Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Материалы

Динамика российского рынка клеевых материалов

Год 2015-й: импортозамещение и оптимизация в условиях нестабильности рынка

Западные санкции и нестабильность курсов валют, безусловно, сказались на российском рынке клеевых материалов: одни предприятия вынужденно сократили объемы производства и штаты сотрудников, другие закрылись или обанкротились. Но есть и такие, которые не потеряли уверенности в своих силах и в кризисной ситуации увидели возможность для развития и роста.

В начале 2015 года компании - производители и поставщики клеев делились с читателями нашего журнала своими планами и давали прогнозы ситуации на рынке с учетом нестабильности экономики России. В течение всего года мы общались с «клеевиками», получая от них и суммируя актуальную информацию о текущем состоянии рынка.

Рынок клеев к началу 2015 года

В 2014 году компании в основном выполнили плановые показатели по объемам продаж и оценивали свою работу за тот период положительно. Однако уже в конце 2014 года производители клеев отмечали сокращение объемов продаж по сравнению с 2013 годом и «проседание» рынков мебели и деревянного домостроения. Наблюдалась тенденция закрытия мелких и средних деревообрабатывающих производств.

Еще до начала кризиса многие зарубежные компании (H. B. Fuller, Jowat, Follmann, Kleiberit, AkzoNobel) открывали дочерние фирмы и собственные склады в России и продавали продукцию конечным потребителям. Несомненным плюсом в развитии бизнеса в конце 2014-го - начале 2015 года была организация некоторыми из выше перечисленных компаний собственных производств клеевых материалов (КМ) в России. Этот шаг позволил несколько приблизить стоимость зарубежной продукции к стоимости отечественной. Например, компания Henkel в течение 17 лет выпускает клеи-расплавы, широко применяемые в изготовлении мебели. Понимая потребности российских мебельщиков в доступных, недорогих расходных материалах зарубежного производства, концерн AkzoNobel больше 10 лет изготавливает КФ-клеи для производства мебели и паркета.

Заблаговременная подготовка иностранных производителей к возможным рискам работы в нашей стране позволила им продолжать деятельность в непростой ситуации на рынке.

Производители КМ выпускают продукцию с учетом запросов потребителей и особенностей производства конкретных предприятий. Компании разрабатывают клеевые составы своих продуктовых линеек, придавая им требуемые технологические и эксплуатационные характеристики. Так работают, например, пермская компания «Эрготек» и московская «Группа ХОМА».

Прогнозы экспертов рынка касательно возможных последствий кризиса в экономике страны основывались на сильном спаде объемов продаж клеевых материалов на рынке. В условиях нестабильности рынка ни у производителя, ни у потребителя не было точного понимания, как работать дальше. Многое зависело от решений, которые принимала компания, планируя свою деятельность, от сплоченности ее коллектива и умения работать в разных условиях.

Оправдались ли прогнозы экспертов?

О том, что ситуация на рынке тяжелая, можно было судить по сократившемуся числу участников отраслевых выставок в течение года. Представители компаний признаются, что уже весной, после корректировки планов работы на год, были урезаны бюджеты на второстепенные расходы, не связанные напрямую с производственной деятельностью.

Оправдались прогнозы «клеевиков», которые заявляли, что рынок постепенно привыкнет к постоянно меняющимся курсам евро и рубля.

На российском рынке с начала года сложилась неоднозначная ситуация. Деревообрабатывающие предприятия заинтересованы, с одной стороны, в высокотехнологичных продуктах, обеспечивающих требуемое качество выпускаемых изделий из древесины, в том числе по экологической безопасности и прочности, а с другой - в оптимизации затрат и сокращении издержек при выпуске продукции. Уделяя все больше внимания пожеланиям потребителей, мебельные предприятия и компании, работающие в сфере деревянного домостроения, искали доступные по цене расходные материалы, к которым относятся клеи, и стали предъявлять к ним дополнительные требования. Предлагая свои КМ, российские и зарубежные компании работали индивидуально с каждым потребителем и при необходимости предлагали «антикризисные» решения. Для сохранения позиций на рынке все большую актуальность стала приобретать разработка экономичных клеевых материалов.

