Партнеры журнала:

Тема номера: Совещание в Сыктывкаре

Совещание в Сыктывкаре: двигаться вперед смелее и энергичнее!

Как мы уже сообщали в предыдущем номере (ЛПИ № 3), на совещании в столице Республики Коми, проходившем в начале апреля, президент РФ В. Путин обсуждал положение дел в лесном хозяйстве, говорил о перспективах развития лесопромышленного комплекса. В совещании принимали участие губернаторы лесных регионов, министры, руководители предприятий лесной промышленности.

«Полагаю, что в таком формате мы собрались совсем неслучайно, − сказал В. Путин, открывая совещание (полностью его выступление опубликовано в предыдущем номере). − Это не только отрасль производства, но и очень значительная составляющая в жизни миллионов людей. Лес − наше национальное богатство. К нему нужно относиться рачительно, внимательно, осторожно, не забывать при этом, что это отрасль экономики, которую нужно развивать. Решения здесь должны быть взвешенными, зрелыми, выверенными, но их нужно принимать».

Первым из участников заседания выступил министр природных ресурсов Ю. Трутнев. Он отметил, что «Россия занимает первое место в мире по запасам лесных ресурсов: на территории нашей страны произрастает 82 млрд м3 древесины, что составляет почти четверть мировых запасов. Но по объему заготовки леса мы находимся уже, к сожалению, на четвертом месте в мире, уступая таким странам, как США, Канада, Бразилия. Как отметил министр, всего в Российской Федерации заготавливается лишь 184 млн м3 древесины, или 6% от мировой заготовки. При полном использовании расчетной лесосеки страна могла бы довести долю на рынке не менее чем до 20%.

В общем объеме промышленной продукции на долю лесопромышленного комплекса приходится 3,2%. При этом на Россию приходится только 2% мирового экспорта лесопромышленной продукции. По величине экспортной выручки, приходящейся на лесопромышленный комплекс, мы отстаем, например, от Канады в шесть раз. Причина общеизвестна: большую часть заготовленной древесины мы продаем на экспорт в необработанном виде. Основные запасы сырья сосредоточены в Сибирском, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах. Вообще за Уралом находится более 60% российских запасов леса.

По итогам 2005 года, использование расчетной лесосеки увеличилось на 5,2 млн м3. При этом доля рубок главного пользования также растет, она достигла 72%. Это говорит о том, что заготовка древесины становится привлекательным видом бизнеса. Доходы лесного хозяйства удвоились: в 2002 году они составляли чуть более 14 млрд рублей, а по итогам 2005 года превысили 28 млрд рублей.

На протяжении последних лет развивались прогрессивные механизмы лесопользования, в результате чего вдвое увеличен объем участков, переданных в долгосрочную аренду. Общее количество арендованных участков увеличилось на 10%. На них заготовлено 77 млн м3 древесины. Сегодня самыми устойчивыми арендаторами в России являются вертикально интегрированные структуры, сформированные на базе крупных лесопромышленных предприятий.

Увеличена площадь земельного фонда, предоставленная в пользование предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта и промышленности. Если в 2002 году из гослесфонда было передано всего 20000 га, то в 2005‑м практически все заявки рассмотрены вовремя, общая площадь земель лесного фонда, переданная для реализации инвестиционных проектов, составила почти 50000 га.

За минувшие 2 года удалось достигнуть положительного баланса между использованием и воспроизводством лесов. Увеличена площадь лесовосстановительных работ, которая к концу 2005 году достигла 750000 га. За счет значительного увеличения объема профилактических и противопожарных мероприятий, а также перехода на новый принцип финансирования сегодня деньги вкладываются не в ликвидацию пожаров, а большей частью в профилактические работы. Удалось снизить количество лесных пожаров более чем в 2 раза: с 37000 в 2002‑м до 16000 в 2005 году. Площадь лесов, пройденных пожаром, сократилась в 2,5 раза. Предотвращенный экономический ущерб составил 2,3 млрд рублей. Очаги распространения вредителей и болезней сокращены в 3 раза за счет увеличения объемов лесопатологического мониторинга, а также повышения эффективности истребительных и профилактических мероприятий. В то же время 2006 год по пожарной обстановке, как ожидают, будет достаточно сложным.

Еще одно направление работы, которая была начата практически только в 2005 году, − это борьба с воровством леса и незаконными рубками. В прошлом году начали активно использовать систему дистанционного мониторинга и ее информационных технологий. В 2006 году намечено ввести космический мониторинг на 100 млн га лесного фонда. В течение 2007−2008 годов запланировано охватить этими технологиями всю зону интенсивного лесопользования.

