Вячеслав Позгалев: «Нужна долгосрочная федеральная программа»
Сегодня можно уже смело говорить о том, что переходный период от плановой экономики к рыночной, в том числе и в лесном комплексе, заканчивается. Наступает момент, когда необходимо от выживания и восстановления разрушенной за годы экономических реформ отрасли переходить к ее динамическому развитию. Однако для этого требуются определенные экономические условия. Вологодская область — один из крупнейших лесных регионов, на примере которого можно говорить о развитии российского лесопромышленного комплекса в целом. Более того, Вологодчина имеет опыт целенаправленного и последовательного развития лесного комплекса области. О том, как приобретался этот опыт и какие выводы он позволяет делать, мы беседуем с губернатором Вологодской области Вячеславом Позгалевым.
— Вячеслав Евгеньевич, сегодня лесной комплекс приобретает для российских регионов особое значение. Передача управления лесами на областной уровень несет субъектам Федерации не только дополнительные права, но и немалую ответственность. Как вы оцениваете последствия этого шага?
— В 2005 году на основании Федерального закона № 199 мы приняли в управление все леса, ранее находившиеся во владении сельхозорганизаций, а это треть всех наших лесов. За 2 года работы сельские лесхозы значительно улучшили свою работу. Лесной доход за это время увеличился в полтора раза, отпуск древесины — на 30%. Доходность лесов увеличилась с 36 рублей за 1 кубометр до 50 рублей. В то же время количество лесонарушений снизилось в 1,7 раза, материальный ущерб — на 28 млн рублей, а раскрываемость увеличилась до 45%. В период пожароопасного сезона мы не допустили крупных лесных пожаров и за счет выполнения профилактических мероприятий и согласованных действий с МЧС в 1,5 раза сократили затраты на тушение пожаров: в 2006 году они составили всего 1,8 млн рублей. Согласитесь, цифры говорят сами за себя.
— Для управления лесами необходима специальная областная структура. В некоторых регионах вообще нет лесного департамента, вологодский же Департамент лесного комплекса считается одним из самых авторитетных не только на Северо-Западе, но и в России. Как удалось создать столь действенную и эффективно работающую структуру?
— В 1996 году, в начальный период экономических реформ, лесная промышленность находилась в тяжелейшем положении. Предприятия не работали, финансовые расчеты заменялись бартером, кредиторская задолженность превышала весь объем лесопромышленного производства, рабочие месяцами не получали заработную плату — выходили на забастовки и митинги. Достоверной информации об использовании лесных ресурсов, экономическом положении предприятий не было. Поэтому в нашей области в 1996 году в структуре областной администрации впервые был создан Департамент лесного комплекса.
С этого времени начался первый этап экономического развития — период восстановления имеющихся предприятий и мощностей лесной промышленности. Во-первых, была сформирована информационно-аналитическая база, которая основывалась не только на официальных статистических данных, но охватывала полный, необходимый спектр показателей для рыночного прогнозирования и формирования условий для развития бизнеса. На основании этого были разработаны концепция, а в дальнейшем программа развития и реструктуризации лесопромышленных предприятий, предусматривающая восстановление промышленного производства к 2005 году.
— Какой реальный результат дала разработка данной концепции?
— Прежде всего, в соответствии с этой программой были подготовлены и приняты областные законы и постановления, направленные на развитие лесного комплекса. Согласно этим законам предприятиям отрасли предоставлялись льготы по налогам на имущество, включая сезонные запасы хлыстов, выдавались кредитные ресурсы для лесозаготовительных работ, предоставлялась отсрочка платежей в зимний период и так далее. В связи с тем, что территория области большая, мы областным законом определили 3 экономические зоны с дифференциацией лесных платежей с учетом транспортных затрат и издержек.
В 1997 году были приняты важные программы для обеспечения жизнедеятельности лесных поселков. Это программа строительства линий электропередачи и обеспечения электроэнергией этих населенных пунктов, а также программа строительства автодорог и подъездов к лесным поселкам. Эти программы позволили не только обеспечить нормальные условия жизни для населения поселков, но и создали возможность для организации новых лесопромышленных предприятий и рабочих мест.
— Принимались ли меры, направленные на стимулирование инвестиционного развития лесной отрасли?
— Этому направлению деятельности область уделяет особое внимание. В 1997 году был принят областной закон «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории области», согласно которому предусматриваются налоговые льготы, преференции, а также приоритетное выделение лесфонда в долгосрочную аренду. Результат налицо: за 10 лет объем инвестиций в лесной комплекс составил более 18 млрд рублей, а в последние 5 лет ежегодно в лесную отрасль вкладываются не менее 2 млрд рублей. Стратегическим курсом экономического развития отрасли являются переработка и рациональное использование древесины. Если в 1997 году в области перерабатывалось 38% деловой древесины, то по итогам 2005 года — более 61%.
