Леса и лесное хозяйство Израиля
Сто с небольшим лет упорного и тяжелого труда до неузнаваемости изменили ландшафт страны: там, где раньше были пески пустыни и пустоши, зеленеют хвойные и лиственные леса и парки, плодоносят сады и плантации.
Сегодня почти 8% (1600 км2) территории Израиля покрыто лесами, что гораздо больше, чем почти во всех странах Ближнего Востока, и почти столько же, сколько в ряде стран Африки (Гана, Мали, Сомали - 10%) и Азии (Казахстан - 2%, Армения и Азербайджан - 10-11%). Однако во всех перечисленных странах осадки выпадают и летом, и зимой, - в отличие от Израиля, где сухой период продолжается иногда 8-10 месяцев, а то и круглый год.
Что способствовало этой поразительной метаморфозе, в каком состоянии лесное хозяйство Израиля сегодня, как оно будет развиваться - на все эти вопросы мы постараемся дать ответ.
География и климат
Несмотря на малые размеры государства Израиль, расположенного на восточном побережье Средиземного моря, здесь можно выделить несколько климатических зон: от субтропической, влажной средиземноморского типа на севере и в центре страны до полупустынной и пустынной в ее южной части.
Важнейшей характеристикой климата является уровень увлажненности территории, то есть соотношение количества выпадающих осадков (P) и испаряемости (EO). Вместе с температурными условиями он определяет тип растительности ландшафта и решающим образом влияет на характер многих сторон быта и хозяйственной деятельности человека, в первую очередь на сельское и лесное хозяйство. Для характеристики сухости климата используется соотношение Ео/Р (индекс аридности Стенца). Согласно этой характеристике, большая часть страны может быть отнесена к аридной зоне (климат пустынь). Так, например, на севере Израиля индекс аридности составляет 0,56, в центре страны - 0,31, а на юге, в зоне интенсивных лесопосадок, - только 0,1. Это связано прежде всего с высокой среднегодовой температурой воздуха. Среднегодовая температура на побережье Средиземного моря 20°C, в горных районах несколько ниже - до 16°C. В южной части страны среднегодовая температура превышает 22°C, а средняя температура самого жаркого месяца +30°C. Это способствует интенсификации испаряемости, высыханию грунта и исключительно осложняет приживаемость и выживаемость всех видов растительности.
В последнее десятилетие в Израиле отчетливо наблюдается увеличение продолжительности засушливых периодов, интенсификация и крайняя неравномерность выпадения осадков.
Так, например, по многолетним наблюдениям гидрологической станции в г. Беер-Шева, расположенном в пограничной (между полупустынной и пустынной) климатической зоне, длительные периоды засухи (например, 1921-1929 годы) чередовались с дождливыми периодами (1933-1937, 1989-1993 годы). Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. За последние восемь лет среднегодовое количество выпадавших осадков в районе Беер-Шевы составило только 98 мм против 200 мм многолетней среднегодовой нормы. Иначе говоря, вероятность выпадения осадков на многолетнем среднегодовом уровне весьма невелика и составляет всего 30%.
Лес уничтоженный...
Рис. 1. Менее чем за сто лет эта земля совершенно
преобразилась
Все путешественники, побывавшие в Восточном Средиземноморье в середине и конце XIX века, отмечали, что местность совершенно лишена лесного покрова. Чуть более ста лет назад знаменитый американский писатель Марк Твен посетил Восточное Средиземноморье, и вот что он увидел: «Пустынная страна с богатейшей землей, заросшей держи-деревом и терновником, безмолвные и грустные просторы. Запустение здесь таково, что даже никакая фантазия не может вообразить эти места в величии и кипящей деятельности...» («Простаки за границей», 1867 год).
Люди, издревле населявшие эти места, использовали древесину для строительства жилищ и их отопления, а бесчисленные стада в поисках пропитания безжалостно и бесконтрольно уничтожали однолетнюю растительность, низкорослые деревья и кустарники и, вытаптывая землю, превращали ее в пустыню.
Постепенное уничтожение растительности привело к катастрофическим эрозионным процессам, смыву почвы в сезон дождей и в дальнейшем к опустыниванию практически всей территории страны.
Точку в уничтожении лесного покрова поставила Первая мировая война. Деревья вырубались на паровозное топливо для обеспечения бесперебойного передвижения военных эшелонов. В тот период были вырублены не только остатки лесов, включая реликтовые дубовые рощи, но и городские парки и сады. Территорию постигла сильнейшая экологическая катастрофа.
Пожалуй, лучше всего о масштабах этой катастрофы говорит старый снимок, где отчетливо видны абсолютно мертвые эрозионные склоны без малейших признаков растительности (рис. 1).
...И лес возрожденный
Первые посадки деревьев носили чисто практический характер: для создания лесозащитных полос между сельскохозяйственными плантациями и осушения значительных заболоченных площадей с целью ликвидации распространенной в этих местах малярии, ну и, конечно, требовалась древесина для строительства и отопления домов.
