Со всех точек зрения
Власть, бизнес и банкиры обсудили острые вопросы леспрома на форуме «ЛПК 360°»
28 ноября 2019 года площадка Mercury City в башне «Меркурий» московского Сити принимала III форум «ЛПК 360°».
Форум состоял из двух сессий: «Со всех точек зрения» и «Индекс будущего: развитие лесной отрасли в цифре». В работе собрания участвовал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, его первый заместитель Виктор Евтухов, глава Рослесхоза Сергей Аноприенко, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Лесопромышленников представляли председатель совета директоров АО «Группа "Илим"» Захар Смушкин и председатель правления Segezha Group Михаил Шамолин, а банкиров – старший вице-президент ПАО «Сбербанк» Владимир Ситнов и член правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский.
«Со всех точек зрения»
«Условия для качественной трансформации отечественного леспрома сформированы, можно подвести итоги за 10 лет существования мер поддержки, если начинать с принятия федерального закона №419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов". Система инвестпроектов стала одним из драйверов отрасли. Только за 2018 год совокупная выручка лесопромышленных компаний увеличилась на 18%, составив 1,8 трлн руб., аналогичную динамику мы получили по наращиванию экспорта. Суммарно предприятия отгрузили за рубеж продукции на $14 млрд, благодаря чему леспром наряду с металлургией и химией является ключевой экспортной отраслью российской обрабатывающей промышленности», – сказал в приветственном слове глава Минпромторга Денис Мантуров.
Заместитель руководителя Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что по итогам 2019 года ожидается снижение продаж продукции российского ЛПК на 9%. Это связано с ситуацией на мировом рынке: торговые войны сказываются на ценах и объемах производства. Однако реализация инвестиционных проектов и меры государственной поддержки могут помочь несырьевому экспорту российского ЛПК в 2020 году вернуться на уровень 2018 года.
«Мы будем смягчать негативную конъюнктуру мирового рынка широким комплексом мер поддержки, включая популярные у лесопромышленников субсидии на транспортировку и льготы компаниям, реализующим корпоративные программы повышения конкурентоспособности», – поделился планами Денис Мантуров. Благодаря корпоративным программам поддержки компании смогут получать льготные инвестиционные кредиты на экспортно-ориентированные проекты. Первый этап отбора в эти программы уже прошли более 100 компаний ЛПК, по данным министра.
Сессия прошла в студийном формате: спикеры за круглым столом и гости мероприятия, разместившиеся вокруг них, смогли участвовать в дискуссиях с помощью устройств для голосования.
Частный лес
Введение в России частной собственности на лес поддержали большинство участников форума: треть проголосовавших считают, что это возможно при жестком государственном ограничении, еще 29% уверены, что и без дополнительных условий в результате повысится эффективность ЛПК. По мнению 21% собравшихся, практика частной собственности на лес пагубна в долгосрочной перспективе, а 18% оценили ее как позитивную, но неприменимую в России.
«Это одна из важнейших тем для российских промышленников и предпринимателей. Сегодня мы поняли, для чего это нужно в первую очередь: чтобы обеспечить залоговую составляющую для получения льготных кредитов на строительство комбинатов, а государству – определенные гарантии того, что собственник будет заботиться о том участке, который приобрел», – заключил Денис Мантуров.
С министром не согласился глава Нижегородской области Глеб Никитин, заявивший, что частный собственник не всегда эффективен: после приватизации в сельском хозяйстве осталось много неиспользованных земель, которые теперь очень сложно изъять.
«За счет крупных и эффективных холдингов Россия стала экспортером в сельском хозяйстве и выбила американцев и канадцев с рынка, на юге России все распахано», – парировал Михаил Шамолин, ранее возглавлявший АФК «Система» (в компанию входят Segezha Group и ряд сельскохозяйственных активов).
По мнению Захара Смушкина, факт частной собственности уже означает автоматическое регулирование законодательством, поэтому слова о жестком регулировании не очень корректны.
Старший вице-президент ПАО «Сбербанк» Владимир Ситнов поддерживает переход к частному лесовладению. По его словам, ликвидность арендованных участков очень низкая: договор аренды нельзя передать по наследству, он не может быть залоговым инструментом. «При окупаемости проектов 15 лет и более инвесторам нужны гарантии прав», – считает представитель Сбербанка.
