Значение деревянного домостроения для территориального развития России
Освоение и обустройство необжитых, но располагающих природными ресурсами территорий страны - большая общегосударственная проблема. Для ее решения необходим комплексный и системный подход к постановке и выполнению задач территориального развития многих регионов.
Одна из важнейших задач - жилищное строительство. Его основой может и должна стать малоэтажная застройка.
Актуальность проблемы
Среди причин, обуславливающих и обостряющих проблему территориального развития нашей страны, следует выделить следующие.
Весьма низкие удельные показатели промышленно-гражданского и транспортного строительства: его объекты занимают, даже без учета районов, непригодных для постоянного проживания людей (Крайний Север и др.), не более 3% территории страны, следствием чего является очень низкая плотность населения, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.
Освоение нефтегазовых месторождений ведется и может вестись вахтовым методом при довольно низких затратах на социальную инфраструктуру, но земледелие и другие области сельхозпроизводства требуют оседлости населения. Эту проблему стратегического значения, в частности, для продовольственной безопасности страны и увеличения ее экспортного потенциала невозможно решить ни вахтовым методом организации работ, ни с помощью многоэтажной застройки территорий. При вахтовом методе транспортная доступность районов, в которых ведутся работы, зачастую обеспечивается авиацией, а для районов сельхозпроизводства необходима развитая сеть автомобильных дорог. По объемам, срокам, качеству и затратам отечественное автодорожное строительство пока резко уступает регионам, сопоставимым по природным условиям с регионами нашей страны, например, Канаде и Скандинавии.
За последнюю четверть века с карты России исчезло более 20 тыс. сел и деревень, что привело к опустошению ранее освоенных земель; поля зарастают сорняками и молодым лесом, дичают целые районы.
Особенно заметен этот процесс на Северо-Западе европейской части России, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Именно в Забайкальском крае возникла идея передать пустующие земли соседней стране. Сегодня площадь заброшенных сельхозугодий составляет почти 40 млн га - это площадь территории некоторых европейских государств!
Процесс сокращения сельских поселений в определенной мере можно было бы считать естественным, если бы он не инициировался и не ускорялся «оптимизацией» бюджетных расходов на социальную инфраструктуру названных поселений - школы, больницы, клубы. Закрыли школу, ликвидировали больницу или фельдшерско-аптечный пункт, повесили замок на дверь клуба - деревня умерла, поля опустели, жители разъехались, кто помоложе - подался в город.
За последнее столетие соотношение численности городского и сельского населения кардинально изменилось: в начале прошлого века сельское население России составляло около 70%, сегодня - не более 30%. Рост числа городских жителей обусловил многократный рост нового жилфонда и его многоэтажность, высокую плотность застройки и постепенную урбанизацию современных городов. Нынче наши крупные города на фоне «неперспективных» сельских поселений и огромных заброшенных и неосвоенных территорий представляются населению островками относительного благополучия, создавая в умах людей иллюзию современного уровня качества жизни и стабильности.
Резкий контраст между колоссальными запасами природных ресурсов (ископаемых, древесины промышленных пород, плодородных земель и др.) и низким уровнем их освоения и развитием территорий страны.
По этой причине на Западе уже создали доктрину общепланетарной принадлежности и доступности ресурсов нашей страны. Эту доктрину активно поддерживают многие развивающиеся страны, испытывающие критический дефицит пресной воды. Таким образом формируется комплекс вызовов и угроз национальной безопасности России, требующий принятия оперативных и адекватных мер государством. Очевидно, что только одним, безусловно необходимым, но явно недостаточным усилением оборонной мощи страны эти угрозы не остановить. Одной из ключевых проблем будет оставаться слабое развитие огромных территорий страны. Приоритетным решением этой проблемы, учитывая всю совокупность геополитических и социально-экономических факторов, может быть масштабная малоэтажная застройка как неосвоенных, так и заброшенных территорий.