В 1897 году в районе г. Хадера высадили 200 тыс. саженцев эвкалиптов. Эта роща площадью 140 га существует и сегодня. В те годы посадка леса не носила системного характера и, естественно, не преследовала никаких экологических целей. И только после создания в 1901 году организации «Фонд существования Израиля», а позже в рамках него и Лесной службы, посадки лесов приобрели планомерный характер. До настоящего времени было высажено 240 млн саженцев самых разных пород деревьев, освоены тысячи гектаров пустошей и заброшенных земель, созданы хвойные и эвкалиптовые леса там, где никогда не было не только лесов, но и отдельных насаждений. Эта работа продолжается, и сегодня Израиль является одной из немногих стран мира, в которой из года в год увеличивается лесная площадь.
Зеленая революция
Рис. 2. Лиственные деревья местных пород –
дуб вечнозеленый и рожковое дерево
В последние 20 лет основные лесопосадки (примерно 80%) ведутся на юге страны, в исключительно сложных климатических условиях. Именно здесь отрабатываются новые технологии создания больших лесных массивов, которые в дальнейшем используются в зонах с более благоприятным климатом.
Юг страны сильно изрезан оврагами, балками, каньонами, по большей части образовавшимися в результате эрозионных процессов. Почвы представлены литосолями на карбонатных отложениях и лёссовыми почвами в северной и центральной частях, регосолями и песками в южной части. Но даже и здесь, в пустыне Негев, в низменностях, где в сезон дождей скапливалась влага, всегда произрастали отдельные деревья (местные виды акаций, тамариски, рожковое дерево, дикая слива, фисташковое дерево) или небольшие группы деревьев.
Массовые посадки лесов на юге Израиля начались в середине 50-х годов прошлого века, чему способствовали большой приток эмигрантов и необходимость быстрого хозяйственного освоения обширных пустынных территорий. Несмотря на отсутствие опыта посадки и выращивания лесов в полупустынных зонах, эти посадки оказались исключительно успешными, и выросшие леса радуют и удивляют и местных жителей, и туристов из многих стран мира.
Вся территория, предназначенная для посадок новых лесов, была разделена по почвенно-климатическим условиям на два крупных региона - западный и восточный. И если в западном регионе преобладали различные породы эвкалиптов, то в восточном - посадки сосны иерусалимской с небольшой примесью кипарисовых деревьев.
За довольно короткий период на юге страны, в зоне рискованного лесоразведения были сформированы значительные массивы монокультурных хвойных и эвкалиптовых лесов. Только за тридцать лет - с 1955 по 1985 год - было создано 6000 га хвойных лесов и 4000 га эвкалиптовых. К настоящему времени леса юга Израиля занимают 31 000 га, что составляет треть всех искусственно созданных лесов страны.
Леса юга отличаются по породному составу от лесов севера и центра. Так, если в целом по стране хвойные леса занимают 65% всей лесопокрытой площади, то на юге только 37%, в то же время доля эвкалиптов там составляет 19% против 10% по стране. Значительные различия есть и в площадях, занятых местными лиственными породами, доля которых на юге составляет 30% против 15% по стране. Разная породная структура лесов севера, центра и юга страны отражает региональные климатические особенности.
Благодаря массивным посадкам новых лесных площадей на юге возникла совершенно новая экологическая ситуация, главным элементом которой стал лес. Он не только в корне изменил экологию, уменьшил почвенную эрозию, увеличил биоразнообразие, но и способствовал созданию новой социально-экономической инфраструктуры - новых городов, поселков, дорог, водохранилищ и сельскохозяйственных угодий, мест отдыха, а также рабочих мест и туристических маршрутов.
Конечно, следует признать, что в развитии лесного хозяйства страны были допущены серьезные ошибки, последствия которых не преодолены до сих пор. Одна из них - создание чрезмерно плотных монокультурных хвойных лесов на больших площадях. Так, плотность посадок сосны иерусалимской достигала 4000 деревьев на гектар, что много даже для зон с более влажным и прохладным климатом. Разумеется, трудно переоценить пионерную роль хвойных лесов в освоении пустынных, заброшенных и разрушенных земель, однако они больше подвержены болезням и стрессам в засушливые годы.
В последние 10-15 лет хвойные леса Израиля, особенно на юге, испытывают значительный дефицит влаги из-за продолжительных периодов засухи. Так, в засушливые 1998-2000 годы произошло усыхание лесов на площади примерно 1000 га, в 2009-2012 годах засухе подверглись хвойные насаждения на площади примерно 2000 га.
Разумеется, не все хвойные леса гибнут от нехватки воды. По нашим наблюдениям, страдают прежде всего леса плотностью выше нормативной, насаждения, растущие на южных склонах, и деревья, которые по тем или иным причинам отстали в развитии.
Лесное хозяйство Израиля сегодня
В последние 20 лет происходит трансформация лесного хозяйства страны - отказавшись от монокультурных хвойных лесов, весьма чувствительных к климатическим изменениям, мы создаем устойчивые многофункциональные леса с обширным видовым разнообразием высаживаемых пород деревьев.
