Партнеры журнала:

Лесное хозяйство

«Законопроект о дикоросах»

Государственная дума готовится к рассмотрению в первом чтении так называемого законопроекта о дикоросах* (якобы регулирующего вопросы заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов). Законопроект может стать таким же популярным, как принятый чуть более полугода назад «закон о валежнике» –Федеральный закон от 18 апреля 2018 года № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым валежник отнесен к недревесным ресурсам леса.

Депутаты, видимо, считают этот законопроект очень важным: к четырем инициаторам, внесшим его на рассмотрение Госдумы 17 сентября 2018 года, присоединились еще 59 человек.

Согласно пояснительной запис­ке к законопроекту, он должен заложить «...необходимые правовые основы для развития и реализации потенциала отрасли заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, а также решения социальных проблем, способствуя развитию самозанятости населения и созданию дополнительных рабочих мест для сельских жителей». Намерение, конечно, благое, вот только составлен законопроект так, что в реальности он, по сути, ни на что не повлияет. Что говорится по поводу заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов в действующем законодательстве?

В статье 11 Лесного кодекса РФ закреплено право граждан «... свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов». Согласно статьям 33 и 35 Лесного кодекса РФ, порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд и заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ.

В остальных случаях заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32), пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (ст. 34) в Лесном кодексе РФ рассматриваются как предпринимательская деятельность, что подразумевает установление правил заготовки и сбора указанных ресурсов и лекарственных растений уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: «...15) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд».

Таким образом, граждане сейчас имеют право свободно и бесплатно собирать в лесах грибы, ягоды, орехи и прочие пищевые и недревесные ресурсы леса (ст. 11 Лесного кодекса РФ) и реализовывать их, не уплачивая никаких налогов с получаемых от этого доходов (ст. 217 Налогового кодекса РФ). Отдельные аспекты сбора пищевых и недревесных лесных ресурсов (например, по новогодним елкам) могут регулироваться федеральными и региональными законами и правилами. В целом сбор и реализация пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд вполне урегулированы действующим законодательством, не так уж плохо, по нынешним меркам.

Сбор и реализация пищевых и недревесных лесных ресурсов юридическими лицами и предпринимателями тоже в целом вполне урегулированы, примерно в такой же мере, как остальные виды лесопользования и аренды лесных участков. В этой ситуации вопросы приобретения у граждан заготовленных ими для собственных нужд пищевых и недревесных ресурсов леса не нуждаются в каком-то специальном регулировании; тем не менее в действующем законодательстве есть кое-что и на эту тему. В преамбуле закона РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» сказано: «Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: <...> закупка у граждан и юридических лиц дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией».

Неурегулированным остается вопрос о взаимодействии лесопользователей, заготавливающих пищевые и недревесные лесные ресурсы в порядке предпринимательской деятельности на основании договоров аренды лесных участков, с гражданами, имеющими право на свободную и бесплатную заготовку тех же ресурсов на тех же лесных участках для собственных нужд.

Что предлагают авторы законопроекта?

Во-первых, они вводят понятие «заготовленные (добытые) лесные ресурсы» и новую статью Лесного кодекса РФ, касающуюся их. Смысл статьи неочевиден, но, возможно, у авторов есть какой-то гениальный замысел, который не дано понять простым смертным (в пояснительной записке смысл этой новой статьи не раскрывается). Вот эта предлагаемая статья.

«Статья 20.1. Заготовленные (добытые) лесные ресурсы.

  1. Заготовленным (добытым) лесным ресурсом признается лесная продукция, полученная юридическими лицами и гражданами при использовании ими лесов, в том числе в результате их первичной переработки. К указанной лесной продукции не относится продукция, полученная при последующей промышленной переработке.
  2. Заготовленными (добытыми) лесными ресурсами являются древесина, живица, пищевые и недревесные лесные ресурсы, а также лекарственные растения, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом.
  3. Виды заготовленных (добытых) лесных ресурсов определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности».

Во-вторых, авторы законопроекта настаивают, что закупка у граждан заготовленных ими лесных ресурсов обязательно должна выполняться в порядке, установленном вышеупомянутым законом о потребительской кооперации (притом что никакого порядка закупки этот закон не устанавливает). Вот еще одна новая статья, которую предлагается внести в Лесной кодекс РФ.

«Статья 20.2. Закупка у граждан заготовленных (добытых) лесных ресурсов.

Закупка у граждан заготовленных (добытых) пищевых и недревесных лесных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации „О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“».

В-третьих, инициаторы законопроекта о дикоросах хотят закрепить в Лесном кодексе положение о том, что переработка заготовленных пищевых и недревесных лесных ресурсов должна осуществляться в соответствии с федеральными законами о развитии сельского хозяйства и о промышленной политике. И вот третья новая статья, которую предлагается внести в Лесной кодекс РФ.

«Статья 20.3. Переработка заготовленных (добытых) лесных ресурсов.

  1. Переработка заготовленных (добытых) пищевых лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ „О развитии сельского хозяйства“.
  2. Переработка древесины и недревесных лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ „О промышленной политике в Российской Федерации“».

В-четвертых, законотворцы предлагают изменить формулировку преамбулы вышеупомянутого закона о потребительской кооперации и заменить выражение «дикорастущие плоды, ягоды и грибы» выражением «заготовленные (добытые) пищевые и недревесные лесные ресурсы».

Что изменится при принятии закона в предлагаемой редакции?

Права граждан на заготовку пищевых и недревесных ресурсов леса для собственных нужд и на их реализацию в случае принятия этого законопроекта не изменятся никак: он вообще не затрагивает относящиеся к этим правам статьи действующих законов (11, 33 и 35 Лесного кодекса РФ и 217 Налогового кодекса РФ).

Покупать у граждан заготовленные ими пищевые и недревесные ресурсы леса, возможно, будет сложнее. Сейчас никаких требований к покупке этих ресурсов нет, а в случае принятия «законопроекта о дикоросах» придется руководствоваться древним и не вписывающимся в современную российскую действительность законом о потребительской кооперации. Скорее всего, в большинстве случаев новый закон никак и ни на что не повлияет, но в каких-то ситуациях может привести к конфликтам. На переработку приобретаемых у граждан пищевых и недревесных ресурсов леса принятие этого законопроекта в предлагаемой редакции не повлияет никак. Федеральные законы «О развитии сельского хозяйства» и «О промышленной политике в Российской Федерации» в той мере, в какой они относятся к этой переработке, должны соблюдаться и сейчас, а в остальном они просто не имеют к этой теме никакого отношения.

Вопрос о взаимодействии лесопользователей, заготавливающих пищевые и недревесные лесные ресурсы в порядке предпринимательской деятельности, и граждан, имеющих право на свободную и бесплатную заготовку для собственных нужд тех же ресурсов на тех же лесных участках, по-прежнему останется неурегулированным.

Самое существенное изменение заключается в появлении очередной «дыры» для реализации так называемого «ворлеса» – древесины незаконного или неопределенного происхождения. Предлагаемая авторами новая статья 20.1 Лесного кодекса относит к числу заготовленных (добытых) гражданами лесных ресурсов и древесину, а предлагаемая ими новая статья 20.2 и новая редакция преамбулы закона «О потребительской кооперации» позволяют закупать у граждан эти лесные ресурсы. Что, впрочем, вряд ли приведет к серьезным последствиям, поскольку имеющиеся в российском лесном законодательстве лазейки и так позволяют легализовать почти неограниченные объемы ворованной древесины.

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России