Наследие

Деревянные храмы Вырицы

В предыдущем номере журнала мы рассказали об одном из живописнейших мест под Санкт-Петербургом − поселке Вырица, название которого, по одной из версий, происходит от древнерусского слова «вырей», что в славянской мифологии означает рай. В богатую и интересную историю этого поселка, который с начала XX века, стали называть дачным раем, вплетены судьбы не только многих известных людей, живших здесь и приезжавших сюда, но и замечательных деревянных строений, среди которых особое место занимают храмы Св. ап. Петра и Павла, Казанской иконы Божией Матери и другие духовные центры.

Эта публикация, посвященная храму Казанской иконы Божией Матери, который часто называют деревянным чудом Вырицы, была бы неполной, если бы мы хотя бы коротко не рассказали о других храмах − возведенных здесь и, увы, уже не существующих, а также действующих и ныне. В конце XIX века Царскосельская линия Николаевской железной дороги была продолжена на г. Витебск. Вдоль этой железнодорожной линии возникло множество поселков и деревень, в том числе и пос. Вырица. Земельная площадь нового поселка была поделена на участки, которые продавались желающим для строительства загородных дач. Тогда же было решено выделить земельный участок под постройку храма.

Духовные центры дачного рая

Храм св. ап. Петра и Павла
Храм св. ап. Петра и Павла

Самым первым храмом Вырицы суждено было стать храму Св. ап. Петра и Павла, который был сооружен по проекту архитектора Николая Ивановича Котовича на пожертвования местного населения. Выстроенный в старомосковском стиле, он представлял собой деревянное крестообразное в плане здание, стоящее на высоком фундаменте из валунов, шатровым куполом, высокой колокольней и просторным двусветным церковным залом, вмещавшим до 1500 человек.

Петропавловская церковь. 1910 г.
Петропавловская церковь. 1910 г.

Интересно, что решение о том, что будущий храм будет православным, было принято не сразу. Коренное финское население из близлежащих деревень исповедовало лютеранство и требовало построить кирху. На собрании владельцев земельных участков большинством голосов было решено возвести православный храм, землю для которого безвозмездно выделил помещик Корнилов. Он же пожертвовал земельный участок для создания при храме кладбища. Храм был заложен 10 сентября 1906 года и по завершении всех работ 22 июня 1908 года торжественно освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В память об этом была сооружена и установлена в храме мраморная доска, сохранившаяся и по сей день. В годы сталинских репрессий почти все настоятели Петропавловского храма были отправлены в ссылки, лагеря или мученически окончили свои дни. Закрытый в 1930-е годы и частично разрушенный в годы Великой Отечественной войны храм заново освятили 23 ноября 1952 года. Тогда же по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в храме был установлен ковчежец с мощами святых угодников, судя по всему, привезенный из Рима, о чем свидетельствует грамота при ковчежце. Ковчег-мощевик и чтимый образ Казанской иконы Божией Матери являются главными святынями этой церкви.

Церковь св. прав. Иоанна Кронштадтского
Церковь св. прав. Иоанна Кронштадтского

К храму приписаны церковь Св. прав. Иоанна Кронштадтского в Вырице и часовня в деревне Введенское. Небольшая деревянная церковь Св. прав. Иоанна Кронштадтского в пос. Вырица была построена в течение 2005 года по проекту архитектора Олега Александровича Солунина рядом с Петропавловским храмом. Новопостроенный храм освящен 29 декабря 2005 года. В нем совершаются таинства крещения. Часовня в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы восстановлена в 2007 году по инициативе жителей деревни Введенское на пожертвования благотворителей и при поддержке местных властей. Здание храма сложено из калиброванного бревна.

С середины XIX века земли, на которых сейчас расположена западная часть пос. Вырица, стали владением князей Витгенштейнов − потомков древнего вестфальского рода, представители которого приехали в Россию на службу в XVIII веке. До конца XIX − начала XX века на этих землях был лишь раскинувшийся по обоим берегам реки Оредеж вековой сосновый бор. В 1910 году старший из наследников майората − князь Генрих Федорович Витгенштейн решил распродать часть земель под дачи. Вот так в конце первого десятилетия XX века в районе станции Вырица начал создаваться дачный поселок, получивший название «Княжеская долина». Посреди вековых сосен были выстроены причудливые деревянные дома с башенками, эркерами и мезонинами и обильно украшенные резьбой.

