Регион номера

Эффективно использовать лесные ресурсы

О нынешнем состоянии ЛПК Владимирской области и его перспективах наш корреспондент беседует с руководителем Департамента лесного хозяйства Владимирской области Николаем Белоусовым.

− Николай Данилович, прошло два года после принятия нового Лесного кодекса. Произошли ли за это время заметные изменения в лесной отрасли Владимирской области? Какие возможности для управления лесами предоставил кодекс?

− Прежде всего стоит отметить передачу регионам полномочий в сфере лесных отношений и разделение хозяйствующих и управленческих функций. Во Владимирской области создано государственное унитарное предприятие «Владлеспром», призванное выполнять все работы, связанные с ведением лесного хозяйства. Мы не потеряли управляемость при разделении лесхозов, сохранили структуры, которые непосредственно должны заниматься этим. В подразделении, осуществляющем функции лесоуправления, трудятся 577 госслужащих, в структурах, которые занимаются лесовосстановлением, охраной и защитой лесов, работают 1602 человека.

Лесным кодексом аукцион установлен в качестве единственного инструмента передачи права поль-зования лесными ресурсами, что способствует развитию рыночных отношений в лесной сфере, а также увеличению поступлений в областной бюджет. Исключение составляют приоритетные инвестпроекты, которые предполагают вложение в освоение лесных массивов и глубокую переработку древесины свыше 300 млн руб. Они имеют безаукционное право пользования лесными ресурсами на основе распоряжения Минпромторга России.

Между тем практика применения отраслевого закона обнаружила некоторые противоречия в правоустанавливающих документах, касающиеся порядка эксплуатации арендованных участков леса. Так, при освоении лесов возникают ситуации, когда на лесных участках, уже переданных в аренду для заготовки древесины, необходимо осуществить другие работы (например, строительство линейных объектов, ведение охотничьего хозяйства, разработку месторождений полезных ископаемых и др.). Механизм действий в подобных случаях до конца не разработан, так как существуют нестыковки в лесном, земельном и гражданском законодательствах. Вопрос применения субаренды для осуществления сопутствующих и других видов использования лесов на одной и той же территории (несмотря на то что в лесном законодательстве зафиксирована возможность комплексного использования лесов на одной и той же территории) государством не урегулирован. В связи с этим перед органом управления лесным хозяйством Владимирской области поставлена задача выработки механизмов развития и стимулирования субаренды, обременения арендаторов лесных участков на стадии проведения аукционов.

− Что заложено в Лесном плане региона, который вы разработали на ближайшее десятилетие?

− Необходимо отметить, что Лесной кодекс РФ принципиально меняет лесное планирование. В соответствии с ним разработан Лесной план области, который объединяет 17 лесохозяйственных регламентов, определяющих стратегию лесохозяйственных работ для каждого лесничества на 10 лет вперед. Это маленькая лесная конституция для каждого района. В лесном плане тесно увязаны две составляющие: экологическая (экологическая безопасность, влияние леса на окружающую среду) и экономическая (продукты леса, сам лесной ресурс должны давать деньги).

Каково положение во Владимирской области? В 2008 году расчетная лесосека составила около 2 млн м. На этот год и на последующие 10 лет в связи с запретом сплошных рубок в защитных лесах расчетная лесосека уменьшилась примерно на 300 тыс. м, в том числе объем сплошных рубок снизился почти на 500 тыс. м. Но у нас остается ещё 15 видов лесопользования, закрепленных в Лесном кодексе, в том числе передача в аренду лесов для рекреационных целей. Через 10 лет наши доходы сравняются с расходами на ведение лесного хозяйства. Практически ничего не вкладывая в рекреационную деятельность и передавая леса в аренду для осуществления этого вида лесопользования, мы достигаем сразу нескольких целей. Рекреационная деятельность не наносит вреда окружающей среде, а экономический эффект, который она дает, − самый высокий из всех видов лесопользования. Вот так лесной план посредством прогнозирования всех видов лесопользования увязывает экономику с экологией. Через 10 лет мы увеличим покрытую лесом площадь на 2,7 тыс. м, достигнув этого за счет хвойных пород, прежде всего сосны − наиболее продуктивной с точки зрения как экономики, так и экологии, потому что хвойные породы по углерододепонирующим свойствам превосходят осину и березу.

− Не обременительны ли лесные полномочия для региона? Ощущается ли ответственность субъекта РФ за лесное хозяйство?

− Администрация Владимирской области осознает свою ответственность за лесное хозяйство региона. В связи с этим и вопросы эффективности использования лесного ресурса стали восприниматься и решаться совсем иначе, чем когда управление лесами было из Москвы.

За два года в лесном хозяйстве области произошли серьезные структурные преобразования. Прежде всего объединены государственные леса и леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций. В области появилась одна мощная структура − ГУП ВО «Владлеспром», которая призвана выполнять все лесохозяйственные мероприятия в лесу.

