Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Биоэнергетика

Пеллеты и контрактинг. Что общего?

«Если есть что-то, что мы не в состоянии сделать эффективнее,
дешевле и лучше, чем конкуренты, нет смысла в том, чтобы мы это делали сами, -
мы должны привлечь к этой работе кого-то, кто сделает ее лучше, чем мы».
Генри Форд

Энергетический контрактинг (то есть услуга на энергетическом рынке, когда производство и подача энергии осуществляются фирмой, специализирующейся в области энергетики) с использованием пеллет и другой биомассы предполагает генерацию экологически чистой тепловой и (или) электрической энергии по конкурентным ценам, энергоэффективность и энергосбережение.

Само понятие «контрактинг» дословно переводится с английского как «заключение контракта». Еще в конце ХVIII века концепцию контрактинга разработали знаменитый изобретатель паровой машины Джеймс Уатт и его деловой партнер - известный бирмингемский промышленник Мэтью Болтон. «Мне нужен такой источник энергии, чтоб не уставал, как лошади, и чтоб работал эффективно», - говорил Болтон. Идея была очень актуальна для того времени - начала индустриальной эпохи: партнеры продавали свои паровые машины за суммы, эквивалентные стоимости корма, который съели бы лошади, выполняющие такую же работу, как машины. «Мы предоставим вам бесплатно паровую машину. Мы ее установим и будем обслуживать пять лет. Мы гарантируем вам, что уголь для этой машины будет стоить меньше, чем в данный момент корм для лошадей, которых вы используете, чтобы выполнить ту же работу. И все, что мы от вас требуем, это одна треть от тех денег, которые вы сэкономите», - заявляли своим клиентам компаньоны. Постепенно сотни паровых машин компании «Болтон и Уатт» были установлены на шахтах и заводах, что в итоге привело к индустриальной революции в Британии, а потом и за рубежом.

После нефтяного кризиса 70-х годов прошлого века началось развитие энергосберегающих технологий, и контрактинг получил свое второе рождение, сначала в США, а потом и в Европе. Наибольшее распространение он получил в Германии и Австрии - передовых в сфере использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и энергосберегающих технологий европейских странах.

Срок действия контрактинга составляет от нескольких до 15 лет, а эффект от энергосбережения достигает в некоторых случаях более 50%. Поэтому потенциал рынка предоставления услуг по контрактингу очень большой: например, в США рынок растет ежегодно в среднем на 25%.

Основная идея контрактинга заключается в возможности повышения энергоэффективности и, следовательно, стоимости объекта без привлечения дополнительных средств на финансирование. Не только финансовые, но и все технические риски берет на себя контрактор, то есть он проектирует, устанавливает и эксплуатирует оборудование за свой счет. Все инвестиции контрактора в проект оплачиваются за счет средств, сэкономленных благодаря использованию энергосберегающих технологий. Для страхования инвестиций контрактора установленное оборудование, как правило, остается в его собственности.

В период действия договора контрактинга заказчик ежемесячно выплачивает контрактору из средств, сэкономленных за счет полученного энергосбережения, определенные договором суммы. Заказчик компенсирует инвестиции контрактора по такой схеме до тех пор, пока все его расходы и оговоренные в договоре размеры прибыли не будут покрыты.

Остановимся подробно на достоинствах классической схемы контрактинга:

  • Как сказано выше, заказчику не нужно инвестировать собственные средства в проект, а в конечном счете он получает прибыль за счет сокращения расходов на энергию.
  • Заказчик получает высокотехнологическое энергосберегающее оборудование (во многих случаях довольно дорогостоящее), которое сам вряд ли бы приобрел.
  • Заказчику не нужно заниматься планированием, проектированием, монтажом, сервисом, снабжением объекта топливом и т. п.
  • По всем вопросам у заказчика только одно контактное лицо - контрактор.
  • Заказчик не несет никаких управленческих расходов, связанных с объектом контрактинга, не делает никаких дополнительных инвестиций.
  • Контрактинг дает позитивный экологический эффект. По заключениям экспертов, контрактинг в энергетике ЕС, США, Японии и других стран позволяет снизить выбросы парниковых газов в атмосферу на 100 млн т ежегодно.