После обустройства района Княжеской долины началась активная застройка примыкавшего к ней с юга лесного района, получившего название «Поселок». Неподалеку от станции Поселок была возведена часовня, сгоревшая в августе 1913 года. Постановлением чрезвычайного общего собрания членов Общества благоустройства на ее месте было решено выстроить церковь-школу. Построенная в 1914−1915 годах по проекту архитектора Мариана Мариановича Перетятковича деревянная церковь-школа в Поселке была освящена в честь Преображения Господня и поначалу приписана к Петропавловскому храму, а позднее обращена в приходскую. В 30-х годах прошлого века храм был закрыт и отдан под клуб. Благочестивые посельчане почти не посещали его, и он пустовал. Здание сохранялось до 1940-х годов и, очевидно, утрачено в годы Великой Отечественной войны. На его месте установлен крест с небольшой каменной Голгофой, напоминающий о том, что здесь возвышался престол и был алтарь храма.

В начале XX века многие монастыри России стремились открыть подворья в Санкт-Петербурге. Подворья давали возможность обителям иметь свое представительство в столице, благодаря чему легче было решать любые вопросы в Святом Синоде и государственных учреждениях. Небогатым монастырям подворья в столице давали определенный доход, иногда сравнимый с доходами самого монастыря. В то же время жители Петербурга имели возможность познакомиться с жизнью обителей, далеко от него расположенных, участвовать в богослужениях, петь в храмах, где поддерживались устав и традиция того или иного монастыря, прочувствовать уклад и особенности жизни в какой-либо дальней или уединенной обители. Так, еще в годы Первой Мировой войны насельницами Успенского Кавказского (Моквинского) женского монастыря Сухумской епархии было решено открыть подворье своей обители в столице. Участок земли в Петрограде стоил дорого, и поэтому их выбор пал на Вырицу, к тому времени перспективное дачное место, обещавшее в ближайшее время стать образцовым городом. Очевидно, выбор этот был подкреплен еще и близостью Вырицы к дворцовым пригородам-резиденциям: Царскому Селу и Павловску.

Участок земли, на котором было устроено подворье, располагался в Заречье, на холмистом берегу реки Оредеж, и ограничивался рекой, а также Саратовской, Московской и Костромской улицами Вырицы. Пожертвован он был монастырю в 1917 году местным землевладельцем Ивановым. Здания, занимаемые подворьем, представляли собой несколько деревянных дачных построек, в одной из которых в 1918 году была освящена домовая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, первоначально открытая как временная.

Подворье Успенского Кавказского монастыря в Вырице просуществовало до 1932 года, когда оно в связи с арестом подвизавшихся здесь сестер и их духовника − иеромонаха Пафнутия (Акиньшина) было закрыто и превращено в приходскую церковь. В 1939 году и ее закрыли, но в 1941−1944 годах открыли, и она снова стала монастырской. Но в 1945 году храм Успения был закрыт окончательно и позже снесен. На участке бывшего монастырского подворья выстроена Вырицкая больница, и лишь вековые сосны, растущие на этой земле, хранят память о некогда бывшей здесь обители…

Петропавловский храм, выстроенный в восточной части Вырицы, отстоял от Княжеской долины на шесть верст, что и послужило основанием для строительства здесь еще одного храма − Казанской иконы Божией Матери, подробный рассказ о котором впереди.

