Рынок перевозок лесных грузов: итоги 2006 года
Насущная проблема в области железнодорожных перевозок вообще и, в частности, в сфере транспортировки лесных грузов – это нехватка подвижного состава. Главный железнодорожный перевозчик страны ОАО «Российские железные дороги» в настоящее время не может на 100% удовлетворить требования грузоотправителей, так как его вагонный парк устаревает. Поэтому частные компании могут конкурировать с «Российскими железными дорогами». При выборе перевозчика покупатель услуг ориентируется на соотношение цены и качества, и если у частных транспортных компаний (в частности, «Евросиба») цены на услуги иногда несколько выше, чем у РЖД, то это с лихвой компенсируется качеством предоставляемых услуг. Сюда входят и гарантия вывоза продукции, и информация о дислокации груза – одним словом, клиентоориентированность.
Вопросы взаимодействия
и деревообрабатывающей промышленности РФ
Как и в других областях железнодорожных перевозок, на рынке перевозок лесных грузов одним из наиболее важных вопросов являются взаимоотношения ОАО «Российские железные дороги» с частными транспортными компаниями. В области железнодорожных перевозок без ОАО «РЖД» просто не обойтись, поскольку именно это предприятие является владельцем железнодорожной инфраструктуры, наибольшего в России парка подвижного состава, а также крупнейшим перевозчиком.
Конечно, есть ряд задач, как чисто организационного характера, так и технологических, которые частным компаниям необходимо решать с руководством ОАО «РЖД». Например, у «Евросиба» есть ряд предложений, которые были бы полезными как грузо¬владельцам и перевозчикам, так и самим «Российским железным дорогам». Это, например, организация перевозок лесных грузов маршрутами по жестким ниткам графика. Подобная технология выгодна и грузовладельцам, которые имеют точную информацию, когда надо готовиться к погрузке и выгрузке, и ОАО «РЖД», у которого появляется возможность снижения времени и расходов на перевозку и переработку грузов. Другое предложение компании «Евросиб» – организация «ступенчатых» лесных маршрутов, когда груз собирается с нескольких станций, находящихся в одном регионе.
Состояние лесопромышленной отрасли
В 2006 году объемы производства лесопромышленного комплекса незначительно снизились. Индекс производства по лесозаготовкам в 2006-м по сравнению с 2005 годом составил 94,4 %. На снижение объемов заготовки и вывоза леса повлияли крайне неблагоприятные погодные факторы: сильные морозы в январе и феврале, срыв лесосплава из-за низкого уровня воды в конце весны и начале лета, аномально высокая температура в ноябре и декабре.
Для стимулирования развития глубокой переработки древесины внутри Российской Федерации (РФ) и минимизации экспорта необработанного леса было объявлено о программе поэтапного повышения пошлин на экспорт круглого леса хвойных пород (с 1 июля 2007 года ставка таможенной пошлины будет повышена до 10 евро за 1 м ; с 1 апреля 2008 года – до 15 евро, а с 1 января 2009 года – до 50 евро). Представители предприятий лесопромышленного комплекса считают, что ужесточение режима экспорта кругляка не создаст условий для развития лесопереработки, а в выигрыше останутся теневики-экспортеры. Министерство экономического развития РФ подготовило проект постановления, отменяющего экспортные пошлины на товары с ежегодным объемом вывоза не более полумиллиона долларов США, в том числе на пиломатериалы из березы и некоторые виды целлюлозы. Между тем Совет Федерации совместно с Государственной Думой РФ разрабатывает законопроект о полном запрете экспорта леса-кругляка.
Финляндия также озабочена планами России по повышению экспортных пошлин на необработанный лес и надеется, что реализация данных планов не помешает продолжить поставки лесной продукции в Финляндию. При этом особенно остро стоит вопрос по поставкам баланса сырья березовой древесины. Финское правительство готово поддерживать наращивание объема финских инвестиций в лесной комплекс России.
В 2006 году наблюдалось противостояние между Федеральной антимонопольной службой РФ и ОАО «Российские железные дороги» и её «дочками». В частности, отмечается, что ОАО «РЖД» переводит полувагоны на перевозки других грузов, а грузоотправителям и грузополучателям приходится брать вагоны в аренду, что приводит к дополнительным значительным издержкам, в том числе при перевозке лесных грузов.
Перевозки круглого леса
Северо-Западный регион
Уменьшение объемов перевозок круглого леса по железной дороге внутри региона и на экспорт в 2006 году обусловлено некоторым падением объемов лесозаготовки в течение всего года. Резкое снижение вывоза круглого леса с Северо-Запада также произошло в июне–сентябре 2006 года после введения новой системы таможенной классификации необработанной древесины и связанной с ней необходимостью сортировки по диаметрам, а также после повышения вывозных пошлин на хвойную древесину. Таким образом, в 2006 году в структуре грузопотока из России в Финляндию произошло сокращение доли лесных грузов до 47%. В то же время повысились экспортные цены на необработанные лесоматериалы хвойных пород. Тем не менее финские партнеры российских предприятий- поставщиков согласились на ценовую корректировку в размере увеличившихся затрат.
Открытие крупных перерабатывающих производств в Ленинградской области и других областях Северо- Запада активизирует в ближайшее время внутрирегиональные перевозки.
