Экономические меры поддержки бизнеса
Тема поддержки предпринимателей и развития бизнеса в России бесконечной нитью проходит сквозь каждое государственное совещание и затрагивается практически в каждом выпуске экономических новостей. Разрабатываются федеральные и региональные программы поддержки, деньги выделяются, но достичь заданных показателей пока не получается. В поручениях президента говорится о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, а по факту малый и средний бизнес сворачиваются. Что же происходит?
По данным на август этого года, в России в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведет ФНС, зарегистрировано 5,837 млн предприятий, это почти на 100 тыс. меньше показателя августа прошлого года. При этом также сократилось число микропредприятий. Если в феврале сегмент «микро» (компании со штатом менее 15 человек и годовым доходом менее 120 млн руб.) еще показывал рост на 0,3%, то к августу цифра уменьшилась почти на 1%. При этом таких компаний в реестре около 95%.
Остальные два сегмента – малый (до 100 человек и годовой доход до 800 млн руб.) и средний (до 250 человек и до 2 млрд руб.) бизнес, на которые в реестре приходится не более 5%, показывают очень серьезное падение. Так, по состоянию на февраль за год малых предприятий стало меньше на 6,1%, а средних – на 7,3%, а в августе годовое снижение числа малых и средних предприятий составило 11,5 и 12,7% соответственно.
По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова, сокращение числа малых и средних предприятий обусловлено переходом их из малого и среднего масштаба в крупный и исчезновением фирм-однодневок. И если в первую причину еще можно поверить, поскольку незначительная часть предприятий действительно увеличились и перешагнули порог дохода 2 млрд руб., то касательно фирм-однодневок…
Безусловно, хотелось бы, чтобы законодательство было более эффективным и не допускало создание фирм под один контракт или для демпингового вброса. Но, к сожалению, даже предприятия с долгосрочными планами не выдерживают и закрываются, превращаясь в однодневки по обстоятельствам.
Так что же делается, для того чтобы изменить эту печальную динамику?
Начнем с того, что навигатор мер поддержки предпринимательства на сайте Минпромторга содержит записи более чем о 1100 активных программах. Субсидии и льготы для бизнеса, гарантии для кредитных организаций, поддержка инвесторов, приоритетные инвестпроекты, кластеризация. Часть мер распределены по отраслям, другие относятся ко всем видам бизнеса, какие-то к добыче ресурсов, какие-то к обрабатывающим производствам, есть федеральные и региональные меры, финансовые и информационные, и т. д. В общем, меры на любой вкус, цвет и запах, разобраться быстро вряд ли получится, но дорогу осилит идущий, а любой путь начинается с первого шага!
Самый распространенный метод развития компании – это модернизация действующих основных средств предприятия и приобретение нового оборудования. Как провести такую модернизацию или расширение, предприятие решает самостоятельно. Некоторые компании предпочитают не пользоваться заемными средствами и оперируют лишь собственным капиталом. Этот подход требует высококвалифицированных кадров в финансовом менеджменте, но при этом позволяет избегать затрат на выплату процентов по кредитам или лизингу. Также этот выбор означает, что темпы роста предприятия будут сдерживаться уровнем рентабельности и зависеть от рынков, на которых оно представлено. При снижении уровня продаж обновление будет откладываться, а приобретение нового оборудование станет возможным лишь при наличии на счетах предприятия суммы, равной его стоимости.
Другой вариант – инвестиции. Тут трудно определить плюсы и минусы, поскольку инвестиционная деятельность зачастую сильно разнится по условиям. Взаимодействие с инвестиционными компаниями, такими как «АФК-система», или работа с частными инвесторами – это каждый раз уникальный путь для компании. Тут стоит отметить лишь статистику по инвестиционному фону в стране. Частные инвестиции падают, как заявил в июне на ПМЭФ 2019 глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров: «По итогам первого квартала, сальдированный результат (прибыль минус убыток. – Прим. авт.) компаний +49%, а при этом спад инвестиций 1,3%. На счетах компаний на 1 января этого года 28 трлн руб. Вместе со счетами на депозитах граждан это три федеральных бюджета! Но они не инвестируют. Почему? Да потому что инвестиционная деятельность – это деятельность по извлечению прибыли на свой страх и риск, а у бизнеса уже никакого риска не осталось, остался только страх, что, если они добьются успеха, к ним придут и этот бизнес отберут…»
Таким образом, инвестиционный механизм хоть и существует сегодня, привлечение инвестиций в частный сектор потребует очень серьезных усилий, и еще не факт, что найдется достаточно смелый инвестор.
Третий путь – кредитование. Разные программы кредитования бизнеса предлагаются почти в каждом банке. Это кредиты на пополнение оборотных средств со средней ставкой около 11%, кредиты на финансирование деятельности по исполнению государственных и экспортных контрактов с примерно такой же ставкой, на приобретение недвижимости, развитие новых сфер деятельности и другие. Однако получение кредита осложнено довольно серьезными требованиям к получателям и их финансовым показателям.