Разумеется, все эти работы проводятся на конкурсных началах. Вместе с тем право заниматься восстановлением, охраной и защитой леса может любой хозяйствующий субъект, компетентный в этой сфере. Тем не менее ГУП ВО «Владлеспром» как участник рыночных отношений вполне может претендовать на реализацию приоритетного инвестпроекта с правом безаукционного пользования лесным ресурсом.

− Есть ли в области приоритетные лесные проекты?

− Владимирская область условно подразделена на три межмуниципальные зоны: северо-западную, северо-восточную и южную. Создана комиссия по отбору заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; её возглавляет губернатор области. Для южной зоны уже определен инвестор, который внесет около 400 млн руб. в строительство предприятий углубленной переработки древесины. А для северо-западной и северо-восточной территориальных зон объявлен конкурс заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Вот здесь как раз и выявляются интересы субъекта РФ: судьбу инвестиционного проекта решает региональная власть, именно регион приглашает инвестора.

− А крупный инвестор не изменит рынок, подвинув местных лесопользователей?

− Если и подвинет, то правильно сделает. Владимирская область осваивает расчетную лесосеку на 72% − это самый высокий показатель в России сегодня. Арендаторы осваивают на 80%. Сегодняшняя задача − получить максимум денег с одного кубометра заготовленной древесины. В среднем по области это чуть больше 1000руб. А результаты инвестиционных проектов в 15−20 раз превышают этот показатель. Некоторые предприятия, арендующие участки по 14 лет, получают с кубометра 600−650руб. А предприятия эффективного лесного бизнеса − 20 тыс. руб. Они выпускают не доску, а оконные блоки, занимаются глубокой переработкой древесины. Приоритетные проекты и рассчитаны на то, чтобы забрать лес у нерачительного лесопользователя и отдать более деловому.

− Что сдерживает приток инвестиций в ЛПК области? Что должна сделать местная власть, чтобы серьезные инвесторы пришли в отрасль?

− В первую очередь иметь в наличии лесной ресурс. У нас 52% лесов находятся в аренде для заготовки древесины. Мы для приоритетного проекта нашли всего 400 тыс. м, а 700 тыс. м леса не используется. Он находится в руках у того, кто плохо работает. Поэтому надо освобождать лесные ресурсы от неэффективных лесопользователей и предоставлять их для реализации приоритетных проектов.

− В прошлом году во Владимирской области был проведен эксперимент, задачей которого была организация противодействия нелегальному обороту древесины.

− Этот эксперимент был предложен Рослесхозом, а Владимирская область вошла в число участников пилотного проекта. С помощью специального прибора проводился учет всех лесных ресурсов, идущих на переработку. Испытания этой установки прошли успешно, и мы считаем, что она должна помочь в борьбе с незаконными рубками. Для Владимирской области таких приборов необходимо примерно 50, их следует установить вдоль основных потоков лесоматериалов по территории региона. Такой контроль позволит органам власти иметь единую базу данных.

Сегодня ситуация такова: зона ответственности лесника за заготовленную древесину − территория леса. Как только древесина покидает эту зону, ответственность ложится на плечи налогового инспектора. Допустим, он спрашивает руководство деревоперерабатывающего завода, сколько древесины переработано предприятием в этом месяце? Ему говорят: 2 тыс. м. А на самом деле 10 тыс. м, то есть 8 тыс. скрыли. Таможня также учитывает только то, что ей предъявили на вывозе. А сколько леса в действительности дошло до предприятия − никто не знает. У кого же наиболее достоверная информация? У лесника: только он знает, сколько леса на самом деле вывезено из леса. Вот именно в лесу и надо начинать отслеживать движение заготовленной древесины. Что и призван делать экспериментальный прибор. Он позволяет создать единую базу данных в электронном виде, которую при необходимости можно передать в распоряжение правоохранительных органов, таможни, налоговой инспекции. Причем благодаря этим данным мы знаем и сколько в лесу заготовлено изначально, и куда и сколько от первоначального объема ушло, поскольку при обмере древесины на ней ставится электронный чип, который смогут увидеть, если надо, и налоговик, и милиционер, и таможенник.

Беседовал Иван ЯКУБОВ


Таблица. Планируемые объемы деловой древесины и технологического сырья для переработки на предприятиях областиcмотрите в PDF-версии журнала

 

Другие статьи рубрики Регион номера: Владимирская область

На землях Владимирo-Суздальского княжества
Лес – главный сырьевой запас Владимирской области
Повысить уровень освоения расчетной лесосеки
Лесному хозяйству Владимирской области нужны перемены в законодательстве
Наиболее значимые предприятия ЛПК Владимирской области
Список предприятий ЛПК Владимирской области

Леса земель, овеянных легендами
Владимирская область – лидер лесозаготовки в России
Клондайк для инвесторов
Список крупных предприятий ЛПК Владимирской области