Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Двухсотый выпуск старейшего лесного вуза мира

«Устав о лесах», утвержденный в 1802 году, предписал Лесному департаменту «учредить в надлежащих местах школы для образования и научения людей в лесоводственных науках». Во исполнение этого предписания 19 мая 1803 года был высочайше утвержден Царскосельский практический лесной институт. «Цель училища сего должна состоять в том, чтобы ближайшими средствами приобрести знающих в лесоводстве людей, кои бы с вящею пользою могли быть употребляемы при лесном управлении нежели нынешние чиновники…» (Полное собрание законов, т. ХХVIII, с. 620−621). Так началась история старейшего лесного вуза мира.

В Положении Царскосельского практического лесного института определены были и главнейшие предметы обучения:

«1) ботаническое и технологическое познание всех родов дерев, в России растущих, а особенно северному климату свойственных;

2) познание почвы, для каждого рода приличнейшей;

3) возраст, коего должны иметь деревья при употреблении их на разные надобности и рубке оных;

4) различные способы к разведению вновь лесов как на вырубленных местах, так и на тех, где лесов не бывало;

5) разделение лесов на лесосеки;

6) оценка разделенных на лесосеки лесов или вычисление могущей от них быть пользы, соображаясь с пространством и занимаемой ими площади и с ростом дерев;

7) практическое измерение лесов и сочинение им планов;

8) расчистка лесов под пашни и сенокосы, где необходимость того требует, с меньшим для них вредом и с наблюдением хозяйственных при том правил;

9) экономические от лесов доходы от сидения смолы и дегтя, жжения угольев, приготовления поташа и прочего и

10) лесная бухгалтерия» (Исторический очерк, 1903, с. 3−4).

Штат учреждаемого практического лесного училища устанавливал наличие 1 наставника (или директора), лесного землемера, рисовальщика, переводчика и 7 человек обслуживающего персонала. В 1807 году училище окончили 8 человек: Рыбников, Меккерт, Гольшан, Штенбах, Ошман, Шульц и Векман.

Самым известным из первых питомцев Лесного института по своей деятельности стал И. И. Шульц, который более 4 лет был главным лесничим уральских горных заводов и отличался разносторонней и чрезвычайно активной деятельностью. Он упорядочил рубки леса, внедрив узколесосечный способ рубок, что позволило в значительной мере решить проблему лесовосстановления. С 1814 года он начал внедрять лесосеки шириной 106 м, а к 1818-му они были распространены во всех лесах горного округа. В 1830 году И. И. Шульц составил «Наставление о легком способе собирать семена и разводить леса основных пород», а также «Урочные нормы работам при разведении лесов». Он же сконструировал лесную сеялку и веялку, грабли для срезания кочек, передвижную шишкосушилку. В 1831−1833 годах в Екатеринбурге он организовал школу по правилам посева леса. За успехи в разведении лесов на Урале И. И. Шульц в 1836 году одним из первых был награжден серебряной медалью Санкт-Петербургского общества поощрения лесного хозяйства, а в 1848-м − серебряной медалью Московского общества сельского хозяйства.

200 лет спустя

Ректор и будущие феи садов и парков
Ректор и будущие феи садов и парков

Прошло 200 лет. 7 июля 2007 года в стенах Санкт-Петербургской лесотехнической академии состоялся большой праздник: старейшая лесная школа страны вот уже в 200-й раз вручала дипломы своим воспитанникам. Звучали слова ректора Андрея Витимовича Селиховкина: «Дорогие выпускники! Сегодня по-настоящему торжественный исторический день: вы закончили лучший старейший лесной вуз страны и мира. Отсюда началось лесное образование. Храните традиции, пусть ваша жизнь по-настоящему будет отдана служению Родине, лесу…» Поздравить ребят, сказать напутственные слова и пожелания пришли выпускники академии, ныне специалисты и профессионалы лесной отрасли.

В очень непростой период для лесопромышленного комплекса нашей страны придут 200-е выпускники академии в лесную отрасль. Многочисленные реформы сделали свое дело. Очень точно охарактеризовал ситуацию заведующий кафедрой почвоведения и гидромелиорации профессор, доктор с/х. наук, представитель 150-го выпуска Борис Васильевич Бабиков: «Вы в „удачное“ время заканчиваете: 1807 год − начало века, 2007-й − начало ещё одного века, лесное хозяйство находится сейчас в полном отсутствии наличия присутствия, поэтому это удачное время для того, чтобы вы начали его возрождение».

