Регион номера

По следам кубанских казаков

Издавна земля здешняя славилась щедростью и хлебосольством. Ее колорит и особая атмосфера были великолепно переданы Иваном Пырьевым в знаменитых «Кубанских казаках». Неслучайно эта музыкальная комедия какое десятилетие остается одним из лучших отечественных фильмов, герои которого сформировали яркий образ кубанских тружеников с их славными достижениями.

Так ли благополучно, как в фильме, снятом всего через несколько лет после войны, обстоят дела краснодарские сегодня? Насколько краю удалось унаследовать нарисованную классиком советского кино картину изобилия прошлого и что кормит его жителей сегодня, чем дышат нынешние поколения краснодарцев и что ставят во главу угла, как развивается социальный сектор и по какому пути движется местное производство? На эти и другие вопросы традиционно попытаемся получить ответы с помощью фактов и цифр.

Статистика по Краснодарскому краю

Для начала небольшой экскурс в историю. Официальное название региона получил в 1937 году, когда произошло разделение существовавшего до этого Азово-Черноморского края на два самостоятельных субъекта: Краснодарский край и Ростовскую область. До революции большую часть современной территории региона занимала Кубань, принадлежавшая некогда Крымскому ханству, которая после его упразднения в 1783 году присоединилась к России. С того самого времени здешние земли, заселенные казаками с Днепра и Днестра, служили форпостом южных рубежей империи. По указу Екатерины II Кубань была передана в дар казакам, а возведенный здесь город Екатеринодар стал центром Кубанского казачьего войска. После отмены крепостного права в 1861 году сюда хлынул поток крестьян со всей России, которых привлекали благоприятный климат, плодородие земель и видимость свободы. На рубеже XIX и XX веков население достигало здесь 2 млн человек, которые активно занимались хозяйственным освоением земель, развивали промышленность и железнодорожное строительство. В 1913 году Кубань занимала 2-е место в России по валовому сбору зерна и 1-е - по производству товарного хлеба.

Площадь региона 29 800 км2



Современный Краснодарский край тоже может похвастать трудовыми успехами, а в ряде отраслей и подать пример, как при разумном сочетании достижений науки и высоких технологий добиваться эффекта в короткий срок.

Площадь Краснодарского региона - 75,5 тыс. км2, общая протяженность границ - 1540 км, из которых 740 км проходит вдоль морей: Черного (на юго-западе региона) и Азовского (на северо-западе). Расположенный в юго-западной части Северного Кавказа, регион входит в состав Южного федерального округа. На северо-востоке граничит с Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юго-востоке - с Карачаево-Черкесской Республикой, на западе - с Крымским полуостровом, с которым соединяется через Керченский пролив; на юге - с Республикой Абхазия; внутри территории находится Республика Адыгея. Протяженность Краснодарского края с севера на юг - 327 км, с запада на восток - 360 км. Столица края - г. Краснодар, есть шесть городских муниципальных образований, центрами которых являются Новороссийск, Геленджик, Горячий Ключ, Сочи, Армавир и Анапа. Регион делится на 37 районов с административными центрами.

По данным Росстата на 2016 год, население края - 5 513 804 чел., по числу жителей регион третий в РФ после Москвы и Московской области. Плотность населения - 73,05 чел./км2, доля городского населения 54,32%, заметно меньше, чем в среднем по стране (74,15%).

Краснодарский край - регион многонациональный, что обусловлено перипетиями советской истории. В результате коллективизации и голода, а главное - расказачивания Кубань была массово заселена жителями других регионов Советской России. Край и по сей день остается одним из привлекательных для внутренней миграции населения - с начала 1990-х сюда идет мощный приток переселенцев из северных районов страны и с Дальнего Востока. Наряду с русскими, которые составляют самую многочисленную группу населения, в Краснодарском крае проживают армяне и татары, украинцы и белорусы, греки и немцы, грузины и турки, азербайджанцы и осетины, цыгане и адыгейцы. А вот казаки, здешнее коренное население с XVIII века, составляют всего 0,1%.

География и климат Краснодарского края

Самая крупная река региона - Кубань делит Краснодарский край на две части: большую равнинную, расположенную в Кубано-Приазовской низменности и простирающуюся до Азовского моря и северной границы края, и южную - предгорную и горную, занимающую треть территории региона и расположенную в западной высокогорной части Большого Кавказа. Самой высокой точкой региона считается гора Цахвоа (3345 м). Дельта Кубани хорошо разветвленная, в ней множество рукавов, притоков, лиманов и плавней. Рельеф реки тоже непростой - вдоль русла от предгорий Кавказа до Таманского полуострова перепады террас и балок достигают 200 м. По названию главной реки часто и весь Краснодарский край именуют Кубанью. Кроме Кубани к бассейну Азовского моря относятся также реки Ея, Бейсуг и Кирпили; из рек Черноморского побережья самой крупной считается Мзымта. В крае множество карстовых озер и самое большое озеро Северного Кавказа - Абрау. Особой целебностью отличаются минеральные воды, в частности, йодо-бромного Славяно-Троицкого месторождения.

