Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Николай Герасимов: «Лесной бизнес должен чувствовать себя комфортно!»

В самом начале прошлой весны Президент страны потребовал от Правительства России немедленно решить вопрос с организацией глубокой переработки древесины на территории страны. Критикуя Правительство за бездействие в этой сфере, В. В. Путин потребовал прекратить вывоз необработанного леса-кругляка. «Надо, чтобы были предложения энергичные, − сказал тогда Президент. − Надо принять все меры для стимулирования переработки леса на территории России, а то шуруют туда-сюда в огромных количествах, и ничего не сделано». Но это приоритетное направление развития отрасли − углубленная переработка древесины − в Республике Коми определилось уже давно. Может, именно поэтому в начале апреля и было решено провести совещание по проблемам развития ЛПК, в работе которого принял участие и Президент, здесь? Собственно, с этого вопроса и началась наша беседа с министром промышленности и энергетики Республики Коми Николаем Николаевичем Герасимовым.

− Чем, на Ваш взгляд, Николай Николаевич, вызван выбор места для проведения такой встречи? Тем, что лесопромышленный комплекс Республики Коми «впереди России всей»? Что представляет собой сегодня ЛПК Вашей республики?

− Республика Коми − это одна из высокоразвитых провинций России, регион-донор. Огромным национальным и, что немаловажно, восполняемым богатством республики являются её леса. Доля лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей в производимой общерес­публиканской товарной продукции составила в 2005 году 22,5 млрд руб­лей, или 25 процентов. Одна треть работающих, занятых в промышленном производстве, трудятся в лесной отрасли, а это 28,7 тыс. человек.

За прошедшее столетие на территории республики заготовлено около 1,5 млрд куб. метров древесины. При этом запасы древесины не только не уменьшились, но и увеличились на 500 млн куб. метров. В последнее время в республике заготавливалось 6,5–7,0 млн куб. метров в год, при этом годовая возможность лесосеки, в которой преобладают спелые и перестойные, преимущественно хвойные насаждения, составляет более 26 млн куб. метров.

Кроме того, Республика Коми, пожалуй, единственный регион Российской Федерации, из которого вывоз круглого леса не превышает 1–2 % от общего объема заготовки, доля же продукции глубокой переработки составляет 89 %. Таким образом, сегодня происходит приближение структуры лесопромышленного комплекса рес­публики к параметрам, характерным для экономически развитых стран Европы, где основную часть выпус­ка товара составляет продукция высокого передела. Такие предприятия, как «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», Сыктывкарский и Жешартский фанерные комбинаты, Княжпогостский завод ДВП, выходят на передовые рубежи в создании конкурентных видов продукции, становятся торговой маркой.

Поэтому, отвечая на Ваш вопрос о выборе места для проведения совещания по проблемам развития ЛПК России, скажу, что Республика Коми была выбрана в первую очередь с учетом этих и других перспективных факторов как один из базовых лесных регионов России.

− Многие экономисты-аналитики утверждают, что сегодня российским деревообработчикам выгоднее экспортировать сырье, а развивать деревообработку разорительно. Знаю, что некоторые деревообработчики Республики Коми эту позицию разделяют. Вы с ними согласны? (Если да, то почему?)

− Аргументирую свою позицию цифрами, звучавшими на совещании: если в мировой торговле лесоматериалами доля России по валютной выручке составляет менее 3 процентов, то по необработанной древесине (круглый лес) − 22 процента! Более чем на 3,5 млрд долларов лесобумажной продукции ввозится в страну. Экспорт круглого леса − это прямое расточительство национальных ресурсов, упущенная страной выгода (за рубежом на этом сырье создавались и создаются мощности по глубокой переработке древесины, формируются и остаются доходы от переработки). Поэтому я твердо убежден: необходимо развивать переработку древесины в стране, заместить собственной продукцией сегодняшний импорт, а в дальнейшем выйти на экспорт продукции глубокой переработки.

