Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Тарифы и дороги

Необходимо устранить конкурентные преимущества Иркутской области

Год назад, в марте 2020 года, в Якутии утвердили региональную Стратегию развития лесопромышленного комплекса. Программный документ рассчитан всего на четыре года – до 2024-го, поэтому о решении стратегических задач говорить не приходится, однако в нем поставлены вполне определенные цели. Правда, не все инструменты, которые власти намерены использовать для повышения эффективности освоения лесных ресурсов, могут оказаться полезными.

Более трети суммарного запаса древесины Дальневосточного федерального округа сосредоточено в Якутии – 34,6%, 8,9 млрд из 25,7 млрд м3.

В республике сохраняются крупные лесные массивы, составляющие 2,5% мировых и около 11% российских запасов лесных ресурсов. Преобладают хвойные насаждения – на них приходится 84,4% покрытых лесом земель, лиственные породы занимают 1856,9 тыс. га и представлены в основном березовыми древостоями.

Площадь земель лесного фонда Якутии 254 749,8 тыс. га, или 82% территории региона. Общая лесистость (доля покрытых лесными насаждениями площадей) с учетом лесов, расположенных на землях иных категорий, составляет 51%. Однако при таких впечатляющих запасах введение их в хозяйственный оборот – дело весьма отдаленной перспективы. В республике почти на 80% площади лесного фонда лесоустроительные работы сырьевой базы проводились 25–30 лет назад. За последние 15 лет – только в четырех наиболее перспективных для лесопромышленного комплекса районах: Алданском, Олекминском, Ленском и Усть-Майском. Обследованные площади составляют сотые доли процента территории: в Алданском районе – 1,5 тыс. га (0,01%), в Ленском – 2,9 тыс. га (0,04%), в Олекминском – 0,9 тыс. га (0,01%). И поэтому сегодня осваивается не более 3% объема древесины от потенциального объема ее использования (расчетной лесосеки).

Допустимый объем изъятия древесины в республике, по данным Стратегии развития ЛПК Якутии (далее – Стратегии), составляет 35,8 млн м3, в том числе 35,2 млн м3 для рубки спелых и перестойных насаждений. Причем леса в Якутии в основном низкопродуктивные, по экономически значимой сравнительной характеристике хозяйственно ценной группы относятся к IV и V классам бонитета.

Тем не менее к 2024 году в регионе планируется довести заготовку бревен хвойных пород до 1061,0 тыс. м3, производство пиловочника – до 212,5 тыс. м3, производство пиломатериалов – до 589,0 тыс. м3, производство пеллет – до 187,0 тыс. т, а строительство жилых домов – до 261,0 тыс. м2. При этом за четыре года, предшествующих принятию Стратегии, объем заготовки бревен хвойных пород снизился на 37% (243 тыс. м3) и по итогам 2019 года составил 414,2 тыс. м3. То есть за последующие четыре года его планируется увеличить больше чем в 2,5 раза. Снижение объемов объясняют в том числе завершением строительства линейных объектов и площадок для линии газопроводов ВСТО и технологических дорог, под которые проводились сплошные рубки.

В качестве основных проблем отрасли выделены четыре, типичные для всех лесных регионов страны: износ основных фондов по многим предприятиям более 75%, низкие темпы перевооружения, слабо развитая лесная транспортная инфраструктура, отсутствие объективной и достоверной информации о лесном фонде. Ускорить их решение планируется и за счет развития концепции малых и средних предприятий, в том числе мини-ЦБК, использования механизма государственно-частного партнерства для реализации в ЛПК запланированных инвестиционных проектов.

Сейчас в республике прорабатываются четыре перспективных инвестпроекта в лесопромышленном комплексе. Причем три в Алданском районе. «RFP Групп» планирует заготовить 250 тыс. м3 деловой лиственницы и сосны. Объем инвестиций оценивается в $21 млн. Выход на проектную мощность намечен в 2025 году. На первом этапе вся древесина будет поставляться в круглом виде (138 тыс. м3 сосны на внутренний рынок, 112 тыс. м3 лиственницы – на экспорт). На втором этапе из сосны и балансов лиственницы будет налажено производство пиломатериалов (75 тыс. м3).

