Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Пока гром не грянет, леспром не сертифицируется

FSC − дань моде или стратегический ход?

О системе Лесного попечительского совета (FSC) сказано немало, журнал «ЛесПромИнформ» также не раз писал о лесной сертификации. Многие крупные российские компании лесного комплекса уже получили сертификаты на свои системы лесоуправления и цепочки поставок, ряд предприятий готовится к прохождению основных аудитов. В то же время абсолютное большинство руководителей не торопятся получать сертификат по системе FSC. О ситуации вокруг лесной сертификации в Иркутской области корреспондент «ЛесПромИнформа» побеседовал с генеральным директором ООО «СибирьКонсалт» Павлом Владимировичем Трушевским.

Павел Владимирович Трушевский

− Павел Владимирович, пожалуйста, расскажите о состоянии лесной сертификации в Иркутской области.

− Сегодня Иркутская область по площади сертифицированных лесов занимает второе место в России (после Архангельской области). У нас сертифицировано пять лесозаготовительных предприятий, три компании имеют сертификаты цепочки поставок. В основном сертифицированы предприятия, входящие в Группу «Илим». Лесозаготовительные предприятия, входящие в эту группу, поставляют сертифицированную древесину на Братский и Усть-Илимский комбинаты. Однако достаточно много компаний (по нашим оценкам, около десяти) сейчас находятся на разных этапах подготовки к получению сертификатов как системы лесоуправления, так и цепочки поставок. От себя могу сказать, что мы консультируем шесть лесозаготовителей, из них одна компания уже получила сертификат (ООО «Байкал», г. Братск), в отношении трех других основные аудиты пройдут в конце ноября − начале декабря этого года, ещё две планируют сертифицироваться в 2008 году.

− По каким причинам руководители предприятий лесного комплекса принимают решение о подготовке к сертификации, ведь этот процесс достаточно сложный, затратный и длительный по времени?

− Основных причин несколько. Это и корпоративная политика, и стремление выйти на экологически чувствительные рынки сбыта, и желание создать имидж социально и экологически ответственного лесопромышленника, тем самым формируя более лояльное отношение к себе со стороны властей, надзорных органов, агентства лесного хозяйства.

Я считаю, что главные стимулы получения права маркировать свою продукцию товарным знаком FSC − это рыночные воздействия: увеличение стоимости сертифицированной продукции, гарантированный сбыт, надежные долгосрочные контракты с крупнейшими импортерами. Вот только, к сожалению, сегодня наши сертифицированные лесозаготовители не могут в полной мере ощутить эти рыночные преимущества, главное из которых − увеличение стоимости своей продукции после получения сертификата.

Но сегодня я вижу, что рынок FSC-сертифицированных лесоматериалов меняется и поворачивается к сертифицированным производителям лицом. Судите сами: только в Китае каждый месяц число сертификатов на цепочки поставок увеличивается на 20–30 штук. До конца года, по-видимому, их количество перевалит за 400, и это в основном перерабатывающие производства. Многие из них поставляют свою продукцию в Японию, страны Европы, Америку, то есть на экологически чувствительные рынки.

Таким образом, китайцам нужно FSC-сертифицированное сырье. Но где его взять? Вы скажете, что в Иркутской области достаточно сертифицированного леса, чтобы на первое время покрыть потребности китайской стороны. Но простейший анализ ситуации показывает, что практически весь FSC-сертифицированный лес закреплен за крупными корпорациями и перерабатывается на их же производствах. Три крупнейших лесозаготовителя с арендными базами, площадь каждой из которых − более миллиона гектаров, перерабатывают круглый лес на собственных мощностях, а продукцию реализуют по долгосрочным контрактам. Китайские производители испытывают серьезный дефицит сертифицированного сырья, который со временем будет только увеличиваться. Вот здесь и заложен главный рыночный механизм − увеличение стоимости. Этим дефицитом и надо пользоваться, проводя маркетинговую политику в отношении FSC-сертифицированной продукции.

Есть ещё одно неоспоримое преимущество: сертифицировав свою систему лесоуправления и/или цепочку поставок, лесопромышленное предприятие может смело выходить на европейские рынки. В последнее время вообще наблюдается сокращение экспорта в Европу по ряду наименований продукции, налицо стагнация рынка лесоматериалов.