«Новейшая история России имела примеры приватизации, и нельзя игнорировать неоднозначное мнение о ней многих наших граждан. Я голосовал за то, что частные леса – хорошая идея, но не для России. В той же Канаде в госсобственности находится 90% лесов. В Германии преобладают частные леса, но качество управления намного выше в государственных», – пояснил свою позицию глава Рослесхоза Сергей Аноприенко.
«Эффективность лесозаготовки у крупных предпринимателей в 3,5 раза выше, чем у мелких, и значительно выше, чем у государства. На арендованных площадях происходит всего 5% пожаров», – возразил Захар Смушкин.
Большинство участников форума выбрали вариант «Частная собственность возможна при регулировании со стороны государства», и, по мнению Дениса Мантурова, это свидетельствует о том, что лесопромышленники осознают: нужен баланс интересов, не только мотивации, но и ограничения. «Этот вопрос требует дополнительных дискуссий не только в отраслевом сегменте, но и в более широком формате, с общественностью и на межведомственном уровне», – заключил министр.
Господдержка или расчет на свои силы?
На сессиях обсуждались и другие острые вопросы.
Актуальность проблемы «черных лесорубов» не только для Дальнего Востока, но и для России в целом подтвердили 58% аудитории, а 26% посчитали, что проблема преувеличена.
Прогнозируемость цен на древесные ресурсы – зона ответственности бизнеса, который должен подстраиваться под рыночные колебания, так решили 54% присутствующих в зале. «Государство не должно нести ответственность за себестоимость, риски всегда ложатся на инвесторов, государство может только создать условия. Его роль – увеличивать потребление, – сказал Захар Смушкин. – Цены всегда будут колебаться, они отражают настроение людей, главное, чтобы цены не были плоскими и существовали циклы: иногда наступает время роста продаж, иногда – консолидации активов. Вы просто принимаете этот риск или нет и учитесь с ним работать».
На вопрос «Какие факторы наиболее значимы для инвесторов в лесную отрасль России?» треть участников ответили, что наиболее важна поддержка со стороны государства, четверть посчитали главным условием привлечения инвестиций полноценную картину доступных лесных ресурсов и столько же – сроки окупаемости проектов.
«Без понятной сырьевой базы развивать бизнес сложно: в стране всего 15% материалов лесоустройства моложе 10 лет. Сейчас внесен законопроект о передаче лесоустройства на федеральный уровень, это позволит ускорить обновление», – выразил надежду глава Рослесхоза Сергей Аноприенко.
«Частная собственность – только один вопрос государственной политики. Экспорт продукции ЛПК из России – это коммодити, полуфабрикаты, цена на которые определяется рынком. Мы не выпускаем продукцию глубокой обработки и выигрываем только за счет себестоимости. Если финская целлюлоза стоит $500, а российская – $400, наши компании выбивают с рынка финнов, а если цена та же, мы ничего не можем сделать. На мировом рынке нас никто не ждет, российская целлюлоза – это 2–3% глобального оборота. Готово ли наше государство брать со своих лесопромышленников меньше, чем финское со своих?» – озадачил собравшихся Михаил Шамолин.
Предприниматель проиллюстрировал свою идею двумя примерами. Ограничение на загрузку автопоезда на российских дорогах – 47 т, штраф за превышение – 500 тыс. руб., а в Финляндии аналогичное ограничение – 103 т. Кроме того, по его словам, МЧС вынуждает предпринимателей строить пожарные депо и нанимать пожарную охрану за собственные средства из-за нехватки государственного финансирования. «Но добровольная пожарная охрана – все равно что солдаты, которые никогда не тренировались!» – недоумевал Михаил Шамолин.
«При стоимости сырья у ворот комбината $25 проект ЦБК в Красноярском крае окупается, но когда мы смотрим на перспективу десяти лет, у строительства появляется много рисков, большая часть которых зависят от государства: ставка аренды леса, условия транспортировки и ограничения для лесовозов, налоги, экологические ограничения, уровень воды в Ангаре, длительность сплава. Все это может легко повысить себестоимость сырья с $25 до $40», – пояснил председатель правления Segezha Group.
Бурные дискуссии двух сессий продолжились за фуршетом. Форум затронул животрепещущие для власти и бизнеса вопросы. Минпромторг вводит новые меры содействия лесному бизнесу и поддерживает идею частного лесовладения, но крупные лесопромышленники по-прежнему хотят большей предсказуемости государственного управления. В январе 2020 года в правительстве России сменились многие важные для экономической политики фигуры, но Денис Мантуров сохранил свой пост. Наступивший год покажет, чего ждать ЛПК от нового федерального правительства.
Текст Кирилл Баранов