В 2005 году на космический мониторинг израсходовано менее 50 млн рублей, но данная работа позволила выявить и предъявить к взысканию экономический ущерб на сумму свыше 650 млн рублей. В этом же направлении работают меры по стимулированию участников рынка к внедрению добровольной сертификации по международным стандартам.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и Рослесхоз в основном выполнили поставленные правительством РФ задачи. В то же время очевидно, что необходим комплекс дополнительных мер, который позволит увеличить количество и улучшить качество леса, заготавливаемого в нашей стране.

Первое − меры, направленные на увеличение количества доступного к использованию леса. По протяженности лесовозных дорог мы значительно отстаем от наших зарубежных коллег. На одну тысячу леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог. Для сравнения: в Финляндии этот показатель равен 40 км.

Впервые за последние годы в бюджете 2006 года предусмотрены 500 млн рублей на софинансирование строительства лесных дорог. Средств недостаточно, но это уже начало. В случае строительства 7600 км дополнительно можно ввести в хозяйственный оборот 120 млн м3 леса. Потратив на строительство дорог порядка 11 млрд рублей, мы только на аукционах получим 18−20 млрд, но совершенно естественно, что будет еще отдача увеличения ВВП, отдача для экономики.

Еще одним фактором, сдерживающим рост лесозаготовок, является сохранение избыточных ограничений лесопользования. Так, в России общая площадь лесных земель составляет 776 млн га, при этом на 58% территории по тем или иным причинам заготовка древесины запрещена. В результате многочисленных запретов на использование лесов первой, второй и третьей групп из 44 млрд м3 древесины, пригодной для рубок, половина исключена из пользования.

Здесь Россия существенно отличается от других стран, наши ограничения намного выше. В настоящее время предлагается пересмотреть существующую классификацию, отменить категорирование и довести уровень леса, разрешенного к использованию, до мирового уровня. В новой редакции Лесного кодекса эти предложения учтены. В случае принятия предложений произойдет перераспределение леса, который находится, прежде всего, во второй и третьей группах.

Следующее направление работы − это улучшение качества лесных ресурсов.

За последние 50 лет породный состав леса ухудшился. В первую очередь это произошло из-за того, что российская промышленность потребляет преимущественно хвойную древесину. Вторая причина заключается в том, что на протяжении последних лет в зоне транспортной доступности велось интенсивное, форсированное лесопользование с применением наиболее дешевых технологий лесовосстановления.

Необходимо в 2 раза увеличить объем посадок лесов, причем с упором на улучшение их качества. На реализацию этих задач необходимо ежегодно тратить порядка 4,6 млрд рублей.

Третье − это продолжение борьбы с незаконными рубками. По оценкам международных экспертов, до 15% незаконно заготовленной древесины на мировой рынок поступает из России. Незаконно заготавливается как минимум 19 млн м3 ежегодно.

Необходимо объединить усилия всех заинтересованных органов государственной власти для борьбы с воровством леса. В результате выполнения плана точность оценки состояния лесного фонда увеличится в 2 раза, 100% территории России будет охвачено системой дистанционного мониторинга, в течение первых двух лет при реализации плана объем незаконных заготовок сократится на 20−30%. В результате в бюджетную систему дополнительно поступит до 2 млрд рублей.

Согласно Федеральному закону № 199, с 1 января 2007 года все полномочия по управлению лесным хозяйством будут переданы субъектам РФ. Таким образом, произойдет возврат к системе управления, существовавшей до 2003 года. Субъекты Федерации будут осуществлять права пользования и распоряжения лесами, обеспечивать охрану, защиту и воспроизводство лесов, заниматься профилактикой и тушением лесных пожаров. При этом у Минприроды остаются функции по выработке государственной политики в сфере лесного хозяйства.

В связи с передачей полномочий необходимо гарантировать обеспечение лесными ресурсами инвестиционных проектов, которые осуществляются как на региональном, так и на межрегиональном уровнях; разработать механизмы оперативного тушения лесных пожаров и борьбы с вредителями, когда это уже выходит на уровень межрегиональный; наладить контроль за тем, насколько открыто и законно проходят конкурсы-аукционы по распределению лесных ресурсов на местах.

Лесное хозяйство готово предоставить необходимые лесные ресурсы для промышленности и экспорта. Практически во всех федеральных округах, кроме Южного, существует готовый для эксплуатации лесной ресурс, который можно ввести в оборот. Однако перерабатывающих мощностей для потребления такого объема сырья нет. Сложная ситуация сложилась в Восточной Сибири и Дальневосточном федеральном округе, где сконцентрированы самые значительные и качественные лесные ресурсы. При этом здесь находятся только 2% от производственных мощностей по переработке леса.

