Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Транспорт и логистика

Как повысить рентабельность лесозаготовки?

Экономическая эффективность и, как следствие, конкурентоспособность предприятия напрямую зависят от его автопарка. Какие тенденции определяют развитие сегмента грузовых автомобилей для заготовки леса, рассказал руководитель направления продаж лесовозной техники ООО «Скания-Русь» Михаил Гришко.

Заготовка и вывозка древесины существенно разнятся в зависимости от региона России. Это обусловлено множеством факторов: составом лесных насаждений, технологией заготовки и аспектами последующей переработки, развитием дорожной инфраструктуры, климатическими и топографические особенностями.

«При создании лесовозов Scania учитывается специфика регионов эксплуатации: у машин разные колесные формулы и необходимая адаптация. Ведь те, что прекрасно работают в Архангельской области, могут не подойти клиенту в Хабаровске. В производстве лесовозов принимают участие ведущие кузовостроители, качество продукции которых не вызывает сомнений, – отмечает Михаил Гришко. – По нашему мнению, гамма лесовозов Scania лучше всего соответствует современным требованиям клиентов. Однако новые времена готовят новые вызовы. Поэтому Scania уже сейчас разрабатывает транспортные решения, которые будут востребованы в ближайшем будущем».

Фокус на массу автопоезда

Одно из важных направлений повышения рентабельности перевозок – снижение собственной массы автопоезда. Реалии таковы, что плечо вывозки древесины ежегодно увеличивается. Лесоперерабатывающие компании все чаще эксплуатируют автопоезд не только на технологических дорогах, но и на дорогах общего пользования регионального и федерального значения. В этом случае к лесовозной комбинации предъявляются жесткие весогабаритные требования.

Порядок организации грузоперевозок регламентируют Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ №272 от 15 апреля 2011 года. Предельные допустимые габариты автопоезда следующие: длина 20 м, ширина 2,55 м, высота 4 м. Разрешенная масса шестиосного автопоезда – 44 т (для седельных и прицепных автопоездов).

Федеральные органы постоянно усиливают контроль за соблюдением весогабаритных характеристик, в том числе организуя автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК). Штрафы чрезвычайно высокие, для юридических лиц могут достигать 500 тыс. рублей.

Порядок весового и габаритного контроля транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта РФ №119 от 29 марта 2018 года.

Весогабаритные параметры на АПВГК фиксируются с помощью специальных технических средств, которые работают автоматически и имеют функции фото- и видеозаписи.

На пунктах осуществляются следующие операции:

  • измерение нагрузок, приходящихся на каждую ось авто- мобиля;
  • измерение общей массы транспортного средства (ТС);
  • определение количества осей и отнесение ТС к соответствующей категории;
  • измерение межосевых рас­- стояний;
  • определение количества колес (скатности) на осях;
  • измерение габаритов ТС;
  • фотофиксация и распознавание государственного регистрационного знака;
  • фотофиксация фронтального изображения автомобиля;
  • фотофиксация общего вида (вид сбоку) в момент проезда через весоизмерительные датчики (получение обзорной фотографии, на которой видны контуры и количество осей автомобиля).

Все полученные показатели передаются в центр обработки данных.

До конца 2024 года согласно федеральному проекту «Обще­системные меры развития дорожного хозяйства» предполагается установка 387 АПВГК на автодорогах федерального значения и 366 АПВГК на дорогах регионального или местного значения. Проект охватит 75 субъектов РФ.

«Постепенно сеть пунктов автоматического контроля распространится на всю страну, поэтому снижение собственной массы автопоезда и недопущение превышения установленных показателей будут способствовать повышению рентабельности перевозок», – уверен Михаил Гришко.

Переход на газовое топливо

В России большим потенциалом обладает автомобильный транспорт, работающий на сжатом природном газе (CNG), поэтому востребованность техники на альтернативных видах топлива растет. Автомобили Scania, работающие в лесном сегменте, оснащаются рядным 6-цилиндровым двигателем ОС13 101 мощностью 410 л. с. Максимальный крутящий момент 2000 Нм при 1100–1400 об/мин. В комплекте с 12-ступенчатой АМКП Opticruise двигатель позволяет выполнять транспортировку сортимента без существенной потери мощности по сравнению с классическими дизельными двигателями.

Преимущества техники, работающей на метане:

  • низкая стоимость газового топлива, которое в несколько раз дешевле дизельного;
  • отказ от Ad-Blue,экологический класс двигателя Евро-6;
  • повышенный ресурс двигателя за счет отсутствия соединений серы в продуктах сгорания;
  • щадящий режим работы двигателя за счет снижения ударных нагрузок (воспламенение горючей смеси происходит не от сжатия, а от искрового зажигания, как в бензиновых моторах).

Анализируя транспортную задачу, нужно учитывать ограничения газомоторной техники, в том числе мощность двигателя не более 410 л. с. и более короткий пробег от заправки до заправки, чем при использовании дизельного топлива. Инженеры компании Scania решают эти задачи, и мощность двигателя и пробег газовой техники будут постепенно увеличиваться. Также порой возникают ограничения, связанные с установкой газобаллонного оборудования, поскольку конструкции ряда автомобилей не позволяют разместить баллоны на раме.

Перед покупкой газовой техники необходимо изучить особенности инфраструктуры АГНКС в регионе эксплуатации. Актуальную информацию о наличии газовых заправок можно проверить на интерактивной карте: https://agnks.online

Современные телематические системы

Для повышения рентабельности лесозаготовок все более актуальны телематические решения. Так, система управления автопарком Scania Fleet Management System (FMS), которая устанавливается в каждом автомобиле, позволяет получать онлайн-информацию о местонахождении и техническом состоянии машины, вести мониторинг выбросов СО2, оптимизировать техобслуживание техники, устранять простои в автопарке и снижать расход топлива.

Также FMS оценивает качество управления автомобилем по ряду параметров. Анализ этих данных помогает инструкторам Школы водительского мастерства Scania обучать водителей правильно использовать ресурсы техники для экономии топлива и уменьшения износа, а владельцам автопарков дает возможность разрабатывать системы мотивации водителей с поощрением лучших.

Сервисные решения

При покупке техники лесозаготовители все чаще обращают внимание не только на цену автомобиля, но и на совокупную стоимость владения, включая техобслуживание и ремонт. Сервисный контракт позволяет заранее спланировать расходы на ТО и текущий ремонт даже при нестабильной экономической ситуации и избежать непредвиденных поломок, при этом выгода в стоимости техобслуживания может достигать 30% стандартной стоимости. В 2020 году «Скания-Русь» делает акцент на разработке сервисных контрактов для владельцев не только новой техники Scania, но и c пробегом.

«Опыт владельцев лесозаготовительной техники Scania подтверждает, что при формировании автопарка мелочей не бывает, к решению этой задачи нужно подходить комплексно. Максимальной рентабельности можно добиться, если, исходя из транспортной задачи, точно рассчитать конструкционно-технические решения автомобиля и задействовать все возможности для оптимизации затрат при эксплуатации с учетом современных технологий», – резюмирует Михаил Гришко.