Но праздник есть праздник, и он продолжался. Декан лесохозяйственного факультета Анатолий Архипович Селиванов вручал дипломы магистрам, которые за 6 лет учебы приобрели максимальное количество знаний. Вероятнее всего, их имена мы ещё услышим, и они, вполне возможно, войдут в страницы летописи возрождения лесного сектора экономики нашей страны.

Какой же он, выпускник-200?

А. В. Протченко:

А.  В. Протченко
А. В. Протченко

− В Петербург я приехал из небольшого городка Тверской области с населением 10 тысяч жителей. Отец в свое время закончил Брянский технологический университет по специальности «Машины и механизмы в лесном комплексе» и, имея огромный жизненный опыт, по-отцовски посоветовал: «Сынок, Лесотехническая академия − лучшая, и с лесным образованием ты потом не пропадешь». Решил рискнуть (школьный аттестат с серебряной медалью) − конкурс прошел без проблем. После получения степени бакалавра с отличием, прошел конкурсный отбор на получение образовательного гранта IKEA и выиграл его. Грант покрывал расходы на обучение по годичной магистерской программе «Устойчивое лесоуправление в Балтийском регионе», которая проводилась в Швеции. Там я не только освоил такие важные дисциплины, как экономику лесопользования, планирование, лесную политику, но и приобрел коммуникативные навыки общения в межкультурной среде, работы в команде, лидерские качества и, безусловно, стал обладать широким видением и пониманием лесопромышленного бизнеса, европейского ведения лесного хозяйства. После окончания магистерской программы в Швеции я выиграл грант на продолжение обучения за рубежом: написал и успешно защитил магистерскую диссертацию, в которой выполнил сравнительный анализ планирования лесоуправления России и Швеции. Во многом это предопределило развитие моей карьеры в дальнейшем. Получив шведский диплом магистра лесоуправления, в прошлом году устроился на работу на шведское предприятие «Сведвуд Тихвин». Работал, совмещая учебу с производственной деятельностью, блестяще защитился и закончил академию с отличием. Мои начальники, шведы, понимают, что грамотному специалисту образование необходимо, и всегда отпускали меня. Сейчас нахожусь на ступеньке менеджера-стажера, в октябре будет предложена управляющая должность.

Я очень благодарен моей Лесотехнической академии за то, что она дала мне качественное образование, тем самым заложив прочный фундамент на будущее, и за возможность принимать участие в международных проектах.

Т. М. Егорова (приехала из Новгородской области):

− Выбор сделала сама, решив связать свою жизнь с природой и заняться нашей экологией. Сейчас буду искать работу. Студенческие годы были великолепными, вспоминаются с удовольствием, особенно запомнились практики по ботанике, почвоведению в Адлере и ежегодные, уже непосредственно по профессии, в Лисино, где целыми днями были в лесу, выделяли делянки и учились работать. Руководитель диплома − Василий Трофимович Ермишко, тема − «Особенности роста и развития ели обыкновенной, ели колючей в садах и парках Санкт-Петербурга».

С. В. Зернова :

− Я из Санкт-Петербурга, никто из родственников с лесом не связан, решила быть поближе к природе, наиболее близко мне именно это. Очень интересный предмет − таксация. Иван Васильевич Никифорчин так понятно все объяснял, что его практика была одной из самых легких. Мы в лесу сразу же знали, что нам делать. Тема диплома − «Влияние природно-антропогенных факторов на рост и развитие видов рода Picea в арборетумах Лесотехнической академии и Ботанического института им. Комарова».

− Это только кажется, что сложно, − возразила выпускница на мое удивленное восклицание. − Работу ещё не нашла, оставила заявку, свои данные в центре трудоустройства, здесь же: академия задействовала свои силы, чтобы нас трудоустроить. Если появится какая-то работа в Санкт-Петербурге или Ленинградской области, то я смогу её получить. Но буду как-то искать и сама.

Л. Н. Чубинская :