Одним из весомых аргументов для ее проведения является землеемкость малоэтажных и многоэтажных домов как обратный показатель плотности застройки, характеризующий отношение площади участка застройки и придомовой территории, используемой для хозяйственной деятельности людей, к общей площади помещений в жилом здании. Несложные расчеты показывают, что для пятиэтажного дома показатель землеемкости не превышает 2, а при малоэтажной застройке он может быть около 100, т. е. осваивается в 50 раз больше территории. К тому же хозяйственного использования земельного участка при многоэтажных домах по сути нет, а при малоэтажной застройке земля, как правило, вовлекается в сельхозпроизводство, что положительно сказывается на продовольственной безопасности владельцев малоэтажных домов, конкретного региона и всей страны.
Явное отставание отечественного лесопромышленного комплекса от тенденций использования древесины в других странах, изготавливающих и реализующих лесопродукцию с высокой добавленной стоимостью.
Из одного кубометра заготовленной деловой древесины предприятия нашего ЛПК получают в разы меньше конечной продукции (в стоимостном выражении), чем зарубежные компании. Если стоимость 1 м3 пиловочника условно принять за 1, то в результате его переработки на сухие специфицированные пиломатериалы этот показатель вырастет до 5-7, в производстве деревянных клееных конструкций - до 10-15, а в строительстве деревянного дома, в стоимости которого стоимость деревянных деталей доходит до 70%, эффективность переработки древесины составляет до 35-40 условных единиц.
Отечественный ЛПК уже многие годы находится лишь в начале этой шкалы эффективности лесопользования, реализуя внутри страны и на экспорт в основном только круглые и пиленые пиломатериалы.
Строительство и ремонт продолжают оставаться основным вариантом использования деревянных конструкций, изделий и деталей, позволяющим лесопромышленному производству кратно увеличивать свою эффективность, но пока не является приоритетом малоэтажной застройки. Решение задач территориального развития страны на основе малоэтажной застройки непосредственно и положительно скажется на структуре и эффективности ЛПК. Важнейшим основанием для этого предположения является почти полное совпадение основной части неосвоенных и заброшенных территорий с лесоизбыточными и лесодостаточными регионами страны (Северо-Запад европейской части России, Урал, южные области Западной и Восточной Сибири, Забайкалье, Дальний Восток).
Действующие правила землепользования регулируют земельные отношения преимущественно в границах существующих поселений.
Для освоения новых территорий должны быть приняты правила, учитывающие цели и задачи территориального развития регионов и землеемкость малоэтажной застройки, обеспечивающие полноценную и общественно значимую хозяйственную деятельность на земельном участке.
Для оценки подходов к решению этой задачи целесообразно сравнить два отечественных примера освоения территорий: столетней давности и нынешний (по Дальнему Востоку).
«Великое переселение», как назвали соотечественники программу освоения дальневосточных земель российскими безземельными и малоземельными крестьянами, предусматривало: выделение до 15 га пахотной земли на главу семейства и до 45 га на семью, оплату проезда, выделение ссуд и низкопроцентных кредитов, помощь в приобретении скота и сельхозинвентаря и т. д. Именно потомки тех переселенцев до сих пор составляют основу населения дальневосточных районов страны.
В прошлом году руководство Дальневосточного федерального округа выступило с идеей выделить по 1 га (!) свободной земли всем желающим заниматься ее освоением. Идея одобрена руководством страны и обрела форму федерального закона. Особых льгот и преференций закон не предусматривает, но систему ограничений устанавливает. Очевидно, что с таким подходом масштабную задачу территориального развития страны не решить. Земельный участок площадью 1 га может быть использован для мелкотоварного производства (пчеловодства, цветоводства, ведения промысла, овощеводства и т. п.), но он явно не подходит для крупнотоварного животноводства и других видов сельхоздеятельности. Прежде чем «нарезать» площади неосвоенных земель, каждый регион должен определиться с оптимальными для его условий видами сельскохозяйственной и иной деятельности. Без этого мы рискуем получить, условно говоря, очередное издание дачного землепользования.
Сегодня сложилось три типа малоэтажной застройки - новопоселенческая, когда создается новое поселение из малоэтажных домов; внутрипоселенческая, т. е. строительство малоэтажных домов в границах существующих поселений; внепоселенческая характерная для строительства малоэтажных домов вне территорий поселения. Последний тип малоэтажной застройки наиболее перспективный для решения задач освоения необжитых территорий. И если у внутрипоселенческой и новопоселенческой застройки, как правило, есть ограничения по площади землепользования, то для внешнепоселенческой застройки не должно быть подобных ограничений, а определяться она может видом хозяйственной деятельности и размером земельных площадей, необходимых для эффективного ведения этой деятельности.