Эта ситуация не характерна для лесопромышленного комплекса Республики Коми. Наоборот, лесопромышленникам республики в силу удаленности от экспортных рынков, высоких транспортных (в первую очередь железнодорожных) тарифов не выгодно гнать за границу круглый лес. За период с 1998 года (с момента дефолта) объем экспорта необработанной древесины упал с 144,7 тыс. куб. метров (3,8 процента в общем объеме производства) до 7 тыс. куб. метров в 2005 году (0,44 процента соответственно).

Выгоднее, и цифры это подтверждают, развивать лесопиление, поставляя на экспорт качественные пиломатериалы. С 1998 по 2005 год объемы экспорта пиломатериалов в республике возросли со 102,2 тыс. до 500,5 тыс. куб. метров, или в 4,9 раза, а доля экспорта в общем объеме производства − с 15,8 до 70,9 процента. Реконструированы лесопильные производства: ЗАО «Леском», ЗАО «Двина». Созданы новые лесопильные предприятия: ООО «СевЛесПил», ООО «Эрдерт-Коми», ООО «Лузалес». К сожалению, устойчивая динамика натуральных показателей не обеспечивает в той же мере финансового благо­получия: рентабельность лесопиления снизилась за этот период с 20 до 3,4 процента. Помимо роста стоимости энергоресурсов, железнодорожный тариф практически определяет радиус перевозки. За последние 5 лет он вырос в 2,5 раза и в структуре экспорта пиломатериалов доходит до 50 процентов.

Вторым уровнем передела являются ДВП, ДСП, фанера. С 1998 по 2005 год объемы экспорта фанеры клееной в республике возросли с 83,8 тыс. до 240,5 тыс. куб. метров, или в 2,9 раза, при стабильной доле экспорта в общем объеме производства на уровне 72–75 процентов. В этот период проведено техническое перевооружение Сыктывкарского фанерного завода и Жешартского фанерного комбината. Динамика фанерного производства на протяжении последних 5 лет наиболее устойчива (темпы роста к предыдущему году − от 108,5 до 111,8 процента), и рентабельность продаж − одна из самых высоких из всех видов продукции деревообработки (но нужно отметить, что она имеет тенденцию снижения с 31,8 в 2001‑м до 15,6 процента в 2005 году).

Конечным продуктом глубокой переработки является картонно-­бумажная продукция. С 1998 по 2005 год объемы экспорта бумаги и картона выросли в 1,7 раза, с 235,3 тыс. до 404,7 тыс. тонн, а доля экспорта в общем объеме производства осталась практически на уровне 52–53 процентов. Основное целлюлозно-бумажное предприятие − Сыктывкарский ЛПК (ныне ОАО «Монди Бизнес Пейпа СЛПК») − с привлечением инвестиционного кредита ЭКСИМбанка на сумму 54 млн долларов под гарантию Правительства РФ провело техническое перевооружение производства. Динамика производства целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона остается устойчивой в течение всех лет.

Экспорт высококачественной продукции, безусловно, надо поддерживать: снижать (практически «обнулять») экспортные ставки на продукцию глубокой переработки; дифференцированно подходить к установлению железнодорожных тарифов (чем больше везешь, тем дешевле стоимость перевозки).

− Какой, на Ваш взгляд, комплекс мер по выводу лесного сектора экономики из кризиса и его поступательному развитию необходимо разработать Правительству страны?

− Действительно, даже краткий анализ финансового положения лесо­промышленных предприятий показывает, что рентабельность в лесопромышленном комплексе постоянно снижается. По оценкам Минпромэнерго России, в 2005 году она составила 6,9 против 7,8 процента в 2004‑м. В технической и машиностроительной сферах в лесном секторе ситуация продолжает оставаться сложной. Прекратили свою активную деятельность большинство научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов и машиностроительных заводов лесозаготовительной промышленности.

Лесозаготовительная подотрасль продолжает оставаться убыточной. Плохое состояние дорог, а в отдельных регионах и полное их отсутствие в сочетании с нехваткой у лесозаготовителей собственных средств для модернизации производственных фондов не позволяют стабилизировать ситуацию в отрасли. В результате неэффективной работы лесозаготовительной промышленности деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные отрасли показывают результаты ниже своих возможностей.