Характерной особенностью конкурентной ситуации на рынке экспортных перевозок круглого леса на Северо-Западе РФ является то, что здесь действуют только два логистических оператора, чья доля рынка превышает 10 %. Это «Евросиб» (доля рынка 20%) и «ЕКЕ-Транс». Следует отметить, что в последнее время финские деревообрабатывающие предприятия развивают направление самостоятельного вывоза леса за пределы РФ.
Восточная Сибирь
В 2006 году администрация Иркутской области решила сократить незаконный вывоз круглого леса в Китай. С этой целью было принято решение создать терминалы, на которых бы производился учет вывозимого леса и все операции с ним. Необходимость введения терминалов связана ещё и с дефицитом железнодорожного подвижного состава. Терминалы позволяют обеспечить консолидацию грузов и возможность единовременной погрузки от 5 до 15 вагонов, что является актуальным в условиях перенаправления полувагонов Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) на угольные перевозки. Ещё один плюс лесных терминалов – возможность с их помощью обеспечить сырьем внутрирегиональные производственные мощности. Именно поэтому терминалы создаются на базе лесоперерабатывающих предприятий. Кроме того, лесные терминалы – первый шаг к созданию Лесной биржи в регионе.
С апреля 2006 года начали работу 6 пилотных точек. В октябре издан список грузоотправителей, которым запрещено подавать вагоны для отправки круглого леса, как на экспорт, так и по РФ (разрешена отправка только по ВСЖД). Данное указание было легко обойти, поэтому вышел новый документ со списком отправителей и с указанием предприятий, которым присвоен статус терминала. Изначально таких точек было 35, в будущем их количество увеличится до 78 (отметим, что на момент принятия решения в Иркутской области насчитывалось более 320 мест отгрузки круглого леса).
Иркутское управление ФАС обвинило ОАО «РЖД» в нарушении закона «О защите конкуренции». Установленные ВСЖД ограничения на предоставление вагонов для отправки круглого леса нарушают антимонопольное законодательство в части создания дискриминационных условий доступа на рынок услуг, связанных с организацией перевозок круглого леса железнодорожным транспортом, и ущемления интересов организаций, не имеющих статуса лесных терминалов. Однако сами представители ОАО «РЖД» говорят, что запрет рано или поздно будет отменен, так как терминалы не справятся с теми объемами, которые им будут определены свыше.
Красноярские чиновники пошли по пути иркутских коллег, также запустив в регионе проект создания лесных терминалов. Первый начал функционировать в конце октября на станции Чунояр Богучанского района. В отличие от иркутских, красноярские терминалы должны решить задачу постоянного обеспечения терминала вагонами, тогда у грузоотправителя появится выбор: отправить груз через терминал либо искать вагоны самостоятельно.
В 2006 году в Восточносибирском регионе произошел рост перевозок круглого леса на 9,7 %, что стало возможным за счет увеличения экспорта в Китай. В то же время объемы внутренних перевозок снизились на 2,8 %.
Перевозка технологической щепы на Северо-Западе РФ
В 2006 году в России технологической щепы было выработано на 10 % меньше, чем в 2005-м, в связи со снижением объемов лесозаготовки.
В то же время экспорт щепы вырос на 33 %, что связано с расширением существующих и введением новых лесопильных производств в регионе.
Следует отметить, что на рынке перевозок щепы на Северо-Западе более 90 % перевозок осуществляется лишь двумя транспортными компаниями – «Евросибом», доля рынка которого составляет 65 %, и John Nurminen.
Евгений Владимирович ИЛЬИЧЕВ,
руководитель департамента перевозки лесных грузов ЗАО «Евросиб СПб-транспортные системы»
Комментарии
А. Б. Государев, председатель правления Союза лесопромышленников Ленинградской области :
– Наша позиция в отношении ОАО «Российские железные дороги» такая: мы будем вынуждены все больше переключаться на альтернативные виды транспорта – автомобильный и морской. Железная дорога сама подрывает себе работу. Сначала с просьбой наладить взаимоотношения железной дороги с российскими лесопромышленниками мы обратились к президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину. Он поручил руководству монополии отреагировать и встретиться с нами для переговоров. Встреча состоялась, обсуждались различные способы взаимодействия нашего союза с РЖД, ведения совместной деятельности, совместного использования терминалов. Мы предлагали разрабатывать оптимальные маршруты по определенному графику, составленные лесопромышленниками и железной дорогой с учетом того, чтобы с минимальными затратами забирать по дороге этот лес, прицепляя вагоны… Но дальше разговоров дело не пошло. Потом мы снова обратились к РЖД с предложением создать общий капитал и делать совместные терминалы. Часть древесины отправлялась бы железной дорогой на экспорт, а часть – на перерабатывающие предприятия. Они вроде бы заинтересовались, но больше с января не было никаких предложений. После переговоров с РЖД мы провели переговоры с их дочерней компанией «Транслес», которая собственно и занимается перевозками леса в РФ. Но, как оказалось, они не являются собственниками подвижного состава, а арендуют его у РЖД, что только удорожает стоимость перевозок. Кроме того, в «Транслесе» отметили, что с мелкими лесопользователями им работать неинтересно.