Для внепоселенческой застройки проблема энергообеспечения будет более острой, чем для новопоселенческой и внутрипоселенческой.
Кардинальное решение этой проблемы возможно на основе разработки и производства автономных систем жизнеобеспечения внепоселенческой застройки (АСЖО), использующих нетрадиционные и альтернативные источники топлива и энергии (солнца, ветра, биогаза и т. д.) с учетом имеющегося мирового опыта и опробованных отечественных разработок.
При определении типов АСЖО внепоселенческой застройки необходимо учитывать как особенности местных ресурсов - направления и силу ветров, число солнечных дней в году и т. п., так и потребности в энергии для осуществления разных видов деятельности. АСЖО также обеспечат переработку производственных и бытовых отходов в биогазовых установках с получением биогаза и органических удобрений. АСЖО как наукоемкая продукция требуют создания новых производств в системе энергомашиностроения, что обеспечит новые высокотехнологичные рабочие места для тысяч россиян.
Использование альтернативных источников энергии - задача общепланетарного масштаба, которая уже решается многими странами. Например, Китай, активно развивающий альтернативную энергетику, достиг такого объема производства возобновляемых источников энергии (ВИЭ), который сопоставим с общим объемом производства энергии в России. В соответствии с программой развития альтернативной энергетики в ЕС (т. н. «Программой 20-20-20»), к 2020 году объемы производства энергии из ВИЭ должны вырасти на 20% по сравнению с сегодняшними показателями при сокращении на 20% объемов потребления традиционных энергоносителей (нефти, газа, угля). Наша страна может и должна развивать производство АСЖО и активно расширять сферы их применения при решении задач территориального развития на основе масштабной малоэтажной застройки.
Малоэтажные дома в современных условиях стали объектом недвижимости, т. е. товаром. Но они не являются объектом технического регулирования и нормативно-правового обеспечения.
Градостроительный кодекс РФ, действующий более 10 лет, десятки раз уже дополненный и измененный, определяет градостроительство как деятельность по развитию территорий страны, но никак не регламентирует виды малоэтажной застройки. Государственный контроль и строительный надзор относят малоэтажку не к объектам капитального строительства, а к объектам ИЖС - индивидуального жилищного строительства, т. е. по сути к объектам самостроя.
Параметры безопасности любой промышленной продукции и условия их обеспечения установлены ФЗ «О техническом регулировании», действующим с 2003 года; для строительной продукции они регламентированы Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, но для объектов малоэтажного домостроения подобных документов нет.
Малоэтажный дом - конструктивно сложный товар длительного пользования и в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» он должен быть обеспечен его изготовителем (продавцом) комплектом информационно-справочных материалов о конструкциях и стройматериалах, правилах эксплуатации дома и уходе за ним. Однако отечественный стройкомплекс упорно игнорирует требования этого закона, занимая и отстаивая позицию советского госстроя: мол, наше дело построить, а за эксплуатацию пусть отвечают другие. Не в этом ли одна из основных причин существования значительных объемов аварийного и ветхого жилфонда в нашей стране?
Современное отечественное малоэтажное домостроение испытывает серьезный дефицит нормативного обеспечения (в виде ГОСТ, СНиП, СП и др.) и руководствуется разрозненными нормативными документами многолетней давности. Например, ГОСТ 11047 на деревянные детали для малоэтажных зданий действует более 25 лет и явно не соответствует реалиям современного деревянного домостроения.
Малоэтажная застройка: реальные возможности
Геополитическая значимость и крупномасштабность проблематики территориального развития страны предопределяют комплексный и программно-целевой подход к ее решению на основе объективной оценки реальных возможностей малоэтажной застройки в формате государственных программ, планов, заданий.
