Российским ответом Еврокомиссии должен стать запрет экспорта фанерного кряжа
Ассоциация предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности России выступила с инициативой скорейшего установления заградительных пошлин на экспорт березового шпона и запрета на вывоз фанерного кряжа. Это особенно актуально на фоне недавнего решения Еврокомиссии о вводе окончательных антидемпинговых пошлин на российскую березовую фанеру.
В АМДПР уже в ближайшее время ожидают роста объемов вывоза фанерных полуфабрикатов и серьезного дефицита этого сырья на внутреннем рынке.
Еврокомиссия (ЕК) 9 ноября решила установить окончательные антидемпинговые пошлины на ввоз березовой фанеры из России в размере 14,4–15,8%. Новые санкции – итог длительного расследования, которое ЕК начала в октябре 2020 года после жалобы латвийских и польских конкурентов на демпинг российских компаний. «Это решение – ожидаемая неуклюжая попытка ослабить позиции наших производителей на рынке Евросоюза. Но на самом деле это удар прежде всего по европейским потребителям, которые и дальше будут переплачивать за качественную российскую фанеру», – уверен генеральный директор Ассоциации Тимур Иртуганов. Между тем введение новых санкций активизирует «партизанскую» деятельность по вывозу из России фанерного кряжа и березового шпона, которая уже несколько лет ведется в интересах западных производителей фанеры. От этого страдают российские фанерные заводы: весь 2021 год они работали в крайне неблагоприятных условиях, связанных в первую очередь с острым дефицитом сырья. «На решение Еврокомиссии, которое явно притесняет интересы отечественной деревопереработки и ее флагманов, производителей березовой фанеры, должен быть дан симметричный ответ», – считает г-н Иртуганов. Им может стать скорейшее введение заградительных вывозных пошлин на фанерный кряж и березовый шпон. Эти меры, по словам эксперта, поддерживают 90% российских деревоперерабатывающих предприятий.
«На внутреннем рынке уже наблюдается серьезный дефицит фанкряжа и березового шпона, и, если не принимать никаких мер для нивелирования данной ситуации, российские производители фанеры могут остаться без сырья», – предупреждает гендиректор АМДПР. В прошлом году зафиксирован резкий рост спроса зарубежных компаний на фанерный кряж и полуфабрикаты из него. Только за пять месяцев 2021 года экспорт фанерного кряжа из России увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 178%, до 395 тыс. м3. Это повлекло скачок цен на фанкряж на внутреннем рынке – в январе – мае они поднялись на 130%, и негативная тенденция усиливается. За 10 месяцев стоимость фанерного кряжа на внутреннем рынке выросла в 2,5 раза и сейчас превышает 8 тыс. руб./м3, хотя до этого, в 2019–2020 годах держалась на одном уровне. «Складывается парадоксальная ситуация: мы отбираем сырье у своих, чтобы обеспечить наших конкурентов за границей», – говорит Тимур Иртуганов. Основными покупателями российского фанкряжа стали производители фанеры из Латвии и Польши – инициаторов андитемпингового расследования Еврокомиссии, а также из Румынии.
Кроме того, в последние 3–4 года в России наблюдается резкое увеличение количества предприятий по переработке фанерного кряжа в шпон, особенно в основных лесозаготовительных регионах – Северо-Западном и Сибирском, а также в логистически удобном Поволжье. Как правило, это небольшие мастерские, не требующие серьезных инвестиций, зачастую не нуждающиеся даже в инженерной инфраструктуре и коммунальных ресурсах. Чаще всего организаторами таких мастерских становятся предприниматели из Китая. При контактах с этими предприятиями возникают сомнения, что все их работники зарегистрированы и оформлены должным образом, в соответствии с российским законодательством. Также есть опасения, что их работа провоцирует рост сделок с древесиной в теневом секторе. Рост числа таких предприятий приводит к ежегодному увеличению объемов экспорта березового шпона, что способствует усилению дефицита сырья для производителей фанеры. Так, по данным АМДПР, в январе – мае 2021 года на экспорт было поставлено 106 тыс. м3 березового шпона, что на 14% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Основные потребители полуфабриката – это Китай, страны Европы и США.
«Актуальным этот вопрос станет уже в ближайший год, после завершения ряда проектов расширения действующих мощностей и ввода новых производств фанеры. По нашим оценкам, уже к 2023 году объемы выпуска фанеры в России вырастут минимум на 7–8%, и, если немедленно не принять меры по урегулированию, дефицит сырья для российских производителей фанеры будет увеличиваться. При неблагоприятном развитии ситуации мы прогнозируем к 2023 году дефицит сырья не менее 15% его потребляемых объемов», – резюмирует директор АМДПР.
Текст amedoro.com