«Законопроект о дикоросах»
Государственная дума готовится к рассмотрению в первом чтении так называемого законопроекта о дикоросах (якобы регулирующего вопросы заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов). Законопроект может стать таким же популярным, как принятый чуть более полугода назад «закон о валежнике» –Федеральный закон от 18 апреля 2018 года № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым валежник отнесен к недревесным ресурсам леса.
Депутаты, видимо, считают этот законопроект очень важным: к четырем инициаторам, внесшим его на рассмотрение Госдумы 17 сентября 2018 года, присоединились еще 59 человек.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, он должен заложить «...необходимые правовые основы для развития и реализации потенциала отрасли заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, а также решения социальных проблем, способствуя развитию самозанятости населения и созданию дополнительных рабочих мест для сельских жителей». Намерение, конечно, благое, вот только составлен законопроект так, что в реальности он, по сути, ни на что не повлияет. Что говорится по поводу заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов в действующем законодательстве?
В статье 11 Лесного кодекса РФ закреплено право граждан «... свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов». Согласно статьям 33 и 35 Лесного кодекса РФ, порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд и заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ.
В остальных случаях заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32), пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (ст. 34) в Лесном кодексе РФ рассматриваются как предпринимательская деятельность, что подразумевает установление правил заготовки и сбора указанных ресурсов и лекарственных растений уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: «...15) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд».
Таким образом, граждане сейчас имеют право свободно и бесплатно собирать в лесах грибы, ягоды, орехи и прочие пищевые и недревесные ресурсы леса (ст. 11 Лесного кодекса РФ) и реализовывать их, не уплачивая никаких налогов с получаемых от этого доходов (ст. 217 Налогового кодекса РФ). Отдельные аспекты сбора пищевых и недревесных лесных ресурсов (например, по новогодним елкам) могут регулироваться федеральными и региональными законами и правилами. В целом сбор и реализация пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд вполне урегулированы действующим законодательством, не так уж плохо, по нынешним меркам.
Сбор и реализация пищевых и недревесных лесных ресурсов юридическими лицами и предпринимателями тоже в целом вполне урегулированы, примерно в такой же мере, как остальные виды лесопользования и аренды лесных участков. В этой ситуации вопросы приобретения у граждан заготовленных ими для собственных нужд пищевых и недревесных ресурсов леса не нуждаются в каком-то специальном регулировании; тем не менее в действующем законодательстве есть кое-что и на эту тему. В преамбуле закона РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» сказано: «Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: <...> закупка у граждан и юридических лиц дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией».
Неурегулированным остается вопрос о взаимодействии лесопользователей, заготавливающих пищевые и недревесные лесные ресурсы в порядке предпринимательской деятельности на основании договоров аренды лесных участков, с гражданами, имеющими право на свободную и бесплатную заготовку тех же ресурсов на тех же лесных участках для собственных нужд.
Что предлагают авторы законопроекта?
Во-первых, они вводят понятие «заготовленные (добытые) лесные ресурсы» и новую статью Лесного кодекса РФ, касающуюся их. Смысл статьи неочевиден, но, возможно, у авторов есть какой-то гениальный замысел, который не дано понять простым смертным (в пояснительной записке смысл этой новой статьи не раскрывается). Вот эта предлагаемая статья.
«Статья 20.1. Заготовленные (добытые) лесные ресурсы.
- Заготовленным (добытым) лесным ресурсом признается лесная продукция, полученная юридическими лицами и гражданами при использовании ими лесов, в том числе в результате их первичной переработки. К указанной лесной продукции не относится продукция, полученная при последующей промышленной переработке.
- Заготовленными (добытыми) лесными ресурсами являются древесина, живица, пищевые и недревесные лесные ресурсы, а также лекарственные растения, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом.
- Виды заготовленных (добытых) лесных ресурсов определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности».
Во-вторых, авторы законопроекта настаивают, что закупка у граждан заготовленных ими лесных ресурсов обязательно должна выполняться в порядке, установленном вышеупомянутым законом о потребительской кооперации (притом что никакого порядка закупки этот закон не устанавливает). Вот еще одна новая статья, которую предлагается внести в Лесной кодекс РФ.
«Статья 20.2. Закупка у граждан заготовленных (добытых) лесных ресурсов.
Закупка у граждан заготовленных (добытых) пищевых и недревесных лесных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации „О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“».
В-третьих, инициаторы законопроекта о дикоросах хотят закрепить в Лесном кодексе положение о том, что переработка заготовленных пищевых и недревесных лесных ресурсов должна осуществляться в соответствии с федеральными законами о развитии сельского хозяйства и о промышленной политике. И вот третья новая статья, которую предлагается внести в Лесной кодекс РФ.
«Статья 20.3. Переработка заготовленных (добытых) лесных ресурсов.
- Переработка заготовленных (добытых) пищевых лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ „О развитии сельского хозяйства“.
- Переработка древесины и недревесных лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ „О промышленной политике в Российской Федерации“».
В-четвертых, законотворцы предлагают изменить формулировку преамбулы вышеупомянутого закона о потребительской кооперации и заменить выражение «дикорастущие плоды, ягоды и грибы» выражением «заготовленные (добытые) пищевые и недревесные лесные ресурсы».
Что изменится при принятии закона в предлагаемой редакции?
Права граждан на заготовку пищевых и недревесных ресурсов леса для собственных нужд и на их реализацию в случае принятия этого законопроекта не изменятся никак: он вообще не затрагивает относящиеся к этим правам статьи действующих законов (11, 33 и 35 Лесного кодекса РФ и 217 Налогового кодекса РФ).
Покупать у граждан заготовленные ими пищевые и недревесные ресурсы леса, возможно, будет сложнее. Сейчас никаких требований к покупке этих ресурсов нет, а в случае принятия «законопроекта о дикоросах» придется руководствоваться древним и не вписывающимся в современную российскую действительность законом о потребительской кооперации. Скорее всего, в большинстве случаев новый закон никак и ни на что не повлияет, но в каких-то ситуациях может привести к конфликтам. На переработку приобретаемых у граждан пищевых и недревесных ресурсов леса принятие этого законопроекта в предлагаемой редакции не повлияет никак. Федеральные законы «О развитии сельского хозяйства» и «О промышленной политике в Российской Федерации» в той мере, в какой они относятся к этой переработке, должны соблюдаться и сейчас, а в остальном они просто не имеют к этой теме никакого отношения.
Вопрос о взаимодействии лесопользователей, заготавливающих пищевые и недревесные лесные ресурсы в порядке предпринимательской деятельности, и граждан, имеющих право на свободную и бесплатную заготовку для собственных нужд тех же ресурсов на тех же лесных участках, по-прежнему останется неурегулированным.
Самое существенное изменение заключается в появлении очередной «дыры» для реализации так называемого «ворлеса» – древесины незаконного или неопределенного происхождения. Предлагаемая авторами новая статья 20.1 Лесного кодекса относит к числу заготовленных (добытых) гражданами лесных ресурсов и древесину, а предлагаемая ими новая статья 20.2 и новая редакция преамбулы закона «О потребительской кооперации» позволяют закупать у граждан эти лесные ресурсы. Что, впрочем, вряд ли приведет к серьезным последствиям, поскольку имеющиеся в российском лесном законодательстве лазейки и так позволяют легализовать почти неограниченные объемы ворованной древесины.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России