Анализ рассматриваемой проблематики позволяет отнести к реальным возможностям: малоэтажную застройку, деревянное домостроение, нормативно-правовое обеспечение. Решение проблемы транспортного и энергетического обеспечения малоэтажной застройки необходимо считать потенциально возможной.
Малоэтажная застройка наиболее соответствует целям освоения необжитых территорий, т. к. по землеемкости и строительным затратам значительно выгоднее многоэтажной застройки; наиболее предпочтительной является внепоселенческая застройка.
Для санации (оздоровления) «неперспективных» сельских поселений малоэтажная застройка незаменима прежде всего в виде многофункциональных (смешанных) домов, в которых жилые помещения соседствуют с зонами производственной, торговой и др. деятельности (дом - магазин, дом - фельдшерско-аптечный пункт, дом - мастерская бытового обслуживания и т. п.). Возможно строительство малоэтажных домов, предоставляемых молодым специалистам на льготных условиях аренды.
Малоэтажная (коттеджная) застройка может органично сочетаться с многоэтажной застройкой при промышленном освоении залежей полезных ископаемых на новых территориях.
Явные возможности и достоинства этого вида застройки должны учитывать особенности регионов, их потребности, традиции, ресурсы. Решения об использовании малоэтажной застройки не могут быть универсальными и должны приниматься на основе детально изученных потребностей и ресурсов каждого района и региона. На основе результатов этого изучения могут быть разработаны каталоги малоэтажных жилищ в каждом регионе. Подобные каталоги должны базироваться на предпочтительных типах малоэтажных домов и жилищ, т. е. с учетом необходимости освоения и обустройства придомового земельного участка, оптимально соответствовать условиям региона и его потребностям, содержать проектно-конструктивные решения зданий и сооружений, перечень необходимых для строительства материалов, конструкций и изделий, учитывающий возможности региональной стройиндустрии. Каталоги должны предоставляться потенциальным потребителям и заказчикам малоэтажной застройки. Привлекательность малоэтажной застройки и ее региональные объемы в значительной мере будут определяться комплексом общегосударственных решений по финансово-экономическому стимулированию, по транспортному и энергетическому обеспечению малоэтажной застройки.
Малоэтажные дома классифицируют по виду стеновых материалов (деревянные, кирпичные, панельные, каркасные и т. д.). Типология малоэтажного домостроения довольно обширна - несколько десятков типов домов, подразделяемых по этажности, ценовой доступности и другим категориям. По ряду весомых причин, определяющих приоритетность малоэтажной застройки для решения рассматриваемой проблематики, основным типом малоэтажных жилых зданий следует считать именно деревянные дома.
У деревянного домостроения имеется, прежде всего, максимально доступное ресурсное обеспечение именно в регионах с большими площадями неосвоенных и заброшенных земель. По запасам деловой древесины эти регионы являются лесоизбыточными или лесодостаточными. Эти регионы минимум на 70% (такова доля деревянных конструкций, изделий и деталей в стоимости комплекта стройматериалов для деревянных домов) могут обеспечить малоэтажное домостроение продукцией региональных деревообрабатывающих производств.
Потребности в продукции деревообработки определяются простым расчетом: для строительства дома общей площадью 100 м2 необходимо 100 м3 деловой хвойной древесины в виде пиловочника.
Деревянные дома отличаются экологичностью, повышенной комфортностью условий проживания людей и другими потребительскими качествами и, как правило, на 20-25% дешевле кирпичных или каменных. Деревянное домостроение не требует значительных строительных затрат и применения грузоподъемной техники: бригада строителей возводит «коробку» малоэтажного дома за несколько дней.
При правильном проектировании, доброкачественном и профессиональном изготовлении домокомплектов и строительстве и при грамотной эксплуатации деревянного дома, как показывает отечественная практика домостроения в прошлом и даже позапрошлом веках, у деревянного дома может и должен быть срок службы не менее 50 лет. Считается, что у деревянных домов высокая пожароопасность и низкая биостойкость (т. е. древесина, из которых они сделаны, подвержена гниению). Однако эти опасения и даже утверждения не оправдываются при соблюдении вышеизложенных условий создания и эксплуатации деревянных домов и не подтверждаются практикой страхования малоэтажных домов в европейских странах.
