Партнеры журнала:

Лесное хозяйство

Изменение зон контроля лесных пожаров и изменение финансирования соответствующих лесных полномочий

Предложения Гринпис

Приказом Минприроды России от 8 октября 2015 года №426 в Правила тушения лесных пожаров были внесены изменения, предусматривающие выделение «зон контроля лесных пожаров» – территорий, на которых допускается отказ от тушения пожаров по решению комиссий по ЧС и ПБ субъектов РФ «при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен». При этом законодательно не были установлены и не установлены до сих пор критерии и правила выделения этих зон контроля, а также принятия решений о прекращении или приостановке тушения.

Отсутствие критериев и правил выделения «зон контроля» привело к тому, что во многих субъектах РФ в них были включены эксплуатационные леса, ближайшие окрестности населенных пунктов и крупных инфраструктурных объектов, некоторые категории защитных лесов в освоенных и населенных районах. Отсутствие критериев и правил принятия решений о прекращении или приостановке тушения в сочетании с нехваткой денег на тушение всех пожаров привело к тому, что в ряде регионов решения об отказе от тушения пожаров в «зонах контроля» стали принимать почти в автоматическом режиме. Это и явилось одной из главных причин крупной лесопожарной катастрофы в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха в 2019 году и сильного задымления многих густонаселенных районов на юге Сибири.

По итогам совещания о ситуации с лесными пожарами в Сибирском федеральном округе, прошедшего 31 июля 2019 года в Красноярске, председатель правительства РФ Д. А. Медведев дал поручение Минприроды России и заинтересованным субъектам Российской Федерации подготовить и представить в правительство РФ предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов лесной охраны, в том числе установления зон контроля лесных пожаров, в срок до 15 августа 2019 года. Подготовка этих предложений пока проходит в полностью закрытом режиме, и есть опасения, что поручение в части, касающейся «зон контроля», останется невыполненным. В связи с этим Гринпис подготовил свои предложения по изменению зон контроля лесных пожаров и финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий в связи с изменением зон контроля лесных пожаров.

Предложения по изменению зон контроля лесных пожаров

Из установленных в настоящее время зон контроля лесных пожаров необходимо исключить следующие категории лесов и лесных участков:

а) леса в границах Северо-Западного федерального округа – поскольку эти леса расположены относительно близко к наиболее густонаселенным районам Европейско-Уральской России и пожары в них могут приводить к опасному задымлению этих районов, кроме того, почти все эти леса доступны для тушения;

б) леса, расположенные ближе 10 км от населенных пунктов, железных дорог, автомобильных дорог федерального и регионального значения, заповедников и национальных парков, поскольку при возникновении пожаров на таком расстоянии угроза перехода огня на заповедники, национальные парки, населенные пункты и объекты инфраструктуры или возникновения опасного для них задымления может возникнуть очень быстро – в течение первых суток или даже быстрее;

в) эксплуатационные леса – поскольку критерием, отличающим эксплуатационные леса от резервных, является наличие планов по промышленной заготовке древесины (не для собственных нужд граждан) в ближайшие двадцать лет; а если леса доступны для заготовки древесины, то они доступны и для тушения пожаров;

г) небольшие оставшиеся фрагменты существующих сейчас «зон контроля», где особенно высок риск перехода пожаров в первые дни развития на освоенные леса, объекты экономики, инфраструктуры или населенные пункты.

При использовании этих критериев существующие в настоящее время зоны контроля лесных пожаров по Российской Федерации перераспределятся следующим образом: 47,5% их нынешней площади останутся «зонами контроля», а 52,5% – перейдут в зону осуществления лесоавиационных работ.

Участки, которые предлагается исключить из «зон контроля», разделены на две большие группы:

– соответствующие вышеперечисленным пунктам а, б и г или какому-либо их сочетанию друг с другом или с пунктом в;

– соответствующие только пункту в, то есть удаленные и труднодоступные леса, относящиеся в настоящее время к эксплуатационным.