Казанская церковь: предыстория, проект, архитектура

Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Казанской иконы Божией Матери

В 1912 году по инициативе жителей Вырицы было образовано братство во имя Казанской иконы Божией Матери, обратившееся в Святой Синод с ходатайством о разрешении построить в Вырице, в Княжеской Долине, православный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Идейными вдохновителями этого проекта стали протоиерей Порфирий Сергеевич Десницкий и известный лесопромышленник Антип Христофорович Ефремов. Синод благословил учреждение братства, ставшего, по сути дела, строительным комитетом по возведению храма, который решено было соорудить в память 300-летия дома Романовых. Под строительство будущего храма первоначально был определен участок на Ракеевской улице − между проспектами Пильный и Майский. Однако собрание владельцев участков попросило контору князя Витгенштейна изменить это решение и принять более удачное, предусматривавшее отведение под храм четырех смежных участков на пересечении Ракеевской улицы и Магистрального проспекта − в центре Вырицы. По оценочной стоимости новый участок вдвое превосходил ранее предложенный под храм. Члены строительного комитета выразили готовность собрать требуемую сумму, но князь Витгенштейн согласился снизить цену наполовину и лично пожертвовал 700 рублей на святое дело. За счет пожертвований частных лиц − дачников Княжеской долины − была собрана оставшаяся необходимая для покупки участка сумма: 717 рублей. В объявленном братством конкурсе участвовали пять проектов, из которых лучшим был признан совместный проект архитекторов Михаила Витольдовича Красовского и Владимира Петровича Апышкова, строителя моста Петра Великого в Санкт-Петербурге.

Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Казанской иконы Божией Матери

Храм в Княжеской долине, в отличие от многих возводившихся в то время по типовым проектам храмов, решено было выстроить в стиле древнерусских деревянных храмов XVI−XVII веков, обращенных к идеалам Святой Руси. И это было в духе времени. Еще в XVIII веке в Москве и Санкт-Петербурге стали появляться соборы, больше отвечающие требованиям западного католического стиля, нежели православного. Безусловно, эти тенденции больше коснулись каменного строительства, однако и деревянные сооружения претерпели множество изменений. Проекты церквей из дерева стали копировать проекты каменных соборов, отчего те походили на роскошные загородные дома, но никак не на православные храмы. Впрочем, к концу ХIХ − началу XX века русские архитекторы обратили свои взоры к традиционному представлению о деревянном зодчестве, существовавшему еще до прихода западноевропейского классицизма на русские земли. В 1900−1910-х годах идея обращения к истокам древнерусского зодчества, поддержанная императором Николаем, находила воплощение в строительстве не только монастырских построек и храмов, но и административных, общественных и жилых зданий как в Петербурге и окрестностях, так и по всей империи. Воплотилась она и в архитектуре храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице.

Вот что писали Красовский и Апышков в преддверии строительства вырицкого Казанского храма о мотивах, побудивших их обратиться в своем творчестве к истокам Древней Руси: «Наконец строители стали всматриваться туда, куда следует: они стали изучать деревянные церкви нашего Севера, где сохранилось много памятников древнего деревянного строительства, оценили их величаво-спокойную красоту и простоту и стали им подражать в своих произведениях. Вот почему авторы проекта церкви для Вырицы руководствовались как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквях Олонецких и Вологодских, совмещая их одновременно с требованиями нынешней техники».

Торжественная закладка церкви Казанской иконы Божией Матери в Вырице состоялась 14 июля 1913 года (по старому стилю). К осени 1913 года постройка была вчерне завершена, в конце весны 1914-го подняты на звонницу колокола, на купола − кресты, а 26 июля 1914 года храм освятил епископ Гдовский Вениамин. Здание храма напоминало древнерусский скит или уединенную обитель, стоящую в окружении сосен векового соснового бора.

В честь открытия храма патриарх Иерусалимский Дамиан прислал ему в дар икону Воскресения Христова с частицей камня гроба Господня.

Многие жители Вырицы внесли свой вклад в строительство храма. Председатель строительного комитета Платон Яковлевич Мешков преподнес в дар храму серебряный образ Казанской Божией Матери. Обер-прокурор Святого Синода Владимир Карлович Саблер подарил шелковую ручной работы икону святого князя Владимира. Известный промышленник Павел Николаевич Летуновский взял на себя все финансовые расходы по изготовлению иконостаса по проекту Красовского.

