Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Лесному хозяйству Владимирской области нужны перемены в законодательстве

Департамент лесного хозяйства Владимирской области:
10% лесного ресурса региона не используются из-за отсутствия законодательной базы

Евгений Малышев

Владимирская область по праву гордится своими лесами, воспетыми еще в русских былинах. Власти региона и сейчас делают все необходимое, чтобы сохранить и преумножить это богатейшее наследие. Так, по итогам 2013 года областной департамент лесного хозяйства отчитался о том, что ежегодно в регионе лесов сажают больше, чем вырубают. Лесные запасы - ценный промышленный ресурс. О том, в каком направлении планируется развивать лесопромышленный комплекс области, корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» рассказал и. о. руководителя департамента лесного хозяйства Владимирской области Евгений Малышев.

- Евгений Викторович, какую роль в экономике региона играют лесное хозяйство и лесная промышленность?

- Правительство Владимирской области относит леса к одному из ключевых факторов экономического развития региона. Ежегодный ВРП лесной отрасли составляет около 5 млрд руб. Предпосылки для развития экономики региона в целом создаются за счет стимулирования инвестиционной активности лесопользователей - снижения налоговой нагрузки, применения снижающих коэффициентов при взимании платы за использование лесов.

Кроме того, на уровне региона при решении задачи развития внутреннего рынка лесопродукции поддерживается использование продукции из древесины для строительных нужд, деревянного домостроения, мебельных предприятий, оказывается содействие формированию рынка экологической лесной продукции.

Хочу также напомнить, что лесистость территории Владимирской области составляет 51%, а это имеет исключительное биосферное значение для обеспечения экологической безопасности области.

- Какова доля расходов и доходов бюджета региона от деятельности этого сектора экономики?

- Доля финансирования лесного хозяйства в бюджете региона составляет 1,5% (в том числе из федерального бюджета - 1,3%, из областного - 0,2%). Доля доходов (налоговых и неналоговых платежей) от лесной отрасли в региональный бюджет в этом году ожидается в размере 0,3%.

Финансирование переданных полномочий в области лесных отношений осуществляется в соответствии с государственной программой «Развитие лесного хозяйства в лесном фонде на территории Владимирской области на период 2014-2020 годов».

На текущий год финансирование переданных полномочий в объеме 709,6 млн руб. (из федерального бюджета - 611,5 млн руб., из областного - 98,1 млн руб.) утверждено законом о бюджете Владимирской области на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Финансирование на 1 га площади лесов составляет 485 руб.

Доходы бюджета региона складываются из налоговых, неналоговых платежей и иных поступлений. Департамент является администратором неналогового дохода - платы за использование лесов. В 2014 году ожидаемое поступление дохода в бюджет должно составить 139,7 млн руб., в том числе в областной бюджет - 17,3 млн руб., в федеральный - 122,4 млн руб.

- Назовите основные проблемы, которые приходится решать в сфере лесного хозяйства области.

- Одна из главных - проблема лесоустройства. Земли лесного фонда занимают 1,4 млн га всей площади региона, расчетная лесосека составляет 2,2 млн м3, ежегодное освоение расчетной лесосеки в среднем составляет 70%. В настоящее время лесоустройством пройдено только 60% территории. Финансирование этих работ осуществляется за счет средств федерального бюджета. На лесных участках уже сегодня происходит снижение уровня пользования лесом.

Еще один серьезный вопрос - постановка лесных участков на кадастровый учет. В соответствии с действующим законодательством, с 2015 года предоставление лесных участков в аренду возможно будет только при наличии кадастрового паспорта. Сейчас во Владимирской области на кадастровый учет поставлен 71% земель лесного фонда, но при этом - целыми лесничествами, а в аренду под линейные сооружения зачастую предоставляются части кварталов или выделов. На законодательном уровне пока не обозначено, за счет каких средств будет выполняться раздел участков, ведь полномочия по постановке на кадастровый учет относятся к юрисдикции федеральных органов.

Также определенные сложности создает отсутствие возможности проведения краткосрочных аукционов (сроком до одного года) по заготовке древесины. В этой ситуации перед малым бизнесом во Владимирской области встает проблема дефицита сырья, в результате чего возникает необходимость сокращения производства ввиду нехватки ресурсов либо увеличения экспорта из других регионов. При этом 10% лесного ресурса региона не используется как раз из-за отсутствия необходимых законодательных актов.

Кроме того, могу отметить низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативной технической базы, должного уровня взаимодействия структур федерального и регионального подчинения.