Контрактором в основном выступают энергосервисные компании (ЭСКО), энергосбытовые компании, производители оборудования для генерации энергии, инжиниринговые компании, специализированные предприятия по обслуживанию домов, офисных зданий, больниц, культурно-образовательных и спортивных учреждений и т. д.

В ЕС контрактинг активно стимулируется государством, что обеспечило общий объем европейского рынка контрактинга более 10 млрд евро, и этот рынок обладает потенциалом стабильного роста. Во многих странах уже существуют ассоциации и союзы контракторов, разрабатываются и внедряются стандарты контрактинга. В Австрии, к примеру, министерство экологии учредило звание «Энергопрофи» для лучших контракторов страны. Государственное стимулирование контрактинга заключается в следующем: предоставлении государственных заказов, проведении энергоаудита, предоставлении субсидий, налоговых льгот, обеспечении финансирования и софинансирования, популяризации и информационном обеспечении контрактинга.

Контрактинг и пеллетные котлы

С каждым годом в Германии в контрактинге все шире используют пеллетные котлы. Пеллеты, как стабильный в ценовом отношении вид топлива, представляет для контракторов и заказчиков контрактинга особый интерес. Например, контрактинг - одно из направлений деятельности самой большой в ФРГ лизинговой компании Deutsche Leasing AG. Основная сфера деятельности этой компании с 1962 года - лизинг автотранспорта, разного рода промышленного оборудования и недвижимости. В центральном офисе компании в Бад Хомбурге (федеральная земля Гессен) в 2010 году после капитального ремонта для когенерации (генерации тепловой энергии для отопления и ГВС, а также для выработки электроэнергии) было установлено два пеллетных котла мощностью 300 кВт, два газовых котла и модульная мини-ТЭС. Все оборудование поставлено по классической лизинговой схеме, которая в подобных случаях называется контрактингом. Как и при лизинге, оборудование в этой схеме является собственностью контрактора (контрактор соответствует лизингодателю по договорам лизинга). Клиент (заказчик), в нашем случае сама лизинговая компания, ежемесячно выплачивает контрактору Energiecontracting Heidelberg AG (EHC) оговоренные сторонами в контракте суммы за полученную тепловую энергию (по счетчику). Контрактор отвечает не только за надежную работу и надлежащее состояние (обслуживание, текущий и другие виды ремонта, замену расходных частей и т. п.) оборудования, но и за гарантированную поставку в срок качественного топлива, для обеспечения чего контрактор заключает договоры исключительно с местными сертифицированными трейдерами на рынке (в данном случае на рынке твердого биотоплива - пеллет). Пример Deutsche Leasing AG и Energiecontracting Heidelberg AG иллюстрирует классическую схему контрактинга энергоснабжения, которая применяется в 86% всех договоров контрактинга в Германии. При такой схеме контрактор сам планирует, финансирует, вводит в эксплуатацию энергетический генерирующий объект либо принимает право собственности на него и продает энергию (в некоторых случаях и топливо) заказчику. Менее распространены в ФРГ другие схемы контрактинга: контрактинг энергосбережения (также oн называется перформанс-контрактинг, или сберегательный контрактинг) - на его долю приходится 9%, контрактинг с управлением и обслуживанием и контрактинг с финансированием - вместе 5%. Различия всех этих форм контрактинга представлены на рис. 1.