Сегодня при внимательном рассмотрении главного иконостаса можно заметить, что по первоначальному замыслу архитектора ему было отведено гораздо меньше места, нежели он занимает сейчас. Дело в том, что раньше этот иконостас находился в церкви Св. Николая Чудотворца при приюте братьев Брусницыных в Санкт-Петербурге, на Косой линии Васильевского острова. Однако церковь, которая была основана в память об известном предпринимателе Николае Брусницыне, в 1922 году закрыли − массовое разграбление храмов с «изъятием церковных ценностей» советские власти оправдывали нехваткой средств на покупку продовольствия в связи с небывалым голодом в стране. И величественный иконостас, который был изготовлен в 1897 году в мастерской Циммермана, из этой церкви перенесли в вырицкий храм. Иконостас представляет собой резную четырехъярусную конструкцию и включает две картины художника Николая Андреевича Кошелева: «Божья Матерь всех скорбящих радостей» и «Благословение детей». И пусть в художественном плане это, вероятно, снизило цельность замысла Красовского и Апышкова − стилизации интерьера вырицкого Казанского храма под Средневековье, зато спасло шедевр церковной культуры XIX века от верной гибели. Прежний двухъярусный иконостас меньших размеров, выполненный по рисунку Красовского, был перенесен в боковой придел Николая Чудотворца.

Советский период: в горниле жестоких испытаний

В январе 1918 года большевики объявили войну Церкви и всем сословиям прежней России. Репрессии в среде духовенства и бывшего царского офицерства, дворянства, купечества побудили многих, не дожидаясь арестов и расправы, уехать из революционного Петрограда в ближайшие окрестности столицы. В Вырицу стали перебираться те горожане, что имели там собственные дома или прежде снимали дачи, в стенах которых и сосредоточилась культурная и общественная жизнь. С окончательным установлением советской власти начались переименования местностей и улиц: Княжеская Долина стала Красной Долиной, одна из частей Вырицы поселком Ленина, другая − поселком Бакунина. Магистральный и Романовский проспекты получили общее название − Коммунальный проспект…

В 1918 году на постоянное жительство в Вырицу переехал протоиерей Порфирий Десницкий. Богослужения в Казанском храме стали проводиться постоянно в течение всего года. В зимнее время протоиререй перенес богослужения из верхнего Казанского храма − в связи с невозможностью натопить его − в нижний, пещерный, устроенный в 1918 году. Но в 1935 году Порфирия Десницкого не стало, и через два года после его кончины храм в Княжеской долине был закрыт. С 1937 года богослужения в нем не совершались, а в 1938-м храм был закрыт и переоборудован под клуб Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осо-авиахима). Иконы, утварь и убранство прихожанам удалось спасти. Чудом не пострадал иконостас, остававшийся неповрежденным в закрытом храме. Не действовала больше и Петропавловская церковь. Последний ее настоятель протоиерей Андрей Корнилов был арестован в Вырице и расстрелян в Ленинграде. Власти разместили в храме военкомат. Таким образом, к 1938 году действующих храмов в Вырице не осталось. Почти все еще служившее открыто в них духовенство было репрессировано.

А в июне 1941-го грянула Великая Отечественная война.

Казанская церковь чудом оказалась не взорвана при отступлении советских войск в августе 1941 года. После нескольких авианалетов германских «Люфтваффе» на станцию и нарушения железнодорожного сообщения с Ленинградом Вырица была занята немецко-фашистскими войсками. Неподалеку, в Сиверской, размещался штаб 18-й армии группы армий «Север», а в самой Вырице стояли вспомогательные и тыловые части, состоявшие из бывших советских военнопленных и союзных немцам румын, которые в большинстве своем были православными. Местные жители воспользовались этим обстоятельством и выхлопотали у немецкого командования разрешение на возобновление богослужений в церкви Казанской иконы Божией Матери. И уже осенью 1941 года в ней стал проводить ежедневные службы протоиерей Владимир Богданов.