До последнего времени пробел в законодательстве на федеральном уровне создавал и проблемы в сфере воспроизводства лесов. С введением в действие Лесного кодекса РФ в 2007 году полномочия по лесному семеноводству были закреплены за федеральным центром, но механизм их реализации не был определен, вследствие чего регион не мог использовать для заготовки семян средства, выделяемые в виде субвенций из федерального бюджета на воспроизводство лесов. Введенный в действие 12 марта нынешнего года Федеральный закон № 27-Ф3 передал полномочия по лесному семеноводству на уровень субъектов РФ. Безусловно, это решение позволит повысить эффективность работ по созданию объектов лесного семеноводства и ведению их эффективной деятельности, увеличить объемы заготовки семян лесных растений, создать страховой фонд семян, равный трехлетней потребности в семенах.

Могу отметить, что в настоящее время подведомственными учреждениями департамента лесного хозяйства обеспечивается эффективная охрана лесов от пожаров, защита лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок. Грамотное ведение лесного хозяйства способствует повышению продуктивности и улучшению породного состава лесов. Заботясь о завтрашнем дне лесной отрасли региона, образовательное учреждение нашего департамента ежегодно выпускает 90 специалистов лесного хозяйства.

- В каком направлении будет развиваться ЛПК региона, какие шаги планируется предпринять на долгосрочную перспективу?

- Правительство Владимирской области стремится к комплексному решению задач отрасли с увязкой их со смежными отраслями экономики. В первую очередь нам необходимо принять меры, направленные на увеличение объемов производства на основе глубокой переработки древесины с максимальным использованием мелкотоварного, низкосортного и мягколиственного сырья. При этом важно, чтобы заготовка и вывозка древесины выполнялись в полном соответствии с требованиями неистощительного и постоянного лесопользования, охраны природной среды, для чего необходима организация учета заготавливаемой древесины леспользователями. Мы также обращаем внимание участников регионального лесопромышленного комплекса на необходимость обновления выпускаемой продукции с учетом требований рынка, реконструкции, технического перевооружения и строительства новых цехов предприятий ЛПК. И конечно, в сфере внимания всех уровней власти в регионе обеспечение социальной защищенности работников отрасли.

- Какими документами регламентируется развитие лесопромышленного комплекса региона?

- На территории Владимирской области сейчас действуют указ губернатора Владимирской области от 02.06.2009 № 10 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года...», постановление губернатора Владимирской области от 24.09.2013 № 1062 «Об утверждении государственной программы Владимирской области Развитие лесного хозяйства в лесном фонде на территории Владимирской области на период 2014-2020 годов», постановление губернатора Владимирской области от 25.02.2014 № 169 «О порядке отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Владимирской области».

Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства, в 2008 году был разработан Лесной план Владимирской области.

- Оказывает ли областное правительство поддержку инвестиционным проектам в сфере ЛПК?

- Поддержка инвесторам при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов оказывается в виде преференции по уплате арендной платы с применением коэффициента 0,5 на срок окупаемости проекта, также имеются преференции по налогообложению на уровне субъекта.

Могу отметить, что во Владимирской области уже реализован один приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов в южной межмуниципальной зоне ООО «Владимирский ЛПК» - «Строительство лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производства». В северо-восточной межмуниципальной зоне ООО «КовровЛесПром» реализует свой проект «Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины». Кроме того, в 2014 году утверждена заявка на разработку приоритетного инвестиционного проекта ЗАО «Муром»: «Расширение высокотехнологичных производственных мощностей по выпуску фанерной продукции».

Эти проекты реализуются на общей площади 246,6 тыс. га с объемом заготовки древесины 762,0 тыс.м3. При условии успешной реализации всех трех названных проектов в лесозаготовительную и лесоперерабатывающую инфраструктуры области будет инвестировано более 1 млрд руб., будет создано около 1 тыс. рабочих мест.

Беседовала Мария АЛЕКСЕЕВА


Другие статьи рубрики Регион номера: Владимирская область

На землях Владимирo-Суздальского княжества
Лес – главный сырьевой запас Владимирской области
Повысить уровень освоения расчетной лесосеки
Наиболее значимые предприятия ЛПК Владимирской области
Список предприятий ЛПК Владимирской области

Леса земель, овеянных легендами
Владимирская область – лидер лесозаготовки в России
Эффективно использовать лесные ресурсы
Клондайк для инвесторов
Список предприятий ЛПК Владимирской области

Обзоры ЛПК регионов России