Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревянное домостроение

Светлые породы древесины в отделке интерьера и домостроении

Джентльмены предпочитают блондинок

Говоря о лесной отрасли, сложно найти более неподходящее к ней понятие, чем мода. Мода ассоциируется у нас с чем-то непостоянным, нефункциональным, дорогим и быстротечным − словом, со всем тем, чего сфера, о которой идет речь, напрочь лишена. Однако, выясняется, что и там существуют свои модные тенденции…

Только здесь устанавливают правила игры и диктуют условия покупателям не Жан-Поль Готье, Коко Шанель или другие законодатели мод. В леспроме происходит так: когда потребитель, оценивший по достоинству свойства тех или иных пород древесины, останавливает свой выбор на каком-то определенном товаре, это вскоре формируется в тенденцию и перерастает в нечто большее, становясь трендом.

В мире деревянного архитектурного и интерьерного дизайна в последние годы мода на «блонд» стремительно набирает обороты. И как это обычно бывает, внешний вид древесины, привлекшей к себе внимание, оказывается неразрывно связанным с ее свойствами и характеристиками. Так, на протяжении многих и многих десятилетий ценность древесины определялась глубиной и насыщенностью ее цвета. Считалось, что изделия из древесины темных тонов передают пространству «тепло» материала. Но вкусы изменились. Тропическая древесина, появившаяся на рынке Европы, была намного интереснее традиционно использовавшейся и по фактуре, и по цвету (она светлее), да еще и легче. Викторианская эпоха (характерная своей тягой к красному и черному дереву) в деревянном дизайне закончилась с началом Второй мировой войны. А уменьшение площадей и объемов жилых помещений и желание дизайнеров увеличить их визуально в 1970-х вызвали к жизни новые материалы − деревянные панели, ламинат, LVL-плиты и пр. Дизайнеры отелей, офисов, оформители магазинов и ресторанов, квартир и студий искали идеальный вариант воплощения прочности, свежести, объемности, функциональности и красоты. И нашли.

Американский ясень

Ясень американский (Fraxinus spp, Fraxinus americana, Fraxinus nigra) произрастает на восточном побережье США − от Новой Англии на севере до Мексиканского залива на юге. По фактуре схож с ясенем обыкновенным (Fraxinus excelsior), который распространен в центральной части европейской России, Европе и предгорье Северного Кавказа.

Различают два вида американского ясеня: южный и северный. Заболонь ясеня варьирует по цвету от светлого, почти белого, до серого, а сердцевина − от серо- до светло-коричневого. Древесина отличается прямослойной равномерно крупнозернистой текстурой. Пиломатериалы из северного ясеня темнее, с серо-коричневой сердцевиной и менее зернистой поверхностью. Южный ясень растет быстрее, и текстура его древесины более пористая и зернистая.

И южный, и северный американский ясень обладают отличной прочностью относительно собственного веса, стойкостью к ударным нагрузкам и высокой степенью упругости. Эти свойства определяют сферы применения древесины ясеня: производство мебели, полов, кабинетов, панелей, дверей, строительство − в качестве популярного отделочного материала, а также производство спортивного инвентаря.

На звук и цвет

Симфонический зал арт-центра «Сейдж Гейтсхед» (Тайнсайд, Англия)
Симфонический зал арт-центра «Сейдж Гейтсхед»
(Тайнсайд, Англия)

«Охота на ясень» началась в новом тысячелетии, когда в мировой практике появился прецедент, доказавший, что этот, далеко не самый элитный и благородный, вид древесины способен вызвать восторг и своими качествами, и внешними, сугубо неприкладными характеристиками.

Речь идет о проекте арт-центра «Сейдж Гейтсхед» в Тайнсайде (Англия), выполненном британской мастерской Foster and Partners. Центр состоит из музыкальной школы, нескольких аудиторий и крупнейшего в регионе концертного зала на 1650 мест. Наряду с Симфоническим залом в Бирмингеме (проект архитектурного бюро Capita Percy Thomas) или Парко делла Музика в Риме (автор Ренцо Пьяно) он представляет собой прекрасный образец современной архитектуры, сочетающий в себе акустические и эстетические свойства древесины.

Мастера Foster and Partners начали строительство в 2001 году, когда конструкторская группа представила список желательных материалов для отделки здания. Специфические требования к акустике залов вынудили создателей найти такую древесину для отделки, которая не только входила бы в число одобренных FSC, но и улучшала бы акустические свойства пространства. Архитекторы и инженеры сошлись на американском ясене для главного зала: 80 м3 сертифицированной высококачественной американской древесины было поставлено с побережья Новой Англии в Европу.

Сложность исполнения интерьера по рисункам Фостера заключалась в использовании системы панелей и блоков для создания специфических «волнистых» стен аудиторий, обладающих лучшим звукоотражающим эффектом. Двери и потолки также должны были повторять конструкцию стен. Для обработки древесины решено было использовать систему тройной пропитки, однако вскоре строители пришли к выводу, что ясень не нуждается в такой защите. Оказалось, что достаточно покрыть доски лаком. Это позволило еще и сохранить уникальный цвет древесины.

Центр солеварения «Аньяна» (Алава, Испания)
Центр солеварения «Аньяна» (Алава, Испания)

Второй европейский проект, который закрепил славу ясеня как первосортной и пригодной для разных целей древесины, стартовал в 2003 году. Строительство длилось пять лет. Открытие в 2008 году в Алаве (Испания) туристического центра солеварения «Аньяна» стало событием десятилетия.