В такой ситуации кроме хорошего качества и условий оплаты нужно предложить покупателям другие свойства, выгодно отличающие свою продукцию от продукции конкурентов. Здесь тоже пригодится сертификат FSC. Уже через год-два (если не будет никаких глобальных рыночных потрясений) сертификат FSC станет достаточно грозным оружием в руках специалистов по сбыту. Надо его только грамотно использовать. Например, после получения сертификата можно вступить в Ассоциацию экологически ответственных лесопромышленников (FTN), она устанавливает прямые связи между заготовителями и переработчиками. Ассоциация имеет свои отделения во многих странах мира. В начале декабря в Санкт-Петербурге пройдет ежегодное собрание FTN России, на котором станет понятно дальнейшее направление движения этой организации.

Мы, как консалтинговая структура, уже вплотную занимаемся сбором информации о развитии рынков сбыта круглого леса и продуктов его переработки и в скором времени будем предлагать нашим клиентам услуги по установлению прямых связей с крупными переработчиками, сертифицировавшими свои цепочки поставок. Только таким образом предприятия лесного комплекса смогут получить реальные преимущества от лесной сертификации. Но, повторюсь, для этого нельзя стоять на месте и ждать, что когда-нибудь к ним придут и предложат покупать продукцию на более выгодных условиях.

− В Иркутской области эту позицию разделяют?

− Вообще, я считаю Иркутскую область одним из наиболее продвинутых регионов в отношении лесной сертификации. Я много общаюсь с руководителями предприятий лесного комплекса, особенно представляющими средний и мелкий бизнес. С ними вообще интереснее работать, чем с крупными предприятиями: они более мобильные и хорошо чувствуют рынок. А раз чувствуют, то и видят то же, о чем я только что рассказал.

Единственное, что сдерживает их, − отсутствие стабильности в лесном секторе России. Но, по крайней мере, на региональном уровне к сертификации проявляется все больший интерес. Ведь лесная сертификация несет выгоду не только лесопромышленникам, но и обществу в целом. В процессе подготовки к сертификации предприятие должно реализовать целый комплекс мероприятий, направленных на снижение негативных воздействий на экосистему региона, формирование вокруг себя здоровой социальной среды, выстраивание ровных отношений с местной властью и так далее.

Региональные власти все это понимают и поддерживают процесс сертификации. На областном уровне проходят совещания и семинары с участием представителей WWF, местных природоохранных организаций, на которых вырабатывается региональная политика по всем этим вопросам. В ноябре в г. Братске совместно с одним из органов по сертификации был проведен семинар для специалистов по системе FSC. Чтобы систематизировать все эти процессы, мы планируем создать на базе Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Координационный совет по развитию лесной сертификации.

Вообще, вопрос подготовки профессиональных специалистов по сертификации для меня является одним из основных. В сентябре мы заключили соглашение о сотрудничестве с Братским государственным университетом, в рамках этого соглашения уже проделана большая работа, но ещё больше предстоит сделать. Главная задача − открыть на базе лесопромышленного факультета специализацию по устойчивому лесопользованию. Специалисты этого профиля всегда будут востребованы у нас не только как работники, готовящие свои предприятия к сертификации, но и как специалисты, способствующие развитию рационального и неистощимого лесопользования в регионе. Возможно, получится запустить в 2008 году проект «Модельный лес».

− Почему компании выбирают именно эту систему сертификации − FSC?

− В мире есть ряд других систем лесной сертификации, однако система FSC наиболее распространена. Об этих системах сказано немало, поэтому сегодня мы не будем акцентировать на них внимание. Система Лесного попечительского совета получила наибольшее распространение в России из-за того, что она признается по всему миру, а для российских предприятий важны и европейский, и американский, и азиатский рынки сбыта. Поэтому сегодня нет смысла выбирать другие системы.

Сейчас идет согласование национальной версии стандарта, в соответствии с которым будут выстраиваться все системы лесоуправления в России; пока такого документа нет, мы пользуемся международными версиями стандартов, адаптированными к нашим условиям.

− Много сказано о самой процедуре подготовки к сертификации, а что вы можете посоветовать тем, кто только на этапе принятия решения − сертифицировать свое предприятие или нет?

− Во-первых, необходимо провести анализ существующей системы управления предприятием, чтобы понять, сможет ли оно в принципе пройти сертификацию. Например, препятствием к получению сертификата может стать неразрешимый конфликт с местным населением или коренным народом, наличие третьей стороны, которая оспаривает право собственника на лесной фонд, порядок работы складов хранения древесины и так далее. Если у предприятия нет принципиальных препятствий, необходимо составить смету на подготовку к сертификации. И здесь без помощи квалифицированных специалистов не обойтись − слишком много подводных камней.

− Квалифицированный персонал всегда в цене. Где найти специалиста по сертификации?