Чтобы строились перерабатывающие мощности, а лес не уходил за рубеж в круглом виде, необходимо поэтапное увеличение пошлин на необработанную древесину ценных сортов. Очевидно, что это нельзя сделать одномоментно. Первый шаг Министерство экономического развития и торговли в этом году уже предприняло. Сейчас наиболее важно дать бизнес-сообществу сигнал о том, какими темпами и в какой последовательности пойдет увеличение дальше.

Второе важнейшее условие для развития переработки − это предоставление крупным инвесторам необходимого сырьевого ресурса. Инвестор, вкладывающий миллиарды долларов в строительство, например, целлюлозно-бумажного комбината, должен понимать, что он будет обеспечен лесом. При этом полномочия по распоряжению лесными ресурсами с 2007 года отходят субъектам РФ. Поэтому необходимо создать комплекс мер, гарантирующих наличие сырьевой базы для компаний, инвестирующих в перерабатывающие отрасли.

На Руси испокон веков строились деревянные дома, сейчас деревянное домостроение практически не используется в жилом секторе. Если в США свыше 80% вводимого в эксплуатацию жилья построено из дерева, то в России этот показатель не превышает 5%, при этом деревянные дома значительно дешевле и полезнее для человека. Проект по строительству деревянных домов, реализуемый в масштабах России, мог бы быть включен в национальный проект „Доступное жилье“. Кроме того, перестойная древесина и отходы лесной промышленности могут использоваться при производстве экологически чистого и высокорентабельного топлива. Стоимость такой лесной энергии на 50% ниже, чем при сжигании газа. Использование древесины в энергетике может стать частью программы реформирования ЖКХ».

В завершение выступления Ю. Трутнев отметил, что решение проблем лесной промышленности зависит от целого ряда министерств и ведомств: от Министерства природных ресурсов в части подготовки леса как ресурса, от Минпромэнерго в части строительства новых перерабатывающих мощностей, от Минтранса в части создания инфраструктуры, от МЭРиТ − в создании благоприятных экономических условий. Скоординировать усилия всех заинтересованных ведомств можно через соответствующую федеральную целевую программу.

Если перечисленные меры будут успешно реализованы, отдача от лесного сектора повысится в 2−3 раза, будут созданы дополнительные рабочие места в труднодоступных, малонаселенных районах страны.

Как сказал глава северной лесной Республики Коми В. Торлопов: «Коми сегодня − это один из высокоразвитых регионов России. Огромным и восполнимым богатством республики являются ее леса. Доля лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей в производимой общереспубликанской товарной продукции составила в 2005 году 22,5 млрд рублей, или 25%. По вкладу в формирование бюджета республики это второе место. Одна треть работающих в промышленном производстве трудится в лесной отрасли. За прошлое столетие на территории Коми заготовлено около 1,5 млрд м3 древесины, при этом запасы древесины увеличились.

В последние годы на территории республики заготавливаются около 7 млн м3 древесины в год, притом что годовая расчетная лесосека составляет 26,4 млн м3, доля промышленных лесов в ней − 15 млн м3.

Сегодняшний объем лесоразработок в Коми определяется емкостью производств по переработке древесины. Вывоз круглого леса не превышает 1−1,5% от заготавливаемых объемов.

В 2005 году доля продукции глубокой переработки составила почти 90% в общем объеме выпуска лесобумажной продукции. Фактически сегодня происходит приближение структуры лесопромышленного комплекса республики к параметрам, характерным для экономически развитых стран Европы, где основную часть выпуска товара составляет продукция глубокого передела.

С 19% в 1996‑м до 40% в 2005 году увеличилась доля экспорта продукции. В лесной отрасли наметилась тенденция формирования крупных вертикально интегрированных холдинговых компаний, обеспечивающих замкнутый технологический цикл. Примером такого объединения в Коми является компания „Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК“.

В рамках таких объединений улучшается управляемость на различных стадиях производства, появляется возможность перераспределять финансовые потоки, обеспечивать долгосрочное планирование производственных процессов, обновлять основные фонды лесозаготовительных предприятий, внедрять новую технику.

Благодаря таким структурам удалось привлечь инвестиции в отрасль и на модернизацию лесных средств − около 10 млрд рублей только за последние 3 года. Фактически эти структуры сегодня являются фактором поддержки экономики в проблемных муниципальных образованиях, обеспечивают стабильные заработки работающим и наполнение доходной части бюджета, снижают уровень безработицы.

Прочное место в лесопромышленном комплексе занял малый бизнес. В общих объемах вырубки древесины сегодня его доля достигла 35%, в производстве пиломатериалов − 28%.