Условия работы на рынке

В третьем квартале минувшего года мы попросили представителей компаний оценить влияние экономической ситуации на рынок клеевых материалов. На продукцию ООО «Эрготек» (российский производитель, выпускающий клеи-расплавы для изготовления мебели) спрос остался высоким. В качестве антикризисного решения в компании велась разработка новых продуктов в соответствии с требованиями конкретных производств (состав должен был быть недорогим и обеспечивать прочное клеевое соединение), что позволило, с одной стороны, удержать клиентов, стремящихся сэкономить деньги на материалах для производства мебели, а с другой - сохранить достойное качество готовой продукции. Компания «Эрготек» оптимизировала производственные процессы, а также усовершенствовала логистические операции на своем предприятии за счет открытия складов в разных регионах страны.

Сотрудники компании «Группа ХОМА», оценивая ситуацию на рынке мебели, отмечают, что производители мебели заняли выжидательную позицию в связи с непредсказуемой экономической ситуацией и сокращением заказов на свои изделия, а также ожиданием стабилизации курса рубля. Если рубль не начнет укрепляться, всем придется повышать цены на продукцию, при производстве которой используется импортное сырье. Результатом станет снижение и без того невысокого спроса на все комплектующие для производства мебели. Либо компании будут вынуждены пожертвовать собственной рентабельностью, привлекая конечных потребителей низкими ценами на свои товары. Только так предприятия смогут наверстать объемы продаж мебели за тот период, когда спроса на продукцию не было или он был низкий. На рынке мебели наступил период низкой ликвидности, который в долгосрочной перспективе приведет к общей переориентации производств.

«За восемь месяцев работы в 2015 году "Группа ХОМА" полностью выполнила планы и достигла намеченных показателей, - рассказывает руководитель отдела промышленной химии компании «Группа ХОМА» Юрий Калинин. - Были разработаны разные сценарии работы в условиях меняющейся ситуации на рынке». В середине сентября 2015 года компания участвовала в международной специализированной выставке «Импортозамещение», которая прошла в Москве, в «Крокус Экспо». На выставке обсуждалась возможность разработки и использования единых норм и стандартов по клеевым материалам для улучшения условий деятельности компаний на рынке.

Стандартизация - процесс небыстрый. Президент Ассоциации производителей клеев и герметиков (АПКГ) Ильяс Хайруллин еще в марте 2015 года в интервью нашему журналу говорил о необходимости принятия этой меры. Эта же тема обсуждалась на конференции «Новые клеи и герметики. Сырьевая база. Импортозамещение», организованной АПКГ 28-29 октября 2015 года, на которую были приглашены представители Ростеста и Росконтроля. По итогам конференции специалисты Ростеста, Росконтроля и участники конференции не пришли к единому мнению относительно того, что именно должно быть сертифицировано и стандартизировано: клеевая (химическая) композиция; изделие, в котором применяется клей; или отвержденный адгезив. Ведь в каждом из названных случаев клею присущи особые технические и химические характеристики.

Отсутствие нормативно-технической документации сильно усложняет работу компаний. Как считают специалисты Росстандарта, одним из необходимых условий создания полноценной технической базы клеев и герметиков является поиск источников финансирования для разработки стандартов, а также создание стандартов, необходимых производителям, за собственный счет (это общемировая практика). Следует выполнить работы по анализу действующих национальных и межгосударственных стандартов на клеи и герметики и сформировать план разработки новых и пересмотра действующих стандартов.

