Экологическое топливо человечества
16−17 мая в Санкт-Петербурге прошла международная конференция «Биоэнергетика в России и мире», организаторами которой были Конфедерация лесопромышленников Северо-Запада, Biofuel Region (Швеция), Swedish Forest Agency (Швеция).
Участники конференции − предприятия лесного профиля регионов России и зарубежных стран, ученые, эксперты − смогли осмотреть биоэнергетическую выставку, послушать и обсудить доклады. Поднимались вопросы развития биоэнергетики на Северо-Западе; вопросы развития этой отрасли в соответствии с Киотским протоколом, в частности связанные с продажей квот другим странам (имеются в виду, как государственная квота, так и квоты частных предприятий). Говорилось о том, что Россия, обладая большим лесным фондом, использует биотопливо менее чем на 1%. Отмечалось отсутствие необходимых нормативных и законодательных актов по данному направлению в России.
Как сказал исполнительный директор Конфедерации лесопромышленников Северо-Запада России Д. Соколов: «У нас дело дошло до того, что биоэнергетику воспринимают не как лесоперерабатывающую отрасль, а как альтернативную медицину. Смешно? Люди просто не осведомлены об этом. Не понимают, что это такое.
Ученые подсчитали, что основные запасы нефти в России иссякнут к 2030 году. Зарубежные страны надеются на наш газ, но долгосрочные обязательства перед ними, скорее всего, не будут выполнены, т. к. его запасы тоже небезграничны. Наступит глобальная проблема топлива. А у нас до сих пор нет государственной политики на этот счет, а стало быть, нет контроля над энергоресурсами. В России на сегодняшний день столь важным вопросом, как использование отходов лесопереработки в качестве биологического топлива, занимается кучка энтузиастов, хотя многие страны Запада, в частности Скандинавии, строят на этом всю свою топливную политику».
О биоэнергетике и климате в регионе Балтийского моря рассказала представитель Шведского энергетического агентства Гудрун Кнутссон.
В докладе директора Российско-шведского учебного центра биоэнергетики В. Холодкова были обозначены наиболее важные аспекты шведско-российского сотрудничества в сфере развития биоэнергетики. Швеция является одним из мировых лидеров в использовании биотоплива. В течение последних 10 лет Швеция осуществляла техническую и финансовую поддержку развития биоэнергетики в России в рамках отдельных проектов и научного сотрудничества. Программа называется «Природосберегающие энергосистемы в странах Балтики и Восточной Европы». В 1992−1993 годах шведский парламент принял законы «Об улучшении экологии Балтийского моря» и «О политике в области окружающей среды и климата». На основании этих законов финансировалась программа «Природосберегающие энергосистемы в странах Балтики и Восточной Европы». Руководство программой осуществлял Шведский комитет по науке и технике, а с 1998 года − Шведское энергетическое управление. Местом осуществления программы был Северо-Западный федеральный округ России, в который входят Республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области. Шведские фирмы поставляли котлы, топливные системы и прочее оборудование. С 1998 года в России было осуществлено 22 проекта, включающих реконструкцию котельных для сжигания древесных отходов, прокладку тепловых сетей из предызолированных труб и установку тепловых пунктов в зданиях; это позволило снизить теплопотребление примерно на 20% при обеспечении температуры внутри помещений +18°С. Программа выполнялась в Ленинградской и Калининградской областях, а также в Республике Карелия. В результате в Ленинградской области эксплуатируются 4 объекта, в Калининградской − 6, в Карелии − 3. Помимо этого в рамках выполнения программы был создан учебно-информационный центр биоэнергетики. Результатом проекта должны стать рекомендации по реорганизации ведения лесного хозяйства и лесопользования в лесах СЗФО на ландшафтно-экологической основе, с применением современных безопасных технологий и оптимального, практически безотходного, использования лесных ресурсов (подробная информация об этом на сайте www.rusbiocenter.spb.ru).
Многолетнее сотрудничество Швеции с Северо-Западным регионом России в рамках Шведской инвестиционной программы, открытие на базе Лисинского лесного колледжа информационного центра биоэнергетики, проводимые с 2003 года совместные научные исследования в рамках российско-шведского научно-исследовательского проекта «Исследования и высшее образование в области создания устойчивой системы получения и утилизации биотоплива и производства энергии в Северо-Западном регионе Российской Федерации» − все это способствовало и способствует увеличению и углублению знаний, необходимых для устойчивого лесопользования и утилизации как лесной биомассы, так и отходов лесоперерабатывающей промышленности. Производство на их основе тепловой и электрической энергии должно быть экономически эффективным и способствовать целям сбережения природы.