Местные недра вообще богаты полезными ископаемыми. Неслучайно Краснодарский край (в частности, его предгорные и горные районы) считается одним из старейших нефтедобывающих районов России. С середины XIX века здесь открыто более 150 мелких и средних месторождений. Обнаружены также запасы золота; месторождения мрамора, кварцевого песка, железных и медных руд, гравия, песчаника и другого природного сырья. Воспетая Лермонтовым Тамань знаменита многочисленными грязевыми вулканами, ряд которых действуют на полуострове и сегодня.

Регион расположен сразу в нескольких климатических поясах. Климат, умеренно-континентальный на большей части Краснодарского края, ближе к Черноморскому побережью сменяется полусухим средиземноморским. На побережье южнее Туапсе царит влажный субтропический, что обусловлено близким соседством хребтов Большого Кавказа, которые закрывают местность от холодных ветров. Разнообразие и непостоянство погодных условий в Краснодарском крае объясняются расположением на стыке равнин и гор. Тем не менее регион считается не только самым теплым в России, но и оптимальным по климату. Средняя температура зимой здесь -2,6 °C, летом +22,6 °C. Среднегодовая температура понижается по мере повышения рельефа. Неравномерное и распределение осадков, особенно в горных районах; максимум осадков на равнинной части приходится на лето, а на побережье - на холодную часть года.

Пахотные земли Краснодарского края (а это почти 4 млн га из общей площади 7,5 млн га) отличаются высоким плодородием. В регионе активно развивается садоводство, в том числе здесь выращивают табак и виноград.

Несомненное богатство края - лес, который служит основным источником древесины ценных пород. Общая площадь лесов Краснодарского края - более 1,8 млн га, промышленное значение имеют дубовые и буковые, занимающие 49 и 19% всей площади лесов соответственно. Славится регион и еловыми и пихтовыми лесами, а также разными видами можжевеловых, растущих на морском побережье.

Экономика Краснодарского края

Отличительная черта местной экономики - высокая концентрация предприятий. За исключением пищевого сектора, который представлен на всей территории региона, основная часть крупных производств Краснодарского края сосредоточена в Новороссийске, Армавире, Туапсе, Горячем Ключе, Ейске, Белореченске, Кропоткине. Ну а первенство, разумеется, принадлежит Краснодару: в городе и его окрестностях действуют предприятия, на которые приходится 38% объема промышленной продукции и 47% инвестиций в основной капитал.

После продолжительного спада в последние несколько лет производство в регионе активно восстанавливается и набирает обороты. Промышленность ориентирована на развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, которые могут не только удовлетворить местные нужды, но и эффективно участвовать в расширении рынков сбыта. Импульсом для промышленного взлета региона стало проведение в 2014 году зимних Олимпийских игр в Сочи, при которых в инфраструктуру Черноморского побережья Краснодарского края влился мощный поток инвестиций. С учетом плодородия местных земель на пользу развитию сельского хозяйства региона пошли и меры, принятые в рамках политики импортозамещения и переориентации спроса населения на отечественное продовольствие. В отраслевой структуре краевого ВВП сельское хозяйство составляет сегодня 16% против 7,8% по России. Таким образом, Краснодарский край является важнейшим сельскохозяйственным регионом России. Около тысячи местных предприятий производят сегодня больше трети всех объемов сахара, растительного масла, плодоовощных консервов и соков в России. Краснодарский край - лидер по валовому сбору зерна (10% общероссийского), один из ведущих производителей семян подсолнечника (15%) и виноградных вин (37%), а также сахарной свеклы (17,3%). В одной только сахарной промышленности сегодня действует 16 сахарных заводов, совокупная суточная мощность переработки сахарной свеклы которых превышает 60 тыс. т, а отечественную сырьевую базу отрасли создают около 400 коллективных и фермерских свеклосеющих хозяйств.

Большим потенциалом обладает местная рыбная отрасль, насчитывающая в настоящее время более 100 предприятий разных форм собственности. В регионе созданы условия для искусственного выращивания рыбы; компании Краснодарского промыслового флота ведут промысел в Мировом океане, Азовском и Черном морях. Увы, основной проблемой отрасли остается сегодня износ рыбопромыслового флота, модернизация которого, по недавним оценкам экспертов, составляет около 212 млн руб. В ряду решений проблемы специалисты называют приобретение судов по лизингу на срок не менее восьми лет. Достойный вклад в общее дело вносят и предприятия здешней винодельческой промышленности, качество продукции которых неоднократно оценивалось на международных и межрегиональных конкурсах. В частности, уникальным продуктом на российском рынке считается классическое выдержанное шампанское «Абрау-Дюрсо», выпускаемое на одноименном заводе в Новороссийске. В целом пищевая отрасль обеспечивает 42,8% общего объема промышленной продукции Краснодарского края.

