Регион номера

Недра – прежде всего

Экономика Югры строится на нефтедобыче

У Ханты-Мансийского автономного округа есть официальное второе название – Югра, так прежде именовалась группа финно-угорских народов, живших здесь. А в 1930 году, в момент образования в составе Уральской области, эта территория была названа по двум населявшим ее народностям: Остяко-Вогульский национальный округ.

Сегодня ХМАО – развитая промышленная территория, регион-донор в масштабах РФ и один из крупнейших нефтедобывающих районов мира. Неудивительно, что экономика округа так или иначе связана с «нефтянкой». Даже лесным хозяйством здесь занимается департамент недропользования и природных ресурсов, из названия которого понятно, что в приоритете.

География и климат

Ханты-Мансийский автономный округ расположен в серединной части России и Евразийского материка, протяженность его с запада на восток – около 1,4 тыс. км, с севера на юг – 800 км. На севере регион граничит с Ямало-Ненецким автономный округом, на северо-западе – с Республикой Коми, на юго-западе – со Свердловской областью, на юге – с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке – с Томской областью и Красноярским краем. На западе на территорию округа заходят отроги и хребты горной системы Северного и Приполярного Урала.

Рельеф региона разнообразен: есть равнины, предгорья и горы, но треть площади занимают болота. Среди лесов и болот около 300 тысяч озер. Главные реки ХМАО – Обь и ее приток Иртыш, их притоки – тоже крупные водные артерии. Так, Большой Юган и Вах (притоки Оби) сравнивают с Вислой и Одером, указано на официальном сайте правительства ХМАО. А река Конда, приток Иртыша, сопоставима с Рейном. Почти все реки характеризуются низкой скоростью течения, весенне-летними разливами и паводками.

Климат в ХМАО умеренный континентальный, отличается большими перепадами температуры, как сезонными, так и суточными. Зима продолжается 25–26 недель, то есть больше полугода, а снег лежит до 200 дней. Вся территория региона относится к районам Крайнего Севера. Кстати, составители Лесного плана округа отмечают, что «техногенное воздействие на компоненты природной среды наряду с прямым ухудшением их качества приводит к изменениям климата на территории автономного округа».

Административное деление и население

Административно-территориальное деление Ханты-Мансийского автономного округа основано на исторически сложившемся расселении, размещении добывающих предприятий в районах освоения природных ресурсов, эффективности государственного и местного самоуправления и максимальном использовании экономического потенциала региона.

В настоящее время в округе созданы 105 муниципальных образований (9 районов, 13 городских округов, 26 городских и 57 сельских поселений) и расположены 194 населенных пункта: 16 городов (из них 14 наделены статусом города окружного значения), 24 поселка городского типа, 58 поселков, 45 сел и 51 деревня. В Югре проживает почти 1,64 млн человек. Территория региона почти 535 тыс. км2, то есть средняя плотность населения 3,16 человека. Однако больше 90% жителей округа обосновались в городах.

Больше 72% населения ХМАО – русские, а ханты и манси, народности, определившие название округа, составляют примерно по 1% каждая. Кстати, столица округа Ханты-Мансийск – не самый крупный населенный пункт региона, в нем живут всего около 100 тыс. человек, в то время как в Сургуте 366 тыс. жителей, а население Нижневартовска – больше 275 тыс. человек.

Несмотря на довольно суровый климат и тяжелые условия работы, в Ханты-Мансийском автономном округе весьма благополучная демографическая ситуация. Регион – лидер по рождаемости русской части населения. Как сообщается на сайте «Статистика и показатели» по информации Росстата, коэффициент рождаемости за последние несколько лет достиг 16,2, тогда как общероссийский всего 12,6. А смертность в округе одна из самых низких в стране – 6,8, при среднем показателе по России – 14.

Природные богатства и экономика

По данным 2018 года, в нефтегазодобывающей отрасли было занято 79,8% трудоспособного населения ХМАО, в то время как в электроэнергетике – 12,2%, а в лесной и деревообрабатывающей отрасли – 0,6%. На региональном инвестиционном портале округа указано, что округ «по разведанным запасам углеводородного сырья, возможностям добычи, состоянию производственной инфраструктуры и рентабельности освоения остается на ближайшие десятилетия основной стратегической ресурсной базой углеводородного сырья России».

А в Стратегии социально-экономического развития ХМАО до 2030 года утверждается следующее: «Развитие и современное состояние экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в существенной мере определяется тенденциями, складывающимися в региональном топливно-энергетическом комплексе, вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры».

На фоне углеводородного блока запасы других полезных ископаемых меркнут, хотя в ХМАО разведаны месторождения угля, кварцевого сырья и золота.

В Стратегии социально-экономического развития указывается на необходимость доизучения и переоценки ресурсов хрома, марганца, цветных, редких, благородных металлов и урана. При благоприятных условиях, по данным Института экономики УрО РАН, к 2030 году автономный округ ежегодно может производить до 16 млн т бурого угля, более 3 млн т железной руды, около 100 тыс. т концентратов цветных металлов, 300 тыс. т бентонитов, до 500 кг золота.

Энергетика и транспорт

Энергетика считается второй по значимости отраслью экономики округа.

«В регионе создан мощнейший в стране электроэнергетический комплекс. Основную долю выработки электроэнергии на территории ХМАО обеспечивают Сургутская ГРЭС – 1, Сургутская ГРЭС – 2, Нижневартовская ГРЭС и Няганская ГРЭС. Общая выработка электроэнергии составляет не менее 88,5 млрд кВт·ч в год», – указано на официальном сайте Торгово-промышленной палаты ХМАО.

По территории округа проходят два из 18 основных автодорожных коридоров России: Северный маршрут (Пермь – Серов – Ивдель – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск – Томск) и Сибирский коридор (Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард).

Автомобильные дороги общего пользования сконцентрированы в центральной и юго-восточной частях автономного округа. Развитие транспортного комплекса в долгосрочной перспективе нацелено на реализацию транзитного потенциала округа за счет строительства и расширения магистральных транспортных коридоров, и в первую очередь создания мостовых переходов через реку Вах на автомобильной дороге Нижневартовск – Стрежевой и через реку Обь в Сургутском и Октябрьском районах.

В регионе ввиду его специфики отлично развит трубопроводный транспорт, в сентябре был торжественно заложен газопровод от отвода КС Южно-Балыкская до Нефтеюганска.

Авиасообщение из базовых аэропортов в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске связывает Югру почти со всеми регионами РФ и рядом зарубежных стран. При этом в автономном округе нет интегральной сети железных дорог, а эксплуатируются три не связанных участка: Екатеринбург – Егоршино – Тавда – Устье-Аха, Тюмень – Тобольск – Пыть-Ях – Сургут – Когалым – Новый Уренгой с ответвлением на Нижневартовск и Екатеринбург – Серов – Ивдель – Советский – Нягань – Приобье с ответвлением на Агириш. Их общая протяженность чуть больше 850 км. По данным Лесного плана региона, основной объем перевозок грузов обеспечивают водный и железнодорожный транспорт, только 29% перевозится автомобильным транспортом, 2% – авиационным.

Текст Мария Алексеева


Другие статьи рубрики Регион номера: Ханты-Мансийский автономный округ

Обзоры ЛПК регионов России