Для выполнения обязательств, соответствующих Киотскому протоколу, важно международное сотрудничество с целью развития биоэнергетики, что обеспечит снижение выброса парниковых газов. В условиях интеграции стран Европы и перехода России к рыночной экономике, северную Европу можно считать глобально важным регионом использования и поставки биомассы. Главным условием при этом должно быть производство данного вида топлива в устойчивом лесном хозяйстве. Использование лесной биомассы будет жизнеспособным и осуществимым, когда будут учтены все экологические, социальные, технические и экономические преимущества и ограничения. Кроме того, устойчивое ведение лесного хозяйства даст России, согласно Марракешским соглашениям, возможность зачесть дополнительные поглощения углерода от улучшения земле- и лесопользования в размере до 33 млн тонн углерода в год.
В одном из докладов представителя Конфедерации лесопромышленников Северо-Запада России к. э. н. О. Ракитовой были сделаны основные акценты на Киотский протокол и законодательные основы использования биотоплива в России. Были указаны причины низкой энергоэффективности в России и СЗФО. Экономика России и СЗФО в 3 раза менее энергоэффективна, чем экономика Запада по ряду причин, в частности: потери в трубопроводах, низкий КПД энергоустановок, необходимость модернизации большей части технической базы ТЭК (более половины котельных СЗФО нуждаются в техническом перевооружении), необходимость развития альтернативной энергетики на местных видах топлива.
Так, на Западе альтернативная энергетика развивается довольно успешно за счет экологических и экономических налогов на ископаемые виды топлива, налогов на выбросы при использовании традиционного топлива, отсутствие налога на СО2 при использовании биомассы, государственных субсидий на закупку и переоборудование котельных на биомассу и другого. В Дании, например, себестоимость использования биотоплива выше традиционного, но из-за налогов на ископаемое топливо применение биомассы выгоднее.
К этому надо добавить, что сейчас ЕС пытается преодолеть зависимость от российской нефти и газа за счет развития альтернативной энергетики. Это необходимо сделать и в самой России, ведь только на северо-западе страны сосредоточено 60% лесов европейской части РФ и 17% всех лесов России. Здесь образуется 16 000 000 м3 древесных отходов − источника получения биомассы для производства биоэнергии. Между тем потребность СЗФО в энергоресурсах составляет порядка 80 млн тонн угля в год. За счет древесины сегодня можно было бы покрыть пятую часть. Однако на сегодняшний день в СЗФО вырабатывается менее 3% энергии из древесины. Сравним: Финляндия, имеющая в 7,5 раза меньшие запасы леса, чем СЗФО, вырабатывает в 7 раз больше энергии из древесины, чем Северо-Запад России (в %). Вырубка леса в Финляндии также превышает заготовку древесины в СЗФО почти в 1,5 раза.
Надо отметить, что на сегодняшний день в России отношение к такому виду энергии очень недоверчивое. У нас биоэнергетику не считают конкурентом большой энергетике, воспринимая ее лишь как дополнение к традиционной энергии. А ведь при использовании биотоплива (напомним, что в природе оно существует в следующих видах: твердое, газифицированное, жидкое) мы можем выйти на первые места в мире. Но наибольший интерес для ТЭК представляет твердое биотопливо, которое в свою очередь имеет следующие виды: древесный порошок, опилки, щепа, дрова, брикеты, гранулы, древесный уголь. При применении биотоплива происходит снижение выбросов парниковых газов, что улучшает экологию района. Происходит утилизация древесных отходов. Идет модернизация котельных и внедрение новых технологий, развитие ЛПК региона, сохранение бюджетных средств в пределах региона и, что сегодня обсуждается на различных уровнях, торговля единицами сокращений выбросов.
При переходе котельных на биотопливо предприятия экономят на покупке топлива, повышается их энергоэффективность, а также происходит частичный возврат инвестиций за счет продажи единиц сокращений выбросов на Запад в рамках проектов совместного осуществления (ПСО).
ПСО − это финансовый механизм, приводящий к снижению выбросов парниковых газов и позволяющий российским предприятиям покрыть как минимум 20−40% вложений в модернизацию оборудования. Например, деревообрабатывающая компания проводит модернизацию производства путем внедрения энергоэффективной технологии. Это крупный проект, который приводит к снижению выбросов парниковых газов. А это деятельность в рамках ПСО. Данное снижение можно продать. Генерируется дополнительный источник дохода для проекта. 20−40% инвестиций могут быть покрыты за счет продаж снижения выбросов. Покупателями могут быть правительства, фонды или компании. Но, чтобы подобная модель заработала, необходимо до начала модернизации оборудования, перевода котельных с одного вида топлива на другое зарегистрировать проект как климатический. У данного мероприятия на сегодняшний день в России пока существует масса подводных камней: существенный временной разрыв между регистрацией проекта и началом получения доходов от продажи единиц сокращений выбросов, отсутствие всех нормативных документов (регистр парниковых газов, уполномоченный орган по принятию решений по ПСО, регулярные отчеты о статусе сокращения выбросов РФ), необходимых для выполнения требований к реализации ПСО.