Рисунок 1
Рисунок 1

В Германии контрактинг с использованием пеллетных котлов и котельных получил большое распространение у собственников многоэтажных зданий. Вот один пример: в Вильштэтте - коммуне, расположенной между Шварцвальдом и Рейном, проживает 9200 человек. Еще в 2009 году совет коммуны признал необходимость полностью модернизировать или заменить устаревшую и малоэффективную систему отопления в школьном центре коммуны, куда входят две школы, два спортзала, детский садик и служебные помещения. В 2011 году был заключен договор с компанией-контрактором Gauss Energie-Contracting GmbH, а уже в 2012 году была введена в эксплуатацию локальная котельная с одним пеллетным котлом на 300 кВт и двумя газовыми котлами общей установленной мощностью 1180 кВт. Ежегодная экономия затрат на отопление теперь составляет около 12 тыс. евро.

Если ранее в Германии частным домовладельцам использование контрактинга было неинтересно, то с повышением стоимости отопления и появлением новых законодательных требований по энергоэффективности жилых зданий и использованию возобновляемых источников энергии (закон о возобновляемой тепловой энергии - EEWaermeG и Предписание по энергосбережению EnEV) эта тема становится довольно привлекательной даже для объектов, где требуется мощность менее 50 кВт. По так называемым договорам мини-контрактинга пеллетные котлы подобной мощности устанавливаются в частном секторе и обеспечивают в год в среднем 16% экономии средств в сравнении с жидкотопливными котлами, а в сравнении с газовыми котлами - более 30%. При сроке окупаемости инвестиций в установку пеллетных котлов до четырех лет и при договоре контрактинга продолжительностью 15-20 лет, для контрактора договоры мини-контрактинга являются довольно востребованными. По результатам последнего опроса общественного мнения в Германии, 73% опрошенных частных домовладельцев заинтересованы в получении услуг на основании договоров мини-контрактинга. А потенциал в этом секторе очень серьезный - в ФРГ 11 млн только так называемых односемейных домов. Если из этого числа всего лишь в 10% подобных домов установить пеллетные котлы, то в год дополнительно потребуется не менее 5 млн т пеллет!

Теперь подробно рассмотрим основные формы контрактинга.

Контрактинг энергоснабжения

Контрактор устанавливает и эксплуатирует энергетическую установку/оборудование на свой страх и риск на основе долгосрочного договора с заказчиком. Оборудование - зачастую это модульные котельные и блочные электростанции - находится в собственности контрактора. Сроки договоров составляют от 5 до 20 лет. Взаимной целью контрактора и заказчика является достижение экономических и экологических преимуществ путем оптимизации выработки тепловой и электрический энергии и повышения эффективности оборудования. При этой модели услуги оплачиваются не в результате экономии энергии - заказчик рассчитывается за предоставленную энергию по счетчику, по итогам ее потребления. Кроме того, нет гарантии на экономию, в отличие от контрактинга энергосбережения.

Таким образом, все расходы контрактора на финансирование, установку, обслуживание и выработку энергии погашаются ежемесячно. Как правило, при этом варианте контрактинга применяется двухэтапная система ценообразования, которая состоит из фиксированной базовой цены (Х кВт в год или месяц) и рабочей цены (Y кВт/ч). На практике применяются разные формулы расчета, оговоренные условия и скользящие цены.

Контрактинг энергосбережения

Рисунок 2
Рисунок 2

Рисунок 3
Рисунок 3

Он также называется перформанс-контрактинг, или сберегательный контрактинг (рис. 2 и 3). После оценки здания путем энергоаудита контрактор составляет коммерческое предложение. В нем перечисляется ряд необходимых мероприятий, которые приведут к гарантированной экономии тепловой энергии/воды/газа/электричества или других ресурсов. В случае принятия заказчиком этого предложения контрактор финансирует и реализует все мероприятия, которые необходимы для достижения экономии энергии и ресурсов, т. е. проектирует, устанавливает и эксплуатирует оборудование. В качестве оплаты контрактор получает долю общей экономии ресурсов до тех пор, пока полностью не будут погашены его расходы по финансированию, проектированию, установке, эксплуатации с учетом его прибыли. Начальное финансирование может обеспечиваться контрактором или заказчиком в виде аванса на работы по проектированию и установке. Сберегательный контрактинг может эффективно применяться в случае уже организованной системы управления энергопотреблением (энергоменеджмента), в качестве ее оптимизации и дополнения. Экономия в полном объеме предоставляется заказчику после истечения срока действия договора по контрактингу. Установленное оборудование переходит на баланс заказчика объекта после полной оплаты с его стороны контрактору.