Серьезным препятствием для широкого развития деревянного домостроения может стать (и в ряде регионов уже становится) структура лесопользования. Она характеризуется усиленной вырубкой лесфонда для увеличения объемов экспортных поставок преимущественно в виде круглых лесоматериалов и пилопродукции (особенно бруса), что приводит к нарастающему дефициту деталей домокомплектов из хвойной древесины для строительства и росту запасов мягколиственной древесины (березы, осины и др.), особенно на Северо-Западе европейской части страны. Эта проблема может быть решена как путем регулирования структуры лесопользования (для чего у государства имеется множество механизмов - пошлины, льготы и т. п.), так и путем увеличения объемов использования в деревянном домостроении ресурсов мягколиственной древесины не только с учетом существующих нормативных требований, но и на основе новых организационно-структурных принципов деревообрабатывающих производств и передовых технологий 3,4.
Современное деревянное домостроение использует региональные, довольно дешевые сырьевые ресурсы и обеспечивает их комплексную (почти без отходов) переработку с высокой добавленной стоимостью, стимулирует местную стройиндустрию и другие отрасли региональной экономики (например, производство мебели), создавая новые высокотехнологичные рабочие места, расширяет возможности и увеличивает объемы межрегиональных поставок комплектов деревянных конструкций, изделий и деталей для других типов домов, в строительстве которых используются местные строительные материалы, в частности блоки, камни и др.
Для реализации преимуществ деревянного домостроения наряду с комплексом государственных мер по территориальному развитию страны необходимо оперативное и комплексное нормативно-правовое обеспечение малоэтажной застройки, определяющее современные требования к безопасности и качеству малоэтажной застройки и ее статус в условиях рыночных отношений.
Нормативно-правовое обеспечение малоэтажного домостроения должно базироваться на совокупности правовых актов (кодексов, законов) и нормативных документов (стандартов, норм и правил), образующих, условно говоря, конституцию этого сектора стройкомплекса, реализуемую на каждой стадии создания и использования малоэтажных домов - при их проектировании, производстве, строительстве и эксплуатации. Подобного свода нормативных документов для малоэтажного домостроения сегодня по сути нет, но он может и должен быть создан на основе оперативной корректировки действующих правовых актов и разработки нормативных документов.
Градостроительный кодекс РФ необходимо дополнить положениями о четком правовом статусе малоэтажного домостроения, ежегодные объемы ввода которого составляют около половины объемов вводимого жилья. Требуется регламентировать ряд основных понятий: «малоэтажное жилое здание», «малоэтажный дом», «малоэтажное жилище», «малоэтажная застройка» и ее виды, ввести государственный контроль соответствия малоэтажных домов и жилищ обязательным нормативным требованиям, установить формы их экспертизы и стройнадзора. Могут понадобиться соответствующие дополнения и изменения в Жилищный и Земельный кодексы и в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений; регламент должен установить реальные и действенные (а не нынешние формальные) виды и способы подтверждения соответствия (сертификации) как объектов малоэтажного домостроения, так и других строительных объектов, а также обязательность их обеспечения полными информационно-справочными материалами (паспортами) в соответствии с действующим Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Одновременно с уточнением и дополнением этих правовых актов может начаться работа по созданию комплекта нормативных документов, необходимых для обеспечения реализации положений и требований правовых актов. Как определила в конце 2015 года рабочая группа по деревянному домостроению при Минстрое РФ, требуется разработать более 20 нормативных документов.
В числе первых должен быть разработан свод правил (СП), регламентирующий виды и порядок малоэтажной застройки и соответствующий целевым установкам территориального развития регионов. Этот СП должен заменить действующие СП 11-111-99 по проектно-планировочному обеспечению малоэтажной застройки и СП 30-102-99 по планировке территорий для малоэтажной застройки.
Следует отметить, что оперативному и эффективному обновлению действующих и создающихся нормативно-правовых документов для малоэтажной застройки и ее объектов может способствовать имеющийся научно-практический задел в виде комплекса стандартов организации.
Варианты решения проблем
У решения проблем территориального развития страны в нынешних условиях могут быть два варианта, которые условно можно назвать чиновничьим и государственным.
