Регион номера

ЛПК – Привлекательный во всех отношениях

Сбылись чаяния красноярских лесопромышленников. В краевой администрации у них появился «свой» человек. Куратором вопросов развития лесного комплекса Красноярского края назначен новый заместитель Губернатора Андрей Гнездилов. Под его руководством была принята «Концепция развития лесного комплекса Красноярского края на период 2004 - 2015 гг.».

- Андрей Алексеевич, как Вы оцениваете потенциал лесного фонда Красноярского края?

- Не буду оригинальным, если скажу, что природой нам дан ценнейший подарок. И не только в экономическом понимании. Лесной фонд Красноярского края - неотъемлемый элемент глобальной экосистемы. Лес - это наши «легкие», целитель от тысячи недугов. Поэтому первоочередная задача краевой администрации - создать такие условия лесопользования, чтобы наносить как можно меньший урон первозданной природе, но получать от ее даров максимальную прибыль в бюджет края. На это сегодня есть все основания. По последним данным, общая площадь лесонасаждений региона составляет 61,9 млн. гектаров, а запас спелых и перестойных насаждений - 7,8 млрд. м3, в том числе расчетной лесосеки - 59,7 млн. м3, из них по хвое - 33 млн. м3. Объем экономически доступной лесосеки (имеется в виду не экономически выгодный доступ к экспортному пиловочнику хвойных пород, а вся масса древесины, подлежащая переработке) составляет 27,5 млн. м3.
Разрабатывая «Концепцию» развития лесного комплекса края на 2004 - 2015 годы, мы исходили из двух основных целей. Во­первых, сократить экспорт круглого леса путем развития перерабатывающих предприятий на территории края и экспортировать уже готовую продукцию высокой добавленной стоимости. Во­вторых, привлечь в край большой поток инвестиций, значительно снизив инвестиционный риск.
Сегодня из одного обезличенного кубометра древесины, заготовленного в крае, производится товарной продукции на 25 долларов США. Для сравнения в Иркутской области эта сумма составляет 64,7 долларов, в среднем по России - 47,6 долларов, а в мире этот показатель составляет 200 - 250 долларов.
Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись, - отсутствие преемственной лесной политики и экономической стратегии развития отрасли. Подавляющее большинство предприятий ЛПК создали такую экономическую предпосылку, что торговать круглым лесом становится выгодней, чем его перерабатывать. Мы теряем миллионы, оставляя бесхозными отходы при заготовке экспортной древесины. Виной тому не только и не столько устаревшее оборудование, техническая отсталость, но недостаточная технологическая и экономическая база производителей: слабый маркетинг, сбытовая политика и т.д. Комплексное и этапное решение этих проблем Концепция предлагает в виде реализации основных направлений.
Проанализировав возможный баланс лесного фонда Красноярского края, доступный на рассматриваемую перспективу по породному составу, товарной структуре, инфраструктуре и возможному товарному выходу, мы определили, что ежегодный объем лесозаготовок к 2010 году должен составить 12,4 млн. м3, в 2015 году - до 18 млн. м3.

- Какие виды продукции смогут принести нам столь желаемую прибыль?

- В числе основных продуктов лесной отрасли края - лесоматериалы круглые, пиломатериал, производство ДСП и ДВП, целлюлоза, бумага, картон - все, что востребовано на мировом рынке. По прогнозам специалистов, к 2010 году в Европе и странах АТР дефицит по круглому лесу составит 162 млн. м3, по пиломатериалам - 76 млн. м3, по листовым древесным материалам - 58 млн. м3, по древесным полуфабрикатам (целлюлоза, термо­химическая масса) - 57 млн. тонн, по бумаге и картону - 50,2 млн. тонн. Таким образом, наш ресурсный потенциал совпадает с потребительским спросом, главное - вовремя и качественно зарекомендовать себя на рынках сбыта.

- На каких принципах построен механизм развития ЛПК?

- Мы рассматривали несколько вариантов развития. Наиболее разумным считаем его осуществление на базе химической и химико­механической переработки леса (пиломатериалы, фанера, ДВП, ДСП, целлюлоза, бумага, картон). Определяющей выступает химическая переработка древесины, представляющая собой изменение структуры древесного сырья путем изменения его химического состава.
Следующий шаг - модернизация, структурирование и строительство лесохимического производства. Под это нам и нужны серьезные инвестиции. По расчетам специалистов государственного научного центра ЛПК России, потребуется около трех миллиардов долларов США.

- Как привлечь инвестиции, и какова роль краевой администрации и муниципальных образований в этом процессе?

