Образование

Лесные успехи

Этот год стал юбилейным для созданного на базе Лесотехнической академии, а затем приобретшего свою самостоятельность и известность в России и за рубежом первого лесохозяйственного научного учреждения - Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства. Ему исполнилось 75 лет. По сравнению со «старушкой» академией он молод, но у российской науки, которая в конце 20-х годов прошлого столетия бурно развивалась и концентрировалась в НИИ, КБ и прочих подобных учреждениях, глубокие корни.

Еще в XVIII веке российские лесоводы начали перенимать из-за рубежа опыт научного ведения лесного хозяйства. Для обучения рациональному пользованию лесом в Россию приглашались зарубежные учителя, так называемые «лесные знатели», переводились на русский язык книги по лесным наукам и печатались большими для того времени тиражами. Но зарубежные специалисты обучали методам, которые были разработаны для лесных условий их стран, и для Российских бескрайних просторов с их разнообразием условий произрастания они не всегда подходили. Чужой опыт приходилось переосмыслять и адаптировать к местным условиям. Вопросы посева леса и взаимосвязи его с условиями произрастания рассматривал еще М. В. Ломоносов в середине XVIII века. В 1803 году императором Александром I был утвержден доклад министра финансов графа А. И. Васильева «об учреждении Практического лесного училища». В 1811 году Царскосельское училище было переведено в Санкт-Петербург, первоначально на Екатерининский канал, а затем в Лесное, на Выборгской стороне. К нему был присоединен Орловский практическо-теоретический Лесной институт. Но для закрепления знаний необходимо практическое его применение, а база Лесного института была невелика. В 1834 году по инициативе министра финансов графа Е. Ф. Канкрина образовано Лисинское учебное лесничество «для образованного, устроенного в большом виде лесоводства и для введения воспитанников Санкт-Петербургского Лесного института в надлежащую практику...».

Лесной институт и его учебное лесничество на протяжении почти ста лет являлись не только учебными, но и научными лесными учреждениями, определявшими лесную политику в стране. В институте и на опытных участках учебного Лисинского лесничества накапливались знания многолетних научных исследований, впоследствии создавшие основу отечественной лесной науки. Первым специально созданным для проведения научного опыта лесничеством было знаменитое Велико-Анадольское в Мариупольском уезде Екатеринославской губернии. Оно было предназначено для того, чтобы доказать возможность облесения засушливых степей при неблагоприятных климатических и почвенных условиях, а также для определения наилучших древесных кустарниковых пород, которые наиболее подходят для этого, и нахождения наилучших способов проведения работ. В дальнейшем было образовано еще несколько учебно-опытных хозяйств.

Система собственных научных знаний во второй половине XIX века складывается в ускоренном темпе. Научные опыты по лесному хозяйству проводились не только в специально созданных для этого лесничествах - следовали этому примеру и лесничие в других лесных хозяйствах. Обобщая успехи и неудачи ведения хозяйства в своих лесничествах, они делились ими со своими коллегами на страницах журналов и во время систематических рабочих съездов, совещаний, деловых встреч, которые регулярно и довольно часто устраивало лесное ведомство. Собственные лесные исследования и разработки, прежде разрозненные, постепенно складываются в планомерную научную работу. К концу XIX века окончательно решено создать сеть опытных лесничеств. В 1906 году была создана постоянная комиссия по лесному опытному делу. Возглавил ее профессор М. М. Орлов. Лесничие проявляли большую заинтересованность в проведении научных исследований в своих лесных дачах, поскольку понимали своеобразие условий произрастания леса в каждой из них. Неоценимую помощь развитию отечественной лесной науки оказали научные общества, объединявшие в своем составе людей, искренне заинтересованных в становлении отечественного лесного дела. Общества способствовали распространению научных знаний, обмену опытом и реализации творческой инициативы при проведении научных исследований в лесничествах. Эти общества являлись изначальными организаторами лесной науки в России.

Свои коррективы внесла Великая Октябрьская революция. Новые политические условия XX века создали новые условия для хозяйствования, а заодно и вопросы, которые требовали других подходов к их решению. По всей стране создается сеть лесных опытных станций, на которых проводится учет леса, опытные исследования мероприятий по его улучшению и увеличению продуктивности лесных земель, защите его от лесных пожаров. Становление лесной науки проходило в сложных условиях послереволюционной разрухи. Для проведения научных исследований и руководства работой лесных опытных учреждений молодой Российской республики специалисты, выпускаемые академией, разъезжаются для работы в разные концы страны по обширным лесным территориям. Так сложилось, что в Ленинграде находилось в то время большое количество специалистов лесной науки. Для объединения усилий ученых, которые на тот момент проводили исследования, и для координации работы лесных опытных станций по всей стране, на базе филиала Центральной лесной опытной станции именно в Ленинграде осенью 1929 г. был создан Государственный научно-исследовательский институт лесного хозяйства, ЦНИИЛХ, которому были переданы функции центрального органа по лесному опытному делу. Решающий вклад по объединению лесных научно-исследовательских ресурсов в единую систему с объединяющим центром внес профессор М. Е. Ткаченко. Объединяя и анализируя накопленные исследования, многие направления науки этот институт в дальнейшем начинает развивать самостоятельно.

Жить и работать в эпоху перемен довольно сложно, но лесники с честью, невзирая на трудности, продолжают свое лесное дело, ожидая время, когда органы управления найдут разумное сочетание административных и экономических методов управления отраслью.

Подготовила Елена Левина