраняемой территории 110 млн га). Так что сравнение современной статистики количества и площади пожаров с данными прошлых лет крайне некорректно.

Площадь пожаров оценивается в основном по данным космического мониторинга, исходя из периметра зоны пожара, затем пройденная огнем площадь должна уточняться при последующей верификации (обследовании участка) и лесопатологическом обследовании. Не весь лес гибнет, в середине остаются непрогоревшие куртины, участки. Ущерб также зависит от типа и интенсивности пожара. Беглые низовые лесные пожары наносят меньший урон, чем верховые пожары, которые наносят значительный урон. По мнению специалистов мерзлотного лесоведения, беглые низовые пожары слабой интенсивности (майские, например) способствуют возобновлению лиственничных лесов. Падая на толстую подстилку из хвои, шишки лиственницы засыхают, и семена не попадают в почву, а при низовом пожаре скопившийся слой опавшей хвои сгорает и создаются благоприятные условия для самосева. Наша северная лиственница в основном послепожарного (пирогенного) происхождения. На горельниках хорошо развивается молодой подрост хвойных пород.

В Якутии леса всегда будут подвержены высокой пожарной опасности, поэтому необходимо концептуально изменить подход к организации тушения лесных пожаров и систему контролируемого выжигания горючего материала.

По моему опыту, наиболее эффективной в условиях Якутии технологией тушения лесных пожаров является прокладка минерализованных полос, от которых направляется встречный отжиг, а после локализации зоны горения организуется окарауливание. Прокладывать минерализованные полосы на труднодоступной территории очень сложно из-за проблемы доставки тракторной техники с плугами, поэтому надо широко внедрять и применять взрывной метод прокладки.

В советское время широко применялось межрегиональное маневрирование, но после 1990-х годов только изредка. Однако в тяжелом 2021 году республика получила помощь и поддержку. Федеральное агентство лесного хозяйства направило в регион почти 700 высокопрофессиональных формирований баз авиационной охраны лесов из Хабаровского, Забайкальского краев, Амурской, Новосибирской, Томской, Тюменской, Свердловской областей, республик Бурятия, Тыва, Алтай, Мари-Эл, Еврейского и Ханты-Мансийского округов. Работники лесного хозяйства Якутии и других регионов весь пожароопасный сезон, с мая, почти без отдыха работают с переброской с одного пожара на другой. Кроме лесопожарных формирований, в тушении лесных пожаров в республике всегда активно участвует местное население. В сложных условиях, на жаре, среди туч комаров и мошки люди встают на защиту наших лесов. Как и в далеком 1947 году, сегодня актуальны слова К. Г. Аникина из докладной записки министру лесного хозяйства СССР: «Задача борьбы с лесными пожарами в Якутской АССР должна приобрести особо важное значение не только для лесных органов, задача должна быть поднята на уровень общегосударственного и всенародного дела, и только тогда она будет безусловно решена положительно». 


Справка

Аммосова Саргылана Поликарповна

Заслуженный лесовод Российской Федерации. Председатель общественной организации «Общество лесоводов Республики Саха (Якутия)». Автор книги об истории лесного хозяйства Якутии «Во благо лесов Якутии». Директор Музея леса Якутии. Работает в лесном хозяйстве 35 лет, начинала рядовым лесничим и стала первым главным лесничим Якутии (2004–2014 годы).


Текст Саргылана Аммосова