− Здесь у руководителя два варианта: иметь таких специалистов в своем штате или приглашать консультантов. У обоих вариантов свои плюсы и минусы. Несмотря на то что я руководитель консалтинговой структуры, постараюсь подойти к этому вопросу объективно.

Первый вариант исключает затраты на услуги сторонних специалистов. Вы сами готовите из своего сотрудника специалиста по FSC или принимаете на работу уже квалифицированного человека, возможно, перекупаете у другой компании. Затем необходимо четко сформулировать поставленные перед ним задачи. Формулировка типа «делай что хочешь, но принеси мне через год сертификат» изначально неправильная. Первое лицо организации обязано хорошо разбираться в сути вопроса и ни в коем случае не отстраняться от процесса подготовки предприятия, а своим примером показывать каждому работнику приверженность принципам и критериям FSC. Кроме ответственности, руководитель должен дать своим специалистам по FSC достаточно обширные полномочия и права, иначе они будут биться головой о стену непонимания и неприятия нового другими топ‑менеджерами.

И ещё одно − базовые знания. Ответственный за сертификацию обязан разбираться в специфике лесного дела. Не может юрист или финансовый директор грамотно подготовить предприятие к сертификации. Желательно, чтобы у руководителя проекта было высшее образование по специальности «лесоинженерное дело».

Даже при формировании профессиональной группы проекта, хотя бы частично освобожденной от основного производства, правильной постановке задач перед ними, наделении их полномочиями будьте готовы, что на сертификацию ваше предприятие выйдет где-то через год после начала работ.

Кроме того, будьте готовы к несоответствиям; я ещё не сталкивался с ситуацией, где не было бы несоответствий. Другое дело, если ваши специалисты потратили на подготовку год-два, а по результатам основного аудита группа аудиторов выявила пять и более существенных несоответствий, − тут повод серьезно задуматься, чем они таким все это время занимались? Здесь-то и кроется один из главных недостатков этого варианта: максимум, что вы можете сделать со своим специалистом, − уволить его, о потраченных средствах и времени придется забыть.

Теперь рассмотрим второй вариант: на проект приглашают консультантов. При правильном взаимодействии клиента с консультантом можно добиться следующих преимуществ: более быстрое получение сертификата без ущерба качеству подготовки; прозрачные затраты на сертификацию; снижение затрат на получение сертификата за счет ухода от так называемых лишних (необязательных) расходов, основной технологический персонал не отвлекается от прямых производственных задач и так далее.

− Что значит «правильное взаимодействие клиента с консультантом»?

− Есть несколько несложных правил работы с консультантами, следуя которым можно добиться максимального эффекта и сэкономить при этом свои деньги. Вот они:

  • Старайтесь работать с юридическим лицом, избегайте консультантов-одиночек.
  • При выборе консультантов всегда интересуйтесь их успешными проектами. Свяжитесь со всеми предыдущими клиентами интересующей вас консалтинговой структуры.
  • Правильно заключайте договор консалтинга: обязательно пропишите в нем финансовую ответственность консультанта за некачественно оказанные услуги.
  • Никогда не оплачивайте услуги консультантов полностью, не получив конечного результата. Результатом станет сам сертификат или отсутствие препятствий его выдаче, в любом случае это вам должен подтвердить орган по сертификации.
  • Не работайте с теми, кто намекает на свои «дружеские» отношения с органом по сертификации. Во-первых, это неэтично и недопустимо, во-вторых, непрофессионально. Ничего хорошего от такого сертификата вам не светит.
  • Недавно российским представительством FSC была начата работа по анализу ситуации на рынке консалтинга в России, результаты отбора − список консалтинговых компаний, которые отвечают требованиям FSC, − будут к концу года представлены на сайте российского офиса FSC (www.fsc.ru). Я рекомендую руководителям предприятий при выборе сертификационного центра свериться с этим списком.

− Раз уж мы заговорили об услугах консультантов, сколько они стоят?

− Я занимаю четкую позицию в этом вопросе: хорошее не может стоить дешево! Посчитайте сами: проект по сертификации системы лесоуправления среднего предприятия длится около полугода. Где вы найдете нормальных, ценящих себя профессионалов (как минимум инженера лесного хозяйства, эколога, специалиста по охране труда, юриста), которые свой суммарный труд за шесть месяцев оценят менее чем в 200 000 рублей?! А ещё эта сумма должна включать затраты и накладные расходы, которые несет любое юридическое лицо.

