Партнеры журнала:

Наследие

350 лет назад в России был заложен первый корабль европейского типа

14 ноября 1667 года, на верфи в подмосковном селе Дединово (сейчас - Луховицкого района Московской области) по указу царя Алексея Михайловича было начато строительство первого российского деревянного фрегата «Орел». Корабль предназначался для охраны российских торговых судов на Каспии. Для его строительства использовалась местная, подмосковная, древесина. Водоизмещение «Орла» составляло 250 тонн, длина - около 25 метров.

По поводу юбилея Российское историческое общество еще в начале года организовало выставку, на которой был продемонстрирован макет «Орла» с полным парусным снаряжением.

Поскольку корабль начали строить раньше, чем знаменитый ботик Петра I (который сам Петр называл «дедушкой русского флота»), его можно условно считать «прадедушкой русского флота», а Дединово - родиной российского деревянного кораблестроения. Впрочем, точное происхождение ботика остается неизвестным - он был найден Петром в амбаре в Измайлово; весьма вероятно, что и знаменитый петровский ботик тоже был построен в Дединово примерно в то же время, что и «Орел».

Судьба фрегата «Орел» оказалась печальной: он был достроен в 1669 году и совершил лишь один успешный поход - из Дединово в Астрахань; поход этот занял всю летнюю навигацию 1669 года. В 1670 году корабль был захвачен в Астрахани войском Степана Разина и предположительно сожжен (или, по другим сведениям, разорен и брошен гнить). Несмотря на это, корабль оставил весьма заметный след в истории. Предполагается, что бело-сине-красный российский флаг первоначально был ничем иным, как корабельным флагом «Орла», сделанным по образу и подобию голландского флага (строительство «Орла» происходило под руководством голландского мастера). Кроме того, кораблик на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, предположительно, является стилизованным изображением этого же корабля.

Деревянное кораблестроение как отрасль, требовавшая больших объемов наиболее крупной и высококачественной древесины, оказало огромное влияние на развитие лесного хозяйства как в мире, так и в России. Например, первые лесоохранительные указы петровского времени касались лесов, расположенных вдоль сплавных рек, и деревьев тех пород, которые в первую очередь требовались для кораблестроения. Лесной департамент в России первоначально, в 1798 году, был создан в составе Адмиралтейской коллегии, и только через четыре года переведен в состав Министерства финансов. Первые ставки платы за древесину, заготавливаемую в казенных лесах, были утверждены в 1799 году для конкретных сортиментов, использовавшихся в кораблестроении. Так что строительство фрегата «Орел» стало важным шагом к появлению и развитию не только российского военно-морского флота, но и российского лесного хозяйства.