Совершенно иное положение промышленного производства, удельный вес которого по сравнению со средними показателями по России в два раза ниже: 16% против 33% по РФ и 23% по ЮФО. Промышленность представлена предприятиями машиностроения и металлообработки, химического и нефтяного сектора, электротехнической и приборостроительной отраслей. На электроэнергетику приходится 13,4% промышленного производства региона; на топливную отрасль - 10,5%; на машиностроение и металлообработку - 9,4%; на производство строительных материалов - 7,9%. Часть бюджета края формируют предприятия, которые выпускают измерительную аппаратуру, компрессоры, технологические узлы для комбайнов, солнечных батарей и никель-водородных аккумуляторных батарей для космических аппаратов и наземных энергосистем, гидравлическое оборудование, тормозные системы для железнодорожных составов и др. К числу высокоточных производств относятся предприятия по ремонту авиационных двигателей современных самолетов «Миг» и «Ил», оборудования для нефтегазодобывающей промышленности, циркуляционных систем. Доля предприятий ЛПК в общем объеме промышленного производства - 3-4%. В секторе местной легкой промышленности сегодня заняты более 400 крупных, средних и малых предприятий разных форм собственности, однако доля отрасли в общем объеме промышленного производства региона невелика: 1,3%.

Краснодарский край стабильно входит в число лидеров по объемам ввода жилья, оставаясь в течение нескольких лет второе место после Московской области. Важнейшим направлением в экономике региона традиционно был и остается туризм. В частности, на Черноморском побережье его мощный всплеск отмечается в связи с масштабным строительством объектов инфраструктуры для проведения сочинской Олимпиады. Наряду с Сочи, большую роль в формировании бюджета края играют и такие курорты федерального значения, как Геленджик и Анапа.

Транспорт в Краснодарском крае

Географическое положение региона определяет значение его транспортной инфраструктуры. В отраслевой структуре краевого ВВП транспорт дает сегодня 16,2%, что в два раза выше показателей по России в целом. Конечно, морское сообщение можно назвать главным конкурентным преимуществом здешних перевозчиков. Сегодня в регионе функционируют восемь морских портов (шесть на Черном море и два - на Азовском), обеспечивающие выход на международные торговые пути. В совокупности на них приходится до 40% грузооборота портов РФ. Два порта - Новороссийск и Туапсе обслуживают треть российского экспорта нефти.

Федеральное значение имеют и ряд железнодорожных магистралей, которые без преувеличения можно назвать стратегически важными для экономики не только Краснодарского края, но и субъектов Южного федерального округа и Центральной России, поскольку эти пути соединяют огромную страну с международными портами Черного и Азовского морей и со знаменитыми курортами Краснодарского края и ежегодно вносят весомый вклад в бюджет региона. По территории региона проходят маршруты на Ставрополье, в Абхазию; в обозримой перспективе с окончанием строительства Керченского моста участок Северо-Кавказской железной дороги свяжет Краснодарский край с Крымом. В Апшеронском районе действует крупнейшая в России узкоколейная железная дорога.

Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом «Тенгиз - Новороссийск» и газопроводом «Голубой поток» (Россия - Турция).

Воздушные транспортные перевозки в регионе осуществляются из пяти аэропортов, Краснодарский, Сочинский и Анапский имеют международное значение, еще два - в Геленджике и Ейске - внутреннее. По территории Краснодарского края проходят несколько важнейших автомобильных магистралей: «Кавказ», Новороссийск - Керчь, Джугба - граница с Абхазией, а также автомагистраль федерального значения Новороссийск - Москва. В регионе уделяется большое внимание поддержанию хорошего состояния дорог. Так, в прошлом году Законодательным собранием региона были внесены изменения в государственную программу Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», предусматривавшие увеличение объемов финансирования программы в 2016 году на 1,127 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета. С принятием поправок общий объем ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Краснодарского края» был увеличен в 2016 году на 811,354,7 млн руб. На реализацию подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» было предусмотрено увеличение объемов финансирования на 407,236 млн руб., в том числе за счет средств краевого бюджета на 370 млн руб.

Яна РОССО

Другие статьи рубрики Регион номера: Краснодарский край

Непреходящая ценность лесов Кубани
Задача – решить проблему неэффективности лесопользования
Список предприятий ЛПК Краснодарского края

От тучных нив до хребтов Кавказа
Особо ценные деревья
Особо охраняемые природные территории Краснодарского края
На пути к лесопромышленному кластеру
Модульный дом по-кубански

Анатолий Максименко: «Надо преодолевать затяжной кризис, поразивший лесное хозяйство нашей страны!»
Краснодарский край в цифрах
Кубань — житница страны
Мертвые души кубанских деревьев
БИ-БИ минус позитивный = Кубаньv Как вырастить деньги на кубанских деревьях
Как 4 упряжки быков по пути Ильича шли
Выставка UMIDS 2007. Юбилейная визитка

Обзоры ЛПК регионов России



Автор: Яна Россо