На свете чудес не бывает − если консультанты просят за свои услуги меньшую сумму, я бы рекомендовал предприятию задуматься о причине такого льготного ценообразования. И вообще, я считаю, что каждый должен заниматься своим делом и делать это лучше других: кто-то печет хлеб, кто-то валит лес, а кто-то помогает предприятиям разработать систему лесоуправления или цепочку поставок.

− Можете ли вы привести примерную смету по подготовке предприятия к лесной сертификации?

− Для примера мы возьмем лесозаготовительное предприятие с простым лесопильным цехом, годовая расчетная лесосека предприятия не превышает 150 тыс. м3. К расходам на сертификацию следует отнести следующие затраты:

  • услуги органа по сертификации (оценку стоимости этих услуг я давать не буду);
  • проведение научно-исследовательских работ в арендной базе предприятия по выявлению лесов высокой природоохранной ценности, ареалов обитания/произрастания «краснокнижных» видов флоры и фауны, репрезентативных участков леса. Подобную работу следует доверить старшим научным сотрудникам вуза или исследовательского центра, стоимость − от 100 000 рублей;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, до 4000 рублей за одно рабочее место;
  • закупку спецодежды, средств индивидуальной защиты, средств пожаротушения, аптечек, организацию мест хранения ГСМ;
  • отдельно придется обеспечить всех рабочих с бензопилами специальными защитными костюмами из антипропильного материала, стоимость одного такого полукомбинезона − от 2000 рублей;
  • реализацию мероприятий по улучшению экологических показателей предприятия;
  • оборудование информационных стендов, опубликование статей, имиджевых материалов, при желании разработку сайта в сети Интернет.

Это самые типичные статьи затрат на сертификацию. Кроме того, необходимо учесть, что на момент проведения основного аудита у предприятия не должно быть задолженностей перед третьими сторонами, все предписания контролирующих органов должны быть исполнены, социальные гарантии перед своими работниками и населением реализованы в полной мере.

И помните: практика показывает, что все заранее учесть просто невозможно, поэтому будьте готовы к незапланированным затратам.

Таким образом, расходы на сертификацию вышеуказанного предприятия составят от одного миллиона рублей. Оговорюсь, что эти затраты необязательно производить единовременно, в течение трех-четырех месяцев. Их можно распределить на один-два года, самые затратные мероприятия отложить или реализовывать постепенно. Очень важно распределить их грамотно, в соответствии с общей стратегией развития всего предприятия.

Но если вы составляете, например, программу экологических мероприятий на три года, аудиторы обязательно будут проверять обоснованность длительности программы и степень её реализации на каждом контрольном аудите.

− Давайте подведем итог и обобщим ваши рекомендации при подготовке предприятия к сертификации…

− Итак, вы проанализировали ваши возможности, сделали прогноз развития рынков сбыта и приняли решение о необходимости получения сертификата вашим предприятием. Сначала запланируйте в бюджете необходимые суммы на подготовку. Прежде всего вы оплатите проведение предварительного аудита и, если пожелаете, часть стоимости услуг консультантов. Стоит сразу заказать проведение научно-исследовательских работ, поскольку на них может уйти значительное время, а после этого на их основе ещё нужно подготовить конкретные методики для предприятия, провести консультации с лесничеством, агентством лесного хозяйства и природоохранными организациями.

Разработайте стратегические цели вашего бизнеса, составьте программу природоохранных мероприятий и работ по охране труда, сделайте графики закупки спецодежды, средств индивидуальной защиты и так далее. Я уж не говорю, что деятельность вашего предприятия должна полностью соответствовать требованиям национального законодательства, а это уже само по себе подвиг.

Ближе к окончанию научно-исследовательских работ проведите круглые столы с участием местного населения. Вообще наладьте отношения со всеми заинтересованными сторонами − это существенный аспект FSC-сертификации; конфликты, выявленные в ходе основного аудита, вам ни к чему. Ключевым моментом подготовки к сертификации я считаю постоянную работу с персоналом организации − от её владельцев до сторожей. Информируйте их о сертификации, обучайте новой системе, доводите до ответственного персонала требования всех разработанных документированных процедур.

Безусловно, это далеко не полный перечень работ по подготовке к FSC-сертификации, но в рамках темы нашего разговора это я считаю достаточным. Несмотря на все трудности этого процесса, я верю, что FSC-сертификация является одним из инструментов, которые сделают ваши предприятия лидерами отрасли, помогут выстоять в сегодняшней непростой ситуации со сбытом продукции, а лесную отрасль Иркутской области выведут из состояния сырьевого придатка растущих экономик стран Тихоокеанского региона.

Беседовала Мария СОЛОВЬЕВА