В январе 1944 года Вырица была освобождена советскими войсками. Во время боевых действий пострадали колокольня и купол вырицкой Петропавловской церкви (разрушенные в войну, они не восстановлены по сей день), была взорвана одна из стен алтаря храма Казанской иконы Божией Матери (восстановлена в послевоенное время). Вопрос о закрытии храма снова возник после войны, в 1959 году, когда уполномоченный КГБ по Гатчинскому району отдал соответствующее распоряжение. Однако прихожане и жители поселка написали в Президиум Верховного Совета СССР ходатайство о том, чтобы церковь не закрывали, отправились с этим документом в Москву и добились отмены распоряжения.

Преподобный Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий
Преподобный Серафим Вырицкий

Почти два десятилетия (с 1932 по 1949 год) в истории Вырицы связаны с именем преподобного Серафима Вырицкого (в миру Василия Николаевича Муравьева, бывшего успешного купца, торговавшего пушниной во многих зарубежных странах). В Вырицу старец иеросхимонах Серафим, бывший в 1926−1929 годах духовником Александро-Невской лавры, переехал во второй половине 1932 года по настоянию врачей, которые обнаружили у него множество тяжелых заболеваний. Особенно мучили старца Серафима ревматизм и закупорка сосудов ног, и медики рекомендовали ему перебраться из города в лесную зону. В пос. Поповка (Тосненский р-н Ленинградской обл.) у прот. Леонида Богоявленского о. Серафим жил в небольшом, возможно, специально построенном для него в дальнем конце дачного участка домике-келье. Там он провел около двух лет. В 1932 году близкие решают перевезти больного старца в Вырицу − тихое дачное место, климатический курорт. Возвышенная местность, вековой смешанный лес с преобладанием хвойных пород, сухая песчаная почва и целебный воздух − все это должно было благотворно повлиять на здоровье старца.

Свидетельств того, что о. Серафим служил в Вырице в Казанской церкви нет, но он, перехав в Вырицу, жил в ее приходе и числил себя ее прихожанином. Когда началась Великая Отечественная война, старец с первых дней открыто говорил о победе русского оружия. Кроме того, дивный духовный подвиг он нес во время оккупации Вырицы. Подражая преподобному Серафиму Саровскому, он молился о прощении грехов людских и об избавлении России от нашествия иноземцев на камне перед иконой в саду дома 7 по Пильному проспекту.

Скончался преподобный Серафим Вырицкий в начале апреля 1949 года. Многие святыни семьи Муравьевых после кончины старца были переданы в Казанский храм, и именно у его стен праведник обрел место вечного упокоения. Около храма над могилой преподобного Серафима Вырицкого была построена часовня. В 2000 году Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Православной церкви. Множество паломников приезжают в Вырицу поклониться преподобному и получить от него помощь.

Сегодняшний день храма

За годы советской власти здание храма Казанской иконы Божией Матери пришло в упадок и стало нуждаться в восстановлении. Интересно, что в роли спонсоров его реставрации, которая была осуществлена в 2002 году, выступили братья Васильевы − Александр, Сергей и Борис, известные как своим криминальным прошлым, так и весьма благополучным настоящим. Уроженцы Вырицы, они, даже обзаведясь квартирами в лучших районах Петербурга, остались верны малой родине. Кстати, Васильевы подчеркивают, что в Вырице у них нет никакого бизнеса.

Вырицкий казанский храм и сегодня, в XXI веке, остается одним из духовных центров Санкт-Петербургской епархии. Известность этого святого места вышла далеко за пределы епархии, привлекая в Вырицу множество богомольцев.

Усилиями прихожан храм и территория вокруг него постоянно благоустраиваются. По старому оригиналу изготовлены рамы для алтарной части. Написаны иконы евангелистов, а также иконы Блоговещения Пресвятой Богородицы для Царских врат в придел святителя Николая взамен утраченных в годы Великой Отечественной войны. Весной и летом озеленяется храмовая территория. Открыт источник с питьевой водой. При храме действуют две воскресные школы − для взрослых и детей, работают кружки по интересам.

По материалам открытых источников