В настоящее время разработана областная программа «Инвестиционное развитие лесного комплекса на период до 2010 года». По сути, она характеризует второй этап интенсивного развития отрасли.
— Что включает в себя этот новый этап развития?
— Он предполагает вложение внешних инвестиционных средств в модернизацию, переоснащение и строительство крупных предприятий переработки древесины. И, прежде всего, в развитие целлюлозно-бумажных комбинатов, над чем мы сейчас работаем. Необходимо привлечение иностранных инвестиций, в частности финской фирмы «Коскитукки», шведской фирмы «ИКЕЯ» и других. Программой также предусматривается развитие малых предприятий в каждом районе области, которые специализируются в основном на механической переработке древесины. Причем в развитии переработки древесины предусматривается активное участие наших машиностроительных заводов: во-первых, комплектация необходимым технологическим оборудованием крупных предприятий, во-вторых, что особенно важно, комплектация деревообрабатывающими станками и оснасткой малых предприятий и производств.
— Предполагает ли программа развитие современных биотехнологий?
— Безусловно. Более того, этот раздел занимает в ней очень важное место. В настоящее время на Вологодчине введено в эксплуатацию 7 заводов по производству экологически чистого топлива (древесных гранул — пеллет) общей мощностью более 200 000 тонн. В течение 2 лет планируется строительство еще 10 таких заводов.
— Как вы оцениваете результаты работы вологодского ЛПК в целом?
— Нам есть чем гордиться. Модернизация и реконструкция мощностей по переработке древесины позволили увеличить ее объемы в 2 раза. Выпуск товарной продукции на один заготовленный кубометр увеличился в 1,5 раза и составил 1560 рублей. Лесопромышленный комплекс по производству лесопродукции достиг и превзошел дореформенный уровень, а по отдельным показателям занимает лидирующее место в России: по вывозке древесины — третье место, по производству плит ДСП — второе, по производству фанеры — четвертое, пиломатериалов — пятое место. За прошедшие годы за счет привлечения внешних инвестиций в сумме более 1 млрд рублей впервые в России введены мощности по производству плит MDF на Шекснинском КДП. Введено современное технологическое оборудование, способное выпускать жилые дома из калиброванного бруса на Сокольском ДОКе, а также проведена реконструкция Череповецкого ФМК, Монзенского ДОКа, «Харовсклеспрома» и других. В этом году объемы переработки древесины в области за 8 месяцев увеличились еще на 8,3%.
И все же, несмотря на успехи, вынужден признать, что результаты работы лесного комплекса нас никак не могут удовлетворить, поскольку ресурсный и экономический потенциал отрасли может обеспечить более значительный вклад в экономику области и ее диверсификацию.
— Что для этого необходимо сделать?
— Для дальнейшего интенсивного развития лесного комплекса необходимо решение общих проблем, характерных для всей лесной промышленности России. Прежде всего, совершенствование действующего законодательства и принятие Лесного кодекса. Последняя редакция проекта прошла первое чтение в Государственной Думе, но замечаний и предложений остается еще много. Многие статьи Лесного кодекса не имеют прямого действия и носят «отсылочный» характер, что не будет способствовать эффективному управлению лесами.
— Какие положения проекта Лесного кодекса кажутся вам особенно спорными?
— Например, в нем предусматривается порядок предоставления в аренду лесных участков только с аукционов. Таким образом, единственным критерием для получения лесфонда в аренду будет являться сумма финансовых средств. А это открывает возможность финансовым спекулянтам получить огромные лесные территории без каких-либо обязательств или предварительных условий. Учитывая, что работа в лесу требует определенных знаний, навыков, а также технических средств необходимо предусмотреть условия квалификационного отбора лесозаготовителей при проведении лесных аукционов. Кроме того, практика проведения аукционной торговли лесом показывает, что на аукцион выставляются лучшие, продуктивные лесные участки в ущерб рациональному и комплексному использованию лесов. В результате этого лесные площади представляют собой «лоскутное одеяло», созданное разрозненными рубками. Считаем целесообразным дополнить соответствующую статью проекта кодекса следующим положением: выбор лесного участка для предоставления его в аренду осуществляется с учетом полного, комплексного и рационального использования лесных ресурсов.
Что касается лесного законодательства, жизненно необходима и разработка на федеральном уровне всех нормативно-законодательных документов в соответствии с требованиями нового закона, в том числе и в отношении передачи лесов в ведение субъектов Федерации. Без этого областным структурам будет очень сложно работать.
— В последнее время много говорится об охране лесов от нелегальных порубок и воровства леса. Что делается в Вологодской области в этом отношении?