ГАУ «Якутлесресурс» строит лесоперерабатывающий комплекс. Проект предусматривает заготовку больше 140,0 тыс. м3 деловой древесины и выпуск более 70,0 тыс. м3 пилопродукции; из отходов производства планируется наладить выпуск биотоплива (пеллет, брикетов, древесно-угольных брикетов). Общий объем инвестиций 1,55 млрд руб., в том числе 1,17 млрд руб. капитальных вложений и 374,7 тыс. руб. оборотных средств. Выход на проектную мощность намечен на 2023 год.

ООО «Якутские топливные гранулы» налаживает в городе Томмот Алданского района производство топливных гранул (пеллет) производительностью 80 тыс. т готовой продукции в год. Для него планируется использовать неликвидную и низкотоварную древесину; общий объем инвестиций 218 млн руб. Рынок сбыта – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На проектную мощность производство должно выйти в 2022 году.

Проекту ООО ЛПК «Алмас» посвящен отдельный материал рубрики «Регион».

Значительную часть обязательств по развитию ЛПК взяли на себя власти республики. Так, планируется увеличить объемы финансирования на обновление данных лесоустройства, в первую очередь в перспективных районах, а для ускорения работ внедрить практику удаленной оценки потенциала лесных участков с использованием современных технологий: спутников, БПЛА, IT-продукции. Также заявлено о содействии переводу местных котельных с привозного ископаемого топлива (угля, мазута) на пеллеты и создании сети магистральных лесовозных дорог. По данным Лесного плана Якутии на 2019–2028 годы, обеспеченность дорогами в расчете на 1 тыс. га лесного фонда составляет в республике 0,12 км, а в наиболее перспективной для освоения южной зоне (Алданское, Ленское, Олекминское, Нерюнгринское, Усть-Майское лесничества) – 0,11 км. Это в 100 с лишним раз ниже нормативной потребности: обеспеченность лесного фонда дорогами в среднем по России составляет 1,2 км на 1 тыс. га.

Наиболее спорным представляется предложение о разработке модельных проектов для малого и среднего бизнеса, в которых будут определены структура, размер и вложения в конкретный проект по лесозаготовке, складированию, лесопереработке и транспортировке. В Якутии крайне неоднородное состояние инфраструктуры, в том числе дорог, энергетических мощностей, рынков сбыта, и модельный проект после привязки к местности может кардинально измениться, то есть потерять значение.

Не совсем понятно и предложение «кластерного развития». Согласно Стратегии, оно предполагает «создание в республике сети площадок временного складирования материалов, в том числе и древесных отходов». Разработчики документа считают, что такие площадки позволят не только снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду, но и создать благоприятные условия для их использования в производстве биотоплива и тепловой и электрической энергии, а также увеличить объем экспорта пиломатериалов и продукции деревообработки. Однако в экономике кластерное развитие предусматривает формирование полноценных промышленных цепочек, поиск новых ниш для инвестиций и создание внутри кластера условий конкуренции, способствующих совершенствованию технологий и созданию новой продукции. Как тут могут помочь площадки складирования, не ясно.

Сегодня потребности Якутии покрываются за счет соседней Иркутской области. Конкурентные цены обусловлены меньшими затратами, обусловленными эффектом масштаба производства, а также относительно низкими тарифами на электроэнергию и грузоперевозки. Власти Якутии намерены нивелировать это преимущество. Минпромгеологии и минэкономики республики с 2021 года будут рассматривать возможности компенсации лесоперерабатывающим предприятиям части затрат на строительство лесоперерабатывающих заводов по глубокой переработке древесины и лесовозных дорог, а также расходов, связанных с оплатой фактически потребленной электроэнергии при выпуске готовой продукции. Возможно, для предприятий лесопромышленного комплекса в зависимости от степени переработки древесины будут установлены налоговые преференции и льготы. 

Текст Мария Алексеева

Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Карелия

Обзоры ЛПК регионов России