Наконец, четвертый, наиболее реальный, вариант финансирования развития – лизинг. Основным преимуществом лизинга является его доступность почти для любого бизнеса. Связано это с тем, что у лизинговых компаний, в отличие от банков, отсутствуют законодательно принятые нормативные требования к финансовому состоянию заемщиков, что позволяет проявлять гибкость и учитывать особенности каждого клиента. Кроме того, срок рассмотрения заявки на получение лизинга гораздо короче, чем на получение кредита. Ставки по лизингу зачастую существенно ниже, чем по кредитам. Лизинг не требует дополнительного обеспечения в виде залогов, поскольку предмет сделки остается в собственности лизинговой компании и покрывает все риски. При лизинге можно применять ускоренную амортизацию и снизить налог на прибыль, НДС по лизинговым платежам является возвратным. В общем, сегодня лизинг представляется наиболее подходящим инструментом финансирования развития компании.
Ввиду этого Минпромторг и фонды развития предпринимательства создали ряд программ поддержки, направленных на развитие лизинга.
Основная программа, которую можно выделить сегодня, разработана Фондом развития промышленности (ФРП). Это программа лизинговых займов. Подробно о ней можно прочитать в Стандарте ФРП №СФ-И-53 от 21.09.2018 «Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе "Лизинговые проекты"». Этой федеральной мерой поддержки может воспользоваться любое предприятие, как малое, так и крупное. Сумма займов составляет 5–500 млн руб. при условии минимального общего бюджета лизингового проекта 20 млн рублей.
Программа нацелена на помощь предприятиям при недостатке доступного инвестиционного кредитования, нехватке капитала на затраты по созданию новых производств и их развитию, необходимости проведения НИОКР и приобретения новых технологий, а также модернизации производства для выпуска конкурентоспособной продукции.
Такой заем фонда предоставляется на покрытие от 10 до 90% первоначального взноса, который должен составлять 10–50% стоимости оборудования, но размер займа не должен превышать 27% суммарной стоимости оборудования. При выполнении всех условий процентная ставка предоставления поддержки будет всего 1%.
Согласно условиям, представленным на сайте ФРП, заемщик (заявитель) должен соответствовать следующим требованиям:
• являться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
• являться резидентом Российской Федерации; не являться дочерним хозяйственным обществом юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение в низконалоговой юрисдикции за пределами территории Российской Федерации;
• являться юридическим лицом – коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, получение займов для которого не запрещено действующим законодательством или уставом заявителя;
• не находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения), ликвидации или банкротства на момент подачи заявки и/или получения займа;
• раскрыть структуру собственности, предоставить список аффилированных лиц и сведения о конечных бенефициарах на момент подачи заявки;
• не иметь просроченную задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, задолженность по заработной плате перед работниками, просроченную задолженность перед фондом, зафиксированных фактов несвоевременного выполнения в прошлом обязательств перед фондом, включая обязательства по возврату заемных денежных средств или по предоставлению отчетности о целевом использовании предоставленных денежных средств;
• бенефициарный владелец заявителя не должен быть нерезидентом Российской Федерации, имеющим местонахождение (место жительства) в низконалоговой юрисдикции за пределами территории Российской Федерации.
Стоит отметить, что эта мера поддержки распространяется практически на все обрабатывающие производства, кроме пищевой промышленности, производства напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, ядерного топлива, а также на полиграфические предприятия.
В программе участвуют всего 33 лизинговые компании, прошедшие аккредитацию. Также для получения займа предприятия должны пройти ряд экспертиз для оценки обоснованности приобретения оборудования, финансово-экономической эффективности проекта, финансовой и юридической состоятельности.
Проводится строгий отбор заемщиков на предмет полного соответствия целому ряду параметров, и не каждый проект может получить заемные средства под 1%. И для того, чтобы соответствовать всем параметрам, для участия в программе предприятиям необходимо провести целый ряд подготовительных работ и сформировать установленный пакет документов.
Сама по себе такая мера поддержки могла бы стать хорошим драйвером для модернизации и расширения производств, но, из-за непонимания требований, выдвигаемых ФРП, компании зачастую не могут получить лизинговый заем.
Действует еще целый ряд мер поддержки бизнеса, таких как предоставление льгот, субсидий и займов на выплаты процентов по кредитам и договорам финансовой аренды (лизингу), разобраться с которыми не всегда просто. Одни меры напрямую поддерживают промышленность, другие направлены на компенсацию, что позволяет лизинговым и кредитным организациям предоставлять бизнесу сниженные ставки, третьи и вовсе предполагают выделение лизинговым компаниям субсидий на обеспечение развития промышленности. Разобраться, может ли предприятие получить поддержку по какой-либо программе ФРП, РФРП, Минпромторга и другим, какие лизинговые компании аккредитованы для участия в программах, как пройти все необходимые проверки и оценки, подготовить полный пакет необходимых документов – не всегда просто. Тут уместно воспользоваться помощью специализированных организаций.
Несомненно, уменьшение числа предпринимателей в стране ничего хорошего не предвещает, однако нет худа без добра. Снижение конкуренции позволяет расправить плечи и найти новые рынки, также меньше конкуренция среди организаций, претендующих на государственную поддержку. Ну а любые дефолты рано или поздно прекращаются.
В реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрированы 22 тысячи предприятий с основным видом экономической деятельности по ОКВЭД «02 лесоводство и лесозаготовки» и 37 тысяч предприятий с главным кодом ОКВЭД «16 обработка древесины». Это 0,4 и 0,7% общего числа предприятий соответственно.
Текст Кирилл Веревочкин, руководитель проекта GREENindustry