Остаются нерешенными вопросы, связанные с отсутствием полного и достоверного учета объемов заготовки древесины и нелегальными рубками леса, несовершенством законодательно-правовой системы, низким жизненным уровнем населения в лесных поселках. Разрушается налаженная система охраны лесов.

Таким образом, можно отметить, что решение проблем лесной промышленности зависит от целого ряда комплексных мер, и я попробую их вкратце только обозначить.

Первое − это серьезное правовое обеспечение.

Второе − это разработка федеральной целевой программы «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов». Надеюсь, этот документ в ближайшее время будет принят Правительством РФ. И перечень первоочередных ЦБК, которые не строились в России почти 30 лет, будет наконец-то утвержден как план действий по выводу лесопромышленного комплекса из кризиса. И важно, чтобы это направление было взято под президентский контроль.

Третье − это вовлечение в оборот недоступных в настоящее время лесных массивов, то есть создание сети лесовозных дорог в рамках выше­указанной федеральной целевой программы. И эта задача должна решаться за счет как стимулирования привлечения частных инвестиций в развитие лесной инфраструктуры, так и прямого финансирования дорожного строительства за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов, смешанного финансирования.

И, конечно, для кардинального изменения ситуации в отечественном ЛПК и максимального использования его потенциала необходимы совершенно другие масштабы инвестиций.

Весь этот комплекс мер по выводу лесного сектора экономики из кризиса можно отнести и к нашей республике. Те же задачи по созданию проектов по глубокой переработке древесины, отсутствие которых является основным сдерживающим фактором увеличения лесозаготовок выше существующего уровня, мы должны решить, чтобы вывести ЛПК из кризиса.

− Распределение лесного фонда между лесозаготовителями сегодня вызывает массу споров. Какие нужно предпринять меры, чтобы недовольных стало меньше?

− В советское время доступный к эксплуатации лесной фонд был закреплен на постоянной основе за государственными лесозаготовительными предприятиями. У всех предприятий имелись разработанные планы освоения лесных массивов с генеральными схемами строительства лесовозных магистралей и веток, по которым они и работали.

Сегодня ситуация такова, что участки лесного фонда на территории Республики Коми лесозаготовители могут получить в аренду до 49 лет на основании заявки республиканской комиссии по проведению лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда. Основным механизмом доступа к лесфонду крупных лесопромышленных компаний является получение арендных участков лесного фонда также через указанную комиссию. В своей деятельности комиссия руководствуется Лесным кодексом Российской Федерации, «Положением об аренде участков лесного фонда» и «Положением о порядке организации и проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда РФ». Согласно критериям отбора комиссия определяет победителей лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда по их конкурсным предложениям. Преимущество в получении участков предоставляется предприятиям и частным лицам, которые занимаются строительством лесовозных дорог, проведением лесохозяйственных и лесовосстановительных работ и у которых имеются инвесторы, готовые вложить инвестиционный капитал в глубокую переработку древесины.

Участки лесного фонда также предоставляются в краткосрочное пользование на лесных аукционах. Лесные аукционы организуются и проводятся территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством «Комилесхоз».

Сегодня по распределению лесного фонда между лесозаготовителями таких явных споров, решением которых занималось бы правительство Республики Коми, нет. Имеются частные споры, которые возникают из-за эксплуатирующихся или строящихся лесовозных дорог, на которых располагаются несколько арендаторов. Такие спорные вопросы вполне разрешимы, и они решаются самими арендаторами.

− Отсутствие лесных дорог сегодня по-прежнему остается одной из острых проблем развития лесного комплекса. Российским регионам рассчитывать на помощь Москвы особо не приходится, и поэтому каждый субъект Федерации ищет свой выход из создавшейся ситуации. Слышал, что у Вас есть интересный опыт в этом плане: вы предложили освобождать лесников от арендной платы в той части, которую они потратили бы на строительство дорог. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

− Как уже говорил, использование лесных ресурсов в последние годы по всем видам рубок в Республике Коми не превышает 6,0–6,5 млн куб. метров. В то же время годовая расчетная лесосека составляет 26,4 млн куб. метров.

Мы понимаем, что объемы заготовки леса малы, учитывая его возоб­новляемость и разрешенные объемы ежегодных рубок без нанесения ущерба природной среде.

