Партнеры журнала:

Регион номера: Иркутская область

В Иркутской области ищут эффективные способы борьбы с нелегальными рубками

Пригодится все

Несколько инициатив Иркутской области в сфере охраны лесов и пресечения незаконной заготовки древесины заслуживают пристального внимания, а то и тиражирования в субъектах РФ.

За основу взяты нормативные акты федерального уровня, однако в регионе сделали все, чтобы они заработали на местах.

За лесом присмотрят неравнодушные

Согласно официальным данным министерства лесного комплекса Иркутской области, в течение 2018 года в регионе было выявлено около девяти тысяч случаев нарушения лесного законодательства, в том числе зафиксировано 2,6 тыс. фактов незаконной рубки лесных насаждений общим объемом 567,9 тыс. м3. Ущерб составил 4,3 млрд руб., однако в министерстве отмечают, что в 2018 году по сравнению с предыдущим годом объем незаконных рубок уменьшился почти вполовину: на 47,3 процента.

«По 2593 фактам незаконных рубок материалы направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, в результате чего к уголовной ответственности по статье 260 УК РФ было привлечено 592 лесонарушителя. По 144 фактам составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.28 КоАП РФ, и наложено административных штрафов на общую сумму 801,3 тыс. руб. Государственными лесными инспекторами возбуждено 6521 административное производство, по которым наложено 4904 административных штрафа на общую сумму 92 716,7 тыс. руб.» – написано в отчете о деятельности министерства лесного комплекса Иркутской области за 2018 год, подписанном главой ведомства Сергеем Шевердой.

А с января нынешнего года министерство лесного комплекса Иркутской области проводит набор общественных инспекторов среди населения.

Институт общественных лесных инспекторов как таковой существует в нашей стране со времен СССР. В пример можно привести Положение об общественных лесных инспекциях, утвержденное приказом Минлесхоза РСФСР от 2 августа 1979 года, которое было признано недействующим после разработки и утверждения Примерного положения об общественной лесной инспекции в 1994 году. Однако фактически это движение возродилось и заработало, после того как указом президента Российской Федерации 2018 год был объявлен в России Годом волонтера.

Нормативный документ от 06.12.2017 № 583 «О проведении в Российской федерации Года добровольца (волонтера)» рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ «осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)». Одним из таких мероприятий была признана организация деятельности общественных лесных инспекторов по профилактике и выявлению нарушений лесного законодательства. Подобные структуры уже действуют в Московской, Калужской, Ярославской областях, Алтайском крае и Дагестане, других регионах РФ. А теперь и в Иркутской области: «Неравнодушным несудимым гражданам старше 18 лет предлагается получить статус общественного инспектора, который позволяет оказывать содействие органам исполнительной власти в государственном экологическом надзоре и федеральном государственном лесном надзоре (лесной охране)».

«Набор общественных инспекторов стартовал с нового года. Прошедший Год добровольца хорошо показал, что общественная деятельность может принести много пользы, поэтому мы присоединились к программе, которую разработали в министерстве природных ресурсов и экологии РФ. Для этого мы утвердили комиссию по организации деятельности общественных инспекторов, она и будет принимать решения о присвоении статуса и рассматривать заявки от граждан. Уже поступило более 100 заявлений, – рассказал заместитель министра лесного комплекса Иркутской области Валентин Широков. – Общественные инспекторы будут заниматься патрулированием лесного фонда и заказников регионального значения, выявлением нарушений правил заготовки лесов и охоты, а также просветительской деятельностью».

Для того чтобы получить статус общественного лесного инспектора, необходимо продемонстрировать знание прав общественных инспекторов, видов и признаков административных правонарушений в области охраны окружающей среды и вещественных доказательств по ним, содержания государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания и основ экологических знаний. При этом деятельность общественников будут контролировать профессионалы – по результатам работы инспекторы обязаны предоставлять отчет.

«Посейдон» и другие

Предполагается, что общественные лесные инспекторы смогут контролировать, например, сбор валежника. С 1 января нынешнего года вступил в силу Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса РФ», в соответствии с которым валежник перестал считаться платным лесным ресурсом. Однако эксперты уже заявили, что у нового закона есть «коммерческий потенциал», то есть им могут попытаться воспользоваться недобросовестные граждане. Пресекать такие случаи могли бы представители общественного контроля.

Что касается промышленной заготовки древесины и ее последующей транспортировки, то здесь действуют более серьезные меры.

«Ежегодно проводятся межведомственные профилактические операции „Лесовоз“ и „Ель“, также министерство активно принимает участие в ежегодной профилактической операции „Трактор“, организованной службой государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области (Гостехнадзор), и операции „Лес“, проводимой правоохранительными органами Иркутской области», – указано в ежегодном отчете ведомства.