Чиновничий вариант решения проблемы заключается в ее фрагментации (дроблении) по различным министерствам и ведомствам, отстаивающим свои интересы, в обилии переписки и отчетности, в не всегда объективных бюджетных расходах, в отсутствии деловых контактов с регионами. Печальная судьба Министерства регионального развития - пример чиновничьих попыток решения проблемы территориального развития страны.
Более 20 лет назад принималась Федеральная программа по развитию жилищного строительства. В части малоэтажного строительства программой предусматривались в основном одноэтажные здания площадью до 100 м2 со стенами из кирпича или железобетонных панелей. Чиновники - разработчики программы исходили, вероятно, из таких суждений: 100 «квадратов» - более чем достаточно для проживания семьи, типовыми проектами одноэтажных домов в проектных организациях шкафы забиты, заводы ЖБИ простаивают, а для «столярки» (окон, дверей, полов и др.) древесины навалом.
При обсуждении проекта программы в бывшем Госстрое РФ были обнародованы результаты исследований, проведенных фирмой «МП "ДОМ"» в 40 регионах страны методом анкетирования и опроса как чиновников районного уровня, так и потенциальных индивидуальных застройщиков (в основном фермеров). Мнения районных чиновников совпали в основном с предложениями разработчиков программы. Индивидуальные застройщики высказались за двухэтажные и одноэтажные с утепленной мансардой кирпичные или деревянные дома общей площадью 150-200 м2; предпочтение отдавалось внешнепоселенческой застройке. На основе пожеланий застройщиков фирмой «МП "ДОМ"» была разработана серия малоэтажных домов (система «Полидом»), в состав которой вошли около 30 проектных решений, соответствующих интересам более 90% опрошенных застройщиков. Программа была принята в «чиновничьем» варианте, а через несколько лет параметры малоэтажки (по этажности, площади, стеновым конструкциям) в сегменте доступного жилфонда стали очень близки к тем, которые были предложены «МП "ДОМ"». Регионы стали активно осваивать новопоселенческую застройку, но по сути игнорировали внепоселенческую застройку, требующую создания элементарной инфраструктуры. Новопоселенческая застройка на основе одноэтажных домов с минимумом архитектурного разнообразия во многом стала новой версией приснопамятного стандартного домостроения прошлого века.
Явные преимущества деревянных домов (по стоимости, доступности сырьевых ресурсов, экологии и др.) перед домами других типов обусловили ведомственный интерес к проблеме деревянного домостроения, и в конце 2015 года в Минстрое РФ была создана рабочая группа по поддержке этого вида малоэтажного строительства. Одним из первых результатов деятельности этой рабочей группы, состоящей из представителей Минстроя, Минпромторга, Минприроды и Россельхоза, является предложение о разработке свода правил «Проектирование и строительство энергоэффективных многоквартирных жилых и общественных зданий с применением деревянных конструкций».
Разработка этих сводов правил по изложенным выше критериям (землеемкости, освоению земельных участков и др.) даже в условиях острого дефицита современного нормативного обеспечения малоэтажного домостроения не будет иметь практического значения для решения проблем территориального развития страны. Подобный документ приведет к возрождению построек типа деревянных бараков периода индустриализации страны в 30-е годы прошлого века, разве что несколько менее убогих. Многоквартирные деревянные дома могут быть востребованы в узком сегменте социального жилфонда: для малоимущих и социально незащищенных слоев граждан, для переселения жильцов ветхих и аварийных домов, в регионах для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (наводнений, землетрясений) и т. п. случаях. Масштабное и доступное малоэтажное домостроение на такой нормативной базе вести невозможно. Подобные нормативные решения фрагментарно используют реальные возможности деревянного домостроения, но игнорируют, например, виды малоэтажной застройки. Именно такой подход заметен в самом названии документа - «Проектирование и строительство...», что характерно для российской традиционной строительной практики: наше дело построить, а за последующее состояние объекта не отвечаем. В этом одна из причин отрицательного отношения отечественного стройкомплекса к Федеральному закону «О защите прав потребителей». Не исключено, что ведомственные подходы и предложения могут вылиться в формат законопроекта, который в целом дискредитирует стратегию территориального развития страны на основе деревянной малоэтажной застройки.