Предложения по изменению финансирования переданных субъектам рф лесных полномочий в связи с изменением зон контроля лесных пожаров

Схема предлагаемого деления существующих зон контроля лесных пожаров на основе региональных схем «зон контроля», размещенных на сайте ФБУ «Авиалесоохрана», и данных геопортала Рослесхоза о категориях защитности лесов
Схема предлагаемого деления существующих зон контроля лесных пожаров на основе региональных схем «зон контроля», размещенных на сайте ФБУ «Авиалесоохрана», и данных геопортала Рослесхоза о категориях защитности лесов

Существующая нормативная база лесного хозяйства не позволяет однозначно рассчитать стоимость работ по охране лесов и тушению лесных пожаров в границах нынешних «зон контроля», поэтому оптимальным считается расчет, основанный на ранее принятых решениях. Последним таким решением было распоряжение Правительства РФ от 8 августа 2019 года №1770-р, предусматривающее выделение дополнительно почти 6 млрд руб. из резервного фонда правительства на тушение лесных пожаров в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия), официально опубликованное 13 августа 2019 года. Эти средства выделяются полностью или почти полностью на тушение лесных пожаров в «зонах контроля», поскольку именно на них приходится наибóльшая площадь зафиксированных в этих трех субъектах РФ лесных пожаров, а тушение пожаров вне «зон контроля» уже осуществляется и осуществлялось в штатном режиме за счет ранее предоставленных субвенций.

Согласно этому распоряжению, Рослесхозу на предоставление трем субъектам РФ в виде лесных субвенций, МЧС и Минобороны на покрытие расходов по тушению лесных пожаров выделяется из резервного фонда Правительства РФ 5 977 259,7 руб. В распоряжении также указана точная площадь лесных пожаров, на тушение которых выделяются эти средства: 2 912 612 га. Таким образом, усредненная стоимость тушения лесных пожаров в «зонах контроля» этих трех субъектов РФ составляет около 2,05 тыс. руб. на один гектар.

Согласно форме 4-ИСДМ системы дистанционного мониторинга пожаров ИСДМ-Рослесхоз, общая площадь, пройденная лесными пожарами в «зонах контроля» с начала пожароопасного сезона по 12 августа 2019 года, составляет 7,6 млн га, за весь пожароопасный сезон 2018 года – 5,9 млн га, а за весь пожароопасный сезон 2017 года – 3,2 млн га. Данные по «зонам контроля» за другие годы недоступны, есть лишь данные по «зоне космомониторинга второго уровня», которая не в полной мере соответствует «зонам контроля».

Таким образом, если исходить из примерной усредненной стоимости тушения лесных пожаров в «зонах контроля» в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутии) согласно распоряжению Правительства РФ от 8 августа 2019 года №1770-р, то для тушения всех лесных пожаров в «зонах контроля» потребовалось бы в 2017 году – 6,6 млрд руб., в 2018 году – 12,1 млрд руб., в 2019 году – 15,6 млрд руб. Разумеется, эти оценки весьма приблизительные. С одной стороны, они не учитывают часть (меньшую) пожаров, которая приходится на оставляемые части «зон контроля», а также тот факт, что при активном тушении с самого начала сезона площадь пожаров будет меньше. С другой стороны, не принимается во внимание, что наращивание штата и технического оснащения лесопожарных служб или создание новых лесопожарных центров в труднодоступных районах страны потребует значительно бóльших затрат, чем поддержание и мобилизация имеющихся ресурсов при тушении действующих сейчас лесных пожаров (на которые выделены средства вышеуказанным распоряжением Правительства РФ).

Таким образом, для того чтобы обеспечить примерно такой же уровень охраны лесов от огня и тушения лесных пожаров в предлагаемой к исключению части «зон контроля» в годы с примерно такими же погодными условиями, как в 2018–2019 годах, потребуется дополнительное финансирование из федерального бюджета в размере примерно 12–15 млрд рублей.

Примечание. Кроме проблемы с фактически неохраняемыми лесами «зон контроля», существует также проблема недостаточного финансирования охраны лесов и тушения лесных пожаров в охраняемых лесах. Нехватка средств обуславливает низкий уровень оплаты труда работников лесохозяйственных и лесопожарных организаций, в результате чего специалисты вынуждены или увольняться, или прибегать к сомнительным схемам финансирования своих организаций, а также износ и утрату техники и оборудования. В связи с этим необходимо также увеличить объем работ по охране лесов от пожаров (включая тушение) вне «зон контроля» по меньшей мере вдвое, то есть с нынешних примерно 7 млрд до 14–15 млрд руб. в год.

Таким образом, общий объем финансирования для обеспечения на землях лесного фонда минимально приемлемого уровня охраны лесов от огня и тушения лесных пожаров должен составлять в нынешних ценах примерно 26–30 млрд руб. в год вместо нынешних примерно семи миллиардов.