В последние годы были осуществлены коренные перемены и на лесозаготовках. В республике сегодня работают более 150 многооперационных лесозаготовительных машин, которые позволили в 2,5 раза увеличить производительность труда, снизить трудоемкость, приблизить условия труда к современным требованиям. Объем древесины, заготовленной по сортиментной технологии, составил 1,8 млн м3, или 31% от общего объема лесозаготовок.

Предприятие „Лузалес“, например, заготавливает 520000 м³ древесины в год; производительность на одного работающего составляет 1800 м³, что соответствует мировому уровню.

Республика сегодня является лидером в проведении лесной сертификации. К настоящему времени это более 2 млн га, или около 40% всего сертифицированного лесного фонда России. В ближайшее время ожидается выдача сертификатов на общую площадь 1,2 млн га. В процессе подготовки к сертификации лесоуправления находятся территории на общей площади еще около 1,5 млн га.

В Коми подготовлена стратегия развития лесопромышленного комплекса республики до 2015 года. Результатом должно быть создание современного перспективного и прибыльного лесного бизнеса».

В. Торлопов также коснулся проблем, без решения которых невозможно дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса: «В стране недостаточно мощностей по глубокой переработке древесины. Необходима реализация проектов глубокой химической и химико‑механической переработки древесины, поскольку в сортиментной структуре лесного фонда мелкотоварная и низкопробная древесина занимает в среднем около 55%.

Что касается Коми, это, прежде всего, Сыктывкарский ЛПК. Сегодня он способен принять чуть более 3 млн м3 в год. Других крупных переработчиков мелкотоварной древесины, к сожалению, пока нет. Это является основным сдерживающим фактором увеличения лесозаготовок выше существующего ныне уровня.

Руководством компании „Монди“ заявлен к реализации проект строительства целлюлозного завода с одновременной реконструкцией действующих мощностей по производству сульфатно-зеленой хвойной целлюлозы производительностью 3500 тонн в сутки по варке общей стоимостью 1,2 млрд евро под общим названием „Дракон“. Общий объем потребления мелкотоварного сырья должен при этом увеличиться до 9 млн м3 в год, а объем лесозаготовок по республике вырастет до 15 млн м3, т. е. фактически в 2 раза.

Подготовлена декларация о намерении строительства целлюлозного завода, ведутся переговоры с руководством транснациональной корпорации „Англо-Америкен“ об условиях реализации проекта, который позволит комбинату увеличить производство целлюлозы в 3 раза и стать крупнейшим производителем ее в мире. Есть еще 2 крупных проекта по строительству мощностей по глубокой переработке с высокой степенью готовности. Реализация любого из них могла бы дать мощнейший толчок для развития всего лесного комплекса как Республики Коми, так и всего Северо-Запада. Поэтому для региона очень важно, чтобы предложенные проекты попали в перечень приоритетных объектов, формирующихся в рамках федеральной целевой программы развития мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов на период до 2015 года.

Вторая серьезная проблема развития лесопромышленного комплекса − это недоступность лесных территорий из-за неразвитости или отсутствия транспортной инфраструктуры всех видов. Необходимо модернизировать дорожную сеть, прежде всего мосты и переправы, которые построены от 25 до 40 лет назад, привести их в соответствие с требованиями времени.

Например, существующая сеть автомобильных дорог в Коми построена, исходя из расчетной нагрузки на ось 6 тонн, а большая часть объема перевозимых грузов сегодня производится на большегрузных автомобилях с нагрузкой 10 тонн, а возможно, и больше.

Было бы правильным решить вопрос о реализации федеральной программы по созданию сети лесовозных дорог для освоения новых перспективных лесных массивов. И здесь важно, что лесной бизнес готов к долевому участию в строительстве лесовозных дорог круглогодичного действия. Для поддержки только существующих объемов лесозаготовок необходимо строить дороги с твердым покрытием, т. к. среднее расстояние вывозки древесины с 60 км в начале 1990‑х годов увеличилось до 200−250 в настоящее время.

Многие проблемы лесного комплекса можно решить в рамках глобальной стратегии развития страны, ее национальных проектов. Например, в рамках такой серьезной задачи, как обеспечение жильем граждан России, которая могла бы быть сформулирована следующим образом: доведение использования древесных технологий в строительстве до мирового уровня. И тогда стало бы очевидно, какие решения государство обязано принять в кратчайшие сроки для развития лесного комплекса.