В компании «Сфинкс» (официальном дистрибьюторе Henkel в России) считают, что кризис в экономике страны, с одной стороны, негативно влияет на производство клеевых материалов, мебели и на торговлю ими, с другой стороны, игрокам рынка открываются перспективы работы, появляется стимул для создания новых продуктов. У Henkel есть ряд возможностей, позволяющих не только удержать компанию на плаву в трудные для отрасли времена, но даже иногда увеличивать объемы продаж. Как известно, Henkel представляет на рынке продукты, которые выпускаются на заводах в Германии и России. Возможность изготовления клеевых материалов на собственном заводе в России позволяет подобрать для клиентов подходящие по цене продукты с незначительной зависимостью от курса иностранной валюты, а клеи, произведенные в Германии, дополняют гамму продукции клеевыми материалами премиального сегмента.

Результаты года

Сравнивая кризис 2014-2015 годов с событиями 2008-2009 годов, эксперты компаний-производителей и поставщиков клеевой продукции отмечали его затяжной характер и оценивали его последствия как весьма серьезные. Падение цены на нефть существенно сказалось на работе химической отрасли. Снизился спрос на жилье и мебель. Однако в целом компании завершили уходящий год с положительными результатами. Кому-то удалось не только сохранить клиентов, но и привлечь новых, увеличить продажи продукции, успешно продвинуть свои последние разработки.

Максим Молчанов – региональный руководитель подразделения «Клеевые системы» в России и Казахстане компании AkzoNobel
Максим Молчанов – региональный
руководитель подразделения
«Клеевые системы» в России и
Казахстане компании AkzoNobel

Компания AkzoNobel преодолела кризисный год, по словам специалиста компании AkzoNobel в России Максима Молчанова, настолько хорошо, насколько это было возможно: сохранен штат сотрудников, на российский рынок выведено несколько новых продуктов. Своим основным заказчикам компания предложила эффективные решения по оптимизации производственных затрат. «Планирование бюджета и прогнозирование работы нашей компании на 2015 год мы проводили в середине 2014-го, еще до введения западных санкций и изменения курсов валют на рынке. В марте 2015 года мы пересмотрели планы исходя из новых макроэкономических факторов и ситуации на рынке клееных деревянных изделий в нашей стране. Принятые заранее меры в итоге оказались оправданны. При новом планировании откорректировали затраты, которые напрямую не влияют на нашу деятельность (например, урезан бюджет на выставки и прочие нецелевые программы, представительские расходы). Также благодаря глобальной реорганизации AkzoNobel и структурным изменениям внутри российского подразделения AkzoNobel мы смогли оптимизировать финансовую эффективность отдела клеевого направления», - рассказал Максим Молчанов.

Ни для кого не секрет, что большинство крупных российских производителей сократили объемы потребления клеевых материалов, что стало причиной сокращения объема рынка в целом. Хотя надо отдать должное отдельным компаниям-клиентам, которые увеличили объемы производства даже в этот кризисный год. Для российских производителей мебели и деревянных домов AkzoNobel выпустила три новые системы, обладающие невиданными ранее прочностью и экологичностью: LignuProTM Zero (для производства мебели и паркетной доски); GripProTM Light (для производства многослойных плит и опалубочных щитов); GripProTM Plus (для несущих деревянных конструкций).

Оценивая работу компании в 2015 году, можно отметить, что в России спрос на клеи AkzoNobel для мебели и напольных покрытий вырос. Также сейчас завершается сертификация новой системы GripProTM Plus в ЦНИИСК им. Кучеренко на допуск для изготовления КДК первого класса ответственности.

О новых разработках AkzoNobel уже знают основные производители КДК - специалисты компании проводят плановые аудиты производств в рамках технического сервиса, в заранее согласованные сроки идут испытания по внедрению новых клеевых систем. Слово Максиму Молчанову: «наш технический сервис как инструмент продвижения и коммуникации с рынком лучше, чем выставки и реклама. Кризис 2014-2015 годов более затяжной, чем экономический спад 2008-2009 годов. Первый "эмоциональный шок" у участников рынка прошел. Компании стали осознанно проводить оптимизацию затрат, которая была нашей постоянной заботой в течение всего уходящего года. Для сокращения затрат на фасовку и погрузку-разгрузку продукции в 2015 году мы предложили российским предприятиям клеи в 20-тонных цистернах. Начали поставлять новые клеевые системы с завода AkzoNobel в Сингапуре, стоимость производства и транспортировки морем которых значительно ниже по сравнению со стоимостью доставки клеев из Европы.