Cуществуют следующие основные виды финансирования контрактинга: контрактор финансирует проект из собственных средств; контрактор берет кредит для финансирования проекта или использует один из видов лизинга; контракторы, не располагающие достаточными средствами, предпочитают схему, по которой заказчика финансирует третья сторона - банк, лизинговая или инвестиционная компания (такая схема контрактинга очень популярна в США). В зависимости от срока действия и вида контракта применяется четвертая - смешанная схема финансирования контрактинга.

Все формы контрактинга принимаются в каждом конкретном случае по результатам переговоров с заказчиком. Наиболее эффективным является вариант снижения затрат и энергоемкости крупных промышленных объектов, производственных и офисных помещений, торговых центров, гостиниц, больниц, школ и т. п.

Что касается России, то, к сожалению, недостатки законодательной базы в части контрактинга приводят к сложному отношению властей к тому или иному проекту. Невысокий интерес со стороны потенциальных заказчиков и инвесторов связан как с вышеупомянутыми пробелами в законодательстве, так и с недостаточной информированностью населения и отсутствием необходимого числа экспертов по контрактингу.

В Российской Федерации контрактинг актуален в сфере ЖКХ, особенно для децентрализованной энергетики северных и дальневосточных регионов (себестоимость генерации электроэнергии на некоторых дизельных электростанциях, к примеру, в Красноярском крае, достигает 40 руб./кВт·ч при установленных тарифах для населения до 4 руб./кВт·ч).

Сделать вывод, что процесс хоть еще и не пошел, но вроде бы сдвинулся с места, можно по результатам посвященной проблемам ЖКХ встречи 24 июля 2015 года Владимира Путина с членами правительства. Президент РФ считает, что финансировать ЖКХ из бюджета неэффективно, и предложил обсудить, как правительство намерено привлекать в эту отрасль частный капитал.

«Мы послушаем министра строительства и ЖКХ, который расскажет о привлечении инвестиций, прежде всего частных, в жилищно-коммунальное хозяйство. Это очень важный вопрос, и очевидно, что без его решения таким образом мы вряд ли сможем кардинально изменить ситуацию в отрасли», - заявил Владимир Путин в начале встречи. Министр строительства Михаил Мень доложил, что в России введено долгосрочное тарифное регулирование, которое начнет функционировать с 1 января 2016 года, принято решение о закреплении предпринимательской прибыли в тарифах, а также о совершенствовании концессионного законодательства. По состоянию на второй квартал 2015 года в ЖКХ действовали 452 концессионных соглашения, а за 2014 год по таким соглашениям в эту сферу поступили частные инвестиции в объеме 126 млрд руб. Однако в небольших городах проблема привлечения частных инвестиций очень острая. Между тем ранее замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис заявил, что рынок ЖКХ в России становится интересен инвесторам: «Доходность в этой сфере в нашей стране достигает 28%. Сейчас менее 15% предприятий ЖКХ управляются частными компаниями, к 2020 году мы хотим увеличить этот показатель до 80%».

То есть за четыре года, оставшиеся до 2020-го, предполагается 65% предприятий ЖКХ передать в управление частным компаниям. Это огромный потенциал для применения всех форм контрактинга. Остается только надеяться, что богатейший опыт контрактинга в других странах будет в полном объеме воспринят отечественными чиновниками и инвесторами, что приведет в конечном счете к колоссальной экономии бюджетных средств и поспособствует формированию нового высокорентабельного бизнеса в сфере энергетики для ЖКХ.

Сергей ПЕРЕДЕРИЙ, Германия,
s.perederi@eko-pellethandel.de