Кипр, который сгорел
Разбор полетов
По предварительным данным Центра мониторинга лесных пожаров ФГУ «Авиалесоохрана», минувшим летом огонь уничтожил в стране более 900 тыс. га леса. Чтобы осмыслить масштабы наших потерь, представьте: общероссийское пепелище, возникшее там, где ещё недавно рос лес, по территории равно площади острова Кипр.
Леса в России полыхают каждое лето, и причина возникновения пожаров в большинстве случаев кроется в пресловутом человеческом факторе − неосторожном обращении с огнем. Однако, по оценкам специалистов, в этом году ситуация на территории страны складывалась более‑менее приемлемо. А вот для Европы летние лесные пожары явились настоящим бедствием. Во всех выпусках теленовостей показывали, как изнывающие от жары европейцы безуспешно вели борьбу с огненной стихией. Власти Болгарии, Македонии, Греции молили о помощи. И помощь пришла в виде российских самолетов ИЛ-76, БЕ-200 и вертолетов МИ-8 и МИ-26.
Заграничные леса спасали, а о своих забыли − так уж у нас повелось со времен «развитого социализма»! Меж тем 31 июля в Читинской области местные власти объявили чрезвычайное положение. В тот день там было зарегистрировано 60 очагов возгорания, огнем было охвачено 6,5 тыс. га леса. Оказавшиеся в огненном кольце жители областного центра буквально задыхались от едкого дыма. Безусловно, ситуация не превратилась бы в критическую, если бы к тушению пожаров своевременно были привлечены могучие силы МЧС. Но эти силы в это время спасали Европу, и лесные пожары, как всегда, тушили сотрудники «Авиалесоохраны». Справиться же своими силами «Авиалесоохрана» Читинской области не могла − после введения нового Лесного кодекса ведомство передали в управление субъектам Федерации, позабыв профинансировать его в необходимом объеме.
Разумеется, региональные представительства «Авиалесоохраны» очень старались выполнить возложенные на них функции, но справиться самостоятельно с огнем получалось не у всех. Вологодской базе авиационной охраны лесов, созданной в марте текущего года на базе вологодского филиала ФГУ «Авиалесоохрана», по счастью, это удалось.
5 июня четыре парашютиста-пожарных десантировались на берег Карповского озера возле Череповца, с помощью мотопомпы быстро локализовали и совместно с лесниками Череповецкого лесхоза потушили пожар, уже набравший силу на площади 4,2 га. А в День авиации − 18 августа − пожарные погасили сразу два торфяных возгорания на территории Вологодского государственного лесхоза, два других пожара по соседству оперативно своими силами потушили местные лесники.
Всего же за минувший пожароопасный сезон летчики из вологодской «Авиалесоохраны» налетали за время авиапатрулирования 150 часов, обнаружив с воздуха 13 лесных пожаров.
Ещё весной специалисты со страниц нашего журнала предупреждали, что слишком поспешное принятие Лесного кодекса без проработки подзаконных актов породило во многих субъектах Федерации неразбериху, хаос и даже откровенную панику. Примером региона, где не растерялись и своевременно приняли все необходимые меры, может служить Вологодчина.
Хорошо, что нынешнее лето в стране выдалось не таким жарким, как в Европе. Иначе сгорело бы не 900 тыс. га леса, а гораздо больше. Но и в этом году в результате пожаров страна не досчиталась как минимум миллиарда рублей − и это только стоимость древесины. А если учесть затраты на восстановление лесов и приплюсовать упущенную выгоду от деревообработки, то выходит и вовсе «сногсшибательная» сумма. По сравнению с ней померкнут те несколько миллионов долларов, которые получит Россия за помощь МЧС другим европейским странам.
Словом, проанализировав потери, координатор лесной политики в России Владимир Дмитриев сделал такой вывод: «Подключать силы МЧС к тушению лесных пожаров в стране надо обязательно, а не взваливать эту обузу лишь на „Авиалесоохрану“. Ведомственная чересполосица лишь умножает огромные потери государства. И всем миром начинать тушить пожары целесообразно именно тогда, когда огонь только-только начал свою „жатву“. А когда огненная стихия уже бушует на гигантских территориях страны, никакая современная техника не спасет».
Действительно, справедливое замечание. Даже такая мощная техника из арсенала МЧС, как задействованный при тушении лесов Греции самолет-амфибия БЕ-200, окажется бессильной в том случае, если лесной пожар уже охватил большую площадь. А авиационным подразделениям лесной охраны России о таком самолете остается только мечтать.
Владимир ПЕТУХОВ, собкорФото Жанны СМИРНОВОЙ