Для сокращения издержек клиентам компании было сделано предложение покупки товаров с небольшим сроком хранения (до трех месяцев вместо четырех-шести). Оптимизировав планирование, предприятие успевает полностью израсходовать клей и купить новый, что дает возможность приобрести клеевые системы невысокой стоимости».

Под лозунгом оптимизации прошел весь год и, по мнению г-на Молчанова, следующий год компания будет работать в этом же направлении: «Необходима и целесообразна локализация производства в России. Более десяти лет назад на мощностях ГК "Кроношпан" в г. Егорьевске AkzoNobel стала выпускать клеи для изготовления мебели и паркета. При их производстве используется отечественное сырье. Благодаря отлаженной системе входного и выходного контроля качества сырья проводится постоянное обучение операторов, удается достичь требуемого качества выпускаемой продукции. Клей, который производится на заводе "Кроношпан", идентичен по технологическим характеристикам клею, который изготавливается на нашем заводе в Швеции».

Антон Родионов, продакт-менеджер промышленного отдела компании Kiilto Oy
Антон Родионов, продакт-менеджер промышленного отдела компании Kiilto
Oy

Kiilto Oy. Работу на российском рынке руководство компании оценивает положительно, несмотря на экономическую ситуацию в стране. В сегменте промышленных клеев рост превысил ожидания. «В 2014 и 2015 годах в компании отметили изменение структуры запросов рынка, по некоторым направлениям рынок просел, по некоторым наоборот - очень сильно вырос. Полное понимание ситуации произойдет весной 2016 года. Спрос на клеи Kiilto для изготовления конструкционных изделий из древесины по сравнению с прошлым годом вырос на 20-25%. Возрос запрос на клеевые системы водостойкости D2 и D3. В 2015 году немного ниже, чем в 2014 году, был спрос на клеи-расплавы. Был перевыполнен план и продано продукции больше, чем планировалось», - сказал продакт-менеджер промышленного отдела компании Kiilto Oy Антон Родионов. Специалисты компании посетили все отраслевые мероприятия, которые были запланированы. В 2015 году был сделан упор на организацию презентаций, семинаров и обучения на предприятиях клиентов в регионах. Ежегодно меняются места проведения выставок, в которых компания принимает участие. В течение всего года Kiilto разрабатывала новые клеевые составы по индивидуальным запросам клиентов.

До вступления в силу нового стандарта на КДК (ГОСТ 33122-2014. «Клеи для несущих деревянных конструкций») для склеивания конструкционных балок в основном применялись клеи на основе меламина. Теперь новый ГОСТ позволяет использовать ЭПИ-клеи (ранее официально их было разрешено применять в производстве стеновых ненесущих элементов[3]) и полиуретановые клеи. Названные составы вполне подойдут для изготовления КДК для сегмента частного загородного деревянного домостроения. В конструкциях подобных домов применяются клееные балки небольшой (до 9 м) длины. Клееное изделие, полученное с использованием ЭПИ-клея Kiilto, соответствует всем требованиям нового ГОСТа.

