Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Cтавка на лес

Кировской области так и не вернули историческое название Вятской губернии, и она по-прежнему именуется в честь пламенного революционера Сергея Кирова. Хотя исторические корни сохраняет даже в топонимике: относится к Волго-Вятскому экономическому району.

Названием Вятка нынешний Киров, административный центр региона, обязан Екатерине Второй. До этого город именовался Хлынов, по названию речки Хлыновицы, которое, в свою очередь, может происходить от имени Хлын, что значит «тунеядец», «бродяга», «мошенник». «Вятка» – слово более древнее, и, по одной из версий, с корнями в праиндоевропейском языке и означающее «мокрый, влажный». Некоторые исследователи считают, что Вятка и Венеция – родственники. Родственные слова то есть.

География и климат

По данным официальных источников, Кировская область один из наиболее протяженных регионов в нечерноземной зоне РФ: простирается на 570 км с севера на юг и на 440 км с запада на восток, занимает северо-восточную часть Восточно-Европейской (Русской) равнины.

Рельеф здесь формируют реки. Большую часть области занимает бассейн реки Вятка, впадающей в Каму на территории Татарстана. Крупных водных артерий в регионе минимум десять, в том числе с необычными названиями Луза, Кобра и Юг. А всего по его территории протекают 19 753 реки общей протяженностью 66,65 тыс. км. Коренные берега крупных рек отмечены более или менее значительными перепадами высоты: в центральной части это Вятские Увалы, на северо-востоке – Верхнекамская возвышенность, на севере – Северные Увалы. Северная часть региона сильно заболочена.

Климат в области характеризуется как умеренно континентальный. Относительная близость к Северному Ледовитому океану обуславливает сильные морозы зимой, заморозки и резкие похолодания в летние месяцы. При этом исследователи отмечают, что глобальное потепление добралось и сюда.

«В Кировской области за последние 50 лет на фоне роста температуры воздуха увеличивается и количество выпавших осадков. В целом зима стала примерно на 7–13 дней короче, теплее, многоснежнее. Весна начинается на первой неделе апреля, и она стала теплее на 1–1,5 градуса. Лето – обычное по теплу, но длиннее на полмесяца. Осень стала теплее», – указано в Лесном плане.

Данные статистики и административное устройство

По площади (120,8 тыс. км2) Кировская область занимает 27-е место в РФ. Граничит с республиками Коми, Удмуртия, Татарстан, Марий Эл, Пермским краем, Нижегородской, Костромской, Вологодской, Архангельской областями. Расстояние до Москвы – 896 км.

Население области, по данным на 1 января 2021 года, составляет 1,25 млн человек, средняя плотность 11,9 чел. на квадратный километр. 90% населения составляют русские. Остальная часть – коренные народы: татары, марийцы, удмурты. Вообще в регионе живут представители более 100 национальностей. Доля городского населения 71,7%.

Тенденция последних лет – сокращение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли. За 2020 год население Кировской области сократилось на 12,2 тыс. человек, или 1%, сообщается на официальном сайте регионального правительства.

В регионе 18 городов, 39 муниципальных районов. Самые крупные города, кроме столицы, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны, Котельнич, Слободской, Яранск, Омутнинск.

Природные ресурсы и экономика

На официальном сайте Законодательного собрания Кировской области указано, что в структуре валового регионального продукта доля промышленности составляет около 30%, а экономика региона носит промышленный характер.

А вот эксперты Лесного плана считают иначе: «Основой экономики Кировской области является непроизводственная сфера. Доля отраслей экономики, связанных с оказанием всех видов услуг, превышает 50% в стоимости валового регионального продукта. Традиционно развиты обрабатывающие производства и сельское хозяйство».

При этом основным природным богатством региона считается лес. И это вовсе не противоречие, поскольку других богатств просто нет. В области есть разведанные запасы торфа, но этот вид топлива используется все меньше. Имеются разведанные запасы нефти, но, если сравнивать с углеводородными регионами страны, то пять месторождений, поставленных на государственный учет, нельзя считать даже каплей в море.

Зато регион занимает 8-е место в России по объемам заготовки и вывозки деловой древесины и 5-е место по производству пиломатериалов. По данным сайта областного парламента, на продукцию ЛПК в структуре экспорта приходится около 20%. Экспортируется деловая древесина, пиломатериалы, фанера.

Из отраслей промышленности в Кировской области ведущие – машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия.

Энергетика и транспорт

Транспортная инфраструктура региона официально оценивается как развитая: есть все виды, которые связывают областной центр со столицами соседних регионов либо транзитно Центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и Север страны с южными районами.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Кировской области составляет около 15 тыс. км, через регион проходит федеральная трасса «Вятка» (плотина Чебоксарской ГЭС – Йошкар-Ола – Киров – Сыктывкар). Однако состояние дорог оставляет желать лучшего.

«Основной причиной неразвитости дорожной инфраструктуры Кировской области является недостаточность средств, поступающих в дорожный фонд Кировской области. Состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не соответствует уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки, а также ограничивает развитие единого экономического пространства Кировской области, отрицательно влияет на полноту освоения ресурсов и уровень транспортного обслуживания населения», – записано в государственной программе Кировской области «Развитие транспортной системы».

Железнодорожная сеть на территории области охватывает 18 районов из сорока (включая Киров), а их общая протяженность больше 1000 км. На официальном сайте правительства региона отмечается, что особое внимание уделяется пригородному пассажирскому железнодорожному сообщению.

По мнению региональной власти, спрос на железнодорожные перевозки формируется ввиду доступности этого вида транспорта, его ориентированности на малоимущие слои населения, значительную часть которых составляют пенсионеры, студенты, другие категории граждан, имеющие льготы федерального и регионального уровня.

Из аэропорта Победилово в Кирове самолеты регулярные летают в Москву, Санкт-Петербург, Нарьян-Мар, а в летнее время дополнительно в Сочи и Анапу. В рамках пилотного проекта по развитию региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе также осуществляются прямые рейсы в Пермь, Нижний Новгород, Ижевск, Уфу, Казань, Самару, а также трансферные рейсы через Казань в Оренбург, Пензу, Саранск, Саратов.

Энергосистема Кировской области является дефицитной, и изменение положения пока не предвидится. Согласно официальным данным, от 30 до 60% потребляемой мощности обеспечивает внешняя сеть, а региональные энергетические мощности сильно изношены.

Ввод новых мощностей в электроэнергетике существенно отстает от роста объема физически изношенного (выработавшего нормативный ресурс) и морально устаревшего оборудования, как указано в Программе развития электроэнергетики Кировской области на 2020–2024 годы. Выполняемого электросетевыми компаниями объема ремонтных работ и технического перевооружения и реконструкции основных фондов недостаточно для существенного улучшения состояния электросетевых активов. По состоянию на 1 января 2019 года износ оборудования трансформаторных подстанций напряжением 35–110 кВ составлял 68,4%.

Текст Мария Алексеева

Другие статьи рубрики Регион номера: Кировская область

Обзоры ЛПК регионов России