Одной из главных причин недоосвоения расчетной лесосеки является отсутствие достаточного количества лесных дорог как в основных районах заготовки древесины, так и в районах, наиболее удаленных от мест глубокой переработки древесины.

Учитывая это, Республика Коми в последние годы предприняла меры по наращиванию объемов строительства лесовозных дорог. Процедура отработана, выглядит она так. Заключается четырехстороннее соглашение о развитии арендных отношений и освоении перспективных лесосырьевых баз между лесозаготовительным предприятием, арендующим участок лесного фонда, лесхозом, Агентством лесного хозяйства по Рес­публике Коми и администрацией муниципального образования того муниципального района, на территории которого расположен арендный участок. В соглашении указываются кварталы, которые выводятся в резерв с исключением из расчета рубок главного пользования. Отдельно по кварталам, которые выводятся в резерв, считается установленный отпуск леса на следующий год и соответственно арендная плата, обязательства, которые берет на себя лесозаготовительное предприятие по строительству дорог, с указанием объема строительства по годам.

Установленный отпуск леса пересматривается по итогам года, исходя из количества построенных дорог. На каждый построенный километр дороги добавляются 10 тыс. куб. метров к установленному отпуску на следующий год.

Ежегодно лесозаготовительное предприятие предоставляет в Агентство лесного хозяйства по Республике Коми заверенный директором и главным бухгалтером отчет об объемах строительства лесовозных дорог с указанием суммы затрат и приложением картографического материала с нанесенной на нее дорогой. В случае невыполнения лесозаготовительным предприятием взятых на себя обязательств по строительству дорог производится перерасчет арендной платы за лесной фонд за прошлый год, исходя из расчета 100 процентов расчетной лесосеки.

Предпринятые меры позволили в период с 2002 по 2005 год крупным и средним предприятиям лесного комплекса Республики Коми строить дороги на одном уровне − в пределах 150–170 километров.

Можно отметить большие изменения в структуре типа построенных дорог. Из-за дороговизны строительства (более 1 млн рублей за 1 километр) 16,6 процента от общей протяженности − гравийные дороги (ранее в 80‑е годы таких дорог строилось 46 процентов от общего количества), 6,6 процента − с бетонным покрытием (ранее их строилось порядка 20–35 процентов).

В текущий период в основном были построены грунтово-лежневые дороги − в пределах 70 процентов от общей протяженности (ранее таких дорог строилось около 25–30 процентов).

Однако, говоря об опыте, считаю указанные шаги паллиативными, не отвечающими на основной вопрос: «Как сделать лесные ресурсы максимально доступными для освоения?» И здесь, видимо, необходимо сочетание комплекса условий: закрепление в лесу ВИНКов, комфортное законодательство, протекция государства.

− Как Вы оцениваете перспективы развития лесного сектора экономики Республики Коми?

− В связи с наступившими изменениями в экономике страны республика также изменила структуру производства. Если раньше на внешний и внут­ренний рынки поставлялась преимущественно необработанная древесина, то в настоящее время предприятия лесной промышленности производят и продают в основном лесобумажную продукцию и продукцию лесопильно-деревообрабатывающих предприятий. Лесопромышленный комплекс сегодня является одной из ключевых отраслей и развивается в соответствии с разработанной Правительством «Стратегией развития лесопромышленного комплекса Республики Коми до 2015 года».

В текущем году предприятиями лесной отрасли будет вывезено 5,6 млн куб. метров древесины, произведено 750 тыс. куб. метров пиломатериалов, 310 тыс. куб. метров ДСП, 28,5 млн куб. метров ДВП, 340 тыс. куб. метров фанеры, 810 тыс. тонн бумаги и картона. Эта продукция поставляется более чем в 80 стран мира. В последние годы лесопромышленный комплекс Республики Коми развивается высокими темпами, что позволило увеличить ежегодный прирост производства лесобумажной продукции с 5 до 10 процентов. Доля лесобумажной продукции и продукции глубокой переработки составляет 89 процентов. В настоящее время структура лесопромышленного комплекса республики приближается к показателям, характерным для западноевропейских стран.