Участники вышеназванной рабочей группы по деревянному домостроению отметили в конце 2015 года, что сегодня нет необходимой нормативно-технической базы этого сектора жилищного строительства и надо разработать более 20 нормативных документов. Но как выполнить эту работу, если Градостроительный кодекс РФ малоэтажку не считает объектом градостроительства? Видимо, требуется внести изменения в этот кодекс или разработать отдельный правовой акт, регламентирующий все аспекты малоэтажного домостроения. Эту проблему ведомства, входящие в состав указанной рабочей группы, не решат, что еще раз подчеркивает необходимость решения всех проблем территориального развития страны на уровне государства.
Государственный вариант решения геополитически важной и социально-экономически целесообразной задачи территориального развития регионов и всей страны, полагаю, должен базироваться на Доктрине освоения территорий страны, которую принимает Совет безопасности России; подготовку проекта доктрины должны осуществлять авторитетная общественная структура (например, ОНФ или Общественная палата РФ) с участием независимых специалистов-экспертов.
Целевой установкой доктрины должны стать государственные принципы политики в области оптимально равномерного освоения территорий преимущественно на основе малоэтажной застройки.
После принятия доктрины должна быть разработана Концепция территориального развития страны, которая конкретизирует принципы и задачи обустройства неосвоенных и заброшенных территорий на основе планов оптимальной малоэтажной застройки, определит объемы и этапы работ по уровням исполнения (федеральный, региональные, местные), направления использования реальных и активации потенциальных возможностей, поставит конкретные задачи перед министерствами и ведомствами и единым центром контроля и координации работ по реализации доктрины, обозначит необходимые объемы и источники финансирования. Концепцию должен утвердить Президент страны; он же образует совет по ее реализации и периодически проводит его заседания. Организация процесса на более низком уровне приведет к повторению судьбы национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
При разработке концепции, необходимой для реализации целевой установки доктрины, советом должны быть сформулированы конкретные задачи регионам, министерствам и ведомствам, получены и проанализированы их предложения и оценены на соответствие целевой установке. Естественно, что эта работа будет выполнятся госслужащими, т. е. чиновниками министерств и ведомств, поэтому проект концепции должен получить заключение негосударственной профессиональной экспертизы, которую могут выполнить отраслевые научно-технические общества (НТО) или их объединение - Российский Союз (РосСНИО). Авторское видение структурного алгоритма концепции изложено в статье, опубликованной в журнале «ЛесПромИнформ»7.
Основные ключевые задачи по оптимальному территориальному развитию страны на основе малоэтажной застройки деревянными домами ранжируются по уровням их решения.
На федеральном уровне такими задачами являются:
- создание комплексного нормативно-правового обеспечения малоэтажного жилищного строительства и малоэтажной застройки на основе внесения дополнений в действующие кодексы (градостроительный, земельный, жилищный и др.) или разработка и принятие ФЗ о малоэтажном домостроении и малоэтажной застройке территорий, подготовка и введение необходимых нормативных документов, прежде всего ГОСТ и СП;
- организация промышленного производства автономных систем жизнеобеспечения (АСЖО) малоэтажной застройки и создание структур по их полному сервису;
- создание инвестиционных схем и программ финансирования, стимулирующих малоэтажную застройку на неосвоенных и заброшенных территориях, - от долгосрочного и низкопроцентного государственного кредитования и компенсации первоначальных затрат до отложенного налогообложения, выделения земельных участков и стройматериалов, щадящего лизинга систем АСЖО и сельхозтехники и т. д.;
- введение показателей малоэтажной застройки в оценку работы руководителей регионов со значительными площадями неосвоенных и заброшенных территорий;
- определение задач по кадровому обеспечению малоэтажной застройки, включая подготовку квалифицированного рабочего персонала;
- установление и контроль показателей рационального, эффективного использования древесного сырья для деревянного домостроения;
- подготовка, издание и целевое распространение пособий для индивидуальных застройщиков - участников программ освоения новых территорий, создание федеральной структуры по справочно-консультационному, научно-методологическому, информационно-аналитическому обеспечению малоэтажной застройки и малоэтажного домостроения;
- обеспечение постоянного и системного контроля выполнения задач концепции на всех уровнях их решений с периодической оценкой результатов контроля на Совете безопасности страны.