Л. Н. Чубинская
Л. Н. Чубинская

− Папа − военный, мама − учитель. В школе посещала занятия, которые проводили преподаватели Лесотехнической академии, в мае 2001 года сдала экзамены и ещё до общего потока была зачислена в студенты в группу экологов. В магистерской дипломной работе под руководством Виктора Александровича Соловьева исследовала биостойкость основных древесных материалов: насколько возможно их использовать без обработки антисептиками, которые все-таки являются вредными. На данный момент я работаю в Лесотехнической академии по различным грантам, провожу обследования в нашем ботаническом парке: измеряю каждое дерево, описываю его состояние, наношу на план. Периодически все учетные записи возобновляются. В течение последних 2 лет готовила для студентов гербарии, методички, принимала участие в ежегодно проводимых конференциях молодых ученых, аспирантов и в международной в 2004 году. Меня приглашают в аспирантуру все 3 кафедры: таксации, ботаники и дендрологии, а также кафедра, на которой училась и защищалась, − кафедра общей экологии, анатомии и физиологии растений. За все время обучения я разрывалась между 3 любимыми кафедрами, потому что на каждой из них были любимые преподаватели, которые втянули меня и заразили своей любовью. Это: на кафедре общей экологии − руководитель Ольга Николаевна Малышева; на кафедре, где работала, − Василий Трофимович Ярмишко, который является директором института им. В. Л. Комарова; дендролог Федор Андреевич Чепик и ботаник Светлана Григорьевна Сахарова. На кафедре таксации и геоинформационных систем запомнились Сергей Васильевич Вавилов и заведующий кафедрой Александр Сергеевич Алексеев. Сейчас решила немножко отдохнуть, устроить личную жизнь, пойти на работу, а потом уже параллельно закончить аспирантуру. Скорее всего, пойду в Ботанический сад им. В. Л. Комарова или Северо-Западный лесохозяйственный проектно-изыскательский институт.

***

А. В. Любимов
А. В. Любимов

Многие дипломные работы выпускниками были написаны под руководством профессора Александра Владимировича Любимова. Сам А. В. Любимов поступил в Лесотехническую академию в 1966 году после получения диплома Лисинского лесного техникума и закончил её в 1971 году. Выпуск был успешным, многие его сокурсники до сих пор работают в лесном хозяйстве, 10 человек защитили кандидатские диссертации, 5 − докторские, работают директорами научно-исследовательских организаций, профессорами и заведующими кафедрами не только в европейской части России, но и за Уралом, в Сибири.

С гордостью и удовольствием рассказал А. В. Любимов о своих дипломниках:

− Юбилейный выпуск сегодня немножечко отличается тем, что в его составе больше, чем обычно, студентов, получивших диплом с отличием. К сожалению, почти все они являются представителями лучшего пола, но тем не менее их больше. И больше, чем обычно, отличников среди бакалавров и магистров. Практически все магистры защитили свои диссертации на «отлично». Это говорит о многом. Причем требования при защите диссертаций магистров были завышенные. Некоторые из них рассматривались почти как кандидатские: с такими же вопросами, требованием аргументированных ответов на задаваемые вопросы и к структуре диссертаций. К сожалению, я не был членом этой государственной аттестационной комиссии, а может, и к счастью, потому что 5 из 10 защитившихся были моими выпускниками. Это, наверное, обеспечивало непредвзятость, объективность. Скорее всего, мои требования были бы ниже, все-таки я знаю их сильные и слабые стороны, поэтому задаваемые вопросы были бы такими, что они гарантированно знали бы ответ. Бывает, что во время защиты дипломных проектов, бакалаврских работ члены ГАК уходят с «вывихом» головного мозга: они придумывают вопросы, на которые студент смог бы ответить. Это я утрирую, конечно. Но на самом деле действительно нехорошо, когда руководитель является и членом ГАК. Пусть оценивают другие. Все мои выпускники − 5 магистров и 1 бакалавр − в этом году защитились на «отлично». Бакалавра звали Дмитрий Александрович Любимов, мой сын. Два дипломника защитились на «отлично». По заочникам-производственникам, их было 12, результаты не столь блестящие. Трое защитились с оценкой «хорошо», но на самом деле хорошая оценка говорит сама за себя − она хорошая. Ребята были из Калининградской, Псковской, Новгородской, Тверской областей и Карелии. В прошлом году защищались из Ивановской и Ярославской − география обширная. В 70-х годах география защит включала всю страну − от Прибалтики до Владивостока и республик Средней Азии. Сейчас обслуживаем в основном Северо-Запад. Практически все выпускники уже работают, устроились на работу ещё на предпоследнем и последнем курсах обучения, совмещали производственную деятельность с написанием квалификационной дипломной работы или магистерской диссертации. Трое магистров − Александр Протченко, Антон Дудкевич и Виталий Клименко − уже посвятили себя лесному комплексу и специализируются не только в лесном хозяйстве, но и в лесозаготовительной и дерево¬обрабатывающей промышленности. Допустим, работа в «Сведвуд Тихвин» у Александра Протченко связана с выращиванием лесных культур, содействием естественному возобновлению, рубками ухода, рубками главного пользования, вывозкой древесины и её переработкой вплоть до получения мебели. Антон Дудкевич и Виталий Клименко работают в «Рощинском доме», где занимаются и выращиванием древесины, и домостроением. Из них могут получиться настоящие хозяева леса, которые сумеют не только его посадить, но и переработать, знакомые со всей технологической цепочкой. Они никогда не допустят отклонений от технологических требований, которые диктуются экологией. Каждый из них прошел этап инженерной должности, связанный с охраной природы и экологией. Все трое собираются продолжить образование в аспирантуре, но один из них по очной форме, а другие совместят обучение с работой, имея дополнительные возможности для сбора материалов. Ежедневная работа будет складываться в «копилку» диссертационной работы.