Дальнейшее развитие ЛПК Коми предполагает привлечение значительных инвестиций как в действующие, так и в новые проекты по глубокой переработке древесины. «Стратегия…» определяет сценарий развития лесного сектора республики в соответствии с приоритетными направлениями, заключающимися в создании условий устойчивого обеспечения лесными ресурсами потребностей внутреннего рынка и экспорта высококачественной, конкурентоспособной лесопродукции.

В результате реализации этого плана в лесохозяйственный оборот будет введено до 15 млн куб. мет­ров расчетной лесосеки. На эти цели потребуется 47 млрд рублей, при этом будет создано 5,8 тыс. рабочих мест. Планируется построить 24 производственных объекта в 10 муниципальных образованиях. Главными объектами развития лесо­промышленного комплекса Коми станут Удорский целлюлозный завод мощностью 500 тыс. тонн целлюлозы в год и Троицко-Печорский целлюлозно-картонный комбинат мощностью 310 тыс. тонн тарного картона в год. Кроме указанных проектов, в Сыктывкарском лесопромышленном узле планируется строительство предприятия по выпуску сухих экспортных пиломатериалов в объеме 700 тыс. куб. метров.

Реализация указанных проектов и принятие ряда других мер по развитию лесопромышленного комплекса республики позволит значительно повысить конкурентный потенциал отрасли, вовлечь в хозяйственный оборот лесные ресурсы северной и северо-западной части республики, сбалансировать производственные силы региона, решить проблему лесных поселков.

Сегодня в России на государственном уровне не сформулирована экономическая модель, за счет которой может эффективно развиваться лесная промышленность. И потому четкие перспективы её развития тоже отсутствуют. Но в Республике Коми легких путей не ищут, здесь идут своим путем − путем проб и ошибок. И, надо признать, из задуманного у них многое получается.

Во время нашей беседы Николай Николаевич Герасимов обронил фразу, которая показалась мне примечательной: «Главную задачу министерства вижу в том, чтобы помочь бизнесу чувствовать себя комфортно, чтобы он был конкурентоспособным, активным, чтобы он мог продуктивно осваивать ресурсную базу, которой Господь наделил наш регион».

Беседовал Владимир ПЕТУХОВ,

соб. корр. ЛПИ

 

Наша справка

Николай Николаевич Герасимов родился в Костромской области. В 1978 году окончил геологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Уехал на 3 года в г. Воркуту, затем остался там работать, пройдя путь от геолога до генерального директора объединения «Полярноуралгеология «. За это время он получил степень кандидата геолого-минералогических наук. Министром промышленности Коми Н.Н. Герасимов работает уже три года. Нажитый опыт, знание республики, людей, сформированная система знаний позволяют ему видеть все проблемы и противоречия северных регионов России в целом и Республики Коми в частности. 


Список предприятий ЛПК Республики Коми

Список предприятий ЛПК Республики Коми проверен перед сдачей журнала в печать.

Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Коми

Край трудолюбивых людей
Сбалансированная политика в сфере ЛПК – залог успешной работы предприятий региона
«Малышам» в лесу не место?
Как живет ЛПК Коми
За ремонт дорог платить или сплав возобновить?
Чем аукнулся советско-болгарский договор о лесозаготовках в лесах Коми
Директор Сыктывкарского лесного института Любовь Гурьева: «Наша миссия – растить успешных!»
Список предприятий ЛПК Республики Коми

В краю нефтяных вышек
Там, где не ступала нога человека
ЛПК Республики Коми делает ставку на биоэнергетику и новые технологии
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года
Ключевые предприятия ЛПК Республики Коми
Установка новой сушильной машины – очередной шаг в развитии «Монди СЛПК»
Список предприятий ЛПК Республики Коми

Сокровища севера
Главное богатство - ель
Ассиметрия производства
ЛПК - базовый элемент экономики Коми
Ведущие предприятия ЛПК Республики Коми
Список предприятий ЛПК Республики Коми

Кому в Коми жить хорошо?
Ломтысян гранула, или гранула, которая горит
Список крупных предприятий ЛПК Республики Коми

Обзоры ЛПК регионов России