— У нас в области в этих целях организована межведомственная комиссия по охране лесов от лесонарушений, подобные комиссии созданы во всех районах, в штате УВД предусмотрена дополнительные кадры — 100 специалистов, которые занимаются охраной лесов. Заключены соглашения Агентства лесного хозяйства по Вологодской области и ГУ «Вологдасельлес» с управлением Росприроднадзора. Проводятся систематические совместные рейды правоохранных организаций, заключено соглашение с отделом казачества. Это дает свои результаты: количество лесонарушений снизилось на 69,6%, объем незаконно вырубленной древесины — на 81,3%, ущерб — на 86,1%.
Однако мер, которые мы принимаем на уровне области, недостаточно. Вот уже скоро 2 года, как леса остаются без охраны! С января 2005 года контрольно-надзорные функции изъяты у гослесхозов и переданы Росприроднадзору и до настоящего времени в службе областного управления Росприроднадзора работают только 2 лесных инспектора! Справедливо возникает вопрос: «Правительство РФ собирается что-то предпринимать по этому поводу, или леса так и останутся без охраны, на произвол лесонарушителей?». Необходимо срочно решить вопрос о выделении средств и штатов Росприроднадзору для обеспечения нормальной работы по охране лесов. Кроме того, нужно навести порядок в дальнейшей работе правоохранительных органов с нелегальными порубщиками и расхитителями государственного леса, чтобы лесонарушители не уходили от ответственности за содеянное.
— Какие еще проблемы, тормозящие развитие лесного комплекса, вы видите?
— Таких проблем масса. Мы говорим о них много и на всех уровнях, но пока решение этих проблем продвигается с трудом. Например, это касается взаимоотношений с естественными монополиями. Вот мы предлагали ранее железнодорожникам: «Давайте снизим тарифы на 30%, тогда грузооборот лесопродукции увеличится в 2 раза и потери с лихвой окупятся дополнительными объемами». И что же получили в ответ? Железная дорога вообще прекратила подавать вагоны согласно телеграмме ОАО «РЖД» от 13 августа № 33 / 1. В настоящее время по области недопоставлено 1248 вагонов, или 80% от плановых.
Или отношения с некоторыми федеральными структурами. Более половины лесопродукции у нас отгружается водным транспортом. Транспортники стремятся максимально использовать транспортно-грузовые средства в течение всего времени суток, а также в выходные и праздничные дни. А вот федеральные службы — таможня, управление по фитосанитарному надзору определили себе пятидневный режим работы с 8 до 17 часов! В результате этого грузоотправители уже несут убытки, исчисляемые десятками миллионов рублей! Кроме того, при государственной службе по фитосанитарному надзору создается новая структура ФГУ, которая приняла досмотровые услуги, оценив их в 4 рубля за кубометр леса. А ведь даже страны Евросоюза не требуют дополнительной маркировки и фитосанитарной проверки. Зачем же настолько усложнять жизнь лесоэкспортерам? Считаю, что в этой ситуации нужно разобраться и навести порядок.
— Какое место в экономике области занимает лесной экспорт?
— Внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей экономического развития многих предприятий лесного комплекса. В нашей области экспорт лесопродукции с 1997 года увеличился в 3,5 раза, причем доля экспорта круглых лесоматериалов ежегодно снижается на 6−7%, но все же еще составляет значительную часть — около 40%. В основном это мелкотоварная лиственная древесина диаметром от 6 см, которая не востребована перерабатывающими предприятиями Вологодчины.
— Есть ли перспективы появления на территории области крупных предприятий, которые будут перерабатывать такую древесину?
— На мой взгляд, да. Тем более что у нас есть для этого все условия. При увеличении объемов заготовки, ресурсы на эту балансовую древесину, которая представляет собой сырье для целлюлозно-бумажной промышленности, могут быть увеличены в 2−3 раза, то есть могут быть обеспечены качественным сырьем 2 крупных целлюлозно-бумажных комбината. Таким образом, есть все основания для размещения на территории области высокотехнологичных производств целлюлозы и бумаги, плит ДСП, MDF и ОСБ, производства топливных гранул и брикетов, многой другой продукции для использования в различных сферах народного хозяйства. В этих целях со стороны Правительства РФ должны быть приняты соответствующие меры, и в первую очередь необходимо создание на федеральном уровне серьезной программы на долгосрочный период.
Беседовала Татьяна АЛЕШИНА
Список предприятий ЛПК Вологодской области
Другие статьи рубрики Регион номера: Вологодская область
Загадки русского севера
Прочность по-вологодски
Вкладываем в ценные бумаги
ЛПК Вологодской области
Список предприятий ЛПК Вологодской области
Вологодская сказка
Леса улучшенной наследственности
Правильные амбиции
Дюжина важнейших
Крупнейшие предприятия ЛПК Вологодской области
Список предприятий ЛПК Вологодской области
В лес за будущим
Цвет вологодского золота
Доверяй, но проверяй
Сказка, да и только!
Список предприятий ЛПК Вологодской области
Вологодская область
Неподеленный Сокольский ЦБК