Темы магистерских диссертаций были связаны с использованием электронной картографии геоинформационных систем при организации и планировании работы, связанной с прогнозированием лесопользования, особенностями использования геоинформационных и спутниковых геопозиционирующих систем. Антон Дудкевич как раз и откликнулся на разработку новой российской системы геопозиционирования ГЛОНАСС, которая позволяет определять и производить съемку объектов, расположенных в лесном фонде, на земной поверхности с помощью системы спутников. Она подобна существующей американской системе GPS. Точность определения координат объектов, точек, линий, полигонов возрастает многократно, что позволяет в некоторых случаях отказаться от геодезической съемки. Это облегчает выполнение целого ряда работ в лесу. Например, позволяет контролировать лесозаготовки и вывозку древесины. Приемник спутникового сигнала, установленный в лесовозе, уже не позволит ему отклониться от маршрута и сдать древесину помимо склада той фирмы, куда он её должен привезти. Не секрет, сколь часто происходит хищение древесины в пути. Диспетчер сможет проконтролировать все стадии транспортировки. Ребята занимались электронной картографией и разработкой рекомендаций по совершенствованию использования технологий спутникового геопозиционирования в лесном хозяйстве и при лесозаготовках. Дипломные работы были выполнены по заявкам предприятий, что на кафедре таксации является скорее правилом, чем исключением. Один из дипломников-аспирантов Александр Никифоров под руководством заведующего нашей кафедрой профессора А. С. Алексеева разработал геоинформационную систему по заявке Лисинского учебного опытного лесхоза. Результаты дипломного проектирования и диссертационной работы были переданы в лесхоз для последующего использования. Несколько дипломных тем были связаны со строительством Санкт-Петербургской кольцевой дороги, в них приняли участие кафедры озеленения и лесных культур, озабоченные созданием нормальной экологической обстановки в полосе отчуждения дороги, поглощением пыли, газов, шумов и так далее. В следующем году планируется провести несколько исследований при помощи дипломников − магистров и бакалавров − по улучшению санитарного состояния лесопарковой зоны города. Например, на территории Токсовского лесопарка огромное количество отдыхающих, большая численность мелких предприятий и малая − официальных свалок. Мусор свозится в ближайшие рощи и леса, санитарная обстановка просто жуткая. Дипломниками смоделируется данная территория и будет разработана система рекомендаций.

Праздник закончится, и для выпускников академии начнутся трудовые будни, но альма матер останется в памяти навсегда. Пожелаем же ребятам встретиться в этом зале и через 10, и через 20 лет, чтобы уже не студентами, а директорами производств лесной отрасли, профессорами или доцентами вспомнили они студенческие годы, поделились вновь приобретенными знаниями и опытом на пути, который избрали после окончания школы и больше не изменяли ему. А данные странички журнала пусть станут памятной исторической вехой в начале их лесной карьеры.

Елена ЕРШОВА, спецкор

Другие статьи рубрики Регион номера: Санкт-Петербург и Ленинградская область

От истоков русской народности до современности
ЛПК Ленинградской области демонстрирует рост
Вектор развития лесного хозяйства Ленинградской области
Лицом к лесу
Не только брать, но и отдавать
Светогоркий ЦБК. Драйверы роста International Paper
«ММ-Ефимовский» – пример комплексного использования древесины
Как проводят лесовосстановление на «Икеа Индастри Тихвин»
Список предприятий ЛПК Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Ворота в Европу
Леса Ленобласти: жизнь после ветровала
Ленинградский леспром набирает обороты
Парадокс лесопользования
Список предприятий ЛПК Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Валерий Сердюков: «С юбилеем, земляки!»
Ленобласть жива, Ленобласть будет жить!
Леса мегаполиса
Инвестиционный климат ЛО: глобальное потепление
Столпы лесной сферы региона

Ленинградский лес
Самый лесной регион Северо-Запада
Сосновская история