Для создателей этого центра ясень был выбором естественным и совершенно не случайным. Именно такой подбор древесины позволил свободно сочетать и старые, и новые элементы декора в пределах одного проекта. Архитектор нового здания Майкл Ланда в интервью пояснил: «Светлые тона материала и характерная для ясеня пористость сообщают интерьеру необходимый вид. Древесина легко поддается обработке, благодаря чему мы смогли нарезать ее тонкими пластинами и воплотить в жизнь самобытную дизайнерскую идею».

Американский клен

Сегодня широкую известность получили 13 видов американского клена. Для упрощения на рынке они часто встречаются под названиями «твердый» и «мягкий» клен. При этом разнообразии коммерческих видов клена только шесть. К твердому клену относятся такие виды, как Acer saccharum (тот самый, из которого получают кленовый сироп) и Acer nigrum, то есть черный (или горный) клен. Он отличается высокой прочностью древесины. Твердый клен обладает сливочно-белой заболонью с легким красновато-коричневым оттенком, а его сердцевина варьируетот светлого до темного красновато-коричневого цвета (в зависимости от региона произрастания). Как заболонь, так и сердцевина могут быть с прожилками. Обычно прямослойная, древесина твердого клена обладает мелкопористой текстурой, однако могут встречаться «свилеватый», «волнистый» узоры или раскраска под «птичий глаз».

Твердый клен отличается высокой износостойкостью, хорошо гнется под действием пара, но медленно сохнет со значительной усушкой. Для крепления гвоздями и шурупами рекомендуется предварительное сверление в деталях. Легко поддается машинной обработке, токарной обточке, склеиванию. Из этой породы изготавливают в основном мебель, стенную обшивку, кухонные шкафы, рабочие поверхности и столешницы, лестницы, перила, столярные элементы, двери и полы.

Несмотря на то что мягкий американский клен количественно превосходит твердый, на рынке он пока менее популярен. Мягкий клен имеетчетыре разновидности: Acer rubrum (клен красный), Acer saccharinum (клен серебристый, или белый), Acer macrophyllum (тихоокеанский клен) и Acer negundo (ясенелистный, или калифорнийский клен). Последние два вида больше известны на внутреннем американском рынке.

Застолбим Европу!

Здание архивов Счетной палаты (Париж, Франция)
Здание архивов Счетной палаты (Париж,
Франция)

Французские архитекторы из Daufrence, Le Garrec et Assosies столкнулись с рядом значительных трудностей при превращении архивного помещения государственной Счетной палаты в Париже в современное здание.

Перестройка старинного парижского особняка в самом центре города стала оригинальным ходом, целью которого было добавление внутренним помещениям света и легкости. Для этого использовались пролеты вдоль окон, зеркала на потолках, создавшие высотную перспективу.

Сочетание оранжевого, зеленого, голубого, пурпурного и красного цветов было призвано разделить разные уровни здания. По словам Сесиля Перье, одного из авторов проекта, чтобы дополнить современное цветовое решение, была необходима особая деревянная обшивка светлых тонов: «Американский твердый клен подходит для этого как нельзя лучше: он светлый, но не слишком розовый по оттенку, и я знаю, что со временем он не потеряет первоначальный вид».

Американский клен использовался в отделке всего внутреннего пространства, в том числе тех зон, где сохранялись стеллажные конструкции, на которых можно увидеть образцы многовековых публичных архивов.

После реконструкции здание получило название «Чикагская башня» − в честь архитектурного стиля первых чикагских небоскребов 1920−1930 годов, в котором оно было исполнено.

В 2004 году в стремительно развивающемся испанском городе Кастеллон (недалеко от Барселоны) стартовал проект по созданию многофункционального конференц-центра, символизирующего архитектуру новой промышленной, культурной и научной Испании.

Вместе с дорожными развязками, парковой зоной и социальной инфраструктурой центр должен был воплотить идею развития однородного городского пространства.

Архитектор Карлос Ферратер в качестве ключевой использовал идею света. С точки зрения конструкции здание конференц-центра состоит из отдельных, независимых друг от друга «систем», визуально соединенных в одно непрерывное пространство благодаря уникальному световому решению.

С точки зрения материала не последнюю роль в этом сыграл американский твердый клен, использовавшийся для создания интерьера центра. Световые и акустические особенности твердого клена ярко проявились в решении, например, концертного зала вместимостью до 1300 человек.

Или аудитории, получившей название «Волшебный ящик» и предназначенной для любой деятельности и связанной с основным залом проходом, но визуально отделенной от него же.

Ольга МАМАЕВА
Материал подготовлен при поддержке и содействии Американского совета экспортеров твердой древесины (AHEC)

Кстати

Американские ясень и клен стали своего рода виновниками европейской моды на «белую» древесину. И если американский дуб является лидером экспорта из Нового Света в Европу свыше ста лет, то эти породы сравнительно недавно заняли место на пьедестале, потеснив европейских сородичей.
Подтверждением того, что и на рынке древесины работают законы моды, является и тот факт, что до недавнего времени американский твердый клен был доступен по весьма скромной цене и у европейского покупателя не было стимула приобретать древесину мягкого клена.

Однако с ростом популярности твердого клена среди дизайнеров и архитекторов наблюдается ничем не сдерживаемый рост цен на сырье. На американском рынке уже сложилась двусмысленная ситуация — при абсолютном количественном изобилии клена он же доминирует и в ценовом отношении. Впрочем, если посмотреть на ситуацию под углом зрения моды, выяснится, что это вполне закономерно. А европейцы в поисках более дешевого сырья пришли к решению использовать древесину мягкого клена.