В связи с изменениями законодательства, о чем говорил Ю. Трутнев, большая часть лесов России передается во владение субъектам. На осуществление полномочий органов государственной власти Республики Коми в области управления лесным хозяйством в 2007 году планируется поступление субвенций из федерального бюджета на уровне 135 млн рублей, что, кстати, на уровне 2006 года. Затраты же на поддержание лесного хозяйства составляют 330 млн рублей. А разница в 195 млн рублей восполняется сегодня за счет ведения хозяйственной деятельности, которую запрещает новое законодательство с 2007 года.

Встает вопрос о поиске дополнительных (и немалых) средств, чтобы с передачей полномочий на местах не ухудшить качество работы.

Необходимо рассмотреть предложения о передаче регионам 50% от поступающей в бюджет попенной платы; в новом законодательстве разрешить все-таки ведение хозяйственной деятельности органами лесного хозяйства.

Необходимо также достаточно быстро решить вопрос о принятии Лесного кодекса с поправками, которые реально помогли бы привлечь инвестиции и создать условия для глубокой переработки древесины. Важно определить персональный орган исполнительной власти, отвечающий за реализацию федеральной целевой программы развития мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов на период до 2015 года. Решить вопросы, связанные с таможенным регулированием: отменить таможенные пошлины на специальное оборудование для лесопромышленного комплекса, не производимое пока в России, и вывозные таможенные пошлины на продукцию глубокой переработки древесины. Разработать систему, направленную на увеличение доли технологий с использованием древесины в строительстве».

Глава Минэкономразвития Герман Греф отметил, что «при повышении пошлины нужно будет вводить дифференцированные ставки, потому что пиловочник хвойных, ценных и березовых пород стоит абсолютно разные деньги, его цена отличается в разы, общие ставки пошлины нам не отрегулировать. Мы просто лиственный лес оставим у себя полностью, а до ценного сырья не дотянемся все равно. И здесь огромное значение имеют соответствующие возможности по администрированию. Сегодня у нас 75% леса вывозится в полувагонах, и таможня не в состоянии его администрировать. Таможенник стоит на границе, совершенно не вооруженный ничем, и, естественно, администрирование у нас нулевое. Все можно декларировать там, осины и березы, и реально нужно понимать, что мы это практически не в состоянии проверить. Поэтому нужно вводить по типу той системы, которую мы сейчас пытаемся сделать в алкоголе, сплошной учет леса с момента его заготовки на корню и до момента вывоза через территорию страны, так, как это делается во всех развитых в лесном отношении странах.

Это можно сделать единственным элементом федеральной целевой программы, который мы видим. Все остальное (лесные дороги и т.д.) − это, конечно, просто не очень серьезно. Когда у нас не хватает денег на строительство федеральных трасс, проехать по автодороге Дон − Чита − Хабаровск и т.д., и в то же время начинать строить лесные дороги − это просто-напросто нерациональная трата федеральных денег. Если мы магистральные дороги не выстроим, то у нас будут просто проблемы в целом в развитии регионов. Мы должны сконцентрировать свои скудные ресурсы на такого рода проектах, а не разбрасывать эти недостаточные деньги еще и на лесных дорогах. Это, в конце концов, должны сделать регионы и муниципалитеты.

Мы готовы здесь помогать, но, точно, все мы не в состоянии сделать. У нас 76 млрд рублей на федеральное дорожное строительство. Если мы даже 11 млрд рублей снимем на дороги в лесах, вы посчитайте, это почти 20% от всего объема средств, которые мы инвестируем на новое дорожное строительство. Это огромные деньги. Конечно, у нас этих средств недостаточно в соответствии с качеством инфраструктуры, которая у нас есть. Но на сегодня ситуация такова.

Теперь о том, что касается лесной охраны. По новому Лесному кодексу, у нас, действительно, такая мелочь произошла: по 199‑му закону отправили субъектам Федерации, в проекте Лесного кодекса − это компетенция Российской Федерации. Здесь я как раз не уверен, что правильно передавать в субъекты Федерации, там тоже пока минимальная численность и абсолютное отсутствие какой-либо техники. Они уже два года мучаются, пытаются какой-то самолет наладить, „кукурузники“ просто остановились, потому что авиационный бензин перестали производить − в стране спроса нет. Субъекты Федерации эту задачу просто не решат.

Идея крупных инвестиционных проектов вполне может быть реализована. Можно посмотреть, допустим, какой-то план свыше $200 млн, проекты и создавать им какие-то специальные условия. Это мировая практика: обычно с крупными инвесторами страны имеют индивидуальный разговор, индивидуальный подход. Можно смотреть, как нам сопровождать эти проекты».

Продолжение в следующем номере.

Использованы материалы сайта www.kremlin.ru.

Двигаться вперед смелее и энергичнее! Часть 2