Меняя структуру лесного покрова, мы стараемся добиваться максимально высоких показателей приживаемости и выживаемости всех высаживаемых деревьев. Так, приживаемость однолетних саженцев составляет примерно 88-92%, а выживаемость деревьев в пятилетнем возрасте - 82% от всего количества высаженных саженцев.
По нашим оценкам, успех или неуспех лесоразведения в полупустынных зонах зависит от качества посадочного материала, правильного выбора формы подготовки почвы под посадки и точного соблюдения технологии посадок и ухода за ними.
В лесной службе Израиля функционируют три лесопитомника, каждый мощностью до миллиона саженцев в год (рис. 3). Питомники работают по самым современным технологиям, в них выращиваются саженцы только с закрытой корневой системой в специальных пластиковых контейнерах многоразового использования объемом 300-500 см3. В контейнерах предусмотрены специальные направляющие пазы, предотвращающие переплетение корней. Саженцы хвойных и лиственных пород выращиваются в течение 6-8 месяцев. К этому возрасту саженцы хвойных пород достигают высоты 50-60 см, а эвкалипты и саженцы лиственных пород - 80-100 см. Для посадок в парках и мемориальных зонах в лесопитомниках в контейнерах объемом 5 и 25 л выращиваются также двух- и трехлетние деревья. Специальная компьютерная система управляет поливом саженцев в зависимости от температуры и влажности воздуха.
Большое значение имеет подготовка почвы под новые посадки. Сегодня она ведется механическим способом по террасной технологии с целью сбережения максимального количества воды для высаженных деревьев. Размер террас и расстояние между ними зависят от почвенных и геологических условий, топографии местности, высаживаемых древесных пород, целей лесоразведения. Как правило, при посадках лиственных пород расстояние между террасами (в зависимости от породы) составляет 8-10 м, а между посадочными местами - от 5 до 8 м. Посадочные места готовятся также механически с помощью мини-экскаватора и представляют собой лунку размером метр на метр и глубиной 20 см с каналом, обеспечивающим приток воды (рис. 4). После посадки на саженец ставится пластмассовый рукав, а посадочное место закрывается листом перфорированного пластика. Эта довольно дорогостоящая конструкция обеспечивает сохранение влаги и предохраняет саженцы от повреждений при выпасе скота.
Большую опасность для наших лесов представляют лесные пожары, которые ежегодно уничтожают 800-1200 га леса. Случаются и катастрофические пожары, такие как пожар 2010 года на горе Кармель, приведший к многочисленным разрушениям и человеческим жертвам. После этой катастрофы были приняты различные меры по предотвращению подобных явлений. Прежде всего были почти полностью обновлены средства пожаротушения, расширен парк противопожарной авиации и разработан регламент создания защитных зон вокруг поселений. Согласно этому стандарту, устанавливается санитарная зона вокруг жилых поселков; максимальная плотность древостоев в этих зонах не должна превышать 120 деревьев на гектар. На этой территории должен быть также организован выпас скота для уничтожения низкорослой однолетней растительности. В пожароопасный период на всей территории лесного фонда функционируют наблюдательные вышки, центральная диспетчерская, пожарные расчеты, оснащенные пожарными автомобилями и средствами связи. В случае необходимости используется противопожарная авиация.
Система управления лесным хозяйством страны включает в себя три региона - Север, Центр и Юг, - каждый их которых разбит на три районных управления и девять лесничеств. Все работы по уходу за лесом выполняются в лесничествах бригадой рабочих (десять человек). Рубки ухода за лесом (санитарные и прореживания) ведутся подрядчиками на конкурсной основе. Низкокачественная древесина от рубок ухода идет в основном на отопление, а более качественная - на производство поддонов для перевозки овощей и фруктов.
Ведение современного лесного хозяйства немыслимо без четко функционирующей системы планирования. В Израиле принята многоуровневая система планирования, базой которой является национальный мастер-план, имеющий силу закона и определяющий цели и масштабы лесоводческой деятельности (обычное лесоводство, рекреационное, парковое, защитное и т. д.). Следующий уровень - пятилетние и годовые планы лесохозяйственной деятельности. В управлении широко используются современные средства компьютерной обработки данных, геоинформатики и дистанционного зондирования.
Все годы своего существования лесная служба очень тесно взаимодействует с научными институтами и университетами, а также лесными службами других стран. Среди них широко известный в мире институт Вайцмана, Иерусалимский университет, Государственный институт сельского хозяйства Израиля, университеты Колорадо и Аризоны, а также лесные службы США, Германии, Иордании, Австралии, Новой Зеландии и других стран.
По сути, леса Израиля - это лаборатория под открытым небом, где проводятся самые разные работы, от изучения климатических изменений до почвенных и геоботанических исследований. Лесная служба Израиля открыта для сотрудничества с любыми заинтересованными ведомствами и странами.
Д-р Самуил М. СПРИНЦЫН,
главный инженер лесного хозяйства Южного округа, Лесная служба Израиля
(Keren Kayemeth Le Israel, KKL)