Игорь Орлов: «Лес – ресурс, определяющий развитие Архангельской области на столетия вперед»
Архангельская область обладает богатейшими лесными ресурсами. Какая роль отводится в регионе лесной отрасли - экономическая, политическая, социальная? Об этом рассказал губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
В двадцатом веке нас называли всероссийской лесопилкой. Лес и сегодня наш кормилец: он определяет развитие Архангельской области, новые решения, наш ресурс на столетия вперед. Отдача от этого богатства для региона должна быть максимальной!
Отходы лесопиления необходимо максимально вовлечь в экономику региона, мы должны полностью отказаться от завозного топлива до 2030 года. Для этого мы продолжим переоборудование действующих котельных. Также должны быть выстроены логистические цепочки, позволяющие быстро и с невысокими затратами поставлять потребителям переработанные лесные отходы.
Лес - это инструмент для обеспечения комфортных социальных условий, материал, позволяющий создавать доступное жилье. Построил человек дом - значит, бросил на земле якорь. В итоге будущее семьи связано с Архангельской областью. Вот еще одно решение демографической проблемы...
Лес - это снижение социальной напряженности, поддержка малого бизнеса, развитие лесного машиностроения. Если взять биохимию древесины, то уникальные формулы освоения зеленых богатств сегодня используются минимально. Поэтому наши ЦБК должны не только заниматься традиционной переработкой леса, но и искать решения для получения прибыли от древесного биохимического производства.
- Каковы достижения лесного комплекса Архангельской области, а что остается самым слабым звеном?
- Во-первых, мы добились разработки собственной лесной стратегии. На второе место я бы поставил биоэнергетику, которая в сочетании с природным газом сделает нас энергетически независимым регионом, позволит отказаться от завозного топлива.
В списке наших лесных успехов запуск бумагоделательной машины в филиале группы «Илим» в Коряжме; пакет по модернизации Устьянского лесопромышленного комплекса Владимира Буторина, предполагающий вхождение в биоэнергетику и организацию нового производства на основе низкосортной древесины. Это и достижения компании «Титан»: модернизация «Лесозавода 25», запуск оборудования по переработке миллиона кубометров пиловочного сырья, организация первого в регионе производства древесных гранул.
В этом году планируем начать в Онеге производство пеллет из лигнина, тогда регион станет выпускать в общей сложности 300 тыс. т пеллет в год и выйдет в лидеры по этой продукции.
В 2015 году нам нужно запустить проект по деревянному домостроению - самому перспективному для сельских территорий региона, доступному, дешевому и экологически чистому. Проект будет реализован на Вельском деревообрабатывающем комбинате, а также в ряде других компаний.
Но деревянное домостроение - это и наше слабое звено. Существующие стандарты не позволяют нам строить из дерева детские сады, школы, социальные объекты. Россия сама установила себе множество ограничений: пожарных, строительных, эксплуатационных. Между тем у нас на Севере прекрасно сохранились дома, которым 100-150 лет. Какие еще доказательства нужны? Дома из дерева - это наша традиция, наша культура. Пока у нас есть лес, надо строить из него жилье!
Самым слабым звеном все также остается переработка отходов. Мы запустили целую серию котельных, работающих на биотопливе, но около 1,5 млн м3 отходов лесопиления пока не востребованы.
- Как вы относитесь к идее реализации в Архангельской области пилотного проекта перехода на интенсивную модель лесного хозяйства?
- Пока леса было много, мы не задумывались о его интенсивном и эффективном использовании. Сегодня мы оцениваем ситуацию как критическую: нам нужно не только осваивать труднодоступные леса тайги, но и восстанавливать лес на когда-то опустошенных территориях.
Новый этап возобновления зеленых ресурсов региона начался в 2013 году, когда был построен семеноводческий центр в Устьянском районе. Это восемь миллионов сеянцев в год! Центр создал возможности не просто для спасения леса, а для качественного восстановления зеленого фонда.
Хотя даже этого недостаточно. Такой же центр, а лучше два, нужны нам на севере области, чтобы выращивать акклиматизированные сеянцы для Пинежского, Приморского, Онежского, Мезенского районов.
Но лучший способ восстановить леса - экономически заинтересовать лесопользователя. В этом и состоит смысл лесного фермерства. Арендатор участка материально зависит от своего «зеленого поголовья»: восстановил лесные ресурсы за 20 лет, а не за стандартные 40, значит, получил прибыль.
- Деньги счет любят, но ведь лес тоже нужно «подсчитывать»?
- Впервые за многие годы в Архангельской области началась большая работа по лесоустройству. Это оценка того, что мы сегодня имеем: деловой древесины, низкосортных насаждений, лиственного леса.
Максимально точная оценка зеленого богатства региона позволит использовать лес по реальной стоимости. Причем лес любого качества.
Так, я возглавляю в составе Лесного совета при Правительстве РФ экспертную группу, которая занимается в том числе оценкой низкосортных лесных ресурсов и перспективами их использования. Это не «плохая», а другая древесина, ее возможности раскрыты не полностью. Производство клееных деревянных конструкций, биоэнергетика - лишь часть грандиозного потенциала, который мы будем учиться грамотно использовать.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы
губернатора Архангельской области
Другие статьи рубрики Регион номера: Архангельская область
Бриллиант Севера
«Зеленое золото» – вклад в будущее
К 2030 году на северо-востоке Архангельской области будет создан новый лесопромышленный центр
Сергей Шевелев: В приоритете использование вторичных ресурсов
Наиболее значимые предприятия ЛПК Архангельской области
Список предприятий ЛПК Архангельской области
Леса поморские
Беломорский лес ценится в мире
ЛПК — основа промышленности Архангельской области
ЦБК выходят из кризиса первыми
Воздействие на окружающую среду надо контролировать
Крупнейшие предприятия ЛПК Архангельской области
Список предприятий ЛПК Архангельской области