При разработке составов в компании руководствуются принципом разумной необходимости. Зачем расширять номенклатуру? Антон Родионов отмечает, что запросы по разработке составов типа «проще и дешевле» присутствуют на рынке, но: «Важно понимать, что при изготовлении качественных клеев используется качественное сырье, которое не может быть дешевым. Есть затраты на электроэнергию, на работу персонала. Кроме того, без получения прибыли работа предприятия бессмысленна. Удешевлять продукцию можно лишь до определенного предела. Есть граница, переступив которую уже не удастся достичь необходимого качества. Бывает, мы сталкиваемся с тем, что клиент устанавливает потолок цены, ориентируясь на который мы делаем состав, но использование дешевого клея зачастую приводит к браку. И тут теряют и клиент - выпуская бракованную продукцию, - и производитель клея - выпуская материал, который заведомо не соответствует требованиям по качеству. Как минимум это серьезный удар по репутации, а скорее всего - потеря клиентов и своей доли рынка. В конце концов, клеи - не самая большая статья расходов для производителя, допустим, мебели».

Если говорить о возможности импортозамещения в России, то, по мнению г-на Родионова, химическая промышленность была «убита» в Советском Союзе в конце 1980-х - начале 1990-х годов. «Даже если компания производит клеевые составы в России, нужно понимать, что они на 80% состоят из компонентов, производимых на Западе, - говорит он. - Отечественные компании могут выпускать дисперсии, а функциональные добавки для изготовления клеев - нет. Максимум, что могут производить сейчас в РФ, - простые клеи на основе ПВА, ЭВА. Ни ЭПИ, ни клеи на основе полиуретана в России не делают качественно. Кто-то пытается, но качества, сравнимого с западным, нет. Поэтому выбор у конечного покупателя не так уж велик, и все будет зависеть от конкретных потребностей его производства и понимания перспектив».

Николай Кечаев – генеральный директор ООО «Йоват»
Николай Кечаев – генеральный директор ООО «Йоват»

У ООО «Йоват» объемы продаж в 2015 году были меньше, чем в 2014-м. По мнению генерального директора компании «Йоват» Николая Кечаева, «на российском рынке наблюдалось падение спроса на клеи как для мебельной промышленности, так и для деревянного домостроения. У одних предприятий спрос на клей снизился на 20%, у других - на 50%, третьи отметили, что не заметили падения спроса. Последние могут так говорить, потому что изначально были ориентированы на производство продукции эконом-сегмента».

Рассуждая о развитии импортозамещения в нашей стране, в «Йоват» придерживаются мнения, что произвести какой-то дешевый заменитель иностранного клея можно, но его качество не будет соответствовать зарубежным аналогам. Тем не менее, какие-то базовые компоненты химическая промышленность России могла бы производить. В Jowat нет уверенности, что клеи для деревообрабатывающей отрасли российские производители делают на 100% из российского сырья. Если изготавливать клеи из импортных компонентов, то это будет экономически невыгодно. Конкуренты зарубежных клеевых компаний-производителей изготавливают в России клеи из отечественного сырья, но они не соответствует продукту, который привозится из Германии.

Если говорить о новых решениях, то компанией «Йоват» были специально разработаны клеевые составы под запросы клиента - с использованием дешевого сырья (без потери качества). Эти материалы были выпущены с учетом работы на российском рынке в кризисное время.

«В Германии не стремятся к импортозамещению. Для производителей этой страны странно использовать португальский или испанский клей-расплав при изготовлении мебели. Наверное, если подобное все же произойдет, готовое изделие сразу потеряет доверие покупателей», - говорит Николай Кечаев.

Для ООО «Фольманн» прошедший год выдался сложным. Многие производители сократили объемы выпускаемой продукции. Менеджер по продажам ООО «Фольманн» Анна Шкумат считает: «Благодаря слаженной работе коллектива, стабильному качеству продукции, оказанию технической и информационной поддержки постоянным и новым клиентам компания вышла на планируемые показатели и в течение 2015 года сумела увеличить продажи своих клеевых продуктов на российском рынке почти в два раза по сравнению с показателями продаж в 2014 году». Специалисты лаборатории Follmann тщательно отслеживают появление на рынке современных отделочных материалов для деревообработки, которые требуют новых решений в процессах склеивания. В ближайшее время планируется выпуск нового полиолефинового клея для окутывания, использование которого позволит устранить проблемы приклеивания наиболее сложных и капризных материалов и выпускать готовую продукцию с высокой термостабильностью.

