Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Отрасль

От древесных пеллет – к угольным брикетам для металлургии

Российские компании берут курс на внутренний рынок

Европейский рынок пеллет фактически закрылся для российских компаний. Санкции привели к падению цен на пеллеты и вкупе с выросшей в цене логистикой сделали свое черное дело. Достаточно вспомнить четверть миллиона тонн топливных гранул, «зависших» в турецких портах...

Сложившаяся ситуация не позволяет не только строить среднесрочные планы на их производство, но и заставляет производителей принимать оперативные решения по целесообразности его функционирования сегодня. Но при всех возникших сложностях выход, как оказалось, есть.

Вместо дров для Европы – уголь для российской металлургии

На прошедшем 14–15 марта в Санкт-Петербурге биотопливном конгрессе участники разбирали возможные пути выхода из кризиса. Среди них и переориентация российских котельных на потребление пеллет, поддержанная правительством, и использование пеллет в регенерации извести. Но по факту все эти новации занимают значительное время и не дают однозначного ответа на вопрос о сохранении объемов сбыта пеллет.

Большой интерес участников форума вызвало предложение корпорации «Экокарбон» по диверсификации и пеллетных производств на выпуск брикетированного угля для металлургии. Предоставим слово генеральному директору корпорации Алексею Неврову.

А есть ли рынок древесного угля в металлургии?

Бразилия является мировым лидером по производству древесного угля – 7,5 млн т в год! Почему так много? Потому что основной объем угля идет на производство чугуна в стране – сегодня одном из крупнейших его производителей: 26,2 млн т. При этом древесина быстрорастущих эвкалиптовых пород, созревающая за семь лет, позволяет поддерживать такой высокий темп углежжения, не приводя к уничтожению лесов.

Россия производит 50 млн т чугуна в год (данные за 2022 год), при этом производство древесного угля составляет менее 0,4 млн т (!), треть потребляют кремниевые производства, частично замещая кокс при восстановлении кремния, остальное уходит в торговые сети и общепит... Стоить отметить, что на одну тонну передельного чугуна тратится 0,6 т кокса. То есть на внутреннем рынке существует потенциальная потребность в 30 млн т древесного угля в год! И это только в черной металлургии.

Россия – мировой лидер по объему свободной древесной биомассы наравне с Бразилией. Но если в Бразилии этот объем создается за счёт быстрорастущий древесины, то у нас он образуется как следствие лесозаготовки и лесопиления, при этом непереработываемых древесных отходов (со слов вице-премьера российского правительства Виктории Абрамченко) ежегодно накапливается 25 млн м3. Однако, если исходить из объемов лесозаготовки и лесопиления в РФ, реальные цифры цифра больше в 2–2,5 раза. И это позволяет говорить о возможности получения древесного угля в сопоставимом с выпускаемым Бразилией объеме – то есть около 7-8 млн т.

Почему древесный уголь не применяется в металлургии повсеместно?

Дело в том, что исторически он попал в немилость в XVIII веке, когда Великобритания запретила использование древесного угля в металлургии из-за уничтожения почти всех лесов на острове. И литейная промышленнос ть перешла на каменный уголь и кокс. Примеру британцев последовали другие страны. Исключением стала Бразилия, благодаря быстрорастущей древесине избежавшая риска стать безжизненной пустыней.

А что же Россия? При достаточном количестве природных ресурсов в стране не торопились ничего менять, следуя за Западом. Но вот, наконец, время пришло: при очевидном избытке древесной биомассы, приводящем к ухудшению санитарной обстановки, пожарам, препятствующем восстановлению лесов, им было бы неправильно и расточительно не воспользоваться.

А что же Россия? При достаточном количестве природных ресурсов в стране не торопились ничего менять, следуя за Западом. Но вот, наконец, время пришло: при очевидном избытке древесной биомассы, приводящем к ухудшению санитарной обстановки, пожарам, препятствующем восстановлению лесов, им было бы глупо и расточительно не воспользоваться.

Уголь и пеллеты что выгоднее?

Очевидно, что древесный уголь, особенно спрессованный в брикет, это продукт более высокого передела, чем традиционные топливные пеллеты или брикеты. Почему? Причин много.

Ну, во-первых, сделав уголь по «правильной» технологии, выгоняя из древесной массы все смолы и газы, мы получаем практически чистый углерод.

Во-вторых, качественный порошковый уголь можно выпускать любой формы и плотности – сформировать брикет для цветной, черной металлургии, кальянный уголь, на худой конец, уголь для мангала. Уголь также может оставаться в виде порошка – для дальнейшей активации, использования как биочара. То есть возможна диверсификация поставок для разных отраслей.

В-третьих, полученный продукт в 6–8 раз дороже белой пеллеты, что позволяет транспортировать его на значительные расстояния, сохраняя требуемую маржинальность.

В-четвертых, крупные потребители – предприятия черной и цветной металлургии равномерно распределены по территории России, поэтому можно избежать лишних затрат на логистику.

Наконец, в-пятых, себестоимость древесного угля в цене пеллеты в лучшие времена составляла 25–35%, тогда как для брикетированного угля этот показатель равен 15–20%.

С чего начать?

Ознакомиться с линейкой оборудования и предлагаемых для переработки древесных отходов в угольной брикеты можно на сайте компании www.ecocarbon.ru

На наш взгляд наибольшим потенциалом обладает установка УНП-600, с одной стороны производимая в мобильном исполнении, с другой обладающая высокой производительностью.

Подобная установка запущена в Красноярском крае, летом прошлого года как утилизатор отходов для лесозаготовительного предприятия, (наш журнал об этом событии подробно писал – ред.). Ожидается поставка нескольких установок в течение лета, первая из которых заработает в Башкирии. Мы также приступили к изготовлению партии установок для обеспечения переработки многолетних отходов крупного ЛПК в Красноярском крае.

Компания обеспечивает, кроме приобретения оборудования, установление прямых каналов сбыта продукции с конечным потребителем и постановку технологии под конкретного потребителя.

На сегодняшний момент это предприятия цветной металлургии, поставки в которую традиционного древесного угля идут постоянно. Нам удалось создать требуемый брикет, по химическому составу, плотности и теплотворности, что позволяет заместить традиционный уголь в производстве, так как являясь более технологичным по физическим свойствам теплостойкости он обладает сопоставимой ценой и при этом в брикетах отсутствует угольный отсев, который в некоторых партиях древесного угля может достигать 20-30%.

Параллельно поставкам в цветную металлургию в настоящий момент мы согласовываем технические условия для поставок угольных брикетов одному из ведущих металлургических холдингов России.

Где посмотреть производство?

Увидеть работу самой установки можно на сборочном производстве компании в городе Волжский, Волгоградская область или у наших клиентов. Мы также традиционно приглашаем на запуск наших новых производств.

Компания Экокарбон прошла большой путь от создания установки и поиска рынков сбыта угля, до согласования условий промышленной поставки.

На этом пути конечно же не всегда все шло гладко, но за короткое время мы создали возможность для предприятий отрасли вернуть рентабельность своего производства и многократно ее увеличить. Для современного и динамичного предприятия это прекрасная возможность вместе с командой Экокарбон создать первоклассный бизнес.