В июне МЭРТ выносит на рассмотрение правительства положения о порядке утверждения и регистрации ПСО, реестре и национальной системе оценки выбросов парниковых газов и другие. Если документы будут одобрены, то в России начнется активная торговля ЕСВ в рамках ПСО. Первые сделки уже заключаются в рамках межправительственных соглашений. Россия ведет двухсторонние переговоры по торговле ЕСВ с ЕС, Данией, Германией, Францией, Испанией и другими странами. Так, Конфедерация лесопромышленников Северо-Запада России подписала соглашения с немецкой фирмой «ГФА-Инвест» о работе в области зонтичных проектов по торговле ЕСВ. Покупателями углеродных кредитов выступают Немецкий углеродный фонд и НЕФКО. Также начинается работа с Датским агентством DEPA.
Подготовка кадров
На Международной конференции, посвященной биоэнергетике, большое внимание уделялось и вопросам подготовки кадров для работы в этой отрасли. Ведь после ратификации Государственной Думой России Киотского протокола появились благоприятные политические предпосылки для развития биоэнергетического сектора в топливно-энергетическом и лесопромышленном комплексах страны. Для осуществления большой биоэнергетической программы нужны высококвалифицированные специалисты, и их необходимо готовить в рамках реализации самой программы. На первом этапе наиболее эффективным методом обучения может стать переквалификация работников смежных отраслей. При этом одновременно должно вестись создание учебной базы для подготовки профильных специалистов в области биоэнергетики.
В настоящее время в некоторых университетах России так или иначе занимаются вопросами биоэнергетики. В частности, в Санкт-Петербургском государственном техническом университете под руководством профессора С. Шестакова уже много лет успешно ведутся работы по исследованию сжигания древесных отходов (щепы и опилок) в топках с так называемым «низкотемпературным вихрем НТВ». В Тамбовском государственном университете на кафедре промышленной теплоэнергетики под руководством С. Кузьмина разработан и успешно внедряется в производство котельный агрегат, работающий по принципу псевдосжиженного кипящего слоя. Эти котлы с успехом зарекомендовали себя при работе на антрацитовом штыбе. В настоящее время авторы изобретения адаптируют котельный агрегат для совместного сжигания штыба и различных видов лузги − подсолнечника, гречихи. В Санкт-Петербургской лесотехнической академии большое внимание уделяется вопросам заготовки, транспортировки и подготовки древесного топлива к сжиганию. По этой теме уже защищено несколько кандидатских диссертаций и ведутся аспирантские исследования. В Московском государственном университете леса на кафедре теплотехники под руководством профессора А. Левина также проводятся работы, связанные с использованием биоэнергетических ресурсов для получения тепловой и электрической энергии. Вопросами подготовки к сжиганию различных видов древесного топлива занимаются и специалисты Петрозаводского государственного технического университета.
Из приведенных примеров видно, что российская высшая школа проявляет достаточный интерес к проблемам биоэнергетики. Однако системного скоординированного подхода к решению всего спектра проблем, связанных с биотопливом, в России пока не выработано. В этом плане для нас полезен опыт зарубежных университетов и различные способы взаимодействия с ними. Наиболее известен в этой области Сельскохозяйственный университет в г. Упсала (Швеция), который имеет кафедру биоэнергетики. Многолетнее сотрудничество этой кафедры с лесным колледжем поселка Лисино-Корпус (Тосненский район Ленинградской области) привело к созданию на его базе Российско-шведского учебно-информационного центра биоэнергетики. Филиалы центра открыты в Карелии, Новгородской и Тамбовской областях.
Среди зарубежных центров, активно занимающихся вопросами биоэнергетики, также следует выделить VTT (г. Ювяскюля, Финляндия), университеты Австрии, Голландии, Дании, Латвии, Эстонии и другие. В Европе только вопросами, связанными с производством и использованием облагороженного гранулированного древесного топлива, занимаются около 50 вузов и исследовательских центров и более 300 квалифицированных специалистов.
Активно сотрудничать с западными коллегами начинает Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров (прежнее название − Ленинградский технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности), который имеет в своем составе теплоэнергетический факультет. Поэтому вопросы, связанные с биоэнергетическим сектором, в университете рассматриваются с двух сторон: во-первых, с позиции сырья при производстве целлюлозно-бумажной продукции (древесина и щепа); во-вторых, сотрудниками факультета промышленной энергетики, причем во всем спектре технологического процесса − от заготовки и хранения различных видов древесного топлива до получения на выходе электрической энергии. В долгосрочной перспективе создание на факультете промышленной энергетики специализированной кафедры биоэнергетики. Также в университете работают над созданием многопрофильной лаборатории по исследованию теплофизических характеристик различных видов топлива, идут переговоры с Лаппенрантским технологическим университетом в Финляндии о приеме студентов на магистерскую программу отделения биоэнергетики университета, расположенного в г. Миккеле, ведутся различные исследования в области биоэнергетики по заданию правительства Ленинградской области.
Однако для того, чтобы все идеи, все усилия специалистов-энтузиастов в этой области были не напрасны, необходимо создание государственной программы развития биоэнергетики, которой в лесной державе − России − пока нет.
А. ЛЕСНОВА