- Нами определены три основных варианта привлечения средств в ЛПК. Первый вариант заключается в привлечении денег из федерального бюджета или получении кредитов от международных финансовых учреждений (МБРР или ЕБРР) под гарантии правительства России. Подобная схема работает в крае уже четыре года. Но ввиду ее инертности нам так и не удалось добиться кредита на сумму пять миллионов долларов США для ведущего предприятия отрасли - Новоенисейского ЛХК. В итоге предприятие самостоятельно решило финансовый вопрос.
Второй вариант предусматривает консолидацию активов крупных предприятий­переработчиков ЛПК края. Концентрация капиталов в вертикальноинтегрированной структуре корпоративного управления при государственной поддержке, к примеру в виде субсидирования процентных ставок, позволит привлечь до 500 млн. долларов США. Этот вариант также опробован и считается наиболее жизнеспособным.
Третий вариант отвечает на вопрос, где взять оставшиеся 2 - 2,5 млрд. долларов США. Это может быть привлечением внешних инвестиций крупных стратегических межнациональных корпораций или финансово­промышленных групп. Свои намерения в этом ключе декларирует «Континенталь менеджмент», «Евразхолдинг» и ряд других зарубежных компаний.
Сразу подчеркну, иностранные инвестиции не придут сами по себе. Чтобы их получить, надо серьезно потрудиться: предприятия с нулевой рентабельностью, равно как и убыточные, не представляют интереса на рынке. Кроме того, лесопромышленникам придется расстаться со столь любимым «черным налом» и научиться вести бизнес прозрачно. Главная экономическая задача - повысить инвестиционную привлекательность региона путем увеличения инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков.
Мы провели исследование интересов и требований потенциальных инвесторов края, получив любопытную картину. Производственно­экономический ресурс региона не играет для инвесторов существенной роли, выступая неким индикатором процессов, проходящих в реальном секторе экономики. Не столь значим и инновационный потенциал: инвесторы приходят на красноярский рынок со своими технологиями и сами обучают кадры. Внешнеторговый потенциал они также изучают самостоятельно. А вот ресурсный и инфраструктурный потенциалы для них очень важны. Огромное значение придается законодательным и криминальным рискам.

- Расскажите о приоритетных направлениях развития ЛПК на ближайшую перспективу.

- В планах 2004 - 2005 годов - развитие инфраструктуры, совершенствование и упорядочение лесопользования, оценка и повышение лесоресурсного потенциала, государственная поддержка лесного комплекса.
Мы работаем над совершенствованием договоров аренды, которые сегодня вызывают немало споров. Планируется введение дифференцированной ставки платы за лесные ресурсы (минимальная ставка определяется Правительством РФ и зачисляется в федеральный бюджет, дифференцированная/повышающаяустанавливается субъектом федерации, зачисляется в краевой бюджет). При этом будет учитываться конечная цель арендатора: станет ли он заготавливать круглый лес на экспорт или построит конкурентоспособное перерабатывающее предприятие. В ближайшее время будет введено лицензирование и аккредитация сертификационного центра в Красноярском крае. С целью оценки лесоресурсного потенциала произведем кадастровую оценку и тщательную ревизию лесного фонда в каждом районе края. Надо понять, какие лесопользователи и на каких условиях производят заготовку. Проанализировать перспективу различных участков лесного фонда. Планируется подписание дополнительного соглашения между МПР РФ и администрацией края о наделении дополнительными государственными полномочиями субъекта РФ.
Безусловно, мы понимаем, что для реализации всех, представленных в концепции задач, нам нужна поддержка и муниципальных образований, и предпринимателей. Нам предстоит обсудить Концепцию на уровне районов края, с лесопромышленниками. Это позволит всецело понять проблемы отрасли, составить инвестиционную карту края и подробную карту каждого района. В нее войдут и данные об инфраструктуре: транспортных магистралях, переправах через реки, тупиках, труднопроходимых местах, а также железнодорожных станциях. В результате инвесторы получат максимально полную картину о лесопромышленном комплексе края.

- Допустим, все планы Концепции развития ЛПК благополучно воплотятся в жизнь. Какова будет их бюджетная эффективность?

- Предполагаемая годовая прибыль от производства составит 16,6 млрд. рублей, при этом бюджетный доход составит около 13,1 млрд. рублей, численность ЛПК увеличится на 15 - 16 тыс. человек, средняя заработная плата в ценах 2003 года составит около 16 тыс. рублей. Красноярский ЛПК сможет выйти на уровень инвестиционного самообеспечения на реконструкцию и техническое перевооружение производств, долевое участие в инвестировании нового строительства объектов ЛПК, в том числе в освоении ранее недоступных ресурсов.
Приняв Концепцию развития лесного комплекса Красноярского края, мы сделали первый, но очень серьезный шаг в рациональном использовании природных ресурсов, повышении экономической эффективности ЛПК и сохранении лесных запасов региона. Важно не останавливаться на достигнутом, а совместными усилиями решать краевые задачи, ведь лес - наше общее достояние.

Марина УТКИНА

Другие статьи рубрики Регион номера: Красноярский край

Обнародован проект лесного плана Красноярского края на 2019–2028 годы
В Красноярском крае разработали собственную геоинформационную систему для нужд ЛПК
«Краслесинвест» развивается
От лесной промышленности – к текстильной

Эльдорадо в центре Сибири
Сверху видно все
В Красноярском крае начинают восстанавливать ранее действовавшие предприятия ЛПК
ЛПК Красноярского края
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Вдоль Сибирского тракта
Запас лесосырьевых ресурсов в Красноярском крае увеличивается
ЛПК не в приоритете
Инвестиционные проекты в ЛПК Красноярского края
Основные предприятия ЛПК Красноярского края
Дом из ангарской сосны
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Красноярский край в цифрах
Срочно требуются регионы-доноры
Инвестиционный климат: стрелка на «ясно»
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Размышления о «Лесном кодексе»...
Красноярский край (состояние и перспективы развития ЛПК края)

Красноярск - город будущего! (итоги Красноярской выставки «Деревообработка»)
Государева служба
Проект «Лесные ресурсы и технологии» (Форест) в Красноярске
Кто в лесу хозяин?

Обзоры ЛПК регионов России