Durante & Vivan в 2015 году представила на российском рынке несколько новых клеевых составов, используемых при изготовлении мебели (для облицовывания пластей мебельных фасадов методом мембранно-вакуумного прессования и облицовывания кромок мебельных деталей). «Занимаясь продажей клеев, мы обращаем внимание на условия, в которых они используются. Своим клиентам мы рекомендуем устанавливать в цехах предприятий системы контроля температуры и влажности, что позволяет в несколько раз снизить показатель брака, возникающего при неграмотной организации техпроцесса на производстве», - сказал специалист компании «Тул Лэнд» (официального дистрибьютора итальянской компании Durante & Vivan) Павел Шульга

Евгений Малышевский, руководитель отдела активных продаж компании «Эрготек»
Евгений Малышевский, руководитель отдела активных продаж компании
«Эрготек»

ООО «Эрготек» успешно работало весь 2015 год. Были взлеты и падения, но компания удерживает свои позиции на рынке и движется вперед, развивая новые направления. «В отличие от других игроков рынка, компания отказалась от пересмотра планов по объемам выпускаемой продукции, были созданы новые продукты, чтобы максимально удовлетворить запросы покупателей и достичь запланированных в начале года объемов. Пополнился ассортимент клеев-расплавов для кромкооблицовки в производстве мебели», - рассказал руководитель активных продаж компании «Эрготек» Евгений Малышевский.

Компания «Сфинкс» работает с региональными представителями концерна «Хенкель» на Северо-Западе РФ, а также в других регионах страны. По наблюдениям ведущего менеджера отдела клеевых материалов для мебельной и деревообрабатывающей промышленностей компании «Сфинкс» Алексея Савченко, экономический кризис подстегнул покупательский спрос. Продажи конца 2014 года смотрелись очень солидно даже на фоне докризисного 2013 года. Провал в начале 2015 года, несомненно, заставил многие компании затянуть пояса.

Происходит постепенное смещение спроса от импортных продуктов в сторону отечественных. В первую очередь это связано с тем, что у продуктов, производимых в России, более привлекательные цены, чем у импортируемых товаров, за которые, кроме всего прочего, нужно рассчитываться в валюте. Еще один плюс - более стабильное ценообразование без сильной зависимости от разницы колебания курсов валют. В условиях кризиса удержание цен на уровне 2014 года (до повышения курса валюты) - один из основополагающих факторов закупок. «Нашим конкурентным преимуществом стало то, что в гамме клеевых материалов Henkel все больше марок выпускается на заводе в г. Тосно Ленинградской области. Локализация производства клея позволяет минимизировать транспортную составляющую, заложенную в его стоимость. Продукт выпускается по всем правилам и стандартам немецкого концерна, под полным контролем европейского менеджмента и технологов. На заводе есть собственная лаборатория, в которой выполняется проверка основных характеристик как клеевых материалов, так и готовой продукции для наших клиентов. У нас проверяются вязкость клея, термостойкость готовых изделий, исследуется химический состав клея, выполняется тест на отрыв и т. д.», - рассказал Алексей Савченко. Наличие собственной лаборатории позволяет проводить исследования и быстро получать результаты, что помогает в текущей работе с клиентами. Новинками в 2015 году стали: клей марки Technomelt KS 699 (ненаполненный универсальный клей-расплав, использование которого обеспечивает малый расход и тонкий клеевой шов, его рабочая температура - 160-180 °C) и Aquence KL 548 R (клей на основе ПВА, его класс водостойкости - D3, один из несомненных плюсов - оптимальное соотношение цены и качества). Алексей Савченко уверен, что эти клеевые продукты также найдут свою нишу на высококонкурентном рынке клеевых материалов.

Екатерина МАТЮШЕНКОВА