Однако наиболее интересным в этом отношении можно считать опыт Иркутской области по налаживанию контроля за транспортировкой древесины водными путями. В 2018 году в регионе впервые провели операцию «Посейдон» – в акватории реки Ангара, реки Лены и Братского водохранилища подвергли тщательной инспекции 37 единиц водного транспорта, проведено 18 совместных рейдов лесных инспекторов с сотрудниками внутренних дел. Примечательно, что, по результатам проверок, на воде ситуация с транспортировкой относительно благополучна: три административных протокола по статье 8.28.1 КоАП РФ и одна незаконная рубка.

Маркировка

Еще одна новация Иркутской области – пилотный проект федерального уровня по маркировке всей заготавливаемой древесины. В свое время министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской пояснил выбор региона: «На Иркутскую область приходится более 50 процентов всех нелегальных рубок, поэтому пилотный проект по маркировке древесины необходимо провести именно в этом регионе. Основная цель – до 2020 года снизить уровень нелегальных рубок минимум в четыре раза».

Распоряжение о реализации пилотного проекта было приято правительством Иркутской области в 2016 году, основой послужили региональные законы 100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» и 133-ОЗ «Об административной ответственности за неисполнение требований к организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области».

«С момента принятия закона № 100-ОЗ на учет поставлено 1812 пунктов приема, которыми представлено более 56 тысяч отчетов о принятой, переработанной и отгруженной древесине. За весь период действия закона составлено 1032 протокола об административной ответственности за несоблюдение обязательных требований по организации деятельности пунктов», – уточнили в министерстве.

С августа 2017 года в Иркутской области стали выдавать лесозаготовителям специальные идентификационные карты (ИК), содержащие информацию об объеме и месте заготовки каждой партии древесины. Согласно приказу профильного министерства от 2 февраля 2017 года № 6-мпр «Об установлении порядка регистрации, выдачи, использования и возврата идентификационных карт» новый способ учета – «защищенная индивидуально определенная электронная карта-идентификатор, позволяющая в информационной системе однозначно идентифицировать информацию из лесной декларации или договора купли-продажи лесных насаждений и, соответственно, о правовом основании заготовки древесины, дате и номере лесной декларации, наименовании лесничества, наименовании участкового лесничества, наименовании дачи (при наличии), номере лесного квартала, номере лесотаксационного выдела, номере и площади лесосеки (деляны), хозяйстве, вырубаемой древесной породе, объеме заготовки на указанной лесосеке (деляне)».

Карта выдается территориальными подразделениями (управлениями) министерства лесного комплекса Иркутской области, с начала эксперимента лесозаготовители получили 880 тыс. таких карт, в сопровождении которых с мест заготовки вывезено более 20,7 млн м3 древесины.

В 2018 году регион перешел на новые идентификационные карты, которые содержат полную информацию о перевозимой древесине, согласно закону № 415 ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях», не так давно дополнившему Лесной кодекс главой 2.3 «Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней».

В Иркутской области, разумеется, введена в действие система «Лесрегистр», которая содержит данные из системы «АВЕРС» о госконтрактах и заданиях, договорах аренды лесных участков, купли-продажи зеленых насаждений, лесных декларациях и отчетах об использовании лесов, а также данные из ЕГАИС учета древесины и сделок с ней. А вот данные Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД), которые в Иркутской области также включаются в «Лесрегистр», позволяют устанавливать действующие пункты отгрузки неучтенной древесины. После вступления в силу закона № 100-ОЗ выявлено 43 таких случая, но, по состоянию на 30 декабря 2018 года, пунктов, осуществляющих отгрузку по железной дороге без постановки на учет, в регионе нет. Кроме того, как поясняют специалисты, благодаря интеграции с ВСЖД программа сравнивает данные по отгрузке древесины с того или иного пункта с данными, предоставляемыми в отчетах этих пунктов, и тем самым проверяет их достоверность.

Все эти меры, применяемые в регионе, безусловно действенные: как показывает статистика, объем незаконных рубок в Иркутской области сокращается. Однако до цели, поставленной федеральным министерством, еще далеко. Согласно сведениям Генеральной прокуратуры РФ, обнародованным в апреле нынешнего года, «только по официальным данным Рослесхоза объем незаконных рубок в России в 2018 году составил 1,1 млн м3, а ущерб от них – свыше 12 млрд руб. При этом более половины всех фактов нелегальной заготовки древесины приходится на Иркутскую область».

Мария Алексеева

Другие статьи рубрики Регион номера: Иркутская область