На уровне регионов должны решаться следующие задачи:
- оценка неосвоенных или заброшенных территорий на их соответствие возможности ведения конкретных видов хозяйственной деятельности; имеющихся в регионе ресурсов, необходимых средств для реализации программ и задач, сроков решения задач, имеющегося или требуемого регионального нормативноправового обеспечения задач концепции (региональных правовых актов и нормативных документов, схем территориального планирования и др.); представление результатов оценки в федеральный центр;
- разработка региональных каталогов для малоэтажной застройки, перечень которых определяется по результатам вышеуказанной оценки; структура подобных каталогов должна включать не только сам малоэтажный дом, но и хозяйственно-бытовые обустройства земельного участка, варианты АСЖО, спецификацию необходимых для домостроения материалов; важно, чтобы этими каталогами обеспечивались все участники процесса малоэтажной застройки в регионе;
- модернизация существующих или создание новых предприятий стройиндустрии (прежде всего деревообрабатывающих) с учетом соответствия их продукции, предусматриваемой каталогами, требованиям домостроения; деревообрабатывающие предприятия должны освоить гибкие (многовариантные) технологии, обеспечивающие как производство широкой номенклатуры продукции деревообработки для удовлетворения потребностей регионального деревянного домостроения, а также поставку ее в другие регионы страны, так и эффективное, рациональное использование региональных ресурсов древесного сырья;
- обеспечение территорий малоэтажной застройки социально-бытовой инфраструктурой за счет строительства многофункциональных (смешанных) малоэтажных зданий (аптек, магазинов, школ и т. п.) и, по возможности, инженерной и дорожной инфраструктурой (автодороги, ЛЭП и др.);
- системное, с учетом полномочий и ресурсов, участие муниципалитетов в решении задач малоэтажной застройки;
- активное сотрудничество с профессиональными сообществами (союзами, ассоциациями и др.) и отраслевыми научно-техническими обществами (деревообработчиков, строителей, энергетиков и др.) по вопросам малоэтажной застройки (в части разработки каталогов, технологий деревянного домостроения, АЖСО и т. п.).
На уровне муниципалитетов важной задачей будет выделение и оформление земельных участков под малоэтажную, в основном внепоселенческую застройку и административное содействие расположенным на территории муниципалитетов предприятиям стройиндустрии, которые по своему техническому уровню должны соответствовать задачам концепции и региональным планам малоэтажной застройки.
Корректировка задач концепции, этапов и сроков их выполнения может осуществляться только по решениям Совета безопасности страны. Необходимо понимать, что на целевую установку концепции неизбежно будет оказываться прямое или косвенное воздействие ведомств и регионов. Оценку подобного воздействия должны давать Совет безопасности и Президент России.
Результатами реализации Концепции территориального развития страны, которая конкретизирует принципы и задачи обустройства неосвоенных территорий, должны стать:
- укрепление геополитического положения страны, улучшение социально-экономической ситуации, решение основных задач продовольственной безопасности населения;
- достижение за несколько лет ежегодного ввода нового жилья из расчета более 1 м2 на душу населения, учитывая, что душевая обеспеченность жилплощадью в малоэтажном жилфонде в 2-4 раза выше, чем в многоэтажных домах;
- эффективное (по добавленной стоимости) использование отечественного лесфонда;
- существенное развитие альтернативных видов производства энергии, повышение уровня энергообеспечения населения и снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду при повышении качества жизни людей по экологическим параметрам.
Не исключаю скептического и даже резко отрицательного отношения к изложенной проблематике и предлагаемым вариантам ее решения. Каждый имеет право на любое мнение. Объективность мнений по каждому важному делу обычно оценивают по критерию, проверенному жизнью: кто понимает значимость проблемы, тот ищет и реализует способы ее решения, а кто не понимает или не хочет понимать - ищет и находит причины невозможности решений.
Виктор КИСЛЫЙ, канд. техн. наук, директор фирмы «МП "ДОМ"»